ВЕКТОР
Диляра Солодовник DOI 10.3749 2/ETN0.2023.70.1.002
К вопросу о мирном сосуществовании ценностных оснований межцивилизационного бытия
Современный мир переживает слом мирового порядка на множественных уровнях, в том числе на уровне культурных ценностных ориентиров между мирами условно «западным» и «незападным». Универсальные ценности западной либеральной идеологии без духовной основы уходят в прошлое, уступая место историко-культурным и духовным традициям народов разных цивилизаций. В настоящее время возникает насущная проблема переосмысления и выработки новых принципов мирного сосуществования, на которых зиждется политика ЮНЕСКО с момента ее образования в 1945 году, а также ее коллективного члена ИСЕСКО, где Российская Федерация участвует в качестве наблюдателя с 2005 г., так как представляет собой огромную Евразийскую державу с двадцатимиллионным мусульманским населением. Кафедра ЮНЕСКО ИСАА МГУ «Востоковедение и африканистика - новые методы преподавания и изучения», реализуя магистерскую программу для иностранных учащихся «Россия - Восток: компаративные исследования», вносит свой посильный вклад в современный межцивилизаци-онный диалог.
Ключевые слова: ЮНЕСКО; образовательная международная программа УНИТВИН; ИСЕСКО; ОИС; национальные культурно-исторические ценности; межцивилизационный и межконфессиональный диалог; гуманитарная политика РФ за рубежом; группа стратегического видения «Россия - исламский мир»; кафедра ЮНЕСКО ИСАА МГУ.
В настоящее время идет тотальный слом мирового порядка на уровне геополитических, геоэкономических, институциональных проблем, а также мировых ценностных ориентиров, основанных на национальных, историко-культурных и религиозных идеалах и взглядах каждой цивилизации и отдельной страны.
Причем характерно, что разлом цивилизационных идей идет сегодня в основном не по линии духовных учений (христианства, ислама, буддизма, иудаизма, синтоизма, даосизма, конфуцианства etc.), а по линии дик-
Солодовник Диляра Медехатовна,
кандидат исторических наук, заместитель директора по работе с органами государственной власти, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Востоковедение и африканистика: современные методы изучения и преподавания», Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва), solodovnik@iaas.msu.ru
тата либеральной идеологии, которая, по мнению президента страны, «изменилась до неузнаваемости» [2]. Именно она продвигает, подчас агрессивно, непонятные для большинства стран незападного мира гендерные ценности, основанные на якобы ничем не ограниченных правах человека. Очевидно, что формирование многополярного мира в связи с появлением новых центров политического и экономического развития в Азии и на Большом Ближнем Востоке напрямую связано с фундаментальными, культурными, морально-этическими ценностями, присущими любой цивилизационной общности. В. Путин не раз обращался к мировому сообществу, структурам ООН, чтобы они наиболее полно учитывали многообразие мировых регионов и цивилизаций [2].
Характерно, что в стратегии национальной безопасности (СНБ) США, опубликованной в октябре 2022 года, открыто признается идеологическое противостояние и готовность встать на защиту своих ценностей за пределами собственных границ. Причем обострение конкуренции государств за право определять облик мира приходящему на смену постполярному миру обозначается главным стратегическим вызовом [6].
Большинству культур свойственно четкое проведение границ «гуманизма» на «свои» и «чужие». Эти гра-
ницы чаще всего проводятся по религиозному и по социальному признаку. До настоящего времени общая история человеческой цивилизации была неразрывно связана с расширением границ «гуманизма», то есть с расширением круга признаваемых «своими» людьми и, соответственно, народами. Именно постоянное расширение рамок гуманистических процессов формирует миролюбивую основу человеческого бытия. Собственно, это и является основным признаком мирового социального прогресса человечества. Однако сегодня наблюдаются все признаки кризиса этого аспекта социального прогресса. Экзистенциальный кризис в границах «гуманизма» очевиден. Он заключается в жестком неприятии и расхождении в системе ценностей западного и незападного мира, то есть в системе межцивилизационного бытия.
Гуманистические процессы сегодня подчиняются политико-экономической и идеологической конкуренции. Мир универсальных ценностей без духовной основы практически ушел. Нет универсальных мировых ценностей, есть национальные ценности государств, основанные на историко-культурных и духовных традициях наций и народностей, проживающих на данной территории. Но все-таки существуют ценностные рамки между разными народами и государствами, основанные на общечеловеческом восприятии «добра» и «зла», связанных с религиями. Человек, по сути, произрастал из религии. Собственно, именно благодаря ей человек понял, что такое «зло» и «добро». К сожалению, сегодня западный мир, представляющий 15% населения земного шара, рассматривает человека вне религии, а права человека превращаются в свою противоположность, когда отсутствуют внутренние и внешние ограничения. Известно, что одной из причин крупных социальных потрясений на локальном и мировом
уровне являлись не столько социальные антагонизмы, а в большой степени противоречия в культурно-духовной сфере.
