УДК 7.012:378
Котенко Людмила Витальевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой изобразительной деятельности факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета тел.: (928) 406-29-44
К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦВЕТОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Рассматриваются вопросы модернизации дизайн-образования, формирования полифункциональной компетентности будущих специалистов в области дизайна в условиях вуза средствами цветового воздействия; дается концептуальное обоснование существующего процесса формирования будущих дизайнеров средствами цветового воздействия и путем разработки педагогического инструментария - модели, программ, технологий, обеспечивающих эффективность развития личности средствами цвета в предметно-пространственной среде ближайшего окружения.
Ключевые слова: модернизация образования, процесс творческой интерпретации, цветовое воздействие.
Kotenko Lyudmila Vitalievna
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Representational Activity of the Faculty of Architecture and Design of Kuban State University tel.: (928) 406-29-44
ON MODERNIZATION OF DESIGN EDUCATION IN THE FORMATION PROCESS OF POLYFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE FIELD OF DESIGN IN HIGHER SCHOOL BY MEANS OF COLOUR EFFECT
The article considers the issues concerning design education modernization, formation of polyfunctional competence of future professionals in the field of design in higher education institutions by means of the color effect; conceptual substantiation of the existing formation process of future designers by means of color effect and development of pedagogical tools i.e. models, programs, technologies ensuring the effectiveness of personal development by means of color in the domain-spatial environment entourage has been given.
Key words: modernization of education, process of creative interpretation, color effect.
С начала ХХ! в. дизайн-индустрия представляет собой отрасль с высоким уровнем конкуренции, особенно для регионов с курортно-туристскими комплексами. Как показала практика, дизайн окружающей среды по-прежнему остается не только востребованным средством эстетического оформления окружающего пространства, но и одним из важнейших источников экономического дохода населения. Это относится и к Краснодарскому краю в условиях его интенсивного социально-экономического развития в связи с подготовкой к Олимпийским играм 2014 г.
Подобная постановка вопроса на государственном уровне предопределила научнопедагогический интерес сотрудников факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета к качеству образования и одно из его ключевых направлений в модернизации дизайн-образования.
Не меньший научный интерес преподаватели факультета проявили к формированию полифункциональной компетентности, а также к средствам, обеспечивающим данный процесс. В этом направлении факультет стал изыскивать адекватные поставленной задаче эффективные средства, необходимые для формирования у будущих дизайнеров готовности к самостоятельной деятельности в пользу общечеловеческих ценностей. В ряду исследуемых средств, важных для процесса формирования личности дизайнера, наиболее значимым проявил себя цвет, точнее, цветовая гамма социальных и природных объектов, цветовая символика, цветовые образы, цвет в традиционных народных культурах [1, с. 55]. Для подтверждения выдвинутой гипотезы, необходимо обратиться к существующей базе знаний, хранящей сведения об условиях модернизации образования, о направлениях в изучении цветового воздействия как педагогического средства, которое обусловлено предшествующим развитием целого ряда смежных наук. Как показало изучение и обобщение предыдущего научного опыта, цвет как средство - явление неновое [2, с. 25]. За последние годы проведено не одно исследование проблем воздействия цвета на человека [3, с. 12]. Так, например, в социальной педагогике имеются материалы о проблемах цвета в макро- и микросоциуме. С точки зрения физических и химических законов подчеркивается важность положений об особенностях зрительного восприятия цветовых эффектов. В философской теории имеются работы, акцентирующие внимание на вопросах формирования нравственных, эстетических, патриотических качеств личности наглядными средствами. По утверждению художников, в процессе художественного творчества цвет играет основополагающую роль. Психологи также не оставили без внимания человеческие возможности и способности, проявляющиеся под воздействием цветовой гаммы [4, с. 25]. Цвету как символу в атрибутах власти придают особое значение,
так как при использовании цветовой гаммы в ней закладывается условно определенная характеристика государства [5, с. 25]. Проблеме цвета как средства посвящено большое количество публикаций, особенно зарубежных [6, с. 25]. Следует отметить таких авторов, как Ж. Агостон, В.В. Алексеева, Н.Б. Бехтин, Л. Бондс.
