8. Сейдимбеков, А. Поющие купола. - Алма-Ата, 1985.
9. Карабаспакова, К.М. Племена Семиречья и Южного Казахстана в эпоху бронзы, 1998.
10. Самашев, З. Наскальные изображения Восточного Казахстана. Автореферат канд. дисс. Кемерово.1987.
11. Каскабасов, С.А. История казахского искусства. Древний период / С.А. Каскабасов, Р.А. Ергалиева [и др.]. - Арда: Институт литературы и искусства им. М.О. Ауэзова, 2007. - Т.1.
12. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 1977.
13. Серов, Н.В. Цвет культуры. - Санкт - Петербург: Речь, 2004.
Bibliography
1. Verman, K. Istoriya iskusstva vsekh vremen i narodov. - M.: AST, 2001.
2. Tehrner, V.U. Problema cvetovoyj klassifikacii v primitivnihkh kuljturakh (na materiale rituala Ndembu) // Semiotika i iskusstvometriya. - M., 1972.
3. Kerlot, Kh.Eh. Slovarj simvolov. - M., 1994.
4. Tehrner, V.U. Simvol i ritual. - M., «Nauka», 1983.
5. Ibraev, B. Kosmologicheskie predstavleniya nashikh predkov // Dekorativnoe iskusstvo. - 1980. - № 3.
6. Agapov, N. Kadihrbaev. M. Sokrovitha drevnego Kazakhstana. - Alma-Ata, 1979.
7. Medoev, A.G. Gravyurih na skalakh. - Alma-Ata, 1979.
8. Seyjdimbekov, A. Poyuthie kupola. - Alma-Ata, 1985.
9. Karabaspakova, K.M. Plemena Semirechjya i Yuzhnogo Kazakhstana v ehpokhu bronzih, 1998.
10. Samashev, Z. Naskaljnihe izobrazheniya Vostochnogo Kazakhstana. Avtoreferat kand. diss. Kemerovo.1987.
11. Kaskabasov, S.A. Istoriya kazakhskogo iskusstva. Drevniyj period / S.A. Kaskabasov, R.A. Ergalieva [i dr.]. - Arda: Institut literaturih i iskusstva im. M.O. Auehzova, 2007. - T.1.
12. Yakovlev, E.G. Iskusstvo i mirovihe religii. - M.: Vihsshaya shkola, 1977.
13. Serov, N.V. Cvet kuljturih. - Sankt - Peterburg: Rechj, 2004.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК: 687.01
Turganbaeva Sh.S. COLOUR PALETTE OF GRAPHIC DESIGN. The article is considered the questions of colour palette the decision of graphic design in Kazachstan. The colour is considered as basic suppose factor in the field of competent and identical time of advertisement politic as one of the important ways assist the development of economics and social lives, quality of education, aesthetic and moral education, reflecting specific character of kazakh's art mental assist successful function image of institutional advertisement.
Key words: graphic design, century of information technology, evolution process, conception of positive brend, cultural legacy.
Ш.С. Турганбаева, канд. ист. наук, специалист по творческому развитию и международным связям Академии дизайна и технологии «Сымбат», г. Алматы; В.А. Сидоров, д-р искусствоведения, проф. Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: Shahizada08@ mail.ru
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются вопросы цветового решения графического дизайна в Казахстане. Цвет рассматривается как основополагающий фактор в разработке грамотной и адекватной времени рекламной политики один их важнейших путей способствующий развитию экономики и общественной жизни, качеству образования, эстетического и нравственного воспитания, отражающий специфику художественной ментальности казахов, способствующий успешному функционированию имиджевой институциональной рекламы.
Ключевые слова: графический дизайн, век информационных технологий, эволюционный процесс, концепция позитивного бренда, культурное наследие.
С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является искусство графического дизайна. История возникновения его идет с момента появления первой прямой линии, изначальная функция которого имела сугубо эстетическое предназначение. Затем появились изобретения буквенно-звуковой азбуки, пиктографическая письменность, первые образцы рекламных обращений. Египтяне, придавшие графическую выразительность иероглифическому характеру рекламного текста предопределили и развитию шрифта новое звучание. " Возросшее стремление выделить среди всего текста имена фараонов, используя выразительные возможности графики привели мыслителей к усовершенствованию шрифта. Сначала увеличив толщину букв, несколько позднее начали применять витиеватые шрифты выводя имена фараонов особым овальчиком - картушем, предтечей современного академического, наклонного начертания. Уже в те времена предпринимавшиеся попытки выделить звучание ударных слов формой и цветом., говорят о высоком художественном уровне.
