лись различные музыкотерапевтические и психологические релаксационные техники и упражнения. В музыкально-педагогическую технологию была включена следующая их совокупность (комбинация в определенной последовательности): техника нервно-мышечной релаксации (1); дыхательные релаксационные техники (2) с применением методик ароматера-пии (3); техника визуализации (4); вокалотера-певтические техники (5); инструментальные, ритмические, голосовые импровизации; мануальная терапия (6); речевое интонирование; ритуальные (хороводные) движения под музыку.
В концептуальном замысле опытно-экспе-
В ходе занятий происходило постепенное «перепрограммирование», переориентация музыкальных предпочтений подростков. Каждый эпизод работы с детьми был пронизан идеей эстетического отношения к миру, наполнен звуками музыки, являющейся символическим носителем сакральной красоты, актуализато-ром самотрансценденции учащихся. Во время встреч с ребятами нас не покидало глубокое убеждение в том, что подросток группы социального риска изначально наделен потребностью выхода за пределы обыденной, повседневной ситуации, потребностью в создании субъективной духовной реальности, и задача
риментальной работы мы исходили из данных, педагога — показать ему этот путь.
полученных в ходе констатирующеи части исследования, когда были выявлены музыкальные предпочтения учащихся группы риска. Это способствовало появлению идеи использовать последовательность музыкально-стилевых направлений (рок, рэп, популярная музыка, джаз, классическая, народная, духовная музыка), которую ребята обозначили в порядке предпочтения в качестве основы тематического планирования занятий (см. табл.):
Переход от профанного к сакральному осуществлялся через музыкальное путешествие в Страну Радости.
Применение данной программы привело к снижению у подростков агрессивности, тревожности, повышению стрессоустойчивости, самоприятия, самооценки. Значимо уменьшился риск их разрушительной активности, что свидетельствует об эффективности предложенной технологии.
Поступила 20.06.07.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Л. П. Канаева, кандидат философских наук
Проблема взаимопонимания, согласия, этнической терпимости имеет особое значение в поликультурной среде. Большими возможностями в этом плане располагает школа, которая не только отражает процессы, связанные с диалектикой национального и общечеловеческо-
разнообразных национальных моделей школ в регионах. Из Закона об образовании (1992, 1996 гг.) исключено понятие национальная школа: речь идет о школах с русским языком как неродным. В основополагающих законодательных актах Российской Федерации — Кон-
го, но и влияет на них, содействует созданию ституции РФ, Законе РФ «Об образовании»,
Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модерниза-
— обозначены
нравственных предпосылок для их цивилизованного протекания.
Один из актуальных вопросов сегодняшнего дня — какой должна быть национальная
ции российского образования
школа в современных условиях, каким обра- приоритетные цели и задачи, среди которых зом нужно обеспечить условия для эволюции гармонизация национальных и этнокультур-
© Л. П. Канаева, 2007
ных отношении, сохранение языков и культур малых народов страны. Концептуальное осмысление сущности национального образования, его специфики основано на понимании того, что каждая школа должна быть национально ориентирована, но содержание национального компонента образования приобретает разнообразие в зависимости:
— от национального, этнического состава и демографической ситуации микрорайона школы;
— от состояния этнокультурной социальной среды;
— от степени востребованности и распространенности языка общения проживающего здесь сообщества в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической, духовной.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ № 393 от 11 февраля 2002 г.), утвержденной Правительством РФ, указано, что потенциал должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонацио-нальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Подчеркивается, что многонациональной отечественной школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Однако для реализации задачи сопряжения этнического и надэтнического в многонациональном гражданском обществе предложено формально-механическое расчленение общего содержания образования на изолированные инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты с передачей последнего в ведение регионов, а выбора языка обучения — в компетенцию самих образовательных учреждений или их учредителей.
Из-за отсутствия разработанной и введенной нормативной базы многие вопросы программного обеспечения системы образования до сих пор остаются предметом дискуссии. Что конкретно понимается сегодня под национальной школой? Что считать основным критерием — язык обучения или изучения, нацио-
нальный состав обучающихся либо национальный компонент образования? Как научить детей любить родной язык, уважать русский язык, проживать в мире и согласии, ценя культуру не только своего, но и другого народа?
Сегодня время диктует необходимость создания самобытного облика национальной школы с ведущей ролью в формировании и развитии гармонического двуязычия. Нельзя привить ребенку присущие народу богатства души на иностранном языке. Именно язык является основой всякого интеллекта, именно в нем одухотворяются самобытность и уникальность народа-носителя. Только народ, сумевший сберечь свой язык, сохранится как этнос, а иначе ему грозит исчезновение как нации.
Обучение русскому языку, по общему мнению видных просветителей, должно осуществляться на основе родного и с учетом его особенностей. На определенных этапах образования в целях развития продуктивного национально-русского двуязычия возможно и оптимально построение учебно-воспитательного процесса на двух языках — родном и русском. Необходимо укрепление национально-русского двуязычия при доминировании родного при изучении второго. Нужен и соответствующий подход к организации учебного процесса, предполагающий равное участие в нем родного и русского языков путем осуществления двуязычного преподавания дисциплин или отдельных тем, содержание которых построено на краеведческом материале.
