Научная статья на тему 'СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ВЫПУСК ТОВАРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпаков Александр Федорович

Анализируется регулирование срока проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля в таможенных кодексах Российской Федерации, Таможенного и Евразийского экономического союзов. Оценены основания для продления и приостановления срока проведения таможенной экспертизы, а также влияние таможенной экспертизы на увеличение срока совершения таможенной операции «выпуск товара».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERM OF THE CUSTOMS EXAMINATION

The regulation of the examination period during the customs control in the customs codes of the Russian Federation, the Customs Union and Eurasian Economic Union is analyzed. The reasons for the renewal and suspension of the term of the customs examination, as well as the impact of customs examination on the extending the customs operation “release of goods” are evaluated.

Текст научной работы на тему «СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

УДК 339.543

DOI 10.24866/1815-0683/2021-4/22-35 А. Ф. КОЛПАКОВ*

Срок проведения таможенной экспертизы

Анализируется регулирование срока проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля в таможенных кодексах Российской Федерации, Таможенного и Евразийского экономического союзов. Оценены основания для продления и приостановления срока проведения таможенной экспертизы, а также влияние таможенной экспертизы на увеличение срока совершения таможенной операции «выпуск товара».

Ключевые слова: таможенная экспертиза, срок проведения таможенной экспертизы, выпуск товара.

A.F. KOLPAKOV

The Term of the Customs Examination

The regulation of the examination period during the customs control in the customs codes of the Russian Federation, the Customs Union and Eurasian Economic Union is analyzed. The reasons for the renewal and suspension of the term of the customs examination, as well as the impact of customs examination on the extending the customs operation "release of goods" are evaluated.

Keywords: customs examination, term of customs examination, release of goods.

КОЛПАКОВ Александр Федорович кандидат химических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. Kolpakov.alexandr2011@yandex.ru.

KOLPAKOV A. F. - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs Operations, Customs Control and Customs Tools.

Перемещение товара через таможенную границу контролируется таможенными органами в целях проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) норм и правил в сфере таможенного регулирования. Таможенный контроль за перемещением товаров проводится с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

таможенного контроля. К числу мер Таможенный кодекс Евразийского экономического союза относит таможенную экспертизу, т. е. «исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний, для решения задач, возложенных на таможенные органы»1.

В истории современной России экспертиза при проведении таможенного контроля регулировалась Таможенными кодексами Российской Федерации (ТК РФ), вступившими в силу в 1993 и 2004 гг. После создания Таможенного союза, реорганизованного впоследствии в Евразийский экономический союз, назначение и проведение таможенной экспертизы (ТЭ) стало осуществляться сначала в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а потом в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

В каждый таможенный кодекс вносились определенные изменения, касающиеся регулирования таможенной экспертизы. Обзор некоторых изменений нашел отражение в ряде публикаций [1-3; 5].

К числу параметров таможенной экспертизы, имеющих большое значение для субъектов таможенной экспертизы, прежде всего для декларантов, ранее практически не рассмотренных в научных публикациях, следует отнести срок проведения таможенной экспертизы.

Назначение ТЭ должностными лицами таможенных органов предусматривает, что она должна быть выполнена в течение определенного срока, поскольку на основании ее результатов таможенные органы в течение определенного времени принимают юридически значимые решения и (или) совершают определенные действия в отношении участников ВЭД и (или) товаров, перемещаемых или перемещенных через таможенную границу. Установленный срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться или приостанавливаться при наличии объективных оснований.

Срок проведения таможенной экспертизы является одним из критериев оценки эффективности деятельности экспертных подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС России), и его увеличение может негативно сказываться на показателях, т. к. может повлечь увеличение срока выпуска товара таможенными органами. Увеличение срока проведения ТЭ при условии, что товар не может быть выпущен до получения результатов ТЭ, может привести к незапланированному росту финансовых затрат декларанта на оплату услуг по временному хранению товара. Если же товар выпускается до получения результатов ТЭ, то только при представлении декларантом обеспечения исполнения обязанности по оплате

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

таможенных платежей, что также предполагает материальные издержки участника ВЭД в связи с изъятием части его финансовых средств из оборота.

