инновация как парадигма современной культуры*
18 июня 2013 г. на базе кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева по инициативе заведующего кафедрой профессора И. Л. Сиротиной состоялся круглый стол, посвященный инновациям в культуре, науке, образовании и других сферах жизни общества. С приветствием к участникам дискуссии обратился ректор С. М. Вдовин. Собравшиеся начали обсуждение проблем с вопроса о необходимости инноваций и нововведений в человеческой жизни, далее перешли к вопросу об особенностях их появления и распространения, а также рассмотрели пути и способы, которыми инновации «пронизывают» человеческую жизнь и деятельность. Затем каждый ученый обратился к предмету своего научного интереса. Сквозь призму инновационности выступавшие рассмотрели городское пространство, книжность, идентичность, монументализм, культуротворчество, теорию перевода. Были представлены доклады об инновациях в лингвокультурологии, изобразительном искусстве, дизайне, рекламе, туризме, вузовском преподавании, обучении иностранным языкам. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с некоторыми из них.
INNOVATION AS A MODERN CULTURE PARADIGM
The Round Table discussion was held on June 18, 2013 at the conference hall of the National Culture Institute of Ogarev Mordovia State University. It was organized by the Design and Advertising Department within the framework of the current project carried out with the support of the Russian Foundation for the Humanities. The discussion was attended by scientists representing different humanitarian ideas.
S. M. Vdovin, the rector of the University, noted in his complimentary speech for the participants of the Round Table discussion that the interest to innovations in different forms and methods of their realization is an attribute of current times. In response to the social practices demands, national humanitarian knowledge has a critical need for the research of innovations as a special type of cultural practices rapidly changing tempo, rhythm and speed of modern socio-cultural dynamics.
The round-table was opened by the Chairman, the head of the Design and Advertising Department Professor I. L. Sirotina. She stated that the models of innovations have been constantly becoming more complicated at different stages of the innovation science development; the number of factors taken into account during the study of innovation processes has also increased. Thus, there are a lot of perspectives for the analysis of innovations that make this cultural phenomenon extremely complex and multifaceted.
The panelists turned to the subject of their scientific interests. Through the prism of innovativeness the speakers reviewed the urban space, the book-learning, identity, monumentalism, culture creativity. Reports were made on innovations in linguistics, design, advertising, tourism, high school teaching, foreign languages learning.
Гуманитарная среда вуза как показатель инновационности образовательной культуры
Е. А. Мартынова, заведующий кафедрой философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, доктор философских наук, профессор, [email protected]
Приоритетная задача вуза заключается в предоставлении современного образования, однако новые условия постоянно выдвигают новые требования, ставят новые задачи. Считаем, что гуманитарная модернизация образования - это создание в вузе единой социокультурной системы, фундаментом которой
является не только сумма знаний, но и особое ментальное состояние выпускника. Она предполагает воспитание студентов нового поколения, обладающих профессиональными и общекультурными компетенциями, научным мировоззрением, нравственностью и гражданской позицией, креативностью и социаль-
* Материалы круглого стола подготовлены при поддержке гранта РГНФ. Проект № 12-33-01048.
ной активностью. Исследователи по-разному идентифицируют модель этой системы; нас заинтересовало понятие «гуманитарная среда вуза», поскольку решение обозначенных задач зависит не только от содержания образования, применяемых инновационных и традиционных технологий обучения и воспитания, но и от внешних факторов, формирующих среду функционирования вузовского коллектива.
Исследование среды функционирования вуза с различных точек зрения проводилось и проводится в рамках ряда наук: философии, этики, педагогики, психологии, социологии, экологии и т. д. Однако проблема теоретико-методологических основ формирования среды высшего учебного заведения в современных социально-экономических условиях является одной из малоразработанных и недостаточно изученных социально-педагогических явлений не только в науке, но и практике высшей школы.
Постараемся обозначить первоочередные задачи, связанные с решением проблемы.
1. Определить структуру понятия. Думается, что в контексте поставленной задачи целесообразно вести речь об общевузовской среде, включающей все направления деятельности конкретной педагогической системы, о социокультурной среде как части общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на социально-культурной инфраструктуре вуза и гуманитарной среде как части социо-
культурной среды, отвечающей за получение мировоззренческого гуманитарного знания, за формирование гуманистических ценностей личности.
2. Выделить предпосылки функционирования гуманитарной среды как самостоятельного феномена:
- повышение значимости общей культуры и личностных качеств в ходе формирования современного специалиста;
- влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее профессиональное образование;
- расширение гуманитарной составляющей в канве высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира и роли человека в нем.
3. Определить содержание понятия «гуманитарная среда». Существует ряд точек зрения по этому поводу, и наиболее интересные мысли высказывают В. Л. Кургузов, Л. Е. Сараскина, Р М. Петрунева и другие ученые.
Учитывая их мнения, определим гуманитарную среду вуза - во-первых, как пространство в пределах вуза, которое определенная педагогическая система создает с целью становления духовных, нравственных и культурных качеств личности обучаемого; во-вторых, как комплекс культурных, морально-правовых, социальных мер, обеспечивающих высокий уровень гуманитарной культуры субъектов в результате их взаимодействия в процессе реализации целей и задач образовательного процесса.
Медиаобразование - инновационный вектор современной гуманитаристики
Л. А. Поелуева, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, [email protected]
Чувство надвигающейся опасности, исходящей от опутавших планету «информационных сетей», движет сегодня многими исследователями гуманитарной сферы. Особое значение приобретает коммуникативистика - наука о гуманитарных стратегиях информационно-коммуникационного будущего человечества. Общей темой здесь становится понимание того, что на смену репрессивным аппаратам национальных государств пришло более изощренное изобретение социально-политического контроля масс - «великая Империя», основу которой составляют средства массовой информации (массмедиа).
Пользователи массмедиа в большинстве случаев не осознают того, что их жестоко эксплуатируют, так как подчиненность новым
структурам уже встроена в их «свободное» мировосприятие. Не находя опоры в окружающем мире, современный человек ищет ее в мире виртуальностей, конструируя из воображаемых элементов реальные модели поведения и тем самым воспроизводя Империю - «детище паразитической современной власти».
Медиатизация социокультурной жизни в масштабах всей планеты требует от общества, во-первых, компетентного понимания характера деятельности СМИ, а во-вторых, овладения специфическими измерительными техниками, позволяющими оценить влияние массмедиа на судьбу человечества. Отсюда актуальной задачей российской коммуникативистики мы считаем широкое распространение медийной
грамотности через внедрение программ медиаобразования во все сегменты российского общества. Медиаобразование ставит целью формирование у аудитории, особенно детской и молодежной, критического отношения к медиа. Это позволит хотя бы отчасти обеспечить «экологию разума» (Г. Бейтсон), обратив общественное сознание к анализу связей между медиа, культурой и обществом, глобализацией и социальными преобразованиями. Показа-
тельно, что новой тенденцией в коммуникати-вистике становится исследование роли СМИ в системе медиаобразования. Речь идет о двух взаимодействующих планах: собственно педагогическом - в рамках дошкольных, школьных и вузовских программ, и журналистском -предполагающем переориентирование СМИ на просветительско-воспитательную парадигму на основе понимания ими своей гуманистической миссии в мире.
Личная идентичность — традиция или инновация?
Н. И. Воронина, заведующий кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор философских наук, профессор,
Сегодня человек как никогда ранее склонен задумываться над своим «Я». Структура идентичности породила первоначальный принцип существования как события. Философия, опираясь на традиции, трактует осознание себя как придание своему существованию смысла и повод к его продолжению и развитию. Иными словами, осмыслить себя - значит придать своему «Я» такую ценностность, которая позволит начать общение с миром.
