Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста'

Музыкальное воспитание как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Татьяна Александровна

В статье раскрыто проблему формирования всесторонне развитой личности средствами музыкального искусства. На основе нормативных документов определено, что отношению детей к музыке уделяется особое внимание. Развитие ребенка, становление его как личности большая проблема для дошкольного образования. Одним из путей реализации этой цели является привлечение детей в процесс музыкального воспитания, которое оказывает большое влияние на развитие ребенка благодаря интеграции составляющих воспитания. Рассмотрено влияние музыки на работу полушарий головного мозга, на логико-математическое и речевое развитие, ее значение для рисования и письма. Проанализированы работы ученых и выдающихся педагогов. Определены концепции музыкального воспитания в мировой педагогике, а именно Марии Монтессори, Карла Орфа, Эмиля Жак-Далькроза и Синити Судзуки. Наука движется вперед, поэтому дошкольное образование требует новых подходов к роли музыки в жизни ребенка и разработку методик ее интегрирования в образовательный процесс. Доказано, что наличие музыки в учебно-воспитательном процессе открывает возможности для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное воспитание как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста

Волошина Татьяна Александровна,

ассистент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского», belokur1986@mail.ru

В статье раскрыто проблему формирования всесторонне развитой личности средствами музыкального искусства. На основе нормативных документов определено, что отношению детей к музыке уделяется особое внимание. Развитие ребенка, становление его как личности - большая проблема для дошкольного образования. Одним из путей реализации этой цели является привлечение детей в процесс музыкального воспитания, которое оказывает большое влияние на развитие ребенка благодаря интеграции составляющих воспитания. Рассмотрено влияние музыки на работу полушарий головного мозга, на логико-математическое и речевое развитие, ее значение для рисования и письма. Проанализированы работы ученых и выдающихся педагогов. Определены концепции музыкального воспитания в мировой педагогике, а именно - Марии Монтессори, Карла Орфа, Эмиля Жак-Далькроза и Синити Судзуки. Наука движется вперед, поэтому дошкольное образование требует новых подходов к роли музыки в жизни ребенка и разработку методик ее интегрирования в образовательный процесс. Доказано, что наличие музыки в учебно-воспитательном процессе открывает возможности для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыка, музыкальное искусство, музыкальное воспитание, всесторонне развитая личность, эмоциональное воздействие, развитие детей, музыкальные упражнения и игры, дошкольный возраст.

Введение.

На современном этапе развития дошкольного образования использования музыкального искусства в дошкольном учреждении требует весомых изменений. Общество требует от дошкольного образования формирования творческой личности, способной самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения. Личностная педагогика убеждает нас не лишать детей эмоционального благополучия детства и ее индивидуальной личности.

Следствием падения позиции музыки как духовной ценности является отсутствие музыкально-эстетических знаний, устаревшие формы и методы музыкального воспитания, осложнения музыкального мышления. Все это привело нас к рассмотрению проблемы формирования всесторонне развитой личности средствами музыкального искусства.

Музыка - это вид искусства, имеет большое влияние на сферу чувств и переживаний. Возраст - чрезвычайно благоприятный для эмоционального воздействия. Так как свободно музыка может вести за собой чувствительные детские души, и одновременно может играть большую роль в развитии детей.

Литературный обзор. Проблема влияния музыки на формирование духовной культуры личности рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях Л. Выготского, А. Готединера, Б. Теплова. В. Бехтерев подчеркивал важность музыкального воспитания с раннего детства, с целью формирования гармонично развитой личности.

В работах В. Шацкой, Д. Кабалевского, Н. Вет-лугиной, А. Канеман, А. Хрипковой музыка рассматривается как механизм связи нравственных и эстетических воздействий. Об актуальности данной темы свидетельствует значительное количество диссертационных исследований (А. Аликсийчук, Л. Москалева, А. Сапожник, Т. Потап-чук, В. Салко и др.), где рассматриваются особенности обучения и воспитания детей с помощью музыкального искусства.