С течением времени искусство шрифта развивалось и совершенствовалось. Сегодня, в век информационных технологий графический дизайн имеет преимущества, играя все более существенную роль в многокультурном сообществе людей. Средства Массовой Информации формируют массовую культуру, при этом происходит стремительное развитие шрифто-
вой формы под влиянием электронных средств массовой информации, а также под воздействием новейших технологий, участвующих в создании шрифта.
Появление рекламы как нового объекта проектной деятельности в Казахстане относится к относительно недавнему времени. Развиваясь динамичными темпами дизайн рекламы в последнее десятилетие представляет собой ускоренный эволюционный процесс. Всего лишь пару десятилетий тому назад, при дефиците товаров, необходимость в рекламе практически отсутствовала. Именно реклама в наши дни становится важнейшим двигателем успеха в продвижении товаров и услуг. В этих условиях грамотные дизайнерские решения рекламы позволяют в значительной степени повысить уровень продаж.
Рекламная деятельность есть сложный высокоразвитый процесс взаимодействующих элементов, и цвет, становясь одним из этих элементов, действуют по специфичным для данной системы правилам. Чтобы наиболее эффективно оперировать им при исполнении обращений, необходимо изучить свойства цвета как маркирующего знака, его способы повышения выразительности и воздействия на зрителя. Среди всего разнообразия рекламы многие казахстанские дизайнеры не всегда учитывают важности шрифтового колорита, рассматривая ее лишь как средство передачи текста. Для шрифтового сообщения немаловажна историко - культурная составляю-
щая колорита, ведь любой шрифт и его цвет несут в себе формальные признаки той или иной эпохи.
Реклама советского периода - это в основном плакаты, каталоги, буклеты, афиши к кинофильмам, которые бльшей частью были нацелены на агитацию советского образа жизни, играли пропагандистскую, нежели коммерческую роль. К примеру, торговая реклама играла эстетическую роль и представляла искусство оформления витрин. Руководством по оформлению витрин того времени был ежемесячный журнал «Торговля за рубежом» Министерства торговли СССР, в котором рассматривались варианты оформления витрин, а также организация и новые методы торговли, техника и оборудование.
На современном этапе реклама в Казахстане - неотъемлемая и активная часть комплексной системы маркетинга, объект и субъект массовой культуры. Рекламный бизнес в Казахстане доминирует по развитию, он плодотворнее оснащен технологически, задействиван в сфере как социального, так и экономического пространства. За короткий промежуток времени второстепенная роль рекламы сменилась на главенствующую, способствуя росту деловой активности, повышению объемов капиталовложения в стране, расширению общественного производства. Современная практика дизайна маркетинговых коммуникаций Казахстана разноформатна, актуальна и интересна своими дизайнерскими решениями.
Общеизвестно, что правильно выбранный цвет товара, рекламы, помогает продажам. Бросающимися в глаза цветовыми акцентами городской среды стали биллборды таких известных торговых марок, как «Соса-Со1а». Их цветовое решение всегда символизирует отличительные черты товара, или приоритетов данной кампании или их продукции. Так, биллборды «Соса-Со1а» отличаются насыщенным карминным цветом, присущим этому американскому по происхождению напитку. Известно, что данный цвет напитка получался за счет добавления в него карминоносных червецов - натурального красителя животного происхождения. Однако парадокс заключается в том, что данный краситель был известен и в Средней Азии, соответственно, цвет кока-колы был близок восприятию жителей региона на подсознательном уровне. В данном случае мы имеем пример удачного рекламного хода, когда цвет товара иностранной кампании совпадает с цветом, уже утвердившимся в психологии местных жителей как привычный, понятный, пробуждающий в сознании покупателя целую вереницу знакомых ассоциаций. Такое совпадение по цветам помогает повысить объемы продаж.
Рекламисты Казахстана стремятся в дизайне наружной рекламы - брандмауэров, биллбордов, баннеров, лайтбоксах, перетяжках - распространять социальные ценности, способствуя формированию современного стиля жизни, стремясь к достижению гармоничных отношений в обществе, отражая культурные особенности страны и проживающих в ней народов. Любовь к родному городу выразилась в разработках рекламной фирмы «Жарнама», под руководством дизайнера Сан-дугаш Борибековой, в целой серии биллбордов «Алматы - моя любовь». Красно-оранжевая гамма юрты с зеленью лугов отражена в биллборде «Туган ^унг'^мен!», посвященном дню рождения города. Уважение к истокам выражено на многих биллбордах этой фирмы. На одном из них - на фоне красно-коричневых петроглифов, изображенных на сером фоне камней, идет надпись белым: «Будь достоин своих предков!». Решающий акцент шрифта выражен через белый цвет, символизирующий величие.