Научные публикации, оценивающие негативные последствия длительных сроков проведения таможенных экспертиз, немногочисленны: в статье С. А. Манукян, Б. Д. Кацило дан анализ проблем, возникающих при этом у декларанта [6], П. И. Токарев объясняет причины больших сроков проведения таможенных экспертиз экспертными подразделениями ФТС России [7].

О необходимости сокращения сроков проведения экспертиз говорится в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года2: «Развитие таможенной службы Российской Федерации в части экспертно-криминалистической деятельности необходимо проводить в направлении создания максимального соответствия экспертных возможностей потребностям таможенных органов в специальных знаниях и в направлении сокращения времени на производство таможенных экспертиз, что будет способствовать ускорению перемещения товаров через таможенную границу Союза».

Цель статьи - проанализировать хронологию регулирования срока проведения экспертиз, назначаемых таможенными органами при проведении таможенного контроля, в ТК РФ, ТК ТС, ТК ЕАЭС.

Таможенный кодекс РФ (ТК РФ-1993) не содержал нормы, регулирующей срок проведения экспертизы3. Такая норма впервые появилась в приказе Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 25.06.1993 № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых Коллегией по вопросу "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России"»4: «сроки производства экспертиз, назначенных таможенными органами России, устанавливаются руководителем таможенной лаборатории5 (структурного подразделения) в пределах 20 дней». Срок производства экспертизы устанавливался после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно

2 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.

3 Таможенный кодекс РФ (1993 г.) не использовал термин «таможенная экспертиза».

4 В настоящее время приказ утратил силу.

5 Система экспертных подразделений таможенных органов Российской Федерации в процессе своего развития на начальном этапе состояла из таможенных лабораторий, которые впоследствии были реорганизованы в экспертно-криминалистические службы в составе региональных таможенных управлений. В настоящее время экспертные подразделения ФТС России - это Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) и 10 его региональных филиалов - экспертно-криминалистических служб (ЭКС). Официальный сайт секи. customs.gov.ru [4].

было продолжаться не более 5 дней. Когда экспертиза не могла быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения (таможенной лаборатории) ставил об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливал по согласованию с ним дополнительный срок. При направлении таможенному органу, назначившему экспертизу, ходатайства о представлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливалось со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.

Анализируя положение данной нормы приказа, можно заключить, что она, по всей видимости, явилась основанием для появления в ТК ТС, а в последствии и в ТК ЕАЭС положения о 20-дневном сроке проведения таможенной экспертизы.

В приложении к приказу ГТК России № 264 содержится форма Поручения о назначении экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, но указание срока проведения экспертизы в ней не предусмотрено. Нет такого указания и в принятом позже приказе ГТК России от 27.12.2001 № 1251 «Об утверждении Инструкции о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований». Это подтверждает, что срок проведения экспертизы в то время устанавливался не таможенным органом, назначающим экспертизу, а руководителем таможенного экспертного подразделения, проводящего экспертизу.

Во вступившем в силу с 1 января 2004 г. Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ-2004) произошли изменения в регулировании сроков проведения экспертиз, назначаемых в процессе таможенного контроля. Определялось, что в постановлении о назначении экспертизы при проведении таможенного контроля должностное лицо таможенного органа указывает срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган. В п. 4 ст. 378 указанного кодекса устанавливались предельные сроки проведения экспертиз, которые не должны были превышать:

- сроки временного хранения (2 мес.), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

- 6 мес., если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

- один год в иных случаях.

Принятый в развитие положений ТК РФ-2004 приказ ГТК России от 27.10.2003 № 1202 «Об утверждении нормативно-методических документов по проведению экспертиз в таможенных целях» определял, что

«срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (пункты 3, 4 ст. 378 ТК РФ)6; причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или по согласованию с руководителем ЭКП ГТК России7».

Срок проведения экспертизы исчислялся со дня, следующего за днем поступления материалов в ЭКП ГТК России, и истекал в день направления заключения эксперта должностному лицу, назначившему экспертизу. Если экспертиза в процессе таможенного контроля не могла быть выполнена в срок, назначенный постановлением должностного лица таможенного органа, то руководитель ЭКП ГТК России ходатайствовал о его продлении в пределах сроков, установленных в п. 4 ст. 378 ТК РФ-2004.