Общей целью воспитания детей дошкольного возраста является всестороннее развитие ребенка. Поэтому в программе дошкольного воспитания «Базовый компонент дошкольного образования», в содержательной линии «Мир искусства» важное место занимает отношение детей к реальному миру и музыке [6, с. 24]. Развитие дошкольника, становление его как личности - большая проблема для дошкольного образования. Одним из путей

со ^

0

сч

ю

01

реализации этой цели является привлечение детей в процесс музыкального воспитания, которое оказывает большое влияние на развитие ребенка .

Цель статьи - определить влияние музыкального воспитания на гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Среди многих видов искусства музыка занимает особое место во всей системе формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Доказано, что музыка влияет на интеллект ребенка, на физиологические процессы и способна ускорить или замедлить темп дыхания, сердцебиения, успокоить или взволновать ребенка.

В наше время, детские сады уделяют больше внимания подготовке детей к школе. Актуальными стали интерактивные методы обучения - раннее чтение, изучение иностранного языка, решение логических задач, знакомство с компьютером [6, с. 23]. Ознакомление детей с искусством отошло на второй план.

Каждый современный педагог знает, что музыка влияет на музыкально-эстетическую сферу, и о роли музыки в психическом и интеллектуальном развитии ребенка вряд ли услышишь. Музыка - это феноменальное явление, которое дает педагогам большие возможности для того, чтобы обучать детей основам наук. Установлено: ритм и высота музыкального звука влияют на работу левого полушария, а тембр и мелодия - на работу правого.

У детей правое полушарие мозга развивается быстрее, чем левое, поэтому больше влияет на развитие психических процессов. Система дошкольного обучения не всегда учитывает эти особенности и ориентирована на восприятие левым полушарием, что приводит к чрезмерному стимулированию его функций [4, с. 4].

Однако эту проблему можно решить используя музыку в разнообразной деятельности детей дошкольного возраста, ведь музыкальный фон, музыкальные игры и упражнения стимулируют работу обоих полушарий головного мозга одновременно.

Музыка играет большое значение в жизнедеятельности детей (см. табл. 1).

Следует отметить, что музыкальный материал должен логично вписываться в процесс обучения. Музыкальные игры и упражнения следует внедрять последовательно, опираясь на приобретенные навыки детей. Музыкальные методы нужно использовать в течение занятия своевременно, учитывая периоды наибольшего внимания у детей и периоды ее спада. Количество сопроводительного музыкального материала на занятии должна быть оптимальной.

Музыка является мощным средством воспитания и развития детей. «Величие искусства, пожалуй, наиболее ярко проявляется в музыке», - писал Гёте. То, что музыка помогает развиваться и развивать в себе человека, личность, не требует особых доказательств, об этом убедительно свидетельствуют труды выдающихся педагогов и музыкантов [1, с. 55].

Таблица 1

Музыка в жизнедеятельности детей

Значение музыки

Благодаря музыкальным упражнениям, которые сопровождают усвоения элементарных логико-математических представлений, ребенок может не только увидеть, но и услышать, «почувствовать на ощупь» количество, установить взаимосвязь, как от увеличения исполнителей растет насыщенность звучания, или наоборот, упражняться в ориентировании в временном ряду - «после», «перед», «между».

На занятиях по развитию речи музыкальные упражнения и игры помогают лучше понять разницу между гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, ритмику стиха, облегчить и разнообразить процесс обучения чтению

Музыкальные фрагменты, сопровождая процесс изобразительной деятельности детей, становятся отправной точкой для фантазии, для пробуждения переживаний и мысли, оживляют визуальные образы. Правильно подобранная музыка поможет сконцентрировать внимание детей, настроить на работу над рисунком. Музыка способна быть регулятором двигательной деятельности руки, поэтому ритмичные музыкальные произведения помогают ребенку наносить одинаковые изображения через равные расстояния. Сопровождение музыки с разным ритмом во время занятия, позволяет замедлить движение руки в торопливых детей, и наоборот, ускорить его в медленной_

Вид развития

Логикоматематическое развитие

Речевое развитие

Рисование и письмо

В мировой педагогике есть несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые могут стать основой для разработки различных программ и методик. То, как легко и непринужденно привлечь детей к знакомству с миром музыки, впервые было описано в педагогической системе Марии Монтессори (см. Табл. 2).

