Научная статья на тему 'К вопросу о налогообложении субъектов малого бизнеса'

К вопросу о налогообложении субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / УСН / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошина Татьяна Андреевна

Целью работы является определение современных реалий налогообложения субъектов малого предпринимательства, выявление существующих проблем с предложениями по усовершенствованию. Представленный анализ позволил выявить основные методы совершенствования системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства: установление налоговых каникул для микроорганизаций, снижение ставки по налогу на прибыль и другие. В финальной части исследования автором даны возможные модели развития налогового стимулирования малого бизнеса с учетом зарубежного опыта при определенном сценарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о налогообложении субъектов малого бизнеса»

К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

БИЗНЕСА Тимошина Т.А.

Тимошина Татьяна Андреевна — специалист 1 разряда, отдел камеральных проверок, Инспекция Федеральной налоговой службы № 27 по г. Москве, бакалавр экономики, Финансовый университет, г. Москва

Аннотация: целью работы является определение современных реалий налогообложения субъектов малого предпринимательства, выявление существующих проблем с предложениями по усовершенствованию. Представленный анализ позволил выявить основные методы совершенствования системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства: установление налоговых каникул для микроорганизаций, снижение ставки по налогу на прибыль и другие. В финальной части исследования автором даны возможные модели развития налогового стимулирования малого бизнеса с учетом зарубежного опыта при определенном сценарии.

Ключевые слова: малый бизнес, субъекты малого предпринимательства, специальные налоговые режимы, налоговые льготы, налоговое стимулирование бизнеса, УСН, налоговая нагрузка, индивидуальный предприниматель.

DOI: 10.24411/2412-8236-2019-10701

Для начала определим, какие проблемы малого бизнеса (далее - МСП) в области налогообложения существуют в Российской Федерации:

- сложность и запутанность системы налогообложения, которая приводит к неправильному исчислению и уплате налогов, что влечет начисление пеней за несвоевременную уплату налогов. Таким образом, неправильное трактование налогового законодательства ведёт к дополнительным экономическим тратам;

- высокое налоговое бремя, которое может стать причиной ухода малых предприятий в тень. Следует отметить, что в 2016 году увеличился размер налога на имущество до 2 % для всех субъектов федерации, когда в 2015 - ом ставки налога на недвижимость от ее кадастровой оценки были установлены в размере 1,7 % для Москвы и 1,5 % для остальных территорий, в настоящий момент ставка налога возросла до 2%;

- сложность налоговой отчётности на общем режиме налогообложения;

- ограниченный перечень налоговых льгот, который говорит о недостаточно эффективной политике государства, направленной на развитие малого бизнеса в стране;

- высокие отчисления на страховые взносы, за последний десяток лет последовательно были отменены льготные тарифы страховых взносов для ряда специальных налоговых режимов [2];

- недостатки, присущие специальным налоговым режимам, состоящие в обязательности уплаты налога даже при получении убытка [1]. В частности, действующие в России патентная система налогообложения и единый налог на вмененный доход основаны на исчислении потенциального дохода, независимо от фактического финансового результата. При применении УСН организация, которая выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должна перечислить в бюджет минимальный налог в случае получения убытка. Напомним, что минимальный налог рассчитывается как 1% от доходов, полученных за налоговый период. И если сумма фактически исчисленного налога меньше, то предприятия будут уплачивать минимальный налог. Однако на этапе роста фирмы в связи с отсутствием клиентской базы, в зависимости от сезонных колебаний или при единовременных тратах на крупную покупку (например, более мощное усовершенствованное оборудование или увеличение размера торговой площади), организация однозначно окажется в более трудном положении для дальнейшего развития бизнеса [3]. Напротив, при применении ОСНО организации, получившие убыток в налоговом периоде, вправе не уплачивать налог на прибыль организаций.

Для урегулирования недостатков системы налогообложения малых и средних предприятий создаются определенные органы и государственные программы.

С 2015 года действует Корпорация МСП (АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»), которая поощряет развитие института малого и среднего предпринимательства, оказывая субъектам малого и среднего предпринимательства

поддержку в рамках действия федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В 2015-2017 годах на федеральном уровне принят ряд инициатив, которые были положительно оценены предпринимательским сообществом:

наделение правом субъектов Российской Федерации на предоставление налоговых каникул для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН или ПСН (ограничение по виду деятельности: производственная, научная, социальная сферы, а также в сфере предоставления бытовых услуг населению).

Вероятно, что вновь созданным малым предприятиям-юридическим лицам освобождение от уплаты налогов сроком на 1 год имело бы положительное влияние, поскольку финансирование компании на начальной стадии затруднительно, потери от ведения деятельности значительны, велика налоговая нагрузка. Но в данном предложении кроется большой риск: могло бы и увеличиться число фирм, которые по истечении срока налоговых каникул прекращали бы свою деятельность и закрывались [4]. Ситуация могла бы повториться с очередным открытием фирмы под другим названием. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в данном случае недополучали бы значительные средства. Решение данной проблемы кроется в усилении налогового контроля в направлении определения взаимозависимости вновь создаваемых юридических лиц, что может быть осуществлено через автоматизацию администрирования.