В решении таких актуальных вопросов, как пропаганда здорового образа жизни, борьба с преступностью, приходит на помощь социальная реклама. Брандмауэры на стенах зданий, биллборды вдоль улиц - «Мы за чистый город», «Брось ку-рить»,«Не курю, поэтому легко дышу» чистота воздуха подчеркнута светло - голубым цветом, белизной снега на вершине гор, белый цвет олицетворение чистоты, целомудрия, вы-соконравственности в данном случае, легкости и полноты жизни парящего в воздухе горнолыжника. Темы биллбордов «Мы против наркотиков» - направлены на решение острых
социальных проблем Жизнь до наркотиков передана посредством ярких жизнерадостных тонов: желтого, оранжевого, красного, зеленого, а существование с наркотиками через серые тона - цвет запутанных проблем, несчастий и злодеяний, символизируя беспросветное «будущее», которого нет.
Экологическая тема, борьба с загрязнением окружающий среды, рекламные плакаты и лозунги «Берегите природу» -одна из самых распространенных в Казахстане. Цветовое решение в подаче экологических проблем решается традиционно и эффективно, через привлечение внимания к зеленому цвету. Зеленый цвет - символ расцвета природы, символ обновления среды, наиболее «экологический» из всего цветового спектра.
Размещение рекламной продукции на радио, телевидении, в средствах массовой информации - один их важнейших путей продвижения глобальных брендов и фактор глобализации проектной культуры в целом. Разработка грамотной и адекватной времени рекламной политики способствует развитию экономики и общественной жизни, качеству образования, эстетического и нравственного воспитания, успешному функционированию имиджевой институциональной рекламы. Этот сложный процесс создания дизайна рекламы, его активное проникновение в нашу жизнь, не было бы полноценным без основополагающего фактора, обладающего силой воздействия на сознание и здоровье человека, характеризующегося широкомасштабной «экспансией», являющегося основным элементом современного брендинга - его величество цвета. По результатам исследования печатной рекламы, «цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41% больше, чем их черно-белые аналоги» [1, с. 12].
Коммуникационное пространство, окружающее нас, становится все более насыщенным. В день мы получаем огромный поток информации, в том числе и в виде рекламных сообщений. Как привлекают наше внимание дизайнеры Казахстана? Интересным, продуманным слоганом и грамотной бренд- колористикой. Наиболее емкое определение понятию колористика принадлежит А. В. Ефимову, ведущему специалисту по цвету в архитектуре и градостроительстве; это определение приемлемо и в сфере дизайна. Проблемами коло-ристики занимаются во многих странах; во Франции она давно (с начала 1940-х годов) приобрела самостоятельное значение. Достаточно сослаться на многолетний опыт французских дизайнерских бюро- консультантов по цвету Ж. Фиасье и Б. Ласюся, профессиональный подход которых основан на признании относительной самостоятельности цвета как средства формообразования предметной среды. Эстетические возможности цвета в сфере предметной среды они выявляют и изучают в связи с материалами, используемыми для всех форм предметного окружения, и в связи со светом [2, с. 4]. Согласно А. Ефимову, колористика - наука о цвете, включающая помимо традиционного цветоведения, раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и потому адресуется практически всем сферам его бытия [3, с. 5].
Цветовая культура той или иной страны имеет существенные различия, поэтому владение информацией о значении цвета для дизайнера-рекламщика является немаловажным фактором. В задачу дизайнера входит соединение колористического образа с символами страны, а не противоречие с оптической реальностью и традиционной символикой цвета.
Общеизвестны случаи серьезных неудач, связанных с незнанием символики цвета. К примеру, туристы, приезжающие на остров Мадагаскар, среди множества тканей, предлагаемых на рынке, чаще всего приобретали ткань, привлекающую их внимание - красивый, с необычными узорами, материал под названием ребана. Туристки, купив ткань, заворачивались в нее и пытались прогуляться по пляжу. Реакция местных жителей, выражавшая ужас и панику, была
непонятна им, а причиной такой реакции было ритуальное назначение ткани - в нее заворачивали останки умерших.
