Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА'

К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Багрова В.В.

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой формирования нравственных, эстетических и художественных воззрений у ребёнка в условиях современной жизни. Автором отмечено, что образовательная ценность искусства в педагогической науке рассматривается как основа целостного и всестороннего развития личности. Цель данной статьи заключается в определении роли музыкального образования как универсального средства всестороннего развития ребёнка. Автором сформулирована главная задача музыкального воспитания личности: приобретение широкого круга взглядов о непреходящей ценности жизни, человека и общества. В исследовании классифицированы основные принципы педагогического и музыкального образования. Предложен метод сопоставления канонов педагогической науки, сформулированных Макаренко и Монтессори, с практическими примерами музыкального развития детей. В результате обнаружена взаимосвязь классических образовательных принципов воспитания детей с музыкальной составляющей. Доказано, что обучение музыкальному искусству всецело воздействует на разностороннее, индивидуальное и гармоничное развитие личности. Приобретённые умения и навыки открывают для детей большие горизонты в области личностных интересов и увлечений. Музыкальное воспитание даёт возможность сравнивать, оценивать и отличать качественную музыку от пошлой. А также формирует глубоко положительные качества каждого ребёнка. Статья адресована представителям профессиональной педагогической деятельности, педагогам общего и дополнительного образования. Материалы исследования могут быть интересны студентам среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF MUSIC PEDAGOGY AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF THE UPBRINGING OF THE CHILD

The relevance of this study is due to the problem of the formation of moral, aesthetic and artistic views of a child in modern life. The author notes that the educational value of art in pedagogical science is considered as the basis for the holistic and comprehensive development of personality. The purpose of this article is to define the role of music education as a universal means of comprehensive development of the child. The author formulated the main task of musical education of the individual: the acquisition of a wide range of views on the enduring value of life, man and society. The study classifies the basic principles of pedagogical and musical education. A method of comparing the canons of pedagogical science formulated by Makarenko and Montessori with practical examples of children's musical development is proposed. As a result, the interrelation of classical educational principles of children's upbringing with the musical component was found. It is proved that the teaching of musical art has a full impact on the versatile, individual and harmonious development of personality. Acquired skills and abilities open up great horizons for children in the field of personal interests and hobbies. Musical education makes it possible to compare, evaluate and distinguish high-quality music from vulgar. And also forms deeply positive qualities of each child. The article is addressed to representatives of professional pedagogical activity, teachers of general and additional education. The research materials may be of interest to students of secondary and higher professional education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Дополнительное образование

УДК 372.87

К вопросу о музыкальной педагогике как одной из основ воспитания ребенка

On the question of music pedagogy as one of the foundations of the upbringing of the child

Багрова В.В., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры», valbagrova@mail.ru

Bagrova V., Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen State Institute of Culture", valbagrova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.018

Ключевые слова: музыкальная педагогика, воспитание ребенка, нейропсихология, современное искусство, культура поведения в обществе.

Keywords: musical pedagogy, raising a child, neuropsychology, modern arts, behavioral culture.

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой формирования нравственных, эстетических и художественных воззрений у ребёнка в условиях современной жизни. Автором отмечено, что образовательная ценность искусства в педагогической науке рассматривается как основа целостного и всестороннего развития личности.

Цель данной статьи заключается в определении роли музыкального образования как универсального средства всестороннего развития ребёнка. Автором сформулирована главная задача музыкального воспитания личности: приобретение широкого круга взглядов о непреходящей ценности жизни, человека и общества. В исследовании классифицированы основные принципы педагогического и музыкального образования. Предложен метод сопоставления канонов педагогической науки, сформулированных Макаренко и Монтессори, с практическими примерами музыкального развития детей. В результате обнаружена взаимосвязь классических образовательных принципов воспитания детей с музыкальной составляющей.

Доказано, что обучение музыкальному искусству всецело воздействует на разностороннее, индивидуальное и гармоничное развитие личности. Приобретённые умения и навыки открывают для детей большие горизонты в области личностных интересов и увлечений. Музыкальное воспитание даёт возможность сравнивать, оценивать и отличать качественную музыку от пошлой. А также формирует глубоко положительные качества каждого ребёнка.