Этническая идентичность - часть социальной идентичности личности. Именно она сегодня так волнует национальные сообщества, долгое время не имевшие возможности свободно раскрывать свои этнические чувства, говорить на своем языке, проявлять религиозность и т. п. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный и аффективный. Через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, под которой мы понимаем сово-
купность знаний и представлений человека о своем месте и роли как члена социальной или этнической группы, о своих способностях и деловых качествах. В то же время проблеме самоидентификации сопутствует «образ мира», через который в каждом акте восприятия участвует опыт познания и жизнедеятельности субъекта, далеко выходящий за пределы наличной ситуации.
Целый ряд мыслителей и художников России переживали и переживают действительность «на свой лад», идентифицируя себя с эпохой, со временем как факт культурно-антропологический, создавая в творчестве «сгусток культурно-исторического воздуха» (Г. С. Кнабе). Тем не менее, к человеку невозможно применить формулу тождества, потому что именно в точке несовпадения с собой и творится идентичность, создается подлинное «Я». Поэтому так интересна и важна проблема личной идентичности, или идентичность «Я» в лицах, в контексте инновационного контекста российской культуры.
Книжность в пространстве информационных инноваций
Г. М. Агеева, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, [email protected]
Вступление человечества в новую эру, порожденную техническим прогрессом и развитием экономики, сопровождается вытеснением традиционных книжных ценностей. Книжность эволюционирует вместе с обществом, которое ее создает. Одновременно социум испытывает на себе книжное влияние, интенсивность которого в разные периоды времени различна. Ключевое содержание книжности меняется в зависимости от акту-
альности смыслов, претендующих на роль ее идейной платформы.
С другой стороны, всемирная сеть Интернет с ее стремительностью, безграничной коммуникацией, демократизмом, богатой выразительной палитрой предоставила дополнительные возможности для развития книжности. Социальные сети, тематические сообщества и персональные блоги, связанные с книжностью и памятью, сегодня чрезвычай-
но популярны. Ведение сетевых дневников рассматривается не как набор технологий, а как особая философия общения между их создателями и читателями. Поэтому то, что в дискуссиях на этом уровне находит отражение книжная тема, не может не радовать.
В онлайн-дневниках присутствуют впечатления и оценки прочитанного, предпринимаются попытки соизмерить свою жизнь с масштабами книжного влияния, объяснить те или иные повороты судьбы воздействием литературных произведений, осмыслить статус книги в обществе в разные годы. Ряду авторов свойственна рефлексивная и глубоко аргументированная оценка явлений книжного мира, желание расставить акценты и обозначить приоритеты. Наряду с положительным, отмечается и отрицательное влияние книги на человека. Реконструкция впечатлений не хаотична, а подчиняется идее непрерывного, хронологически стройного, внутренне цельного и логичного процесса (присутствует сюжетообразующая концепция, как в литературном произведении).
В любом случае этот новейший уровень претворения книжности заслуживает сегодня самого пристального внимания.
Книжные образы формируют оценочную шкалу. Из многих срезов бытия, в той или иной мере касающихся книг, их использова-
ния, складывается единый свод, именуемый книжностью. Если отойти от противопоставления бумажных и электронных носителей, а определить книжность как неотъемлемую составляющую духовной жизни индивида и общества, выражающуюся в совокупности представлений, установок, мнений, оценок, культурных проявлений, прямо или косвенно связанных с книгой, то в инновационном развитии средств информации можно увидеть массу положительного и перспективного.
Книга в любом виде - явление и памятник культуры, носитель и выразитель ее идей и смыслов, своеобразный барометр состояния, средство познания и совершенствования. Литературовед и философ М. Н. Эпштейн в эссе «О виртуальной словесности» дает такой прогноз: «Среди российских традиций, которые обретут второе дыхание в электронных сетях, будет и "литературоцентризм” - вопреки всем недальновидным прогнозам о его вокончине».
Можно размышлять и о других проявлениях книжности в век цифровых инноваций. Однако как смена бумажного формата на электронный не отдалила от книги читающие слои, так и книжность в совокупности значений не исчезнет, пока у человека сохранится потребность в самопознании и духовном развитии.
Инновационные подходы к переводу Священного Писания: проблематика и перспективы
А. В. Лебедев, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, [email protected]
Современные переводческие тенденции в области библейских переводов в значительной степени отражают герменевтические направления. Если традиционный метод перевода (формальными эквивалентами) в основном базировался на оригинальном тексте, то многие современные переводы преследуют другую цель - максимально приспособить, контексту-ализировать Библию в современной культуре, ответить на запросы современного читателя. В связи с этим появляется и новый критерий качества перевода, который, по мнению Ю. Найды, определяется по «"эквивалентности воздействия” текста на слушателей». Еще одним существенным отличием традиционной библейской переводческой парадигмы является обязательное для ортодоксального подхода погружение в культурное пространство древнего мира, в то время как новые переводы делают знакомство с особенностями исходной культуры необязательным.
Возрастающая контекстуализация при переводе Священного Писания ставит проблему субъективности осмысления текста, который некогда считался сакральным, потенциально неизменным. Примеры подобной необъективности содержатся в Новом Международном переводе ^^), частично заимствующем принципы динамической эквивалентности. Несмотря на то, что N1^ не настолько радикален, как “CottonPateh”, перевод неоднократно подвергался критике. В своей работе «Точность перевода и Новая Международная Версия» Р. Мартин составляет целый список неточностей и противоречий, допущенных переводчиками из-за предвзятой позиции по отношению к некоторым богословским вопросам.
Неоднозначно оценивают контексту-ализацию и отечественные библеисты. Так, А. С. Десницкий в своей статье «Форма - значение - истолкование: размышление о библейском переводе» приводит цитату
М. Л. Гаспарова, утверждающего, что «нужно иметь очень много самоуверенности, чтобы воображать, будто мы можем представить себе ощущения современников подлинника, и еще больше - чтобы вообразить, будто мы можем вызвать их у своих читателей. Современники Эсхила воспринимали его стихи только со сцены, с песней и пляской, - этого мы не передадим никаким переводом». А. С. Десницкий также не соглашается с ориентацией современных теорий на реципиента перевода, полагая, что задачей переводчика является максимально возможная
передача всех оттенков смысла, а «ответственность за правильное понимание текста и его верное применение на нем не лежит».
Таким образом, можно утверждать, что использование метода контекстуализации при переводе вполне адекватно в узких конфессиональных и культурных рамках, но совершенно неприемлемо при создании единого национального общехристианского перевода. Для этого просто необходимо оставить видимые неясности и двусмысленности оригинального текста, позволяя ему говорить самому за себя.
«новая мудрость» Габриэля Марселя и инновационные процессы нашего времени
Н. Л. Новикова, заведующий кафедрой иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор философских наук, профессор, [email protected]
Характерной особенностью нашей повседневности, «трансформирующей переживание человеком самого себя, выступает всеобъемлющая пронизанность современной жизни техникой» (А. Ю. Шеманов). Закономерностью научно-технического прогресса являются инновационные технологии, охватывающие различные стороны социально-культурной сферы. Теперь мы говорим об инновационном обществе, характеризующемся технологическими инновациями и инновационной культурой, создаем инновационные центры, разрабатываем инновационную систему высшей школы, рассуждаем об инновационной активности фирм, хвалим инновационных менеджеров, способствующих продвижению инновационных процессов. Все это реалии нашего времени. Почему тогда Б. Карлофф называет данное явление «созидательным разрушением» («Деловая стратегия»), да и другие ученые бьют тревогу, доказывая, что инновации как акт человеческого творчества несут в себе элемент деструкции?
Об опасных последствиях научно-технического прогресса предупреждал и один из основателей экзистенциализма, крупнейший религиозный мыслитель прошлого столетия, философ, писатель, драматург Габриэль Марсель. Не собираясь впадать в «упрямую подозрительность по отношению к науке и технике», в книге «К трагической мудрости и за ее пределы» он пытается объяснить, что наука и техника сами по себе не могут наделить нашу жизнь смыслом, поэтому надеяться на «собственную мудрость» чисто научного и технического прогресса не следует.