По мнению Марии Монтессори, одной из обязательных составляющих целостного гармоничного развития детей является музыкальное воспитание. Оно соответствует общим принципам ее педагогической системы (свобода выбора, контроль ошибок, разновозрастные группы, самостоятельность действий детей, отсутствие мотива соревнования и др.). Для выполнения задач музыкального воспитания педагогика музыкального воспитания Марии Монтес-сори предлагает специальные развивающие занятия, а также различные музыкальные материалы, которые интегрированы в среду и всегда доступны детям.

Метод музыкального воспитания Марии Монтессори состоит из:

• «уроки тишины»;

• развитие чувства ритма;

• развитие слуха с помощью дидактических сенсорных Монтессори-материалов;

• создание музыки и игра на музыкальных инструментах;

• вокальное развитие;

• изучение нотной грамоты [3, с. 4].

Таблица 2

Концепции музыкального воспитания в педагогической системе

Особенности музыкального воспитания

Метод музыкального воспитания Марии Мон-тессори качественно отличается от традиционного, и является самообучением музыке. Задачей музыкального воспитания является, с одной стороны, обеспечением условий для разностороннего познания детьми мира звуков, а с другой - реализация природной детской потребности в творчестве. Мария Монтессори считала, что музыкальное воспитание должно быть тщательным и методическим и не должно ограничиваться развитием музыкального слуха и ритма, пассивным слушанием, пением или обучением игры на инструменте. Нужно создавать условия, при которых дети имели бы возможность создавать музыку в процессе музицирования, ведь потребность в творчестве присутствует в самой природе детей, в их стремлении импровизировать.

Орфовская концепция музыкального воспитания называется «Элементарное музицирование», где «элементарное» означает первичное (простое, доступное). Под «музицированием» К. Орф понимал глубокую связь музыки, движений и речи, эта связь является естественным. Таким образом: объединение музыки, слова и движений создает сущность занятий по принципам К. Орфа. Задуманное им обучение детей импровизационным музицированием - это лич-ностно ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, направленное на развитие познавательной активности каждого ребенка. Дети имеют возможность на каждом занятии выразить свое внутреннее Я, не подчиняясь общепринятым «шаблонам», создавать и воплощать художественные образы, постоянно играя.

Свою систему музыкально-ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз создал, учитывая потребность детей в движении. Он заметил, что двигаясь вместе с музыкой и правильно реагируя на ее ритм, дети, вдохновленные радостью от ощущения физической раскованности и свободы, получают эстетическое удовольствие, активно отдыхают, развивают свои психомоторные способности. Уже с первых занятий по системе музыкально-ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза дети легко постигают, что такое ритмическая пульсация, темп, акценты, динамика, музыкальные фразировки, поскольку связывают свои слуховые представления с конкретным движением.

По методике музыкального образования детей - «Воспитание талантов», музыкальное образование следует начинать с раннего возраста. «Воспитание талантов» - это не только методика преподавания игры на музыкальном инструменте, но и целая философия, которая включает в себя взгляды на воспитание и развитие ребенка. Профессор Судзуки особое внимание обращал на воспитание духовности и высокоморальности у детей. Поэтому в своей педагогической деятельности Синити Судзуки руководствовался кредо: «Сначала - характер, а затем - способности». Он мечтал вырастить хороших граждан своей страны, с высокими моральными качествами.

Автор

Мария Монтессори

Карл Орф

Эмиль Жак-Далькроз

Синити Судзуки

Не менее распространенной является концепция музыкального воспитания Карла Орфа, известного немецкого композитора (см. Табл. 2). К. Орф разработал систему детского музыкального воспитания, максимально приближенную к возможностям и интересам обычного ребенка. Ее ключевые позиции актуальны сегодня, это:

• отношение к ребенку как к самостоятельной личности, уважать его и принимать любые его индивидуальные проявления;

• создание на занятии атмосферы игры; соблюдение принципа «Для ребенка, а не над ней» [9, с. 22].

