Научная статья на тему 'К вопросу о национально-культурном региональном компоненте в иноязычном информационном пространстве'

К вопросу о национально-культурном региональном компоненте в иноязычном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о национально-культурном региональном компоненте в иноязычном информационном пространстве»

Базовые характеристики общечеловеческого, универсального культурообразующего значения концепта переплетаются с приметами эталона личности. «Нравственная мера всех без исключения народов при оценке идеала, эталона личности совпадает: это общественная активность и мудрость, справедливость и духовная любовь. И как отклонение от нравственной меры опять же у всех народов отмечены эгоизм и неразумный альтруизм, ненависть и раболепство, общая угодливость»1.

Формирование лингвокультуры как языковой культуры всего человечества, которая отвечает за проводимость общечеловеческих ценностных концептов, — задача всех носителей лингвокультуры, особенно тех, кто находится в зоне высочайшей ответственности по созданию интегративного идейно-концептуального ценностного поля лингвокульту-ры, т. е. авторов законодательных документов, газетных, журнальных и телевизионных текстов и, конечно, авторов художественных текстов, наиболее плотных с точки зрения способности к метафоризации, категоризации и концептуализации действительности.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). М., 1995. С 113.

И. В. Новикова,

доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук

К вопросу о национально-культурном региональном компоненте в иноязычном информационном пространстве

В связи с интенсивным развитием международных связей во всех сферах жизнедеятельности все более актуальным становится знание иностранных языков. Иностранный язык постепенно становится фактором, влияющим на социально-экономический, научно-технический и общекультурный прогресс общества.

В законе «Об образовании» Российской Федерации (ст. 14) сказано, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в

Единое информационное пространство финно-угорских регионов ... 207

современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности». Современные дети находятся под огромным влиянием СМИ и Интернета, а интерес к западной культуре сводится к музыке, мультфильмам, ток-шоу и т. д. Побывав за границей, учащиеся гордятся своими поездками (хотя многие не бывали в городах родной страны!), и главным мотивом изучения иностранного языка становится желание общаться со сверстниками из других стран. Вследствие этого влияния авторитет собственной страны и родного города отходит на второй план. Учащиеся идеализируют мир иноязычной культуры, так как получают лишь положительную информацию, а условия жизни в родной стране часто приносят разочарование. Поэтому целью учителя иностранного языка является постоянное обращение к достижениям и успехам нашей родины наряду с изучением опыта стран иноязычной культуры, что позволит воспитывать языковую компетенцию, а также любовь к родной стране.

Современную жизнь нельзя представить без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, края, малой родины. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой.

Таким образом, важным компонентом в общем образовании, формировании всесторонне развитой, гармоничной личности является национально-культурный региональный компонент. В это понятие входят, с одной стороны, фоновые знания изучаемого языка, с другой — навыки и умения речевого и неречевого поведения. Обе составляющие включают вербальный компонент, который состоит из вербально-этикетного и ритуально-этикетного компонента.

Реализация национально-культурного регионального компонента требует привлечения большого количества дополнительного материала, поиск и обработка которого представляют основную трудность, так как аутентичных материалов регионального содержания на иностранном языке

недостаточно. Большую помощь в этом оказывают различные интернет-сайты и поисковые сервера, которые интересны не только для тех, кто изучает иностранные языки, но и для тех, кто желает расширить свой кругозор: www.online.ru, www.euroseek.net,www.medialingua.ru/www/wwwsearc.htm, http: //www.studyfrench.ru, http: //www.uz-translations.ru и др. Материалы интернет-сайтов обеспечивают реальный выход на иную культуру и ее носителей, что особенно актуально в наши дни.

О. В. Радзецкая,

доцент Московской государственной классической академии им. Маймонида, кандидат культурологии

Процессы интеграции этнической музыкальной культуры в контексте единого информационного пространства финно-угорских регионов

Особенности формирования и развития финно-угорской культуры связаны с ее уникальной региональной структурой. Яркая индивидуальность финно-угорских музыкальных миров несет в себе мощный интеграционный заряд. Причудливая игра глобального и локального уровней приводит к взаимному транслированию духовных смысловых категорий. В них музыкальный потенциал этнических сообществ интегрируется с универсальными системами культуры.

Музыкальная культура финно-угорских автономий — это история региональных этнических союзов. В них рождается квинтэссенция локального своеобразного с универсальным профессиональным, отражающая богатство тенденций и направлений, по которым шло развитие финно-угорской музыки. Тесно связанная с народно-песенным творчеством, она смело расширила творческие горизонты в разнообразии жанровых проявлений, утвердила новую модель сознания, направленную на формирование этнического музыкального образа в реалиях единого информационного пространства финно-угорского мира.

Динамический тонус финно-угорской региональной культуры основывается на разнообразных формах диалогического восприятия, открывающего уникальные и специфические стороны локальных музыкальных ценностей. Они складываются из соприкосновения и взаимообогащения культур этнических сообществ, находящихся в едином пространственном измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.