Таким образом, ТК РФ-2004 относил ранее принадлежащие начальнику таможенной лаборатории полномочия по установлению срока проведения экспертиз, назначаемых в процессе таможенного контроля, к компетенции должностного лица таможенного органа, назначающего экспертизу, сохраняя при этом определенную регулирующую роль руководителя таможенного экспертного подразделения, которому поручается проведение экспертизы.

Для оценки уровня трудоемкости исследований при проведении экспертиз впоследствии был издан приказ ФТС России от 30.07.2010 № 1427 «Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз и методических рекомендаций», который определял для 11 видов экспертиз затраты времени на производство одной экспертизы в часах в зависимости от категории ее сложности. Предусматривалось 4 категории сложности экспертиз на основании следующих признаков:

- многообъектность (более 3 объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);

- множественность поставленных вопросов (свыше 3 вопросов, требующих проведения исследований);

- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении экспериментов для решения конкретных экспертных задач;

6 Оговорка, касающаяся таможенного контроля, объясняется тем, что данный приказ также определял порядок назначения экспертиз при производстве административных расследований по делам об административных правонарушениях и при предварительных расследованиях по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. В этих случаях срок проведения экспертизы устанавливается другими нормативными правовыми актами.

7 ЭКП ГТК России - экспертно-криминалистические подразделения Государственного таможенного комитета России, которые включали в себя в то время Главную таможенную лабораторию (ГТЛ), несколько региональных таможенных лабораторий (РТЛ), в составе которых были выносные отделы (отделения), расположенные в зонах деятельности крупных таможен.

- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;

- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;

- необходимость выезда на место осмотра объектов, находящихся вне территории Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России8 и его филиалов, либо проведения исследования на базе других учреждений.

Для примера, утвержденные затраты времени на проведение одной товароведческой экспертизы промышленных (непродовольственных) товаров для разных категорий сложности составляют 20, 40, 64 и 96 часов, соответственно.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) содержал главу, определяющую порядок назначения и проведения таможенной экспертизы9, в которой была ст. 138, в соответствии с которой срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта в таможенный орган указывался в решении о назначении таможенной экспертизы. В ст. 139 ТК ТС было определено, что «срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза».

Отметим, что первоначальная редакция ТК ТС, до вступления его в силу, предусматривала, что «срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству», т. е. категорично определялся срок, который не мог быть меньше и больше 20 дней. Корректировку этой нормы ввели в апреле 2010 г.10, установив, что 20 рабочих дней является предельным сроком проведения таможенной экспертизы, который в определенных случаях может как продлеваться, так и приостанавливаться.

Статья 139 ТК ТС определяла, что «срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза», а также что «срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов до их предоставления».

8 ЦЭКТУ в 2002 г. было создано при реорганизации ГТЛ ГТК России.

9 ТК ТС впервые ввел в оборот легитимный термин «таможенная экспертиза».

10 ТК ТС вступил в силу 01.07.2010.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) дополнял данную норму ТК ТС: «срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней». О выявленных несоответствиях уведомлялся таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, и в случае их неустранения в указанный срок экспертиза не выполнялась.

Первоначальная версия этой нормы, которая до вступления в силу ТК ТС была изменена, имела совершенно другое содержание: «срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или лица, его замещающего, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, и уведомлением таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу». Данная редакция ТК ТС, которая так и не вступила в силу, определяла не только порядок продления срока проведения таможенной экспертизы, но и предельный срок такого продления.

При сравнении рассматриваемых редакций ТК ТС видно, что вступившая в силу версия отнесла полномочия по регулированию порядка продления срока проведения таможенной экспертизы на уровень национального законодательства государств - членов Союза.