Однако, несмотря на внимание многих наук к проблемам восприятия и передачи цвета, не разработана целостная концепция, которая бы раскрывала воспитательный потенциал цвета как одного из средств отражения духовной сферы будущих дизайнеров, особенно в условиях формирования у них полифункциональной компетенции [7, с. 25].
Также не рассматривалась учеными роль цвета как средства формирования полифункциональ-ной компетенции обучающихся в ракурсе модернизации дизайн-образования, хотя вся профессиональная деятельность дизайнера связана с цветовой гаммой.
Возможно, неразработанность научной проблемы вытекает из сложившегося на сегодняшний день противоречия между интенсивностью цветового воздействия окружающей социоприрод-ной среды на будущих дизайнеров и практическим отсутствием в педагогике теоретических подходов и технологий, которые обеспечивали бы педагогически целесообразное воздействие цвета на становление личности.
Необходимо сформировать у будущих дизайнеров представления об основах полифункциональной компетентности специалистов в области дизайна в условиях вуза средствами цветового воздействия требует концептуального обоснования указанного процесса средствами цветового воздействия и разработки педагогического инструментария - модели, программ, технологий, обеспечивающих эффективность развития личности, обучающейся специальности «Дизайн».
Согласно различным источникам, сегодня ученые-теоретики и практики сосредоточили свое внимание не только на результатах практической деятельности с цветом, но и на теоретическом анализе проблемы цветового воздействия на подрастающее поколение, на культуролого-семиотических концепциях, обосновывающих значение знаков, символов в процессе трансляции социокультурного опыта; философско-экологических теориях, связывающих перспективы становления ноосферной цивилизации с формированием экологической культуры личности и общества; психолого-педагогических работах, раскрывающих методологические основы, возрастные особенности развития личности в процессе взаимодействия с окружающей социоприродной средой.
Данные сведения позволили выделить в качестве основополагающих подходов знаковоинформационный, культурологический, экологический.
Знаково-информационный подход обуславливает использование цветовой символики в качестве средства трансляции социокультурного опыта; культурологический подход обосновывает включение обучающихся в проектную деятельность, направленную на освоение традиций, обычаев, праздничной культуры, ознакомление с произведениями духовной и материальной культуры с использованием ресурсов цвета; экологический подход обосновывает направленность педагогических воздействий на использование цвета как средства гармонизации взаимоотношений человека с окружающим миром и собственным Я.
Сущность многих существующих концепций заключается в разработанных теоретических подходах и методических основах, обеспечивающих реализацию особого потенциала цветового воздействия, которые нашли свое выражение в разработанных практико-ориентированных моделях становления будущих дизайнеров средствами цветового воздействия [8, с. 15].
Говоря о существующих моделях, которые интегрируют в себе шесть основных типов цветового воздействия на дизайнера в процессе его взаимодействия с окружающей социоприродной и образовательно-воспитательной средой, следует подчеркнуть, что первый тип цветового воздействия реализуется в процессе творческой интерпретации обучающимися собственного опыта взаимодействия с объектами окружающей предметно-пространственной среды с применением цвета (дизайн окружающей среды).
Второй выделенный учеными-педагогами компонент модели цветового воздействия в процессе освоения традиционной народной культуры, обеспечивает устойчивый ценностно-нормативный ассоциативный ряд у дизайнеров в процессе создания каких-либо образов и действий (цветовые образы музыкально-хореографи-ческих композиций, народных костюмов, украшений, предметов быта).
Как показывают различные научные источники, третий тип цветового воздействия на будущего специалиста-дизайнера связан с освоением сложившейся в социуме цветовой символики (государственные символы, знаки дорожного движения, элементы формы и знаков отличия, цветовая символика социальных объектов) [9, с. 25].
Другие обоснованные типы цветового воздействия связаны с процессом дизайна ближайшего социоприродного окружения на основе семейных традиций и широкого социального пространства при помощи средств массовой коммуникации [10, с. 33].