Поскольку реально мыслить и действовать может лишь индивид, столь важно, считает ученый, обретение человеком и человечеством
новой мудрости, которая должна впитать в себя все ценное из мудрости прошлых веков для решения «жгучих вопросов». При этом человеку, рассуждает мыслитель в своем философском сочинении «Бытие и обладание», необходимо прорваться из «сферы обладания», где он охвачен «потоком опасностей, тревог и разных техник», к «самому бытию», а Бытие -«то, что не может обмануть».
Мудрость человека, уверен Г. Марсель, начинается «с отречения от Эго, Я, как она должна определяться сегодня», и лишь освободившись от эгоцентризма, поясняет философ, человек способен на истинно духовную коммуникацию с другими людьми, именно тогда он открыт и нетленным общечеловеческим ценностям. При этом, вводя в работе «Бог и причинность» понятие «великодушной щедрости» (gёnёшsitё), Г. Марсель показывает, что «обнаружение и признание милосердно-сти мысли, направляющей осуществление материального дара», очень важно, поскольку «эта мысль и есть по истине само бытие, сам субъект. Неким образом он одаривает нас самим собой».
Таким образом, «в этой перспективе, -заключает ученый, - может проясниться, что истинная мудрость нашего века, века абсолютной необеспеченности» в том, чтобы «с необходимым благоразумием, пуститься по тропам, ведущим за пределы нашего времени», в новый, пока неведомый мир человеческого бытия. Ведь «мир объективности», представленный прежде всего наукой и «ускоряющимся, гиперболическим развитием техники», пагубной «механизацией мысли» («Метафизический дневник»), наряду с хозяйством, политикой и институтами оказался сосредоточием хищнических устремлений и действий
человека, утратившего свою сущность перед лицом «искусственной среды» социального бытия. Но, предупреждает философ, «на какие бы технические усовершенствования ни оказалось способным общество, оно всегда будет лишь квазиличностью, псевдосубъектом». Обсуждая самые различные проекты
возрождения мудрости индивида перед лицом неуправляемого научно-технического прогресса и инновационного развития общества, Г. Марсель глубоко убежден, что субъектом действия и познания способен быть лишь человек, главным для которого становится поиск своего Я, своей неповторимой духовности.
Традиции и инновации в постмодернистской ситуации
И. В. Тремаскина, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
С начала XX в. термин «постмодернизм» все чаще применяется для обозначения инновационных процессов, происходящих в экономической, политической, технологической сферах жизни общества, а также новаций, возникающих в философии, литературоведении, искусствознании и т. д.
Анализируя отношение постмодернизма к традиции и инновациям, Т. Х. Керимов утверждает, что постмодернизм может быть понят в плане социальной прагматики как «выражение новой ситуации, в которой общество и культура пытаются обнаружить продуктивные связи традиции и инновации, сохранения и обновления социальных форм». Он говорит о возникновении мотивов открытия инновации внутри традиции, «которая была бы формой воспроизведения социального опыта и включения традиции (точнее, разных традиций) в длящийся диалог культур, социальных общностей, художественных, научных направлений, религиозных движений».
С конца 60-х гг. XX в. в социологии стало встречаться понятие «постмодернистское общество». Так, американский социолог А. Этциони в книге «Активное общество. Теория социальных и политических процессов» утверждает, что постмодернистская эпоха начинается после 1945 г. и приносит с собой альтернативный выбор: либо стремительное и неудержимое развитие технологий, опирающихся главным образом на критерии их эффективности и на ценности господства-подчинения, либо новые ценностные ориентиры, открывающие перспективу «активного общества».
Одни ученые (Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс) рассматривают «постмодерни-зированное общество» как качественно новое образование, не имеющее аналогов в прежней истории человечества, тогда как другие
(Э. Гидденс, Ю. Хабермас) - указывают на преемственность развития общества, полагая, что «увеличение информации в современном мире представляет собой лишь количественные изменения и ничего принципиально не меняет ни в сущности человека, ни в устройстве культуры и общества». Э. Гидденс полемизирует с теми, кто считает, что современное общество - это постмодернистское или другое «пост-», определяя современную эпоху радикализированным или универсализированным модерном. Такое общество характеризуется следующими чертами: возросшая во много раз скорость изменения социальных процессов (особенно скорость изменения технологий), втягивание социально и информационно различных районов мира во взаимодействие друг с другом, что в конечном счете вылилось в процесс глобализации, наконец, изменение внутренней природы современных институтов.
Ситуация постмодернизма рассматривается и как эпоха, целиком определяемая техно-наукой (techno-science). Понятие, введенное Ф. Лиотаром, точно определяет техно-научный характер условий постмодернизма. Ту же мысль высказывает З. К. Уруз-бакиева в своей научной работе, посвященной соотношению инноваций и традиций в постмодернистской культуре. Она замечает, что эта проблема актуальна для всех сфер нашей жизни, в чем и проявляется культу-рогенез - «зарождение новых культурных форм, которое осуществляется не только в контексте и в диалоге со старым, но (в новой ситуации) - с привлечением старого, использованием его в новых условиях и ином контексте». Таким образом, постмодернистская ситуация - сосуществование традиций и инноваций, заставляющее индивида задуматься, оценить, а главное - переосмыслить современную культуру и свою жизнь.
Инновации как условие развития Республики Мордовия
М. А. Шорохова, доцент кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских наук, [email protected]
Приоритетом развития Республики Мордовия на ближайшие годы является создание конкурентоспособной экономики, основанной на инновационных технологиях. В условиях отсутствия в республике экспортируемого сырья только инновационное развитие может позволить достичь высоких темпов экономического роста и, как следствие, достойного качества жизни населения. Достижение поставленной цели возможно лишь в результате планомерного государственного регулирования инновационной деятельности в регионе, которое успешно осуществляется в Мордовии.
Однако, несмотря на успехи в инновационной деятельности республики, существует ряд проблем, сдерживающих развитие инновационной активности. В частности, быстрому росту инновационных производств препятствуют недостаточное количество высококвалифицированных кадров, устаревшее оборудование, не позволяющее освоить новые технологии, недостаточная развитость инфраструктуры, отсутствие у менеджмента опыта формирования и руководства инновационными проектами и ряд других.
Для создания благоприятных для инновационной деятельности условий необходимо развивать систему поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе через бизнес-инкубаторы и венчурные фонды; способствовать развитию технопарка как центра инновационной активности, развивать кадровый потенциал, в том числе путем подготовки и переподготовки кадров в сфере инноваций; развивать производственные кластеры; создавать условия для повышения инновационной активности, в том числе через кооперацию учреждений науки и образования с предприятиями реального сектора экономики; поддерживать инновационную активность предприятий; разработать правовые акты, стимулирующие
инновационную деятельность в различных сферах.
Перечисленные меры позволят устранить существующие негативные факторы и обеспечить оптимальное развитие региональной инновационной системы Мордовии.
Нельзя не отметить, что меры, принимаемые руководством республики в данном направлении, уже привели к существенным результатам. Принятие ряда республиканских законодательных актов, предоставляющих различные, в том числе налоговые, льготы для предприятий, выпускающих инновационную продукцию, стимулировали инвестиционную активность в регионе. Немало способствуют инвестиционной деятельности созданные в Республике Мордовия Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, Фонд смешанных инвестиций, Инжи-ниринго-консалтинговый центр, Инновационно-технологический центр, Бизнес-инкубатор, Торгово-промышленная палата. В результате принимаемых мер Мордовия стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов и по многим ключевым параметрам входит в группу лидеров регионов Приволжского федерального округа. Поэтому закономерно, что Республика Мордовия вошла в Ассоциацию инновационных регионов России в числе восьми субъектов РФ, где создана благоприятная правовая, экономическая, социальная и творческая среда для внедрения инноваций.