Элементарное музицирование с инструментами К. Орфа как одна из самых интересных форм музыкальной деятельности дошкольников наблюдается в детских учреждениях. Интересы детей таким музицированием, их желание играть и петь настолько сильны, что они не замечают той учебной работы, проводимой с ними в процессе музицирования.

Система музыкального воспитания швейцарского педагога и композитора Эмиля Жак-Далькроза направлена на развитие у детей чувства ритма и моторных способностей (см. Табл. 2.).

По мнению Эмиля Жак-Далькроза, музыкально-ритмическое воспитание позволяет:

• воспитывать в детях творческих, физически и эмоционально сильных личностей;

• развивать у детей внутренне чувственный мир;

• формировать их морально-ценностные переживания;

• побуждать их к активной познавательной деятельности;

• закладывать в детях основу их жизненной силы [2, с. 7].

На занятиях с детьми дошкольного возраста особенно ценно двигательный аспект обучения. С помощью движений дети совершенствуют моторику своего тела, улучшают собственную координацию в пространстве.

Игра на детских инструментах - это важная составляющая музыкального воспитания детей. Этот вид работы позволяет ребенку почувствовать себя субъектом музыкального творчества. Поэтому важно приобщать детей к игре на инструментах как можно раньше. Синити Судзуки был первым, кто предположил, что дети 3-4 лет могут свободно владеть музыкальным инструментом. При правильном подходе каждый ребенок может научиться понимать музыку и исполнять музыкальные произведения [10, с. 24].

Результаты. Анализ научных исследований и опыт выдающихся педагогов свидетельствуют, что любовь к музыке, привитая в детстве, может стать основой дальнейших достижений и успехов ребенка. Включение музыки в учебно-воспитательный процесс открывает широкий путь к интенсивному развитию сенсорных способностей, чувственного восприятия, создает надежную основу для становления и дальнейшего развития всех познаватель-

со ^

0

сч

ю

01

ных процессов, удачного сочетания в них эмоционального и рационального, может стать частью духовной жизни человека в будущем.

Процесс гармоничного развития детей обязательно должен включать музыкальный элемент, поскольку каждое мгновение детей окружает многообразный мир звуков, а лучший проводник в этот мир для них музыка.

Заключение.

Успешность образовательного пространства зависит от степени реализаций программ, которые улучшают виды детской деятельности, педагогические воздействия, которые гармонизируют развитие детей. Поэтому музыкальное воспитание требует дальнейшего рассмотрения и исследования, поскольку музыка является одним из сильных средств воздействия, и имеет высокий потенциал в развитии психических функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Наука движется вперед, поэтому дошкольное образование требует новых подходов к роли музыки в жизни ребенка и разработку методик ее интегрирования в образовательный процесс.

Литература

1. Верстюк А. Музыка - помощник в воспитании детей / А. Верстюк // Одаренный ребенок. - 2009. -

4. - С. 55-66.

2. Завалко К. Музыкально-ритмическое воспитание по системе Эмиля Жак-Далькроза / К Завалко // Музыкальный руководитель. - 2012. - 11. - С. 4-9.

3. Завалко К. Особенности музыкального воспитания в педагогической системе Марии Монтес-сори / К Завалко // Музыкальный руководитель. -2012. - 11. - С. 4-9.

4. Нечай С. Музыка для интеллекта / С. Нечай // Дошкольное воспитание. - 2010. - 4. - С. 4-8.

5. Нечай С. Музыка развивает интеллект / С. Нечай // Дошкольное воспитание. - 2007. - 11. - С. 24-27.

6. Олейник А. Г. Воспитание эстетического чувства у детей дошкольного возраста / А. Г. Олейник // Дошкольное учебное заведение. - 2008. - 6. -С.23-35.

7. Побережная Г. И. Общая теория музыки / Г. И. Побережная, Т. В. Щерица. - М .: Высшая школа, 2004. - 303 с.

8. Побережная Г. И. Музыка в детской душе / Галина Ионовна Побережная. - Киев: Украинское агентство информации и печати "Рада", 2007. - 80 с.

9. Тимощук С. В. Развитие творчества ребенка средствами музыкальной деятельности: по принципам концепции музыкального воспитания К. Ор-фа / С. В. Тимощук // Одаренный ребенок. - 2013. -

5. - С. 22-34.