Сегодня именно на международные научно-образовательные и культурные площадки сконцентрирована ответственность стать своеобразной лабораторией по выработке принципов мирного сосуществования, различных духовно-нравственных, этических и правовых норм для всего человечества.
ЮНЕСКО может и должно стать основой для выработки таких принципов, поскольку, как известно, в уставе ЮНЕСКО лежат идеи плюрализма культурных традиций, равенство всех стран и народов, как основы культуры мира. Статья 2-я устава ЮНЕСКО гласит: «В нашем обществе, которое становится все более разнообразным, следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью».
Общеизвестно, что культура - это определенный генотип общества, который определяют ее базовые фундаментальные черты, неменяющиеся на всем протяжении культурно-исторического существования народов и цивилизаций. Со временем могут меняться политический и экономический строй, социальный и технологический процессы, то есть все, кроме собственной культуры. Каждая страна имеет свой культурно-исторический код. Культурно-исторические коды каждой страны и цивилизации объективно были связаны с религиозной, морально-этической составляющей.
Для ЮНЕСКО всегда был важен межконфессиональный диалог, который именно в настоящее кризисное время приобретает большое значение. Неслучайно коллективным членом ЮНЕСКО является ИСЕСКО (Организация исламского мира образования, науки
и культуры), с которой у ЮНЕСКО есть специализированный комитет для совместного продвижения многочисленных проектов. Связи с этой организацией в настоящее время крайне важны для Российской Федерации, во-первых, для укрепления связей с исламской цивилизацией в целом, а также в связи с тем, что Россия представляет собой евразийскую державу, в которой проживает 20 миллионов мусульман.
Известно, что руководитель Татарстана Р.Н. Мин-ниханов по поручению президента Российской Федерации, возглавляет группу стратегического видения «Россия - Исламский мир», которая за последнее время серьезно активизировала свою деятельность в связи с необходимостью «адаптации к изменившимся условиям и форматам сотрудничества» [5]. Группа в этом году активизировала связи с глобальным Советом толерантности и мира, который в декабре 2022 года объявил о своей решимости использовать политический и дипломатический опыт по укреплению мира и внедрению в учебные программы тематики мирного сосуществования Запада и Востока [3].
Группа стратегического видения «Россия - Исламский мир» ежегодно проводит Международный экономический саммит в Казани (13-й саммит прошел летом 2022 года). В. Путин поддержал идею о том, чтобы придать этому саммиту федеральное значение, наряду с Петербургским экономическим форумом и Восточным экономическим форумом [4]. Министр иностранных дел С.В. Лавров, выступая в конце 2021 года на общем собрании членов Комиссии по делам ЮНЕСКО, на котором также присутствовали посол доброй воли ЮНЕСКО первый президент Татарстана М. Шаймиев и нынешний руководитель республики Р. Минниханов, отметил словами благодарности важный вклад республики в межцивилизационный и межкультурный диа-
лог, особенно на фоне того факта, что 45-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая должна была пройти летом в Казани, была отменена руководством ЮНЕСКО, но тем не менее в начале декабря 2022 г. по решению руководства страны в Санкт-Петербурге и в Казани все-таки состоялся международный форум, собравший делегации из 56 стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Как отметил С.В. Лавров на том же собрании, что, несмотря на усилия Запада, «изолировать Россию в ЮНЕСКО не удалось» [1].
Кафедра ЮНЕСКО ИСАА МГУ, реализуя магистерскую программу «Восток и Россия (компаративные исследования)», включила в орбиту своих профессиональных интересов проблемы, связанные с исламской культурой и образованием, исходя из современной динамики необходимости укрепления связей с незападным миром, который страдал от колониализма на протяжении 500 лет. Работа кафедры в этом направлении объективно будет усиливаться, тем более что Россия с 2005 г. является страной-наблюдателем в ОИС (Организация исламского сотрудничества), при которой и существуют образовательные структуры ИСЕСКО.
Россия сегодня действительно становится своеобразным маяком этноцентрических сил во всем мире, в частности РФ принимает активное участие в работе Высшего совета ИСЕСКО, членом которого является Кямилев Саид Хайбуллович, старший научный сотрудник ИВ РАН. В структуре ИСЕСКО действует Федерация университетов исламского мира, причем наши российские исламские образовательные учреждения РИИ (Казань) и РИУ (Уфа) являются членами Исполкома этой Федерации, в состав которого входит 12 университетов (всего 230 вузов являются членами этой федерации). Сегодня очень серьезное значение придается уча-
стию России в этой образовательной международной организации, поскольку это та площадка, которая позволяет продвигать российскую мирную модель ислама, транслируя опыт многонационального и многоконфессионального содружества народов России. Исламское образование сегодня практически встроено в единое образовательное пространство России через общие государственные стандарты образования. Российская Федерация намерена целенаправленно и конструктивно работать в ЮНЕСКО, в том числе развивая программу межвузовского сотрудничества УНИТВИН, о чем на том же заседании говорил С.В. Лавров.