Итак, можно сделать вывод, что только при наличии грамотной государственной политики в области инноваций можно эффективно модернизировать экономику. Особо эффективной такая политика становится в отдельных регионах, где инновационные предприятия группируются вокруг технопарка и образуют территориально-производственные кластеры, как в Республике Мордовия.
Инновационное развитие в культурно-информационном пространстве финно-угорских народов
А. А. Панягин, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
Финно-угорский мир - это пространство постоянного культурного взаимодействия. При этом если традиционные этнокультурные ценности привязаны друг к другу и воспроизводятся в пространственных границах, территориях компактного проживания финно-угорских и других народов, то современные транскультурные образцы пересекают любые пространственные рамки благодаря инновационным технологиям.
Цель большинства существующих на данный момент проектов, поддерживающих развитие и взаимодействие народов финно-угорского мира, - содействие распространению и практическому применению инновационных моделей этнокультурного развития финно-угорских народов.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, являющийся по статусу инновационным образовательным учреждением, способствует развитию научных, образовательных и культурных связей в финно-угорском мире. В связи с этим особую актуальность приобретают разработка и осуществление инновационных проектов в рамках приоритетного направления развития университета, отражающих динамику социокультурного развития финно-угорской этнической общности.
Особенная роль в подготовке национальных инновационных проектов в рамках университета принадлежит Институту национальной культуры, Историко-социологическому институту и филологическому факультету. Учеными этих структурных подразделений накоплен определенный опыт в изучении этнокультурного пространства финно-угорских народов, вместе с тем новейшие коммуникационные технологии призваны сделать данную работу более эффективной, поскольку финно-угорское сообщество нуждается в оперативном и свободном обмене информацией. Финно-угорским народам необходим выход в мировое информационное пространство с целью свободного и прямого доступа к ценностям мировой культуры и цивилизации, представления своих культур.
Однако существуют проблемы, касающиеся интеграции финно-угорской культуры в информационную систему общества. Обозначим самые важные.
1. Недостаточный информационный потенциал СМИ на языках финно-угорских народов, негативное влияние на развитие которого оказывает отсутствие квалифицированных журналистов - представителей этих национальностей; слабость инфраструктуры во многих регионах, а также отсутствие средств на техническое совершенствование.
2. Несмотря на то, что на территории России существуют национальные диаспоры, теле- и радиокомпании, вещающие на финно-угорских языках, ведут свои трансляции в пределах одного региона с компактным проживанием данной языковой группы.
3. Реализуемые масштабные национальные проекты не всегда становятся достоянием широкой общественности, а ведь именно они дают мощный импульс развитию СМИ, популяризации языка и национальной культуры.
4. При наличии достаточного количества исследований ученых нашего вуза по проблемам духовного возрождения финно-угорских народов (которое невозможно без сохранения их самобытной культуры), поле деятельности еше широко открыто и неисчерпаемо.
5. Низкий уровень информационной насыщенности регионального компонента на практических занятих со студентами в вузе.
6. При всем богатстве и разнообразии культурного наследия финно-угорских народов в Интернете недостаточно аудио- и видеоматериалов с образцами музыкальной классики, фольклорной и современной музыки, произведений литературы и искусства финно-угорских деятелей культуры.
Обобщая вышесказанное, отметим, что при разработке инновационных проектов важно учитывать этнокультурную составляющую. Это будет способствовать развитию этнокультурной идентификации личности, причем приоритетное значение должно придаваться родному языку, так как именно язык этноса представляет собой своеобразный генофонд этнической культуры. Научный потенциал должен быть направлен прежде всего на внедрение в практику иновационных проектов с этнокультурным компонентом, моделирование этнокультурной образовательной среды в вузе и усвоение этнокультурного опыта в учебном процессе.
Инновационные процессы в публичном пространстве современного города
И. Л. Сиротина, заведующий кафедрой дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор философских наук,
профессор, [email protected],
Ю. В. Кузнецова, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских наук, [email protected]
Символическое наполнение городского пространства пробуждает человека к его «чтению», т. е. к креативной деятельности. Российские же города сегодня теряют существующие и не создают новых креативных пространств. В нынешних конкурентных условиях очевидно, что без атмосферы творчества - без того, что будит и развивает в человеке воображение, никакие инновации невозможны. В последние десятилетия развитие городов происходило за счет инвестиций в коммерческую и жилую недвижимость. В результате самые лучшие территории теперь заняты офисами и крупными торгово-развлекательными комплексами. На первый взгляд, характерная для них стеклянная и ангарная архитектура, частое использование стилей хай-тек и лофт должны делать городскую среду современной, стильной, но в действительности это далеко не так. Торговые центры не добавляют новых форм жизни, зато крадут силу сложившейся среды, размывают историческое ядро городов, напрямую конкурируют с ним, а часто и подавляют, оставляя для креативной деятельности горожан практически единственную форму -потребление. Такое положение дел привело к исключению из городских территорий публичных пространств - мест, организованных под проявления индивидуальности, творчество, обмен идеями, любую свободную коммуникацию людей.
Говоря о создании современного креативного пространства, не могу не привести весьма актуальное высказывание М. Гнедов-ского: «Одной из особенностей интерпретации
творческих индустрий в России является то, что в качестве потенциальных сюжетов прежде всего всплывают народные промыслы и ремесла. Если же о творческих индустриях рассуждает англичанин, он первым делом назовет мультимедийные технологии, звукозапись, дизайн, моду и лишь в конце списка упомянет ремесла». Эти разногласия проявляются в любой международной дискуссии. В споре выясняется, что для россиян культура - это прежде всего наследие и традиция, а для европейцев - то, что производят сейчас представители творческих профессий. Конечно, культура - это и то, и другое, однако, смещая акцент в сторону традиции и наследия, мы фактически отрицаем инновационный потенциал культуры. Она оказывается скорее почвой под ногами, чем инструментом развития. «Если же говорить о народных промыслах, - продолжает М. Гнедовский, - то таковым в наше время является, по-моему, не плетение лаптей, а веб-дизайн, которым занимается каждый второй школьник».
В провинции эти проблемы стоят еще острее. Часто, несмотря на наличие в городе университетов, материальный достаток и относительно низкий уровень безработицы, молодежь по большей части не связывает личное будущее с родным городом. Вполне вероятно, потенциальных возможностей для ребят в Саранске не меньше, чем в Москве, Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге, но пока здесь не обустроена коммуникация, они не будут проявлены и осмыслены. На данный момент в нашем городе остро не хватает публичного и креативного пространства.
Монументализм как идеологическая инновация современности
А. А. Индриков, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Саранского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат философских наук, [email protected]
Монументализм в культуре - особая (ча- способы выражения, служащие воплощению сто представляемая сегодня как политически образов силы, величия, громадности и все-окрашенная) система ценностей автора-твор- охватности. Толковый словарь В. И. Даля ца, который в своем творчестве использует определяет понятие «монументальный» как
«славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника».
В условиях отсутствия четких идеологических доктрин общественного развития в русско-европейском духовном пространстве возникает необходимость обратиться к мо-нументализму как к средству формирования культурно-идеологического ядра. Поэтому монументализм сегодня можно рассматривать в виде инновационной модели идеологии будущего, противопоставляющей себя современной идеологии потребления.
Во второй половине XX в., и особенно к началу XXI в., в общественном сознании утвердилось мнение, что монументализм является обязательным атрибутом тоталитарных режимов и служит им для формирования культов личности. С этой точки зрения монумен-тализм предстает диктатурой государственной
идеологии, которая определяет идеальный образ формируемого ею человека без права отклонения. Следовательно, в культуре мону-ментализм понимается как политический заказ государства продемонстрировать абсолютную власть, что само по себе выглядит нарушением демократических свобод граждан.
Однако монументализм возникает и существует в культуре не по заказу или принуждению. Он олицетворяет потребность общества быть отраженным в едином соборном образе-эталоне. Этот образ должен быть олицетворением лучших качеств не только отдельного человека, но и всего народа, которые зафиксированы исторической памятью как наиболее значимые и славные. И тогда монументализм становится лучшим способом донесения великой идеи до широкой аудитории.