В национальной школе ребенок бикульту-рен. Нужно грамотно выстраивать методику, чтобы учащийся-билингв успешно овладел родным языком, вторым языком и культурой народа, с которым его народ веками проживает вместе. Внедрение билингвизма в образование детей выступает как фактор их успешной адаптации к иным условиям жизни.
Выходом из проблем языковых барьеров в поликультурном образовании становится построение такой системы, которая включала в содержание национальный компонент, опирающийся на диалог культур, полилингвизм, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие развивать свою культуру представителям всех региональных этносов. Именно эта идея легла в основу системы развития национального образования Республики Мордовия. Здесь исходя из региональ-
ной специфики и этнической структуры сформированы разные уровни работы с родным языком:
1. В школах с однородным по национальному признаку контингентом — детей мордовской или татарской национальности — обучение в начальном звене ведется на родном языке, русский язык изучается как предмет. Со второй ступени оно переводится на русский язык, а родной язык изучается как предмет.
2. В школах со смешанным контингентом, где дети мордовской, татарской национальностей составляют большинство, родной язык изучается как предмет на всех ступенях обучения, которое ведется на русском языке.
3. В школах с преобладанием детей русской национальности вводится изучение мордовских языков на уровне разговорной речи.
4. Организуется кружковая, факультативная работа, где учащиеся знакомятся с мордовской литературой, историей и культурой родного края. Создание краеведческих музеев, оформление выставок, проведение конкурсов также способствует развитию устойчивого интереса к изучению родного языка.
Конструирование целостного содержания образования для школ такого типа, разработка для них соответствующих учебных планов сопряжены с предварительным решением ряда серьезных научно-педагогических проблем. К таким проблемам, в частности, относятся:
— установление объема функций родного и русского языков в зависимости от статуса родного языка, выполняющего роль языка коммуникации или языка культуры, роль языка обучения или же только учебного предмета;
— установление объема функций национальной и русской культур в достижении заявленных целей образования с учетом общей архитектоники единого образовательного пространства;
— формирование исторически и социально конкретного типа личности, задаваемого условиями одной страны и одного времени, независимо от разнообразия и разнотипности социальных, культурных, языковых, ментальных характеристик контингента учащихся этих школ.
По официальным данным Министерства образования РМ, в 2005 г. в 227 мононациональных школах с контингентом детей мордовской национальности насчитывается 15 665 учащихся [1, с. 9 — 10]. Из них на родном языке
с 1-го по 4-й класс обучается 26,1 %. В 25 школах в 2004 г. с преимущественным контингентом детей татарской национальности имеется 1 850 учащихся, среди них в 1 — 4-м классах на родном языке обучаются только 527 детей, или 28,4 % [2, с. 53]. Психолог Ж. Пиаже проследил динамику развития эт-ниЧеской идентичности в онтогенезе и выделил основные этапы ее формирования. В возрасте 6 — 7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности; в 8 — 9 лет у него формируются национальные чувства, и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы; в 10 — 11 лет этническая идентичность складывается уже в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других. Поэтому обучению детей в 1 — 4-х классах на родном языке следует уделить особое внимание.
В Мордовии создана солидная законодательная база, регламентирующая обязательства государства в области соблюдения прав граждан на определение своей национальной принадлежности, использования родного языка, выбора языка общения и языка обучения, действует Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов РМ (1997), одной из главных целей которой является развитие национальной общеобразовательной школы в республике.
Однако законодательное закрепление за мордовскими языками статуса государственных не обеспечивает полной защиты от воздействия отрицательных факторов. Данный статус требует формирования активного двустороннего — как мордовско-русского, так и русско-мордовского — двуязычий. В этой связи введен эксперимент по изучению мокшанского, эрзянского языков в учреждениях общего образования с русскоязычным и смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. Начался новый отсчет времени развития мордовских языков. Но созданы ли оптимальные условия в части разработки и внедрения учебных программ, обеспечения учебно-методическими пособиями? Безусловно, определенные сдвиги в обеспечении образовательных учреждений учебниками национально-региональной тематики произошли. В 2004 г. впервые за последние 15 лет в школы
поступили переводные учебники федерального комплекта по математике, природоведению для детей 1 — 4-х классов на мокшанском и эрзянском языках, издано 21 наименование учебников и методических пособий. Однако финансирование книгоиздательской деятельности требует улучшения. В школах ощущается острая нехватка учебников на мордовских языках. Не завершена работа по созданию учебного материала историко-этнографическо-го содержания, имеющиеся учебники по истории и культуре родного края для 5 — 6-х классов морально и физически устарели.
Медленно обновляется региональный учебно-методический комплекс. Из 86 учебников региональной тематики 45 изданы в 1993 — 1997 гг., тогда как цикл фондирования учебника — 4 года. Необходимо организационное и финансовое обеспечение для того, чтобы учебно-методическая литература доходила до школ своевременно. Республике потребуется двукратное, даже трехкратное ускорение этого процесса. Национальная школа нуждается в разнообразных новых учебных материалах, которые не только не издаются, но уже и не разрабатываются, поскольку на эти цели не предусматриваются и соответственно не выделяются средства.