Согласно ч. 3 ст. 172 ФЗ № 311, «срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный ст. 139 ТК ТС, может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с ФЗ № 311 выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы». Одним из таких случаев является ситуация, когда таможенная экспертиза назначается в отношении товара, к которому при его перемещении через таможенную границу могут применяться запреты или ограничения, и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение. В указанном случае таможенная экспертиза должна быть исполнена в сроки, не превышающие десятидневный срок выпуска товаров в соответствии с п. 4 ст. 196 ТК ТС. В остальных случаях максимальный срок проведения таможенной экспертизы с учетом возможности его продления сверх 20 рабочих дней ни таможенным законодательством Таможенного союза, ни ФЗ № 311 не был предусмотрен.

В настоящее время срок проведения таможенной экспертизы установлен ст. 390 ТК ЕАЭС, и так же, как в ТК ТС, он не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов и документов для проведения таможенной экспертизы.

В случае невозможности завершения таможенной экспертизы в указанный срок он может продлеваться в соответствии с законодательством государств-членов. Такая же норма содержалась в ТК ТС. Из чего можно заключить, что таможенные кодексы (ТК ЕАЭС и ТК ТС) не устанавливали предельные сроки проведения таможенной экспертизы, относя это к полномочиям национальных законодательных актов государств - членов Евразийского (Таможенного) союза.

Материалы (объекты для исследования) и документы, доставленные в таможенное экспертное подразделение, поступают в распоряжение таможенного эксперта, как правило, по истечении одного-двух дней с момента доставки их в ЭКС или выносное подразделение ЭКС. Этот период включает в себя проверку делопроизводителем представленных материалов и документов на предмет их соответствия перечню, указанному в сопроводительном письме, правильности их оформления, соответствие упаковки доставленных на экспертизу материалов для исследования определенным требованиям, в том числе наличие средств таможенной идентификации на транспортной упаковке, обеспечивающей невозможность несанкционированного доступа к материалам. Далее документы поступают в распоряжение начальника экспертного подразделения, который в срок не более 3 дней изучает решение о назначении таможенной экспертизы, определяет объем предстоящего исследования и на этом основании определяет11:

- исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы;

- срок производства таможенной экспертизы в соответствии со ст. 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы.

В случае невозможности завершения таможенной экспертизы в 20-дневный срок он может быть продлен в соответствии со ст. 335 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ФЗ № 289) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на срок, необходимый для проведения таможенной экспертизы, но не более чем на 4 месяца со дня принятия решения о продлении срока проведения таможенной экспертизы. Для продления срока проведения таможенной экспертизы начальник ЭКС или выносного подразделения ЭКС, проводящего таможенную экспертизу,

11 Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы: приказ ФТС России от 16.01.2019 № 34.

направляет начальнику ЦЭКТУ или лицу, уполномоченному им, ходатайство с указанием причин и необходимого срока продления проведения таможенной экспертизы. К основаниям возможного продления срока проведения таможенной экспертизы, указанным в приказе Минфина России от 25.11.2019 № 200н12, относятся «случаи проведения таможенным экспертом исследования четырех и более проб и (или) образцов товаров или исследования трех и более таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации товаров и документов, если такое исследование требует применения трех и более методов исследования».

О продлении срока проведения таможенной экспертизы с указанием причин такого продления и даты окончания срока проведения таможенной экспертизы уведомляется таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, и декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, ставших объектом экспертных исследований.

Анализируя положения приказа Минфина России, можно заключить, что продлить срок проведения таможенной экспертизы можно только в случае, если назначенная экспертиза является многообъектной или требует применения нескольких методов исследования.

Отсчет истечения срока продления проведения таможенной экспертизы начинается с момента принятия такого решения, которое может состояться в любой момент 20-дневного срока, предусмотренного для проведения таможенной экспертизы. Решение о ходатайстве перед руководством о необходимости продления срока проведения таможенной экспертизы таможенный эксперт может принять в момент получения материалов для исследования, когда определит их количество. Количество требуемых методов исследования для ответа на поставленные вопросы, а именно, что их будет три или более, может быть выявлено как перед началом проведения исследований, так и в процессе исследования, если будет установлено, что результаты запланированных методов исследования не позволяют получить ответы на все вопросы.

Порядок продления срока проведения таможенной экспертизы определен приказом ФТС России от 07.02.2019 № 20413.

Вопросы о законности продления срока проведения таможенной экспертизы являлись предметом судебных разбирательств. Например,

12 Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы: приказ Минфина России от 25.11.2019 № 200н.