Статья адресована представителям профессиональной педагогической деятельности, педагогам общего и дополнительного образования. Материалы исследования могут быть интересны студентам среднего и высшего профессионального образования.

Abstract. The relevance of this study is due to the problem of the formation of moral, aesthetic and artistic views of a child in modern life. The author notes that the educational value of art in pedagogical science is considered as the basis for the holistic and comprehensive development ofpersonality.

The purpose of this article is to define the role of music education as a universal means of comprehensive development of the child. The author formulated the main task of musical education of the individual: the acquisition of a wide range of views on the enduring value of life, man and society. The study classifies the basic principles of pedagogical and musical education. A method of comparing the canons of pedagogical science formulated by Makarenko and Montessori with practical examples of children's musical development is proposed. As a result, the interrelation of classical educational principles of children's upbringing with the musical component was found.

It is proved that the teaching of musical art has a full impact on the versatile, individual and harmonious development of personality. Acquired skills and abilities open up great horizons for children in the field of personal interests and hobbies. Musical education makes it possible to compare, evaluate and distinguish high-quality music from vulgar. And also forms deeply positive qualities of each child.

144

The article is addressed to representatives ofprofessional pedagogical activity, teachers of general and additional education. The research materials may be of interest to students of secondary and higher professional education.

Введение. Известно, что учёный, педагог и новатор В. Сухомлинский работал более полувека назад. Но, как и выдающиеся произведения поэтов, музыкантов, художников, его работы и выводы имеют свой смысл и содержат послание современникам по сей день. Согласно теме данного исследования, приведём примеры высказываний С. Сухомлинского относительно музыкального воспитания личности:

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» [1, с.18]. Или же: «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» [1, с.31]. Акцентируем также наше внимание на мнении учёного, которое близко относится к представленной теме: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка (...). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» [2, с.8]. К ценным выводам В. Сухомлинского, на наш взгляд, современным педагогам как музыкального, так и общего образования, стоит относиться очень внимательно и серьёзно. В чём же специфика музыкальной составляющей гармоничного и целостного воспитания ребёнка?

Материалы и методы. Вероятнее всего, вы часто задумывались над тем, что настоящие музыкальные профессионалы учатся 18 лет. При этом, не учитывая первых шагов последующей практической творческой или педагогической карьеры. Почти четверть жизни: музыкальная школа - «семилетка» (в параллель с общеобразовательной школой), музыкальное училище - 4 года, затем 5 лет в консерватории, а после её успешного окончания, некоторые музыканты продолжают совершенствовать своё мастерство в аспирантуре ещё 2 года. Наверное, это не случайно. Здесь сравним, для примера, тернистый путь музыканта и планирующего карьеру экономиста: 2 последних года общеобразовательной школы он может провести в специализированном классе, отучиться в институте от 4 (бакалавр) до 6 (магистр) лет, - на этом всё. И такой квалификации работодателю будет достаточно для принятия его на службу. К слову сказать, с более высокой компенсацией, чем у начинающего музыканта, но эта тема, конечно, уже другого исследования. Таким образом, образовательный путь финансиста,

задумайтесь, в 3 раза короче пути профессионального музыканта.

Согласно официальным данным, в 2020 году, из 142.5 тысяч выпускников высшего профессионального образования, всего 2.7 тысячи человек, что составляет менее 2%, имели квалификацию «Искусство и культура» [3, с.61]. О чём это свидетельствует? О том, что путь искусства, будь то творчество или педагогика, выбирает далеко не каждый. В этой связи, хочется сделать вывод, что именно такой выбор -это призвание, нежели профессия, которая позволяет получить работу на рынке труда.