Брендинг территорий как аспект инноваций в культуре
Д. В. Буянов, доцент кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии,
Е. В. Буянова, докторант кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских наук, [email protected]
В России практика профессионального брендинга начала формироваться сравнительно недавно, около 10 лет назад, в то время как западные экономики активно используют технологии брендирования и айдентики со второй половины XX в.
Термин «брендинг территорий» (place branding) в научный обиход ввел С. Анхольт в 1998 г., хотя практика брендинга территорий как техники формирования конкурентной идентичности нации, города, региона активно формировалась в США уже в 50-х гг. XX в. С. Анхольт предложил технологическую схему, основанную на психотипах людей с использованием маркетинговых технологий для управления имиджем страны, региона, города. Широко известны предложенные им слоганы для идентификации штатов США: Канзас -«К звездам через тернии», Кентукки - «В единении сила», Аризона - «Господь обогащает», Вермонт - «Свобода и единство» и т. д.
В США со второй половины XX в. в вопросах национального брендинга и позиционирования активно используют арт-коммуникации, в частности кинематограф и шоу-бизнес как инструменты продвижения ценностей американского народа в глобальном масштабе.
В современном мире арт-коммуникации как инструмент брендинга территорий используются очень активно, например, всем известные Венецианская биеннале современного искусства, Каннский кинофестиваль, Московский кинофестиваль и другие без сомнения являются знаками национальной идентификации, призванными привлечь к себе внимание мировой аудитории.
Не менее эффективным инструментом формирования национальной идентификации считается профессиональный спорт. В этом направлении современная Россия, безусловно, имеет огромные успехи, а г. Саранск стал позиционировать себя как «Столица спорта».
Однако независимо от предпочтенных инструментов брендирования, основной целью брендинга территорий является формирование положительного имиджа городов, регионов, государств.
Демонстрация перспектив развития посредством выверенных маркетинговых коммуникаций привлекает дополнительные материальные и нематериальные ресурсы. В условиях конкуренции брендинг территорий предполагает апелляцию к технологиям клас-
сического маркетинга: сегментации рынка, выбора целевых групп, позиционирования, разработки маркетинговой стратегии и т. д.
Целевыми группами брендинга территорий могут выступать инвесторы, предполагающие благоприятный инвестиционный климат; туристы, которым необходимо помимо уникальных туристических продуктов предлагать состоявшуюся инфраструктуру; жители города, желающие повышение культуры потребления; квалифицированные мигранты.
Можно предположить, что цели брендинга территорий начинаются с постановок утилитарных маркетинговых задач, затем постепенно смещаются в социокультурное пространство и пытаются смоделировать новые либо трансформировать существующие ценностные шкалы региональных сообществ.
Таким образом, инструменты брендинга территорий видятся чрезвычайно эффективными в разработке стратегии развития региональных экономик и формирования знакового поля национальной самоидентификации.
«Мусорные» арт-практики как инновационная стратегия культуротворчества
И. Н. Пронина, доцент кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских
наук, [email protected]
В современной культуре инновация предстает как некое формообразующее начало социокультурного развития, если не полностью вытесняющее в этом качестве традицию, то, по крайней мере, доминирующее над ней. Инновационные процессы напрямую затрагивают функциональный порядок вещей, трансформируя их культурный смысл. Выделим основные параметры этих изменений:
- культурно-генетическая трансформация вещи (материальная сущность вещи заменяется ее визуальной проекцией);
- «отставание» от вещей (вещи меняются быстрее, чем нормы, идеи, ценностные установки);
- нарушение механизмов познания вещи (отношения с вещью формируются не через взаимосвязь, в которой познается и раскрывается вещная сущность, а посредством коммуникации человека и визуального образа);
- разрыв предметного и духовного мира;
- смешение модусов «ценного» и «неценного» (что предполагает нарушение иерархической стратегии вещи в пространстве культуры).
Таким образом, современный мир вещей представляет новое семантическое поле, объединяющее сакральное и профанное, ценное и неценное, порядок и хаос. Анализируя специфику предметных преломлений, обратимся к феномену мусора, так как, по мнению Б. Грой-са, инновация представляет собой отказ от традиционных ответов и «поиск нового ответа в неценном». Озвучивая «непроговоренный» опыт вещи и социума, феномен мусора все активнее входит как в дискурс гуманитарных наук, так и в современные арт-практики.
Мусор можно определить как последнюю стадию жизни вещи. Утрачивая функ-
цию ценности в культуре и социуме, вещь начинает выполнять функцию мусора, т. е. чего-то такого, что лишено практической значимости и связано с негативной оценочной маркировкой. Статус мусора маргинален, поскольку он одновременно и присутствует в культуре, и находится за пределами системы ценностей. С одной стороны, мусор занимает позицию молчания, своего рода эстетической «паузы», где осуществляется переход на другой уровень рефлексии. Это осознание исчерпанности предшествующего художественного опыта и вместе с тем утрата тождества «Я» и мира. С другой стороны, мусор предстает как палитра культуротворчества, создавая условия для культурных экспериментов, построения собственной культурной среды из заимствованного материала. В обществе все большую активность набирают так называемые мусорные арт-практики, которые выводят мусор из сферы безобразного, «чужого» в сферу если не прекрасного, то, по крайней мере, ценного. Будучи найденным на свалке, предмет включается в общественно-ценностную иерархию, получает статус и вновь обретает бытие, совершая переход из пространства смерти в пространство жизни художественного образа. Извлеченная из небытия вещь получает статус арт-объекта в искусстве - уже использованные вещи предстают как новая художественная целостность, включаются в пространство коллажей, инсталляций, перформансов. Помещая мусор в иной контекст, современное искусство играет ценностями. Цель подобных арт-практик - не только вовлечение зрителя в художественное пространство, но и превращение в соучастника, в соавтора эксперимента.
Молодежный язык и инновационные процессы в обществе
А. А. Шумилова, переводчик управления международных связей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
Усиливающаяся глобализация, которая охватывает все сферы общественной деятельности, оказывает мощное воздействие на развитие всего человечества и сопровождается ускоряющимся распадом традиционных коллективных жизненных форм. Большая роль в этом процессе принадлежит молодым людям, способным преобразовать социокультурное пространство посредством особого стиля жизни.
Язык как словесная оболочка современных индустриально развитых обществ, динамичных, быстро изменяющихся, очень подвижен. За период жизни одного поколения его словарный запас претерпевает серьезные изменения не только в плане увеличения или уменьшения объема, но и смены целых блоков слов и выражений на другие, возможно, более близкие по значению, но иные по звучанию. Кроме того, современные общества - подвижная система, включающая в себя множество субкультурных образований, каждое из которых обладает собственной специфической лексикой, собственным сленгом. При этом следует отме-
тить, что субкультуры не являются абсолютно замкнутыми, изолированными образованиями, и любой современный человек принадлежит одновременно сразу к нескольким субкультурам. Это приводит к тому, что субкультурные сленговые языки не являются «закрытыми», используемыми и понятными лишь узкому кругу людей, входящих в конкретную культуру, а проникают и взаимодействуют с так называемым литературным языком, обогащая либо засоряя последний.
Важной проблемой сегодня является повышение общего уровня культуры молодого человека и его речи. Язык молодежи (молодежный сленг), нацеленный в первую очередь на то, чтобы «свои» стали ближе, используется представителями молодежных субкультур. Молодежный сленг - не только показатель смены культурных ориентиров, ценностей, установок, вербализующий бытие его носителей, но и отражение неустойчивого культурно-языкового состояния общества, балансирующего на грани использования литературного языка и жаргона.