Правительственной комиссии по делам ЮНЕСКО удалось добиться от Исполкома Совета ЮНЕСКО соответствующего решения. Более того, возможно, «будет создан специализированный международный комитет» [1]. Характерно, что в сентябре 2022 года президент РФ утвердил концепцию гуманитарной политики России за рубежом, в которой непосредственно в пункте 40 указано о необходимости продолжать международное взаимодействие по линии образовательных сетей ЮНЕСКО, в том числе сотрудничество по линии УНИТВИН.
Перед ЮНЕСКО, как, впрочем, и перед ИСЕСКО, в связи с колоссальными изменениями мирового порядка не могут не стоять общие проблемы выработки принципов мирного существования, основанных на:
- праве каждой страны суверенно выбирать политико-экономическую, социально-культурную систему развития, основанную на собственной цивилизацион-ной идентичности, которую должны признавать во всем мире;
- защите прав человека с необходимостью учета национально-культурной специфики каждой цивилизации.
Как справедливо отметил президент России, «рано или поздно и новым центрам многополярного мироустройства, и Западу придется начать равноправный разговор об общем для нас будущем, и чем раньше, тем лучше» [2]. Причем «право западного меньшинства на собственное культурное своеобразие, безусловно, должно быть обеспечено наравне с правами остальных» [2].
Вновь выработанные и принятые принципы мирного сосуществования на общих мировых площадках обеспечат смысловой фундамент общечеловеческих ценностей на духовной основе, и это реально поможет преодолеть экзистенциальный кризис между западным и незападным миром, а также перейти к многополярному миру без мировой военной катастрофы.
Литература:
1. Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на общем собрании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Москва, 20 декабря 2022 года // МИД РФ. 20.12.2022. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/view/184474 3/?yscLid=Ld1m10f8jq993428571 (дата обращения: 21.12.2022).
2. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. 27.10.2022. URL: http://www.kremLin.ru/events/president/transcripts/ statements/69695 (дата обращения: 10.12.2022).
3. Минниханов: У нас хорошие перспективы для сотрудничества с глобальным советом толерантности и мира // Россия - исламский мир. Группа стратегического видения. 28.12.2022. URL: https://russia-isLworLd.ru/rossia/respubLika-tatarstan/ minnihanov-u-nas-horosie-perspektivy-dLa-sotrudnicestva-s-gLobaLnym-sovetom-toLerantnosti-i-mira-2022-12-28-30111/ (дата обращения: 03.01.2023).
4. Нурутдинова К. Петербург, Владивосток, Казань: KazanSummit получил федеральный статус // РБК. 27.10.2022. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/27/10/2022/ 635a5e2d9a79470c3aeeed6e?yscLid=Ld1oq17ojm689038343 (дата обращения: 10.12.2022).
5. Послание президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному совету Республики Татарстан на 2023 год // Официальный Татарстан. 20.10.2022. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2132836.htm (дата обращения: 10.12.2022).
6. Тебин П.Ю. О новой стратегии национальной безопасности США // Валдай. Международный дискуссионный клуб. № 120. URL: https://ru.valdaiclub.com/ fiLes/43490/ (дата обращения: 10.01.2023).
Dilyara Solodovnik,
Ph.D. in History, Associate Professor, Deputy Director for Government relations, Head of the UNESCO Chair on Oriental and African studies: the Contemporary methods of study and teaching, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, solodovnik@iaas.msu.ru
On the issue of peaceful coexistence of the values of inter-civilizational being
The modern society is experiencing a breakdown of the world order at multiple levels, including the level of cultural values between the conventionally "western" and "non-western" worlds. The universal values of western liberal ideology without a spiritual basis are receding into the past, giving way to the historical, cultural and spiritual traditions of peoples of different civilizations. Nowadays, an urgent problem is arising - a problem of rethinking and developing new principles of peaceful coexistence, on which the policy of UNESCO has been based since its foundation in 1945, as well as of its collective member ICESCO, where the Russian Federation being a huge Eurasian country with the Muslim population of twenty million people, has been participating as an observer since 2005. The UNESCO Chair of IAAS MSU "Asian and African studies: the Contemporary methods of study and teaching", implementing the master's programme for foreign students "The Orient and Russia: Comparative Studies", makes its own feasible contribution to the modern inter-civilizational dialogue.
Keywords: UNESCO, UNITWIN International educational programme; ICESCO; OIC; national cultural and historical values; inter-civilizational and inter-confessional dialogue; Russia's humanitarian policy abroad; Group of Strategic Vision "Russia - Islamic World"; the UNESCO Chair of IAAS MSU.