Начинать осознанное знакомство ребёнка с музыкой можно уже в 3 - 4 года, к примеру, купив ему простой базовый инструмент -пианино. Но не следует нагружать ребенка сольфеджио и музыкальной литературой в этом возрасте. Нейропсихология доказала, что до 6 - 7 лет у детей работает одно полушарие мозга, и они способны обучаться только в игровой форме. Именно по этой причине, отдавать детей в «музыкалку» следует одновременно с походом в общеобразовательную школу. Но давайте в наших рассуждениях сделаем «шаг назад»: зачем вообще ребёнку музыка, рисование, танцы, и, в целом, искусство? И вот здесь хотелось бы отметить, что культура и искусство - разные понятия, их не стоит смешивать и путать. Подобное смешение является ошибочным. Но не будем в статье полемизировать и уделять этому вопросу пристальное внимание, а примем как данность. Всестороннее развитие личности - это актуальные современные темы, которые превалируют в интернете и на телевидении, особенно в обращении к родителям. Не станем также в русле этой тематики судить о правильности или неправильности различных техник воспитания ребенка. Лучше более детально рассмотрим классические

педагогические каноны, методы, принципы и выводы, сформулированные М. Монтессори и А. Макаренко, в соотношении с особенностями музыкального развития личности.

Результаты. Итак, обратимся к основным принципам воспитания ребёнка,

сформулированным великим педагогом и методистом Макаренко [4]:

1. Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании.

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.

8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.

Теперь же попробуем соотнести каждый из этих принципов со сферой музыкального образования. И сразу оговоримся, что в большей степени в выигрышном положении оказываются дети, чьи родители являются профессиональными музыкантами. И если ребёнок не будет заинтересован в музыкальной карьере, то его слуховой опыт, с детства прививаемый ему вкус, пусть к стилистически разной музыке, но несомненно, высокого уровня и качества, -позволит в дальнейшем дать собственную аргументированную оценку тому или иному услышанному музыкальному произведению. То есть, если говорить очень упрощённо, музыкальные предпочтения как вкус еды или напитков - каждому нравится своё. И здесь не стоит торопиться делать вывод, что человек является агрессором, поскольку любит мясо, или пацифистом, потому что практикует вегетарианство. Подобное мнение ошибочно и не имеет смысла. Какая же роль отведена родителям в процессе воспитания детей с использованием музыкального слухового опыта? Задача родителей в данном случае - показать ребенку разную музыку, чтобы у него сформировалось представление о барочной, классической и современной академической музыке, русской и зарубежной, о музыкальных традициях народного искусства, о популярной музыке, или иными словами, музыке масс-культуры, о культуре текущих тенденций, и так далее. Может прозвучать кощунственно, но возьмём на себя смелость и сравним личность великого композитора Иоганна Себастьяна Баха с личностью известного рок-музыканта Курта Дональд Кобейна, солиста группы «Нирвана» (весьма популярной в 1990-х годах среди разных возрастов слушателей). С точки зрения музыкального, или вернее, академического профессионализма, вряд ли Кобейн учился столь же длительный период времени, сколько и Бах,

или обладал такой же широтой и уникальностью гармонического и полифонического мышления. Не говоря уже о том фундаменте, исчисляемом столетиями, который был заложен великим мастером в последующее развитие классической музыки. С другой стороны, оставаясь в русле некоторого сравнения, интересным становится следующий факт - «поклонники» творчества обоих музыкантов были, есть и, вероятнее всего, всегда будут. Существенно важным же аспектом в процессе воспитания и развития личности является приобретение навыков и знаний, с помощью которых будет выполнима главная задача - открытая возможность сравнивать, оценивать и истолковывать особенности творчества музыкантов разных стилей направлений и эпох, уметь отличать качественную музыку от пошлой. В свою очередь, в дальнейшем это позволит не только быть коммуникабельным в общении с большим количеством людей, но находить общие интересы и темы для разговора как с «поклонниками» Баха, так и Кобейна. Взрослея, человек не может существовать вне общества, и его возможности коммуникаций как можно с большим количеством людей, явно увеличиваются. И если ребенок знает разную музыку, то он сможет относительно нейтрально, не обидев собеседника, прокомментировать ее, а также найти общие темы для дальнейшего взаимодействия.