Транзитная реклама в Мордовии: традиции и инновации
У. А. Винник, доцент кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии,
Транзитная реклама - это единственный вид рекламы, не вызывающий раздражения у современного человека. Благодаря своей ненавязчивости и широким возможностям для реализации самых смелых дизайнерских решений этот вид рекламы во всем мире продолжает успешно развиваться.
Сегодня, помимо традиционного размещения на бортах транспортных средств, реклама располагается на сиденьях, ступеньках, багажных отсеках автобусов и самолетов; маршрутные такси оснащены видеомониторами и специальными электронными табло в форме бегущей строки, практикуется аудиореклама. Вне транспорта транзитная реклама встречается внутри остановочных комплексов и пешеходных переходов, на скамейках и урнах, на перегородках парковок, дорожных знаках, на асфальте в зоне пешеходных переходов, на «пистолетах» АЗС, эскалаторах для багажа в аэропортах и др.
Однако обилие примеров рекламных инноваций характерно лишь для крупных городов России. В городах Республики Мордовия встречаются только отдельные из них: это уже полюбившиеся городским жителям подвесные поручни в общественном транспорте, реклама в форме бегущей строки, рекламные объявления на оборотной стороне билетов и обложки к железнодорожным билетам, рекламные остановки.
Очень популярное в последнее время направление в России и за рубежом - реклама на грузовиках - пока не столь актуальна в нашей республике. Есть отдельные примеры брендирования большегрузного транспорта (рекламные плакаты на бортах), однако это скорее рекламная традиция, а не инновация. Жителям г. Саранска запомнилась нестандартная акция «Караван грузовиков Соса-Со1а»: в преддверии Нового года по центральным улицам города проезжали
яркие брендированные грузовики, звучала праздничная музыка, проводились конкурсы для детей. Также в рамках празднования Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства грузовики специальным образом были оборудованы в виде площадок для театрализованных постановок. Это новое веяние не только
для Мордовии, но и для России. Провинциальные предприниматели начинают понимать, что транзитная реклама предлагает практически безграничные возможности для реализации самых смелых дизайнерских идей и инноваций. Это делает ее наиболее перспективным направлением современной рекламной индустрии.
Инновации российского театра
А. Ю. Сиротин, аспирант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
События постперестроечного периода и связанные с ними экономические проблемы отразились на жизни российского театра. Поначалу отмена централизации театров и ослабление идеологического контроля вызвали взлет энтузиазма. Казалось, что теперь можно свободно говорить обо всем, ставить и показывать зрителям все, что раньше было невозможно. На этой волне появились новые театральные формы: антрепризы, театры-студии, независимые театральные проекты и т. п. Однако очень быстро выяснилось, что свобода - это далеко не все. В условиях финансового кризиса приходилось в полном смысле слова выживать. Потребовались и новые формы организации театрального производства, продюсирования, рекламы и пиара, начался поиск спонсоров и инвесторов. Жизнь показала, что «уцелеть» и получить возможность экспериментировать и внедрять свои инновации смогли именно режиссеры и актеры, ставшие продюсерами. Их преимуществом была способность сочетать творческую одаренность с умением вписаться в ситуацию рыночной экономики. Немаловажным условием успеха у зрителей стал поиск собственного неповторимого направления работы театра.
Российский театр начала XXI в. по количеству инноваций и разнообразию эстетических направлений может поспорить с театром Серебряного века. Рядом с режиссерами традиционных театральных
направлений (П. Фоменко, В. Фокиным, О. Табаковым, Р. Виктюком, А. Калягиным, Г. Волчек) успешно работают и экспериментаторы: К. Гинкас, Г. Яновская, И. Райхельгауз, К. Райкин, А. Галибин, а также еще более молодые и радикальные авангардисты - Б. Юхананов, А. Праудин, К. Богомолов и др. На театральную сцену активно проникают смежные с театром направления хепенинга и инсталляции.
В своем театре «Тень» И. Эппельбаум и М. Краснопольская, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментируют со всеми компонентами зрелища, И. Авербух вписывает ледовое шоу в канву драматической постановки, скрещенной с музыкальным концертом, Е. Гришковец изобретает свою повествовательную театральную эстетику, а проект «ТеатрЛос» вовсе построен на отказе от литературной основы спектаклей. Материалом для последних служат расшифровки реальных интервью с современниками. Зритель сегодня не удивляется, увидев на сцене синтез кино и театра, в порядке вещей стало использование мультимедийных и компьютерных технологий. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.
Новому витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы и переходу на следующую ступень инноваций.
Инновации в дизайне
Ю. А. Горюнова, доцент кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских наук, [email protected]
В дизайне практически все можно назвать переделывается: регулируется интерфейс,
инновациями, которые можно разделить на два добавляются новые возможности, изменяются
типа. Первый тип - это постепенное улучше- те или иные мелочи. Дополнения в дизайн и
ние чего-либо. Дизайн продукции непрерывно инновации не такие гламурные как разработка
новых концепций или идей, но более часты и более важны. Хотя эти нововведения малы, но большинство из них вполне успешны.
Второй тип инноваций - это то, что часто преподается на курсах дизайна и инжиниринга как «прорыв инновационной продукции». Именно здесь придумываются новые концепции, создаются новые продукты и формируются новые виды бизнеса. В результате данная область представляет привлекательную часть инноваций, в которой большинство дизайнеров и изобретателей хотели бы работать. Однако и здесь риск огромен, так как большинство концептуальных инноваций терпят неудачу.
Обе формы инноваций необходимы. Люди часто сопротивляются новизне, но их поведение, как правило, консервативно. Новые технологии и новые методы ведения дел обычно требуют около 10 лет, чтобы быть принятыми, а на тестирование иногда уходит и несколько десятков лет. Автоматизированное принятие решений на основе данных будет постепенно
все больше и больше проникать в пространство, которое сейчас занимают дизайнеры. Новые подходы компьютеро-генерируемого творчества в таких сферах, как генетические алгоритмы, наукоемкие системы, начнут использоваться в творческой составляющей дизайна. Это уже происходит во многих областях, например, в медицинской диагностике или инженерном проектировании.
Будет больше дизайна без дизайнеров, но в первую очередь для улучшения, усиления и оптимизации существующих концепций. Даже там, где будут присутствовать искусственные творческие системы (нейронные сети, генетические алгоритмы или те, которые еще будут придуманы), проблемы инноваций не исчезнут. Все также придется преодолевать препятствия из инертности людей в принятии нового, их сложных психологических, социальных и политических потребностей. Для этого будут нужны креативные дизайнеры и бизнесмены, готовые рисковать для расширения горизонтов.
Инновационные направления развития туризма
А. Г. Грачева, аспирант кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
Решаемая сегодня в России задача создания туристского пространства, привлекательного как для иностранных граждан, так и для россиян, носит характер инновационного процесса. Например, на современном рынке турпродуктов большое место занимает программное обслуживание, под которым понимается комплексное представление клиенту целого набора услуг, подчиненных одной цели (знакомству с новыми местами или определенными памятниками старины или природы, обучению, самовыражению, просто удовлетворению любопытства). В результате должно остаться впечатление хорошо организованного путешествия. В комплексное обслуживание входит достойное проживание, разнообразное питание, доступный и удобный транспорт, продуманно организованные досуг и развлечения, спорт в форме конкретной программы, отличные по форме и содержанию экскурсии.
Для того чтобы новые турпродукты быстрее доходили до потенциального потребителя, сегодня проводятся туристские ярмарки.
Эти экспозиции абсолютно незаменимы именно для представления различных инноваций. Так, большое место на них занимают выставки-презентации регионов, представляющих на стендах информацию о маршрутах и турах на своей территории. Самая крупная в России туристская ярмарка - Московская международная выставка «Путешествия и туризм».
Другой важной инновацией в туристской сфере сегодня стала автоматизация информации, или создание поисковых баз данных. Система ТУРЫ.ру создана специально для тесного контакта потенциальных клиентов с туроператорами. На сотнях интернет-площадок происходит общение туристов с менеджерами в режиме онлайн.