Культурная составляющая местной колористической рекламы тщательно изучена дизайнерами Казахстана. В этой связи хотелось бы упомянуть имя известного дизайнера И.В. Полякова, вице-президента Союза дизайнеров республики, автора проектов раздела Казахстана на 8 международных выставках-ярмарках в Париже, Лионе, Канне, Багдаде, Дели, Триполи, Загребе, Брно. За период работы И. Поляков разработал более 400 товарных знаков, став экспертом агентства интеллектуальной собственности по товарным знакам и промышленным образцам. Ему принадлежит авторство эмблематики многих общественно-политических мероприятий Республиканского и международного уровня. «Меня очень радует глубина его понимания национальной культуры, ее внедрение в отечественный дизайн», - пишет о своем друге президент Союза дизайнеров Казахстана Т. Сулейменов. В разработке рекламного проспекта, посвященного 20-летнему юбилею казахстанского Союза дизайнеров, применена сдержанная, теплая гамма красного, оранжевого, охры, красно-коричневого, голубого и серого цветов, контуры подчеркнуты тонкими черными линиями. На одном из образовавшихся прямоугольников изображен черным цветом в линейно-пятновом решении древний петроглиф. У казахов «кара» - это символ плодородной земли, цвет красоты (блестящие черные волосы - «кара шаш») и т.д. Цветовое решение рекламного проспекта мастерски передает традиционную цветовую гамму юрты.
Художественная выразительность цвета достигается и путем визуальной мотивации. Рекламный образ выступает в роли главного визуального предметного посредника маркетинговой коммуникации. Дизайнерские методы достигают цели, эволюционируя внутренние недра коммуникации на уровне архетипов, мифологем, используя зрительское восприятие, включенное в сопереживание герою. Пример применения такой дизайн-стратегии - всем известный фрагмент из фильма «Почему у ласточки хвост рожками» художника-постановщика Хайдарова Амен Абжановича, Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, режиссера и постановщика более 16 мультипликационных фильмов.
В одной из сцен мы видим спящего в бесике, на ковре-сырмаке, малыша. Вокруг него вьется комар, жаждущий крови. По мере приближения коварного насекомого создается ощущение тревоги, которое подспудно нагнетается кроваво-красным цветом орнамента ковров и других предметов обстановки. Напряженные, тревожные ожидания оправдываются, происходит кульминация сцены - комар жалит ребенка. Мертвая рыба в сосуде у комара оживает, в подтверждении того, что человеческая кровь и есть то единственное лекарство, способное излечить Дракона. Пример драматургического дизайна, где эмоциональное воздействие на зрителя достигнуто цветовым решением - насыщенным красным цветом, вызывающим ощущение тревоги. В данном случае подчеркнута амбивалентность красного цвета, ведь символика красного -плодородие, расцвет, процветание, и в то же время тревога, беспокойство, предостережение, предупреждение.
Интересные решения графического дизайна представлены в почтовых марках, где художественное решение выступает гарантом успешных коммуникаций. Привлекательный почтовый и филателистический имидж Казахстану создает, наряду с другими дизайнерами, Данияр Арстанович Мухамеджанов, один из авторов разработки Государственного стиля Республики Казахстан, автор многих книг, альбомов, эмблем, товарных знаков. Его графический дизайн вырастает до образа, в котором, как в зеркале, каждый потребитель видит символику своей страны. «Символ как идейно-образная конструкция обладает огромной смысловой насыщенностью. Абстрактность его формы позволяет в свернутом виде, симультанно, представить особое знание, создающее перспективу для бесконечного развития общества; знание, которое может быть воспринято и применено в развернутом виде» [4, с. 4]. Еще на заре независимости Казахстан объявил барса национальным
символом, расположив его в центре высшего ордена Казахстана «Барыс», который вручается за особые заслуги перед отечеством. Национальный символ размещен на гербах обеих столиц (Алматы и Астаны), талисман Азиады-2011.
Д. Мухамеджанов использует образ снежных барсов на почтовых марках, передавая их в теплой и холодной гамме. Звери изображены сытыми и всемогущими, переливы их шерсти говорят об экологическом благополучии, а уверенная поступь - о стабильности развития нашей страны. Такого рода рекламное послание, рассчитанное на восприятие зрителя, стимулирует патриотизм, активизирует личную подражательную мотивацию рецепта благополучия и успеха своей страны.