Правительство ставит перед собой весьма амбициозную цель - к 2024 году войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%. На сегодняшний момент, мы находимся на 12 месте по количеству произведенного ВВП в соответствии с докладом ООН «Ситуация в мировой экономике и дальнейшие перспективы» 2017 год (World Economic Situation and Prospects 2017). Двигаться к достижению данной цели, опираясь только на природные богатства страны и производственные мощности крупного бизнеса, не представляется возможным [5]. Малый бизнес необходим как опора и поступательное движение вверх.

Разумеется, чтобы конкурировать с пятеркой лидеров (на настоящий момент это США, Китай, Япония, Германия и Великобритания), нужно понимать, что помогает данным странам держать позиции на рынке, как построен диалог бизнеса и государства (в частности, в сфере налогообложения) [6]. В связи с чем, автором были рассмотрены механизмы и основные положения налоговых систем Германии и США для рассмотрения возможностей внедрения каких-то идей из зарубежной практики.

В качестве приоритетных для внедрения в России следует выделить следующие направления:

- снижение тарифов страховых взносов для низкодоходных отраслей путем снижения величины предельной суммы годового дохода, а для высокодоходных отраслей - путем незначительного повышения тарифных взносов;

- расширение профессиональных налоговых вычетов для ИП (возможное увеличение их до 30% с действующих 20%).

Продолжая освещать внедрение идей зарубежных стран с сильной экономикой, можно отметить значение налоговой ставки на прибыль корпораций для малого бизнеса (она варьируется от 13-17% примерно в Германии и США соответственно) [7]. Большое количество малых и средних предприятий в России продолжает использовать ОСНО в качестве приоритетной, несмотря на возможности выбора между специальными налоговыми режимами. Не исключено, что эффект от снижения ставки налога на прибыль на 3% для малого бизнеса возымел бы более положительный исход для бюджетов бюджетной системы России и дальнейшего прогресса бизнеса. Ранее такое решение оставалось за субъектами Российской Федерации, однако с 1 января 2019 года данное право снижения ставки может быть использовано только для ряда территорий и категорий налогоплательщиков. Поскольку проблема территориального неравенства экономического развития регионов России носит острый характер, а за счёт налоговых реформ возможно ее решение, полагаем, что понижение ставки до 13,5% на региональном уровне может касаться и категории малых и средних предприятий, занятых в приоритетных отраслях экономики и показывающих высокую рентабельность. Высокая рентабельность тождественна с высокой доходностью и способностью стабилизировать бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Ставка может понизиться только по истечении трёхлетнего срока с момента открытия организации, показывающей стабильную динамику развития в течение заданного срока. В качестве одного из ожидаемых положительных результатов данного предложения отметим, что малый бизнес

55

будет отдавать предпочтение приоритетным отраслям [8]. Указанная мера также будет способствовать выходу из тени субъектов МСП, не ведущих деятельность в правовом поле. Возможные минусы рассмотренного предложения:

- выпадающие доходы бюджета, которые будут покрыты только со временем. Ожидается «выведение из тени» определенных фирм. Также малый бизнес может нарастить собственную производственную мощь и по показателям выручки не попадать под характеристику субъектов МСП [9]. Таким образом, перейдя в разряд крупных фирм, ставка налога на прибыль обратно возрастёт до 20%, что покроет выпадающие доходы бюджетов в перспективе;

- риск дробления бизнеса. С целью снижения налоговой нагрузки МСП могут разделяться на несколько малых. Однако при таком положении дел, малые предприятия должны четко обосновать деловую цель дробления бизнеса, а налоговые органы - проявлять необходимые контрольные мероприятия. В случае отсутствия наличия деловой цели и проведения несанкционированных махинаций МСП будут штрафоваться в размере неполученных бюджетом доходов (восстановление льготного налога в бюджет) и лишаться дальнейшего право на льготу в виде снижения региональной ставки до 17% [10].

Разумеется, необходимо ориентироваться в первую очередь на текущую ситуацию экономики России, содействовать развитию малых и средних предприятий, которые, по мере развития, способны приносить бюджетам бюджетной системы Российской Федерации высокую долю налоговых доходов и устранять социальные проблемы.

В завершении отметим, что без совершенствования системы налогообложения малого бизнеса по приоритетным направлениям ни Концепция, ни Указ о стратегических задачах развития Российской Федерации не будут реализованы в полной мере.

Список литературы

1. Водопьянова В.А, Бондаренко Т.А «Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса». - Территория новых возможностей. Вестник владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток. С. 54.

2. Государственная служба занятости. - Все о страховых взносах в 2017 году. с. 2.

3. Мезенина Е.А. Чернова И.С. Налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт // NovaInfo: [Электронный ресурс]. Режим доступа: novainfo.ru/article/8930/ (дата обращения: 29.06.2019).

4. Пансков В.Г. // Журнал «Налоги и налогообложение». Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены.

5. Хорьков И.С., Коваленко С.В. Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика // Молодой ученый. 2017. №11. С. 280-284.

6. Самсонова И.А., Зеленская В.А., Кривошапова С.В. Специальные режимы налогообложения, отечественный и зарубежный опыт. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (часть 6) С. 1173-1176.

7. Осипова А.А. Облегчение налогового бремени для малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах. Налоги и налогообложение в современных условиях.

8. Нароян А.А. Налогообложение малого и среднего бизнеса в России и США. - Развитие финансовых систем зарубежных государств в условиях глобализации, 2015.

9. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов, М.: Дело и Сервис, 2008. с.90.

10. Саенко С.В. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №7 (17). 2016. с. 297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.