Таким образом, инновации в современном туризме позволяют внедрять новые модели туристского продукта, эффективнее использовать людские ресурсы, региональные и территориальные возможности, а также часто помогают преодолевать финансовые, экономические и социальные трудности.
Инновационное прочтение архетипов в политической рекламе России
Д. А. Фролов, аспирант кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
После распада СССР все ярче наблюдается тенденция разложения привычных социальных связей и атомизации российского общества, когда на смену общественным ценностям и традициям приходят хранящиеся в глубинах человеческого подсознания символы и образы. Это «коллективное бессознательное» (К. Г. Юнг) - своеобразный «биофизиологический инвентарь», присутствующий в каждом человеке, независимо от его культурной, этнической, национальной принадлежности. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы - древнейшие, изначальные типы.
Хотя теория К. Г. Юнга предполагает, что архетипы имеют глубинный общечеловеческий характер, в контексте политической рекламы возможно говорить о национально присущих архетипах. Связана такая вольная трактовка юнговских постулатов с тем, что на основе социокультурных и исторических особенностей развития того или иного государства определенные архетипы в конкретный исторический момент актуализируются в большей или меньшей степени, что позволяет строить стратегию политической рекламы на наиболее «горячих» для конкретной ситуации архетипах.
Архетипов, разработанных К. Г. Юнгом и его последователями, достаточно много, и практически все они с разной долей успеха могут быть использованы для достижения целей политической рекламы. Однако эффектив-
ность их весьма различна, и в условиях реалий политической конкуренции, в том числе и в нашей стране, весьма успешно зарекомендовало себя сочетание архетипов «враг - герой».
Образ «врага» в политической рекламе может использоваться и самостоятельно для создания общественного страха, молчаливого согласия с принимаемыми властью решениями. Архетип «героя» в сочетании с архетипом «мудрого старика» типичен для нашей страны в форме убежденности во всемогущей справедливости «царя-батюшки». Актуален он и сегодня, проявляясь, скажем, в форме многочисленных обращений интернет-блоггеров лично к главе государства и его ближайшим соратникам. С другой стороны, сегодня в связи с расколом общества, а также развитием многопартийности и конкурентной политики важной составляющей архетипа «героя» стал архетип «своего». Так, посещение первыми лицами государства выступлений популярных музыкальных групп или первоапрельская встреча Д. А. Медведева с резидентами Comedy Club имеют целью пробудить в сознании граждан необходимый архетип и получить поддержку принимаемых решений.
Таким образом, сегодня архетипы выполняют роль универсальной основы для политического мифа или стереотипа, порой истинного, но часто и сиюминутно сфабрикованного на основе притянутых частных исторических фактов.
Этнофутуризм в живописи - этноархаика или инновация?
Ю. А. Лазунина, аспирант кафедры дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
Рубеж веков оказался плодотворным этапом для возникновения ряда экспериментальных направлений в искусстве. Среди множества причин развития этого явления следует отметить одну основную, связанную со сменой парадигмы мышления. На протяжении ХХ в. быстрыми темпами распадалась моноцентрическая система восприятия мира. В подобных условиях, наряду с тенденциями к глобальной унификации и универсализации, в рамках художественных практик отмечались процессы поиска тех национально специфических черт, которые не только сохраняли традиционные элементы, но и позволяли включать их в контекст мировой культуры.
Во второй половине ХХ в. в живописи российской провинции получает развитие этнофутуризм. Его появление нарушило традиционный механизм трансляции культурных ценностей, долгое время предполагавший движение культурных образцов из центра в регионы. Этнофутуризм подарил малочисленным народам возможность сохранять и развивать свою национальную самобытность. Ориентация здесь - на будущее, национальная культура рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. Сам термин состоит из двух составляющих: «этно» и «футуро». Это не противопоставление прошлого и будущего, а соединение традиций и новаторства,
статики народной культуры и устремления в будущее, использования новых средств выражения.
Этнофутуризм является одним из вариантов сохранения и развития национальной традиции. Личность и ее национальная самоидентичность в универсализированном мире - главный смысловой узел этого направления, придающий ему актуальность и вместе с тем отличающий его от традиционного фольклора, смысловой единицей которого всегда служило коллективное.
Этнофутуризм как мировоззрение структурирован диалектическим взаимодействием этноархаики и инноваций информационной культуры. В нем совмещены своеобразные оппозиции - традиции и инновации, архаика и современность, глобальность и локальность,
свое и чужое, что весьма близко оксюморон-ным установкам постмодернизма. Главным языком для этнофутуризма является символико-архаический язык древности, апеллирующей к подсознанию аудитории.
Путь по незримому следу предков стал своего рода брендом ряда мордовских художников: А. С. Алешкина, Ю. А. Дырина, Л. Н. Колчановой-Нарбековой, Н. В. Рябова. В своем творчестве они используют знаковость и условность древней культуры, пытаясь разгадать тайны забытых предков. Художники в своих полотнах доказывают современному зрителю, что символы и знаки несут в себе гораздо больше информации, чем словесные изречения, в них сохраняется генетическая память народа, передаваемая из поколения в поколение.
Лингвокультурология как инновационная парадигма гуманитарного знания
Е. П. Курбатова, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
В 90-е гг. ХХ в. языковеды стали говорить о том, что язык - это не только система разноуровневых единиц, но и история, культура, традиции. Этот тезис послужил толчком для формирования инновационного междисциплинарного явления в гуманитаристике -лингвокультурологии. Располагаясь на стыке лингвистики, страноведения и культурологии, она исследует проявления культуры народа, отраженные и закрепленные в языке.
Само принятие термина «лингвокультуроло-гия» видными лингвистами (Н. Д. Арутюновой,
В. В. Воробьевым, В. А. Масловой, Ю. С. Степановым, В. Н. Телия и др.) стало важной приметой интегративных процессов в отечественной гуманитарной науке. К сожалению, методология лингвокультурологии находится в процессе становления, до сих пор не определен ее науч-
ный статус, не сформулированы цели и задачи, не выявлена специфика основных лингвокультурологических понятий, в достаточной степени не исследованы с культуроведческой точки зрения формы совместного хранения языка и культуры в сознании и т. д.
Реализации принципа «соизучения языка и культуры» способствовали, с одной стороны, объективные изменения в мире, более глубокое понимание поликультурности мира и ценности каждой этнокультуры, а с другой - интенсивное изучение «диалога культур». С. Г. Тер-Мина-сова объясняет, что для лингвокультурологии язык служит не объектом изучения, а «зеркалом», «копилкой», «носителем» и «инструментом» культуры, иными словами, наука использует языковые факты для познания того, как устроена и функционирует культура.
Лингвокультурология: инновационная парадигма исследования текста
А. А. Беляцкая, докторант кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, [email protected]
Лингвокультурологическое изучение текста становится в авангард текстовых исследований современности. Лингвокультурология расширяет методологические перспективы, позволяя изучать самые глубинные смыслы текста, его культурно-познавательный потенциал и эволюционную роль.
Продуктивной методологической инновацией исследования текста может явиться применение конструктивистского подхода в его углубленном культурфилософском аспекте, при котором текст представляется как вектор культурной деятельности, как «онтологическая рамка» (В. С. Степин), в отличие от представле-
ний некоторых современных конструктивистов о тексте как о некоем воображаемом объекте.
Видение в тексте «онтологической рамки» позволяет понять реальную включенность текстовой деятельности в систему социальных коммуникаций, в связи с чем повышается ответственность за порождение каждого отдельного текста как элемента интерсубъективного, социально значимого опыта. Текст с позиций «конструктивного реализма» уже не воспринимается более как продукт индивидуального субъективного переживания, но становится областью «коммуникативной легитимации интерсубъективных значений» (В. А. Лекторский).