Серьёзность тона в процессе музыкального воспитания детей довольно важна. Но скорее всего, не в отношении именно самой музыки, а с позиции развития у ребёнка волевых качеств, одно из которых - приводить к логическому завершению начатое. Например, вы отдали ребёнка в музыкальную школу и он, проучившись в её стенах несколько лет заявил, что эта сфера деятельности ему уже не интересна и нужно записаться, например, в кружок скалолазания. В подобной ситуации, на наш взгляд, родителям следует настоять на продолжении учёбы в музыкальной школе. Стоит пояснить ребёнку, что из десятка ребят, начавших заниматься музыкой, лишь единицы закончат музыкальную школу. А скалолазание в большей степени относится к физическому здоровью и имеет отношение к спорту, которым он сможет заняться в любой момент своей юной жизни.

По нашему глубокому убеждению, в каждом начатом серьезном деле от взрослого требуется настойчивость и требовательность. Изучая принципы работы HR-партнеров с топ-менеджерами крупнейший корпораций, современного родителя можно сравнить с «ментором», «коучем»: для своего ребёнка

взрослый становится наставником, который поясняет, или, как руководитель относительно подчинённого, требует логического завершения начатого. Ведь только завершённому делу, пусть на определённом этапе, а не полностью, - можно дать соответствующую оценку: положительную, отрицательную или относительную. И здесь уместно будет закрепить наши выводы цитатой А. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» [5].

Далее, согласно логике рассуждений о важной составляющей музыкального воспитания детей, обратим внимание на упоминаемую нами выше методику Монтессори. Мария Монтессори и Тим Селдин сформулировали 40 принципов развития и воспитания ребенка. Приводить и анализировать каждый из них здесь будет неуместно, потому что уведёт автора далеко от темы предлагаемого исследования. В этой связи, разберём лишь самые релевантные для данной статьи принципы воспитания детей.

Аналогично, как в случае с приведёнными принципами А. Макаренко, попробуем соотнести музыкальную составляющую в процессе воспитания с методом Марии Монтессори, и для начала, отметим следующее существенно важное требование педагога: «Не направляйте своих детей, а следуйте за ними. Дети могут многое нам «рассказать» о своих потребностях и интересах, если мы найдем время обратить на них внимание» [6, с.24]. В этом плане, также интересны работы и выводы практикующего современного детского нейропсихолога -Валентины Паевской. Согласно её воззрениям, ваш ребёнок может быть записан на немыслимое количество кружков, внеклассных занятий, и у родителей формируется зачастую ложное убеждение в том, что они занимаются своим ребенком, но по факту просто выполняют роль водителей и обслуживающего персонала, которые отвозят ребенка из школы в кружки и домой, готовят еду и укладывают спать, а на следующий день все повторяется опять [8]. Важно, оказывается, самое простое, и одновременно самое сложное - разговаривать со своим ребёнком, физически уделять ему внимание, и самим в этот момент не отвлекаться на посторонние вещи. В качестве практической методики, Паевская просит каждого из родителей, по отдельности, провести 15 минут в разговоре со своим ребенком - со 100% фокусом, и посмотреть, что из этого получится.

Рассмотрим теперь некоторые педагогические рекомендации Марии Монтессори и сопоставим

их с воспитанием и развитием личности ребёнка с помощью музыкального искусства.

1. «Ошибки — хороший способ показать, как выполнять то или иное действие правильно и решать возникшие проблемы. Позволяйте детям ошибаться, так они учатся» [6, с.33]. Интересный практический пример возникает из данного правила. Разбирая музыкальной произведение на рояле, ученик и учитель сначала по нотам проигрывают его, далее следует деление на части, и заучивание на память, затем сложение в части, и в итоге, в целое произведение. Итоговая работа -воспроизведение музыкальной композиции без нот. В процессе каждого этапа, с момента начала - игры, и последующего заучивания на память, ребенок делает много ошибок, которые посредством усердных и долгих занятий исправляет. Но самое главное, ученик сразу видит результат исправления своих ошибок - целостное и гармоничное звучание музыки.

