щением почвой части пестицида, приводящим к уменьшению его «активной» концентрации.
Второй метод заключался в определении количества внесенных в почву микробов. В аквариумы объемом 40 л была помещена почва, куда вносили ДИНОК из расчета 30 и 300 мг/кг, а затем культуры Salm, typhimurium и Е. coli из расчета 1 млн. микробных клеток на 1 г. Контрольные пробы представляли собой чистую почву, почву и ДИНОК, а также почву и вносимые патогенные микробы. Наблюдения вели в течение 6 месяцев — с апреля по ноябрь. Аквариумы ставили в вольере на территории института.
Как и в предыдущем опыте, внесение ДИНОК в почву не изменило микробного числа и количества бацилл. Пестицид в концентрации 300 мг!кг снизил количество нитрифицирующих микроорганизмов, практически приведя к их исчезновению. Количество целлюлозных бактерий уменьшилось под действием обеих испытанных доз. Следовательно, в 2 опытах мы получили аналогичные результаты.
Количественное содержание Salm, typhimurium в почве определяли следующим образом. Предварительно подготовленные почвенные разведения в количестве 1 мл засевали в пробирки, содержащие селенитовую среду МНИИГЭ. После суточной инкубации из всех пробирок производили посев на среду Плоскирева. Выросшие колонии идентифицировали по общепринятой методике. Salm, typhimurium сразу после внесения культуры определяли во все пробах, однако их содержание в контроле было выше, чем в опытных сериях. В дальнейшем количественное содержание Salm, typhimurium во всех сериях снижалось. Однако скорость исчезновения сальмонелл в контроле и опыте была различна. Например, в контроле эти микробы исчезали через 6 месяцев, тогда как в опыте с использованием препарата в концентрации 30 мг!кг через 2 месяца, а с использованием 300 мг/кг через 1 месяц.
Определение количественного содержания Е. coli в почве также проходило в несколько этапов. Почвенные разведения в количестве 1 мл засевали в пробирки со средой Кес-слера, затем после суточного инкубирования пересевали на среду Эндо. Чашки с посевами инкубировали в течение 24 часов, «подозрительные» колонии идентифицировали. Установлено, что в контроле и опыте при использовании ядохимиката в концентрации 30 мк/кг кишечная палочка из почвы исчезает также через 6 месяцев, а в пробе с препаратом в концентрации 300 мг/кг значительно раньше — через 11/г месяца от начала опыта.
Выводы
1. Применяемый в сельском хозяйстве пестицид динитроортокрезол в низких концентрациях (3 мг/кг и более) может оказывать неблагоприятное влияние на почвенную микрофлору.
2. Для предварительного установления действия пестицида на отдельные виды непочвенных патогенных микроорганизмов может быть использован метод определения естественной бактерицидности почв (Е. Н Мишустин и А. Н. Наумова).
3. Динитроортокрезол в концентрации 30—300 мг!кг, угнетая развитие некоторых видов почвенной микрофлоры, отрицательно влияет и на непочвепные патогенные микроорганизмы, попадающие в почву.
ЛИТЕРАТУРА. Мишустин Е. Н„ Наумова А. Н. Изв. АН СССР, Серия биол., 1955, № 6, с. 3.
Поступила 29/X1I 1971 г.
УДК 614.774:665.44
Канд. мед. наук Н. И. Тонкопий, В. Я- Розанова, И. М. Минц
К ВОПРОСУ О НАКОПЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА В ПОЧВЕ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Бенз(а)пирен (БП) попадает во внешнюю среду адсорбированным на частицах сажи и пыли, с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания и др. Для правильной оценки влияния этих выбросов на внешнюю среду представляло интерес выявить действие чистого вещества БП. Эту задачу мы решали путем проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях, на дерново-подзолистой суглинистой почве. При выборе концентрации БП для опытов исходили из результатов, полученных рядом авторов, которые изучали почвы, загрязняемые выбросами различных предприятий, и почвы сельскохозяйственных районов, удаленных от промышленных объектов. При этом следует отметить, что максимальное количество БП, обнаруженное в незагрязненной почве, выше его содержания в почве, загрязняемой коксохимическими заводами, и на уровне загрязнения почвы на расстоянии 1—3 км от железнодорожной станции и нефтеперерабатывающего завода.
Изучение влияния БП на процесс нитрификации проводилось нами в вегетационных сосудах, содержащих 5 кг пробы, согласно следующей схеме: 1-й вариант — контроль; 2-й — БП в концентрации 0,1 мг!кг\ 3-й — 1 мг!кг\ 4-й — 3 мг!кг\ 5-й — 5 мг/кг и 6-й вариант — 10 мг!кг. Опыт продолжался 60 суток. О воздействии БП на процессы нитри-
фнкации мы судили по динамике изменения содержания в почве азота аммиака и азота нитратов, а также по активности нитрифицирующих микроорганизмов. Пробы почвы из сосудов отбирали в 1-й день опыта, затем на 10, 20, 30, 40, 50 и 60-е сутки.
