логических баз данных, организованных по произвольному набору критериев из более чем одной базы электронного каталога; штрих-кодирование единиц хранения и электронные читательские билеты; встроенный механизм автоматического обновления через Интернет версий программного обеспечения АРМ на рабочих местах пользователей системы; отсутствие ограничений на число одновременно подключенных АРМ пользователей, баз данных.
В настоящее время на развитие библиотек сильное влияние оказывает стремительное развитие информационных технологий. Заметно изменились услуги библиотек и способы их предоставления. Сотрудники НБ РК убеждены, что успешная и эффективная организация библиотечного обслуживания населения республики невозможна без объединения: будущее библиотек Карелии связано с дальнейшим развитием корпоративной культуры, социального партнерства и интеграцией2.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Воройский Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. М., 2002. С. 80.
2 См.: Национальная библиотека Республики Карелия. URL: http://huhn.ru (дата обращения: 12.04.2012).
Модусы информационного пространства: опыт культурологического осмысления
Информационное пространство — многомерный феномен, нуждающийся в глубокой культурологической рефлексии с привлечением смежных лингвистических и искусствоведческих концепций. Подобный междисциплинарный синтез — залог успешной реконструкции информационного пространства и его представления в качестве структурного каркаса культурного универсума.
А. А. Беляцкая,
докторант кафедры английской филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии, доцент
Лингвокультурологические основания единения: интегративные свойства концепта
Лингвокультура как способ языкового хранения и передачи смыслов была дарована человечеству для единения и
Единое информационное пространство финно-угорских регионов ... 205
нравственного высокодуховного общения. Отвечающим нашему подходу является позиция Н. Н. Моисеева, который приводит в качестве основания единения человечества его нравственные принципы, заложенные в тексте Нагорной проповеди. Особый интерес для исследования интегратив-ных межкультурных процессов представляет способность лингвокультуры к интеграции, преодолению культурно-познавательной ограниченности национальных менталитетов.
Мы предлагаем рассмотреть концепт как системообразующую, интегративную информационную единицу линг-вокультуры. Идея, или концепт, представляет собой центр ценностно-смысловой системы лингвокультуры, она влияет на все элементы текстопостроения: систему образных средств, фразеологию, типы текстовой архитектоники, композицию, сюжет, текста, речевую характеристику автора и персонажей, стилистику и грамматику, синтаксис.
Концепт обладает определенным значением для мировой лингвокультуры — негативным, разрушающим или позитивным, созидательным. Можно выделить лингвокуль-турообразующее содержание концепта и его лингвокуль-туроразрушающее информационное значение. Ценностное значение концепта выводится из контекста его социальной деятельности, ему присваивается положительный или отрицательный знак. Формируя концепты в процессе познания, человек наделяет ценностным смыслом объекты окружающего мира. Лингвокультурообразующее (интегративное) значение концепта — это способ информационного воздействия, вызывающий положительные (конструктивные) изменения речевого и неречевого поведения носителя лингвокультуры, т. е. обусловливающий его развитие и обеспечивающий эффективное межкультурное взаимодействие.
Многоязычие и мультикультурализм современного мира формируют вместе с многогранностью метаистории и мощные разломы в ценностно-смысловом пространстве мировой лингвокультуры. Вопрос этнической обусловленности информационного значения ценностных концептов (наличия в одной культуре положительного отношения к одному предмету или явлению, а в другой — противоположного, отрицательного) стоит наиболее остро в связи с учащением глобализационных межкультурных процессов. Необходима выработка общечеловеческих ценностей для избежания серьезных политических, экономических и военных конфликтов.
Базовые характеристики общечеловеческого, универсального культурообразующего значения концепта переплетаются с приметами эталона личности. «Нравственная мера всех без исключения народов при оценке идеала, эталона личности совпадает: это общественная активность и мудрость, справедливость и духовная любовь. И как отклонение от нравственной меры опять же у всех народов отмечены эгоизм и неразумный альтруизм, ненависть и раболепство, общая угодливость»1.
Формирование лингвокультуры как языковой культуры всего человечества, которая отвечает за проводимость общечеловеческих ценностных концептов, — задача всех носителей лингвокультуры, особенно тех, кто находится в зоне высочайшей ответственности по созданию интегративного идейно-концептуального ценностного поля лингвокульту-ры, т. е. авторов законодательных документов, газетных, журнальных и телевизионных текстов и, конечно, авторов художественных текстов, наиболее плотных с точки зрения способности к метафоризации, категоризации и концептуализации действительности.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). М., 1995. С 113.
И. В. Новикова,
доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук
К вопросу о национально-культурном региональном компоненте в иноязычном информационном пространстве
В связи с интенсивным развитием международных связей во всех сферах жизнедеятельности все более актуальным становится знание иностранных языков. Иностранный язык постепенно становится фактором, влияющим на социально-экономический, научно-технический и общекультурный прогресс общества.
В законе «Об образовании» Российской Федерации (ст. 14) сказано, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в