Одним из эффективных средств композиции является динамика. Изображения барсов, беркутов, коней представлены в стремительном движении. Конь в восприятии казахов - символ силы и могущества, материального благополучия. Беркут, орел - сила и храбрость в битве, высота духа и власти. Все эти образы - символы благополучного развития общества. Используя принципы символизации, Д. Мухамеджанов в тандеме с динамичной и колористически сбалансированной композицией обеспечивает положительную маркетинговую коммуникацию. Светло-зеленый фон в его работах - символ весны, надежды, роста. Теплая красно-охро-коричневая гамма вызывает ассоциации с богатым художественным наследием народа (ковры, войлок).
Среди разработчиков книжной графики лидирует Александр Кадыкаримович Садвакасов, имеющий многочисленные награды: диплом за «Лучший фирменный знак» (1999, 2001); «Лучшая книга года» (2007, 2008), диплом за дизайн серии книг-учебников для издательства «Мектеп». Его творческие работы опубликованы в российском сборнике «Индекс-Дизайн - 2005».
Подбор цветовой гаммы учебников - сложная задача, при решении которой необходимо учитывать возраст, вкус, интересы школьника. А. Садвакасов находит органичное решение, учитывающее вкусы и взгляды школьника. Его учебники выполнены в сдержанной гамме красного, оранжевого, охры, голубого, красно-коричневого и синего цвета, что психологически создает серьезный настрой на учебу. В основе работы А. Садвакасов использует четыре основных показателя коммуникативной эффективности рекламы: распознаваемость, запоминаемость, притягательность и агитационность.
Самым выразительным примером современного графического дизайна Казахстана можно считать дизайн государственных атрибутов - паспорт гражданина Республики Казахстан, герб, флаг. Автором дизайна паспорта является дизайнер Айрат Вагапович Исмамбетов, работающий в книжной и промышленной графике, в индустриальном дизайне, который «постоянно находится на острие инновационных технологий» (Т. Сулейменов) . Паспорт гражданина Республики Казахстан - золотой (желтый) герб на голубом фоне. Почему же выбраны данные цвета? Известно, что цвет несет определенную информацию и провоцирует эмоции, поэтому его выбор, тем более в отношении государственных символов, не может быть произвольным. Согласно тюркской мифологии, синий (голубой) цвет - символ священного неба, божественного Тенгри, мужского начала [5, с. 6]в то время как с желтым (золотым) связано понятие как Солнца (процветания), так и земли (Мать-Земля Сары-Ер). Исходя из такого соотношения, ответ на вопрос о выборе цвета государственной символики Казахстана, видимо, необходимо искать в символике тенгрианства. Цвета обожествляемых понятий, неба Кок-Тенгри и земли Сары-Ер, сохранив свое символическое значение через века, воплотился в государственной символике независимого Казахстана. В этой связи, хотелось бы привести слова Р. Ергалиевой: «Многие племена и народы в истории обитали и проносились над степью, арии сменялись саками и массагетами, мощные миграционные потоки с Востока сотрясали евразийские степи в эпоху гуннов, из племен кипчаков, аргынов, канглы, усуней, и других формировались народности и нации, приходили, оставались и сменяли друг друга религии, возникали и распадались государства, но древнее тенгрианство и языческие куль-
ты предков и природных стихий, священных гор, деревьев, рек и пещер, проходились сквозь тысячелетия» [6, с. 9].
У многих народов голубой цвет отождествляется также с бесконечностью и Богом, это цвет мудрости, великодушия, щедрости, веры, славы и истины. В Казахстане голубой - это еще и цвет куполов мечетей, выражающий единство и гармонию с природой. Золотой (желтый) - классический цвет солнца, богатства, благополучия. Сине-золотое сочетание в целом символизирует идею свободы, демократизма и гуманности, любовь к своему народу и преданность к своей стране и ее древнем традициям, олицетворяя гармонию между человеком и природой. Какие эпитеты могут быть удачнее при объяснении выбор цвета государственной символики?! Безусловно, в данном случае разработана концепция позитивного бренда.
Библиографический список
Двухцветное сочетание голубого (бирюзового) и желтого (золотого) стало визуализацией концептуальной дуальности, олицетворением процветания и богатства (золотой) в сочетании с принципами гуманистического добрососедства (принципы Тенгри).
Таким образом, цветовое решение государственной символики стало главным каналом трансляции новых ценностей общества, опирающегося на собственное культурное наследие. Использование голубого и золотого (желтого) цвета в казахских символах несет также в себе сильную эмоциональную составляющую и энергетику. Золотой (желтый) цвет хорошо различим на голубом (бирюзовом) фоне, при этом использование золотого, как «дорогого» цвета, придает объекту характер «элитности».