Показано, что реакция почвы в сосудах всех вариантов в период наблюдений была кислой (рН 5,5—5,6), влажность почвы колебалась от 15,9 до 20,54%. Процесс окисления аммиака в почве в первые 30 суток опыта протекал очень слабо. На 40-е сутки опыта с внесением 0,1 и 1 мг БП на 1 кг почвы отмечалась активация процесса окисления аммиака. На 50-й день в контрольной почве и в почве с внесением 0,1 мг БП на 1 кг оставались небольшие концентрации неокисленного аммиака по азоту 0,90 мг/100 г; при остальных вариантах опыта остаточное количество аммиака равнялось 60—95%. В конечный срок наблюдения при всех вариантах исследования в почве обнаружены следы аммиака.
Накопление азота нитратов в почве в первые 20 суток также происходило медленно. В последующие сроки наблюдения выявилась стимуляция процесса нитрификации во всех вариантах, что особенно заметно при концентрации 0,1—1 мг БП на 1 кг почвы. На 50-е сутки при всех вариантах опыта определено наибольшее количество азоха. нитратов. При этом в почве с внесением 10 мг БП определялось на 10% меньше азота нитрЗтт>в»-В конце опыта при всех вариантах его количество азота нитратов снизилось до 1,88 мг! 100 г в контроле и до 1,25—1,50 лг/100 г в остальных случаях.
Результаты химических исследований подтвердились данными микробиологических наблюдений. Если в контроле активность нитрифицирующих микроорганизмов нарастала уже на 10-е сутки (азот нитратов определялся в разведении 1 : 100), то во всех остальных вариантах опыта азот нитратов в таком же разведении определялся только на 20-е сутки. Наибольшая активность нитрифицирующих микроорганизмов во всех вариантах опыта обнаружена на 40—50-е сутки (азот нитратов определялся в разведении 1 : 1000). К 60-м суткам процесс нитрификации закончился.
Результаты изучения воздействия БП на жизнедеятельность целлюлозоразлагающей микрофлоры, выполняющей огромную роль в самоочищении почвы от растительных остатков, показали, что в первые 7 суток при внесении в почву БП процент проросших комочков почвы был в 71/з—91/2 раз больше, чем в контроле. На 14-е сутки в обоих вариантах опыта процент проросших комочков был в Р/2—3 раза больше, чем в контроле, а на 20-е сутки опыта при внесении в почву БП количество проросших комочков было на 22—20% больше, чем в контроле. Таким образом, концентрации БП до 10 мг/л стимулировали жизнедеятельность целлюлозоразлагающей микрофлоры в почве.
Изучение стабильности различных концентраций БП указывает на то, что с внесением 1 мг его в 1 кг почвы через 120 дней он обнаруживается в ней в количестве 20,7%, а в почве с внесением 1 мг!кг— в количестве 25,5%. При внесении 3—5—10 мг БП в 1 кг почвы в конце опыта определялось соответственно 24,65, 45,5 и 52,65% внесенного БП.
Работами М. Н. Поглазовой и соавт. установлено, что 17 штаммов почвенных микроорганизмов, выделенных из почвы, содержащей БП, способны аккумулировать его и что энергия поглощения этого вещества микроорганизмами зависит от наличия его в питательной среде. Она может быть усилена при выращивании микроорганизмов на среде, содержащей БП, или ослаблена при выращивании на среде, не содержащей его. Лабораторными опытами А. Я- Хесиной и соавт. было показано, что способность почвенных микроорганизмов усваивать БП зависит от того количества полициклических ароматических углеводородов, с которыми они обычно сталкиваются. В связи с этим можно полагать, что исследованная нами дерново-подзолистая суглинистая почва, не содержащая БП, а следовательно, и соответствующим образом подготовленной микрофлоры, неспособна очиститься от внесенного количества этого вещества.
Наши исследования позволяют считать, что БП в концентрации до 5 мг/кг не оказывает отрицательного влияния на биологическую активность дерново-подзолистой суглинистой почвы. При систематическом загрязнении ее возможно накапливание этого вещества, вследствие чего характер его воздействия может стать отрицательным.
Выводы
1. Бенз(а)пирен, внесенный в суглинистую дерново-подзолистую почву в малых количествах (0,1—5 мг/кг), стимулирует процесс нитрификации; большие количества его (10 мг/кг) несколько угнетают этот процесс.
2. Бенз(а)пирен в концентрации 0,1 и 10 мг/кг стимулирует жизнедеятельность цел-люлозоразрушающей микрофлоры.
3. Бенз(а)пирен способен длительное время сохраняться в почве: в конце срока наблюдения (120 суток) в пробах почвы оставалось 25—50% внесенного количества его.
ЛИТЕРАТУРА. ПоглазоваМ. Н., Федосеева Г. Е., Хеси-н а А. Е. и др. Докл. АН СССР. Серия биол., 1967, т. 176, № 5, с. 1165. — X е с и -н а А. Я., Щербак Н. П., Ш а б а д Л. М. и др. Бюлл. экспер. бнол., 1969, № 10, с. 70.
Поступила 22/УП 1971 г.