13 Об утверждении Порядка продления срока проведения таможенной экспертизы, Порядка уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о продлении срока проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления сроков проведения таможенной экспертизы: приказ ФТС России от 07.02.2019 № 204.

в период действия ТК ТС постановлением ФАС Уральского округа от 27.09.2011 № Ф09-5710/11 по делу № А60-67/2011 «отклонен довод общества о нарушении 20-дневного срока проведения таможенной экспертизы, предусмотренного ч. 2 ст. 139 ТК ТС, поскольку само по себе превышение указанного срока проведения экспертизы не свидетельствует о незаконности ее проведения».

ТК ЕАЭС совместно с ФЗ № 289 определяют, что срок проведения таможенной экспертизы может быть приостановлен при наличии ходатайства таможенного эксперта перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров, письменного запроса экспертного подразделения ЦЭКТУ в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, об уточнении вопросов, поставленных в решении о назначении таможенной экспертизы. Министерство финансов РФ своим приказом14 устанавливает, что срок проведения таможенной экспертизы, также может приостанавливаться однократно в случаях временной нетрудоспособности или служебной командировки таможенного эксперта, в производстве которого находится таможенная экспертиза.

Во всех указанных случаях проведение таможенной экспертизы приостанавливается на срок не более 10 рабочих дней. Порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы определяется приказом ФТС России от 07.02.2019 № 204.

Назначение экспертизы при проведении таможенного контроля до выпуска товара и сроки ее проведения могут повлиять на увеличение срока выпуска товара таможенными органами15.

ТК ЕАЭС16 допускает два варианта выпуска товаров при проведении таможенной экспертизы:

- выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы;

- выпуск товаров после получения результатов таможенной экспертизы.

Рассмотрим эти варианты на примере ТК ЕАЭС, поскольку в этом кодексе они изложены более детально по сравнению с ТК ТС.

Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной

14 Об установлении случаев приостановления срока проведения таможенной экспертизы: приказ Минфина России от 13.05.2019 № 68н.

15 Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

16 Аналогичная норма содержалась в ТК ТС.

декларации. Допускается продление этого срока при проведении таможенного контроля и при наличии оснований, предусмотренных кодексом, максимум до 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации таможенной декларации.

Свыше 10 рабочих дней сроки выпуска могут быть продлены, например, на основании п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС в случае назначения таможенной экспертизы, для завершения которой требуется срок более длительный, чем 10-дневный, установленный п. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС. Основанием для назначения таможенной экспертизы является система управления рисками (СУР) таможенных органов, применение которой позволяет минимизировать вероятность наступления событий, связанных с несоблюдением участниками ВЭД международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. Например, если при проведении таможенного контроля СУР выявит вероятность недостоверного указания в декларации на товары (ДТ) характеристик товара, влияющих на уменьшение рассчитанных таможенных платежей, то вариантом минимизации рисков будет назначение таможенной экспертизы в целях установления реальных характеристик товара. Если ТЭ является многообъектной или требуется проводить трудоемкие исследования, то срок проведения таможенной экспертизы с письменного разрешения начальника таможенного органа и с указанием причин такого продления может быть увеличен на срок, не превышающий 4 месяцев со дня принятия решения о продлении17. По существу, срок проведения таможенной экспертизы, а соответственно, и срок выпуска товара продлеваются до окончания предельного срока временного хранения товара, который в соответствии со ст. 101 ТК ЕАЭС составляет 4 месяца.

В этом случае выпуск товаров осуществляется после получения результатов таможенной экспертизы. Такой вариант приводит к увеличению издержек декларанта за оплату услуг владельца склада временного хранения (СВХ), поскольку товары до выпуска (т. е. до окончания таможенной экспертизы) должны находиться на временном хранении.

Выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные платежи в размере, исчисленном в ДТ, и представлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Размер этого обеспечения складывается как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам

17 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Ч. 6, ст. 335.