2. «Даже в первые годы жизни маленькие дети должны ощущать свою принадлежность родному дому. Детская мебель поможет ребенку чувствовать себя комфортно в мире, где все рассчитано на взрослых. У маленьких детей есть сильная потребность и любовь к порядку вокруг. Постарайтесь организовать пространство в комнатах, где ребенок проводит больше всего времени, так, чтобы ему было просто поддерживать там чистоту. Это может удивительным образом повлиять на развитие его личности» [6, с.52]. Пианино, ноты, пюпитр в музыкальной школе, или свой инструмент, к примеру флейта в футляре, - также формируют у ребенка чувство ответственности и заботы. Такой «маленький» порядок закладывает в детях важные черты будущего характера.

3. «Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов. Например, на вопрос «Сколько раз мне надо это повторять?», ответ довольно прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!». Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы» [7, с.14]. Применительно подобной ситуации к занятиям музыкой, невозможно преподавателю просто сказать ученику: разбери или выучи Шопена, или же Бетховена, или Скрябина, или Рахманинова. Каждое музыкальное произведение уникально, и подход к заучиванию оказывается каждый раз новым, что естественным путём и развивает личность ребёнка.

4. «Играйте с малышом в игры, которые учат хорошим манерам, и тогда он станет вежливым и воспитанным» [6, с.86]. Интересно найти точку соприкосновения данной интересной мысли в сопоставлении с процессом

музыкального воспитания. Если вы ведёте своего ребёнка на концерт классической музыки, или балет, в оперу, то вы следуете канонам, или «правилам игры», присущим оперному театру или концертному залу. В этом смысле, на наш взгляд, упрощённое отношение к форме одежды, в которой допускают людей, скажем в Венской опере или Метрополитэн опера, - размывает понятие принадлежности к «высокому», и понятие культуры в том числе (той самой культуры, которая отличается, как мы уже упоминали, от искусства). К примеру, может вызывать диссонанс в восприятии образа молодого человека в джинсах и толстовке, пришедшего послушать оперу «Евгений Онегин». Подобное впечатление, или скорее удивление, может производить также девушка, одетая в тёмную строгую юбку, белую рубашку и блузу на молодёжной «тусовке» с Тимати в ночном клубе. Но не будем уходить в большую и сложную тему уместности и соответствия индивидуального стиля и образа согласно окружающим обстоятельствам в рамках данной статьи. В качестве вывода отметим следующее. Ребёнок, отправляясь с родителями в Зал Чайковского, в Зарядье, или Большой Театр, и соблюдая установленные правила посещения подобных концертно-театральных мест и мероприятий (будучи строго одетым, вежливым и спокойным), - начинает ощущать свою принадлежность к некоему «клубу» по интересам, доступ к которому открыт не каждому из его сверстников. Общая атмосфера заставляет сдерживаться и строго соблюдать правила приличия. Это, быть может, завуалированный, но важный и непосредственно связанный с музыкальным воспитанием этап развития индивидуального характера у ребёнка, формирование у него особого восприятия окружающего мира и пространства.

В заключении данного исследования, обратим своё внимание на то обстоятельство, что в мире детства время идет медленнее. В этой связи родителям, в процессе воспитания ребёнка, следует подстроиться под его темп и ритм, останавливаться, прислушиваться. Вместе изучать то, что ребёнка заинтересовало, будь то муравей или необычный цветок. Взрослым в этот период жизни детей нужно быть особенно терпеливыми [7, с.25]. Подобные требования применимы к музыкальным занятиям, где терпение является одним из важных факторов. Профессиональное обучение детей в музыкальной школе включает в себя не только практику, но и теорию, а также обязательное прослушивание музыки, что требует минимум 3

раза в неделю посещения музыкальной школы. Таким образом, родители не только с пользой занимают время и пространство своих детей хорошей музыкой, но и помогают им научиться жить в социуме, в мире и гармонии с самим собой. Проведём параллель относительно музыки с мнением Марии Монтессори, упоминавшей, что для формирования у детей умения гармонично и уверенно жить в обществе, общаться с разными людьми, нужно знакомить ребенка с разными странами и привить ему интерес к разным культурам в том возрасте, когда у него еще нет страха и предрассудков [7, с.48]. Это, пожалуй, ключевой тезис, на который бы хотелось обратить наше внимание и применить его к сфере музыкального воспитания личности ребёнка. Ведь музыка и по сей день является универсальным языком общения разных народов, на котором говорили и говорят миллионы людей. Посредством музыки вели диалог со слушателем великие композиторы и исполнители во все времена и во многих странах: России, Европе, США, Азии, и так далее.