Задачей органов республиканской власти, образовательных учреждений является не только обеспечение потребностей граждан в системе национального образования, но и формирование самих потребностей. Важно поднять национальную школу до обще культурно го уровня. Содержательным центром - республиканского компонента учебного плана, формирующим его идеологию и реализующим общие принципы конструирования регионального образования, мог бы стать интегративный курс «История и культура народов», содержащий информацию об истории, культуре мордвы, народов Поволжья, финно-угорских народов, начальные сведения по этнографии, народной педагогике и психологии. Давно назрела необходимость разработки целостной концепции национального образования, учитывающей этнокуль-туроведческий аспект, предполагающей коренное обновление содержания образования, широкое использование этнопедагогических идей мордовского народа, обеспечение полноценного овладения учащимися достижениями мировой, отечественной и национальной культуры.
Недостаточно развитие научных исследований в области национального образования. В Мордовии практически прекратил работу филиал Института проблем национального образования Министерства образования РФ, который занимался очень важным делом — разработкой и подготовкой к изданию учебников, методических пособий для национальных (мордовских) школ и других учебных заведений, совершенствованием методики преподавания русского языка с учетом специфики региона. На наш взгляд, в условиях демократизации филиал должен был еще больше углубить и расширить свою деятельность. Для повышения уровня научных исследований по изучению национального образования в республике целесообразно создание центра национального образования. С учетом реализации в РМ трех (мокшанского, эрзянского и русского) языков как государственных, а также особенностей культурного и духовного развития важно определить ведущие направления научных поисков и разработок такого центра. Основными научными проблемами могут стать: совершенствование содержания и методов обучения государственным языкам Республики Мордовия и мордовской литературе в национальной и русской школах; этнопедагогические проблемы учебно-воспитательной работы в национальной (мордовской) школе; история и теория мордовского национального образования и педагогики; научно-методические основы обучения школьников истории мордовского народа и Республики Мордовия.
В поле зрения ученых-педагогов также должны быть вопросы обучения русскому языку в условиях национальной школы. Предстоит сделать важный шаг в области разработки электронных учебников для предметов национальной направленности. Электронные ресурсы национальных образовательных учреждений республики практически не представлены в Интернете, нет продуманной системы составления учебников и всего комплекса образовательных программ на электронных носителях. Для мордовской национальной школы это особенно актуально, поскольку необходимые программы нигде за пределами Республики Мордовия созданы не будут.
Механизм внедрения электронных средств информационной поддержки учебного процесса должен обеспечить улучшение усвояемости
учащимися учебных материалов. Это позволит разования и призвана сформировать поколе-
также усилить акцент на работе с детьми мор- ние, сориентированное на ценности своей
довской национальности из диаспоры. Извест- культуры, ее историю, традиции. Нацио-но, что в границах РМ сосредоточена лишь нальная школа передает молодому поколе-
треть всего мордовского населения страны. Компактными группами мордва проживает в
л
43 регионах — от Калининграда до Камчатки.
Но важно иметь в виду, что даже успешное создание электронных учебников само по себе не способно кардинальным образом поднять качество образования. Очень многое зависит от наличия соответствующей инфраструктуры, а еще больше — от уровня подготовки и переподготовки преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие технологии.
Национальная школа всегда являлась хранителем и транслятором народного опыта, стояла на страже интересов этноса. Она обладает наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции об-
нию нравственные устои, духовные ценности, историческую память своего народа. Все это воспитывает прочный иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелировки, обусловливает историческое развитие нации. Поэтому очевидно, что развитие нацио-
нальной модели и ее основы
националь-
ной школы становится актуальной задачей современной жизни республики. Необходимо помнить, как отмечается в Послании Главы РМ Государственному Собранию РМ, что еще очень многое нужно сделать, чтобы выполнить возложенную страной на нашу республику миссию: сохранение и развитие культуры, языков, традиций мордвы как одного из народов великой России [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитическая записка «Национальное образование в Республике Мордовия: состояние, проблемы и перспективы / ФГНУ «НИИ регионологии». Саранск, 2005.
2. Образование в Республике Мордовия: информационно-аналитический сб. Саранск, 2004.
3. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия / / Изв. Мордовии. 2004. 23 дек.
Поступила 25.04.07.
О ВЛИЯНИИ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА ДОСТУПНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. П. Канаева, кандидат философских наук, Н. П. Касаткина
Усиливающаяся социальная дифференциация, снижение уровня государственных гарантий для молодежи, а также рост потребности в получении высшего образования приводят к снижению уровня его доступности. Обсуждение проблематики доступности высшего образования приобретает особую важность и в связи с началом реформирования системы приема в вузы. Между тем исследований ре-
ального неравенства в доступности высшего образования и факторов, определяющих это неравенство, немного. Это обстоятельство делает крайне актуальным проведение исследования проблематики доступности университетского образования в республике. Эти соображения были положены в основу проекта «Мониторинг доступности университетского образования в Республике Мордовия». Социо-
© Л. П. Канаева, Н. П. Касаткина, 2007