10. Трофимченко И. Как учить музыке маленьких: по методике «Воспитание талантов» Синити Судзуки. / И. Трофимченко // Дошкольное воспитание. - 2010. - 2. - С. 24-26.

11.Чулкова Н. Вселенная музыкальных звуков /

H. Чулкова // Палитра педагога. - 2008. - 1. - С. 2931.

12.Шуть М. Развитие креативности детей на музыкальных занятиях / М. Шуть // Музыкальный руководитель. - 2013. - 8. - С. 4-13.

Music education as a factor of harmonious development of preschool children

Voloshina T.A.

Crimean Federal University

In the article the problem of forming a fully developed personality means music. On the basis of regulations determined that the ratio of children to music special attention. The development of the child, becoming him as a person is a big problem for preschool education. One of the ways to achieve this goal is to involve children in the process of musical education, which has a great influence on the development of the child through the integration of the components of education. The influence of music on the work of the cerebral hemispheres, the logical-mathematical and verbal development, its importance for drawing and writing. The analysis of psychological studies of outstanding teachers. Outlined the concept of music education pedagogy in the world - namely, Maria Montessori, Carl Orff, Emile Jacques-Dalcroze and Suzuki Siniti. Science is moving forward, therefore, pre-school education requires new approaches to the role of music in a child's life and the development of methods for integrating it into the educational process. It has been proved that the presence of music in the educational process opens opportunities for the harmonious development of preschool children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: music, musical art, music education, fully developed personality and emotional impact child development, musical activities and games, preschool age.

Referenes

I. Verstyuk A. Muzyka - pomoshchnik v vospitanii detey / A. Verstyuk // Odarennyy rebenok. - 2009. - 4. - S. 55-66.

2. Zavalko K. Muzykal'no-ritmicheskoye vospitaniye po sisteme

Emilya Zhak-Dal'kroza / K Zavalko // Muzykal'nyy rukovoditel'. -2012. - 11. - S. 4-9.

3. Zavalko K. Osobennosti muzykal'nogo vospitaniya v pedagogicheskoy sisteme Marii Montessori / K Zavalko // Muzykal'nyy rukovoditel'. - 2012. - 11. - S. 4-9.

4. Nechay S. Muzyka dlya intellekta / S. Nechay // Doshkol'noye

vospitaniye. - 2010. - 4. - S. 4-8.

5. Nechay S. Muzyka razvivayet intellekt / S. Nechay // Doshkol'noye vospitaniye. - 2007. - 11. - S. 24-27.

6. Oleynik A. G. Vospitaniye esteticheskogo chuvstva u detey doshkol'nogo vozrasta / A. G. Oleynik // Doshkol'noye uchebnoye zavedeniye. - 2008. - 6. - S.23-35.

7. Poberezhnaya G. I. Obshchaya teoriya muzyki / G. I. Poberezhnaya, T. V. Shcheritsa. - M.: Vysshaya shkola, 2004. -303 s.

8. Poberezhnaya G. I. Muzyka v detskoy dushe / Galina lonovna

Poberezhnaya. - Kiyev: Ukrainskoye agentstvo informatsii i pechati "Rada", 2007. - 80 s.

9. Timoshchuk S. V. Razvitiye tvorchestva rebenka sredstvami muzykal'noy deyatel'nosti: po printsipam kontseptsii muzykal'nogo vospitaniya K. Orfa / S. V. Timoshchuk // Odarennyy rebenok. - 2013. - 5. - S. 22-34.

10. Trofimchenko I. Kak uchit muzyke malen'kikh: po metodike «Vospitaniye talantov» posineniya Sudzuki. / I. Trofimchenko // Doshkol'noye vospitaniye. - 2010. - 2. - S. 24-26.

11.Chulkova N. Vselennaya muzykal'nykh zvukov / N. Chulkova // Palitra pedagoga. - 2008. - 1. - S. 29-31.

12.Shut' M. Razvitiye kreativnosti detey na muzykal'nykh zanyatiyakh / M. Shut' // Muzykal'nyy rukovoditel'. - 2013. - 8. -S. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.