Заключение. Подводя итоги, отметим, что научная новизна данного исследования заключается в ракурсе изучения специфики музыкального воспитания ребёнка в соотношении с классическими канонами педагогического образования, сформулированными Макаренко и Монтессори. Такой ракурс позволил автору найти схожие принципы, присущие как педагогической, так и воспитательной работе посредством музыки: личный пример, сдержанность, целенаправленность, терпеливость,

общительность, серьёзность тона, и так далее.

В результате сопоставления принципов общего педагогического и музыкального образования, автор приходит к выводу, что музыкальное воспитание является

универсальным методом всестороннего развития индивидуальности, которое постепенно формирует глубоко нравственные, эстетические и художественные воззрения у ребёнка.

В заключение, хотелось бы заострить внимание на том, что в повседневной работе автора всегда присутствуют: метод сравнения различных музыкальных направлений и эпох, принцип рассуждения об особенностях индивидуального стиля композитора или исполнителя, анализ многоплановых

исполнительских интерпретаций произведений. Не стоит бояться множества поставленных, порой трудных, задач, нужно неизменно стремиться к их выполнению, придерживаясь единой траектории движения к назначенной цели. И только тогда, по убеждению автора и согласно личного и

профессионального опыта, занятия музыкой будут содействовать нравственному и духовному формированию всесторонне развитой личности. В дополнение непосредственно к базовому общему образованию, или спорту, или рисованию, или изучению языков, - музыкальное воспитание будет способствовать гармоничному

и целостному восприятию ребёнком окружающего его пространства, становлению характера, чёткому определению личных интересов, а также научит культуре поведения, уместности и толерантности, а также искусству общения.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Концептуал. - 2016. - ISBN: 9785-906756-73-2.

2. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский // Питер. - 2017. - ISBN: 978-5496-01939-2.

3. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ. - 2021.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия / А.С. Макаренко // АСТ. - 2018. -

ISBN: 978-5-17-099323-9.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко // Питер. - 2016. - ISBN: 978-5496-01940-8.

6. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори // АСТ, Астрель. - 2005. -ISBN: 5-17-031934-7, 5-271-11751-0.

7. Селдин Т. Энциклопедия Монтессори. Раннее развитие, воспитание, среда / Т. Селдин // Манн, Иванов и Фербер. - 2016.

8. Паевская В. Я плохая мама? Как воспитать ребенка, не имея на это времени / В. Паевская // Феникс. - 2019.

References:

1. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to children / V.A. Sukhomlinsky // Conceptual. - 2016. - ISBN: 978-5906756-73-2.

2. Sukhomlinsky V.A. Parental Pedagogy / V.A. Sukhomlinsky // Peter. - 2017. - ISBN: 978-5-496-01939-2.

3. Gokhberg L.M., Ozerova O.K., Sautina E.V. Education in numbers: 2021: a brief statistical collection / L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE. - 2021.

4. Makarenko A.S. pedagogical poem. Full version / A.S. Makarenko // AST. - 2018. - ISBN: 978-5-17-0993239.

5. Makarenko A.S. Book for parents / A.S. Makarenko // Peter. - 2016. - ISBN: 978-5496-01940-8.

6. Montessori M. Orphanage. Method of scientific pedagogy / M. Montessori // AST, Astrel. - 2005. - ISBN: 5-17-031934-7, 5-271-11751-0.

7. Seldin T. Montessori Encyclopedia. Early development, education, environment / T. Seldin // Mann, Ivanov and Ferber. - 2016.

8. Paevskaya V. Am I a bad mother? How to raise a child without having time / V. Paevskaya // Phoenix. -2019.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Багрова Валентина Васильевна (г. Тюмень, Россия), профессор, и.о. заведующего кафедрой фортепианного искусства, факультет Музыки, театра и хореографии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры», e-mail; valbagrova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.