таможенной экспертизы. Такая сумма определяется исходя из стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. Например, подана ДТ на партию обуви из искусственной кожи, и по результату проверки с помощью СУР рекомендовано назначение таможенной экспертизы в связи с тем, что это может быть партия обуви из натуральной кожи. В этом случае ДТ будет выпущена до получения результатов таможенной экспертизы, если декларант оплатит таможенные платежи и налоги, рассчитанные для обуви из искусственной кожи, и представит таможенному органу обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, равное разнице в таможенных платежах, налогах, рассчитанных для партии обуви из натуральной кожи с учетом увеличения ее таможенной стоимости и ставки таможенной пошлины, и уже оплаченных таможенных платежей для обуви из искусственной кожи. Сумма обеспечения до выпуска товара должна быть переведена декларантом на депозитный счет таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, где будет находиться до получения результатов таможенной экспертизы. Если результаты исследований таможенного эксперта подтвердят соответствие характеристик перемещаемого товара информации, содержащейся в 31 графе ДТ, в данном случае что обувь изготовлена из искусственной кожи, как заявлено в ДТ, то сумма обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов будет возвращена декларанту. В противном случае эта сумма будет переведена на счет таможенного органа в Федеральном казначействе как доплата таможенных платежей вследствие изменения классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

Аналогичная норма, определяющая порядок выпуска товара до получения результатов экспертизы, содержалась в ст. 198 ТК ТС: «В случае, если таможенные органы принимают решение о необходимости проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения такой экспертизы».

Анализ регулирования срока проведения таможенной экспертизы таможенными кодексами, действующими на территории Российской Федерации, показали существенные изменения этой нормы в процессе развития нормативных правовых актов в области таможенного дела. Если в ТК

РФ-1993 срок проведения экспертизы не устанавливался, а определялся подзаконным актом, то в дальнейшем это стало исключительно компетенцией принятых в последствии таможенных кодексов. Необходимо отметить, что такой параметр, как предельно допустимый срок проведения таможенной экспертизы, по истечении 25 лет с момента принятия первого Таможенного кодекса России впервые определен законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Этот срок в 4 месяца является довольно длительным. Например, Экспертно-криминалистическая служба - филиал ЦЭКТУ г. Владивосток выполняет таможенные экспертизы в среднем за 11 рабочих дней. Необходимость в продлении срока проведения экспертиз сверх 20 рабочих дней возникает очень редко и только в случае, когда количество представленных объектов для исследования по одной экспертизе превышает несколько сотен.

ТК ЕАЭС урегулировал практически все вопросы назначения и проведения таможенной экспертизы. В развитии положений ТК ЕАЭС в Российской Федерации принят федеральный закон о таможенном регулировании и подзаконные акты в виде приказов Министерства финансов РФ и ФТС России, содержащие нормы регулирования таможенной экспертизы. Но в течение длительного периода времени с момента начала действия ТК ЕАЭС оставался неурегулированным вопрос о регламентации отбора проб/образцов товаров при назначении таможенной экспертизы в соответствии с положениями нового Кодекса. В настоящее время такой приказ вступил в силу18.

Список литературы

1. Колпаков А. Ф. Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 40-46.

2. Колпаков А. Ф. О развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы по таможенной экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 67-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колпаков А. Ф. Таможенная экспертиза в Евразийском экономическом союзе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 1. С. 47-59.

4. Колпаков А. Ф. Экспертиза при проведении таможенного контроля: учеб. пособие. Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014. 158 с.

5. Колпаков А. Ф. Законодательные новеллы о таможенной экспертизе // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 1. С. 40-43.

18 Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы: приказ ФТС России от 07.05.2021 № 384.

6. Манукян С. А., Кацило Б. Д. Эффективные направления сокращения срока проведения таможенной экспертизы // Маркетинг и логистика. 2019. № 2. С. 38-43.

7. Токарев П. И. Проблемы в области назначения, производства и применения результатов таможенной экспертизы // Прокурорский надзор за исполнением законов о производстве таможенных экспертиз: сб. материалов круглого стола (Москва, 28 мая 2019 г.) / под общ. ред. Т. А. Дикановой; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 10-21.

© Колпаков А. Ф., 2021 © Ко1ракоу А. Б., 2021

Для цитирования:

Колпаков А. Ф. Срок проведения таможенной экспертизы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 4(97). С. 22-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.