1. Семенихин, П. Бренд - колористика в стиле Orang / П. Семенихин, М. Минский // Искусство продаж. - М.: ТОО «Эльмора», 2008.
2. Печкова, Т.А. Некоторые проблемы цвета промышленной продукции // Технич. эстетика. - 1985. - № 3.
3. Ефимов, А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.
4. Сурина, М.О.Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - М, 2006.
5. Карабаев, У.Праздники природы. - Ташкент: Мехнат,1988.
6. Ергалиева, Р.А. Феномен степи // ж. ТОО «Арда +7». Древний и вечный дешт-и-кипчак глазами русских и европейских художников XIX-XX веков. - Алматы.
Bibliography
1. Semenikhin, P. Brend - koloristika v stile Orang / P. Semenikhin, M. Minskiyj // Iskusstvo prodazh. - M.: TOO «Ehljmora», 2008.
2. Pechkova, T.A. Nekotorihe problemih cveta promihshlennoyj produkcii // Tekhnich. ehstetika. - 1985. - № 3.
3. Efimov, A.V. Koloristika goroda. - M.: Stroyjizdat, 1990.
4. Surina, M.O.Cvet i simvol v iskusstve, dizayjne i arkhitekture. - M, 2006.
5. Karabaev, U.Prazdniki prirodih. - Tashkent: Mekhnat,1988.
6. Ergalieva, R.A. Fenomen stepi // zh. TOO «Arda +7». Drevniyj i vechnihyj desht-i-kipchak glazami russkikh i evropeyjskikh khudozhnikov XIX-XX ve-kov. - Almatih.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 76.01: 004
Turlyun L.N. MATHEMATICS AT SOURCES OF COMPUTER ART. Article is devoted sources of computer art. In article basis Ben Laposki's creativity has laid down. The author focuses the attention on mathematical methods in computer art. Such concepts as an oscillograph, oscillons, harmonograph, curve Lissajous reveal.
Key words: Computer Art oscillograph, oscillons harmonograp, mathematical methods in computer art.
Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: barturagu@mail.ru
МАТЕМАТИКА У ИСТОКОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена истокам компьютерного искусства. В основу статьи легло творчество Бена Лапоски. Автор акцентирует свое внимание на математических методах в компьютерном искусстве. Раскрываются такие понятия как осциллограф, ос-циллоны, гармонограф, кривые Лиссажу.
Ключевые слова: компьютерное искусство, осциллограф, осциллоны, гармонограф, математические методы в компьютерном искусстве.
Союз искусства и науки в области компьютерных технологий отражают время, в котором мы живем. Для большего осмысления и понимания синтеза искусства и науки требуется междисциплинарный подход к данной проблеме. В 1948 году художник и теоретик Джозеф Шиленгер в статье «Математические основы технического искусства» написал, что машина может создать произведение искусства, если этапы создания изображения прописать на языке математики. Компьютерное искусство и компьютерная графика тесно связано с метаматематикой. Начало компьютерной графики положили математики, многие математические функции обладают высокими эстетическими свойствами. С помощью математических формул создаются новые художественные формы, обладающие математической точностью и рациональностью. В основе компьютерного творчества лежали геометрические фигуры и числа, чередуя алгоритм чисел и геометрических фигур, компьютерный художник создавал сложные геометрические и природные формы, формируя новые художественные образы и стили. Абстрактный мир математики, объединенной с возможностью машины, отдалял художников от традиционных форм и образов в изобразительном искусстве. Использование прикладных
математических методов в компьютерном творчестве не освобождает от знания теоретических основ, из которых эти методы были получены, кроме того, компьютерное искусство брало свое начало с аналоговых механических инструментов и чертежных машин, которые создавали графические образы на листах бумаги.
Американский математик и художник Бен Laposky нарушил границы между искусством и наукой, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. Бен Laposky был примером для будущих ученых и программистов в создании художественных образов техническими средствами. В 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Первый осциллограф был изобретён французским физиком Андре Блон-делем в 1893 году. Осциллограф (лат. osciUo — качаюсь + греч. гсбцщ — пишу) — прибор, предназначенный для исследования электрических сигналов во временной области путём визуального наблюдения графика сигнала на экране либо записанного на фотоленте, а также для измерения амплитудных и временных параметров сигнала по форме графика. С помо-