Проблема конструирования опыта (синтезирования индивидуального опыта), разрабатываемая академиком К. В. Анохиным, находится на переднем крае науки и требует совокупных усилий ученых из социогуманитарной и естественно-научной сфер (лингвистов, культурологов, философов, психологов, коммуникологов, биологов, нейрофизиологов, синергетиков и когнитологов) с целью изучения субъективных состояний читателя, вызванных воздействием отдельных концептов и целых групп концептов, передаваемых через те или иные тексты.
Роль лингвокультурологии как инновационной культурфилософской, социогуманитар-ной парадигмы изучения текста заключается в определении социально значимых семантических структур и концепций (концептных систем), способных расширить культурно-познавательные возможности человека и обеспечить приращение социального опыта. Текст, исследуемый как «фабрика смыслов» (В. А. Лекторский), снимает методологически некорректное противопоставление, существующее внутри социогуманитарной научной парадигмы по отношению к тексту: текст принято рассматривать как источник весьма абстрактного, «виртуального» гуманитарного знания безотносительно его включенности в реальные социальные структуры.
Лингвокультурологическое исследование текста позволяет интегрировать существующий в гуманитарных науках методологический опыт интерпретации текста и пропустить его результаты через «социокультурный фильтр» с целью выявления социально одобренных значений, содержащихся в текстовых концептах и составляющих основу эволюционно значимого социального опыта.
Инновации в переводческой деятельности
Л. В. Савушкина, старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, [email protected]
Проблема декодирования речи для осуществления коммуникации возникла в тот момент, когда в истории цивилизации начал происходить процесс разделения людей на группы, пользующиеся разными языками ввиду географических, исторических и культурных предпосылок. Разные народы вступают в торговые, военные, политические, экономические, культурные, научные отношения друг с другом на протяжении всей истории человечества, поэтому перевод с одного языка на другой является одним из важнейших видов человеческой деятельности.
К концу XX столетия интерес к профессии переводчика в России неизмеримо вырос. Можно вспомнить, что в 1955 г. научно-исследовательский журнал “Babel”, издаваемый под эгидой ЮНЕСКО, назвал XX век «веком перевода». В контексте современных социально-экономических и социокультурных преобразований, сопровождающихся реформированием российской системы образования, особо остро стоит проблема профориентации и профессионального самоопределения будущих абитуриентов, и, несомненно, данная
проблема имеет стратегическое значение для вузов и кафедр, ведущих профессиональную подготовку студентов в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг.
Несомненно, современный перевод - это сложный полифункциональный вид межкуль-турной коммуникации, осуществляемый представителями новых переводческих специальностей: гидом-переводчиком, литературным или техническим переводчиком, переводчиком рекламы и др. Бурное развитие отечественной индустрии перевода, обеспечивающей межъязыковое и межкультурное посредничество роста международных контактов и революцию в современных технологиях, обусловило тот факт, что в XXI в. проекты по созданию информационных систем являются одним из приоритетных и наиболее перспективных направлений в развитии гуманитарного знания и переводческой деятельности в частности. Наиболее популярные проекты в данной области - создание электронных словарей различного типа, переводческих баз данных, электронных переводчиков, а также Интер-
нет-форумы для переводчиков, в которых и знаниями, имеющими непосредственное
переводчики-практики делятся своим опытом отношение к исследуемой теме.
Инновации в процессе обучения иностранному языку
Е. Б. Нешина, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, [email protected]
Вопрос инновации образовательных проектов и процессов сегодня становится все более актуальным. В языковом образовании и обучении, предмет которого непосредственно связан с коммуникативными процессами в обществе и динамически изменяющейся глобальной межкультурной средой, инновации, особенно направленные на активизацию самостоятельной творческой деятельности учащихся, оказываются, быть может, единственным механизмом обеспечения эффективности образовательной деятельности и успешного достижения запланированных результатов.
В. И. Жуков, анализируя преобразования в нашей стране, утверждает, что «основным призванием педагога становится обучение технологии самостоятельного творческого поиска, помощь учащемуся в организации самостоятельного процесса познания, обучение методике работы с банками данных и источниками развития интеллектуального потенциала».
Большое количество российских вузов сегодня обладает широким набором технических и технологических средств интенсификации и повышения эффективности формирования языкового знания у студентов. Однако во многих случаях эти средства не применяются, а возможности их использования либо не понимаются, либо игнорируются вузовской администрацией. Сложность заключается в том, что иногда преподаватели оказываются не в состоянии разобраться в содержательной
специфике отдельных предметов, понять, что обучающие методики и технологии, эффективные в одном случае, становятся беспомощными в другом. В данном случае для повышения эффективности может потребоваться особый подход к их использованию, который и мог бы считаться инновационным.
Сегодня практически все осознают, что образованию нужны новые идеи. В отношении иностранных языков большинство вузов обладает ресурсной технологической базой, достаточной для эффективного воплощения их в реальность. На наш взгляд, следует сформировать концепцию дополнительного языкового образования учащихся вуза за счет подключения к уже существующей языковой деятельности всего потенциала дистанционных технологий и средств информации и коммуникации, находящихся сегодня на вооружении вуза. Необходимо начать производство дистанционных образовательных продуктов на электронных носителях языкового содержания, включающего компьютерные программы и материалы для самостоятельного пользования, а не только базы для электронного тестирования. Поскольку образование сегодня расценивается как инвестиция в будущее, невозможность эффективно применить в дальнейшей жизни полученное индивидуумом знание означает, по сути, невыполнение предлагаемой ему образовательной услуги.
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам
И. В. Новикова, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат философских наук, [email protected]
Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе заключаются в сочетании функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка с разработкой целостной системы обучения речевому общению на профессиональные темы.
Многообразие информационных ресурсов Интернета позволяет студентам выполнять различного рода задания поискового и исследовательского характера. Кроме того, Ин-
тернет предоставляет студентам уникальную возможность визуального общения с носителями языка в режиме реального времени, что способствует правильному восприятию живой речи на основе аутентичных звуков, мимики и жестикуляции. Еще одним преимуществом использования Интернета в процессе обучения является проверка усвоения студентами пройденного материала посредством тестирования в режиме реального времени.
Преподаватель должен не только мотивировать студентов к использованию современных инновационных технологий в выполнении некоторых заданий, но и активно применять эти технологии, постоянно повышая свою квалификацию. Здесь особое внимание уделяется мультимедиапрограммам, которые делают процесс обучения иностранным языкам более эффективным, так как при их использовании стимулируются сразу несколько каналов восприятия, происходит воздействие на различные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, моторную. Они акцентируют внимание студентов на значимых моментах излагаемого материала и создают наглядные, эффективные образы в виде иллюстраций,
схем, диаграмм, графических композиций, что также положительно сказывается на качестве овладения иностранным языком.
При использовании компьютерных технологий мы сталкиваемся также с высоким уровнем эмоциональной составляющей в процессе изучения иностранного языка. С одной стороны, через компьютерные программы происходит воздействие на различные виды ощущений, что повышает визуальную насыщенность материала, делает его более ярким, убедительным; с другой - процесс обучения иностранным языкам начинает носить все более креативный характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности студентов.
Инновационные методы преподавания иностранных языков
Н. Е. Боброва, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, [email protected]
В обучении иностранным языкам ощутимый результат может дать грамотное применение инновационных технологий в сочетании с классическими.
Инновационные методы в образовании -педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади (case study), метод творческих заданий, методы активного и контекстного обучения, а также обучения на основе опыта.
Следует отметить, что использовать инновационные методы можно как при традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.
В настоящее время при преподавании иностранного языка приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Конечная цель обучения иностранным языкам - свободное ориентирование в иноязычной среде и умение адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. полноценное общение. Это делает возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. В коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано использование информационных технологий, Интернета. Интерактивность не просто имитирует реальные ситуации из жизни, она заставляет учащихся адекватно участвовать в них посредством иностранного языка. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Одной из технологий, обеспечивающих личностно ориентированное обучение, является метод проектов - способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.