Получение знаний при помощи компьютера, телевидения не исключает деструктивную составляющую, которая становится для личности дизайнера проблемной, так как он еще в силу своих возрастных особенностей не успел сформировать жизненный опыт и базу позитивных знаний о роли цвета в дизайнерских проектах. В силу этого дизайнерским проектам все чаще свойственны антигуманная, антиэстетическая направленность, отраженная посредством цветовых символов, неспособность сосредоточиться на главном цветовом образе, в личностном качестве неумение сопереживать, сохранять и приумножать культурное наследие, основанное на дизайне окружающей среды.
Эти и другие негативные факты, проявляющиеся в дизайнерских проектах, становятся предметом обсуждения не только преподавателей, ученых, но и общественности. Молодые дизайнеры, выдавая себя за основателей «модного» течения, оформляют интерьеры молодежных клубов, используя при этом цветовые образы, которые вызывают либо агрессию, либо, наоборот, апатию у окружающих. Подчас дизайнеры красочно оформляют сомнительного вида дизайнерские проекты, разрабатывают различные формы агитации, призывая население участвовать в каких-либо противоправных акциях.
Причиной работы дизайнеров с подобного вида организациями служит отсутствие у данных специалистов в области дизайна сформированных элементов полифункциональной компетентности. Вот почему новый федеральный стандарт третьего поколения в учебных занятиях одновременно с освоением профессиональных знаний, умений и навыков предусматривает формирование полифункцио-нальной профессиональной компетентности у будущего дизайнера. Закладываемая на первом уровне образования - бакалавриате названная компетентность, по мнению ученых, должна проявиться в будущем у специалистов-дизайнеров в их ценностном теоретическом обосновании результатов дизайнерской деятельности, также в их стремлении к эффективному решению вариативных профессиональных задач в области дизайна, основанных на сохранении и приумножении. Не менее важна такая составляющая компетентности, как умение и стремление дизайнеров к адекватной самооценке успешности собственной профессиональной дизайнерской деятельности и самого себя как субъекта труда.
С точки зрения научного анализа модель полифункциональной профессиональной компетентности будущего дизайнера предусматривает деятельность многоцелевого характера, которая актуализирует способность к проявлению пространственно-образного мышления; способствует мобилизации творческих усилий в преодолении профессиональных трудностей, возникающих в дизайнерской деятельности; стимулирует специалистов к адекватному применению широкого спектра рекламномаркетинговых технологий в их трудовой деятельности; обеспечивает реализацию индивидуального стиля в профессиональной деятельности; активизирует процесс самообразования в сфере дизайна.
Более того, полифункциональную профессиональную компетентность будущего дизайнера, формируемую посредством цвета в ракурсе модернизации дизайнерского образования, можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности дизайнерской деятельности, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие данной творческой отрасли.
Очевидно что компетентность дизайнера и используемое в практике ее формирования такое средство, как цвет, обеспечивает результативность дизайнерских услуг, улучшающих эстетическое восприятие окружающей среды, в том числе Краснодарского края, который стабильно повышает свои конкурентные преимущества в эстетическом и экологическом развитии.
Для формирования данного вида компетенции необходимо:
проектирование учебных мероприятий с элементами полифункциональной компетентности будущих дизайнеров средствами цвета, отличных от существующих, их подготовка и проведение как одно из условий модернизации дизайн-образования;
создание консультативного центра из наиболее подготовленных профессорско-преподавательских кадров;
информационно-методическое обеспечение преподавателей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982.
2. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства // Проблемы и споры. М., 1980.
3. Бехтин Н.Б. Специфика искусства. М., 1984.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д, 1988.
5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1963.
6. Агостон Ж. Указ. соч.
7. Глазычев В.Л. О дизайне. М., 1970.
8. Бехтин Н.Б. Указ. соч.
9. Бондс Л. Магия цвета. СПб., 1997.
10. Буров А.И. Указ. соч.