Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОКЛАД ЮНЕСКО "СОВМЕСТНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАШИХ ПЕРСПЕКТИВ: НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР В ИНТЕРЕСАХ ОБРАЗОВАНИЯ"'

ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОКЛАД ЮНЕСКО "СОВМЕСТНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАШИХ ПЕРСПЕКТИВ: НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР В ИНТЕРЕСАХ ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ЮНЕСКО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МПГУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривенькая Марина Александровна

Доклад, подготовленный независимой Международной комиссией по перспективам образования, стал результатом двухлетней консолидированной работы на глобальном уровне, к которой сектор образования ЮНЕСКО активно привлекал кафедры ЮНЕСКО. МПГУ в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» откликнулся на призыв Секретариата ЮНЕСКО и по рекомендации Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ принял активное участие в серии консультаций и встреч в ходе глобальной дискуссии о том, как переосмыслить знания, образование и обучение в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривенькая Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL UNESCO REPORT “REIMAGINING OUR FUTURES TOGETHER: A NEW SOCIAL CONTRACT FOR EDUCATION”

The report prepared by the independent International Commission on the Futures of Education was the result of a two-year global process of collective reflection at the global level, in which the UNESCO Education Sector actively involved UNESCO Chairs. Moscow Pedagogical State University represented by the UNESCO Chair on International education and the integration of migrants, responded to a call from the UNESCO Secretariat. Upon the recommendation of the Commission of the Russian Federation for UNESCO, it took an active part in a series of consultations and meetings in a global discussion on how to rethink knowledge, education and learning in the world.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОКЛАД ЮНЕСКО "СОВМЕСТНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАШИХ ПЕРСПЕКТИВ: НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР В ИНТЕРЕСАХ ОБРАЗОВАНИЯ"»

Марина Кривенькая

DOI: 10.37492/ETN0.2022.68.2.006

Глобальный доклад ЮНЕСКО «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования»

Доклад, подготовленный независимой Международной комиссией по перспективам образования, стал результатом двухлетней консолидированной работы на глобальном уровне, к которой сектор образования ЮНЕСКО активно привлекал кафедры ЮНЕСКО. МПГУ в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» откликнулся на призыв Секретариата ЮНЕСКО и по рекомендации Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ принял активное участие в серии консультаций и встреч в ходе глобальной дискуссии о том, как переосмыслить знания, образование и обучение в мире.

Ключевые слова: ЮНЕСКО; устойчивое развитие; образование; МПГУ.

В 2022 г. при непосредственной координации со стороны Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одри Азуле вышел в свет глобальный доклад ЮНЕСКО «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» («Reimagining Our Futures Together: a New Social Contract for Education»). В докладе представлен обзор современной ситуации и сформулированы рекомендации, призванные заложить основы для нового общественного договора в области образования. В течение года он публиковался на каждом из шести языков ООН, после чего был разослан в страны - члены ЮНЕСКО для ознакомления и учета в работе на национальном уровне.

Кривенькая

Марина Александровна,

кандидат филологических наук, директор Центра регионоведе-ния и гуманитарно-образовательного сотрудничества Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, ma.krivenkaya@mpgu.su

В числе других российских вузов МПГУ получил данный доклад для ознакомления от министра просвещения РФ, кому он был адресован Генеральным директором ЮНЕСКО.

«Образование - способ организации преподавания и обучения на протяжении всей жизни - уже долгие годы играет основополагающую роль в преобразовании человеческих обществ. Оно связывает нас со всем миром и друг с другом, открывает перед нами новые возможности и развивает наши способности к диалогу и действиям. Однако для формирования мирного, справедливого и устойчивого будущего необходима реорганизация самого образования» - говорится в докладе. Доклад предлагает рассматривать образование будущего с точки зрения общественного договора — негласного соглашения между членами общества о сотрудничестве ради общей выгоды. Отправной точкой является общее представление об общественных целях образования. Таковыми авторы предлагают считать знания и инновации, необходимые для формирования устойчивого и мирного будущего для всех, основанного на социальной, экономической и экологической справедливости. В докладе содержатся призывы к интенсификации исследований, к глобальной солидарности и международному сотрудничеству. Особая роль отводится в этом процессе университетам, «практикующим творческий и инновационный подход, приверженным укреплению позиций образования как общего блага».

Особое внимание уделено в докладе задачам педагогики будущего: «Педагогика должна быть организована на принципах сотрудничества, совместной работы и солидарности. Она должна способствовать развитию интеллектуальных, социальных и этических навыков учащихся, чтобы они могли совместно работать над

3 S TO x x га

£ 1

X го

<и &

4 \о

0 о

1 з

о о

о а»

d а»

л

о ш cl о

х к л |-

преобразованием мира, проявляя сострадание и участие. Необходимо также избавляться от предубеждений, предрассудков и расколов». На этом основании в докладе обосновывается необходимость соблюдения межкультурного подхода, обеспечения равенства, социальной интеграции в образовании.

Доклад, подготовленный независимой международной комиссией по перспективам образования, стал результатом двухлетней консолидированной работы на глобальном уровне, к которой сектор образования ЮНЕСКО активно привлекал кафедры ЮНЕСКО. МПГУ в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» откликнулся на призыв Секретариата ЮНЕСКО и по рекомендации Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ принял активное участие в серии консультаций и встреч в ходе глобальной дискуссии о том, как переосмыслить знания, образование и обучение в мире. Представители кафедры участвовали в презентации Дорожной карты глобальной рамочной программы «Образование в интересах устойчивого развития (ОУР 2030)», которая в формате консультаций проводилась сектором образования ЮНЕСКО для региона стран Европы и Северной Америки.

В марте 2021 года в ответ на приглашение, поступившее ректору и руководителю кафедры ЮНЕСКО МПГУ А.В. Лубкову от Секретариата ЮНЕСКО, кафедра была представлена на встрече на уровне министров образования «Год спустя после COVID: восстановление образования во избежание катастрофы поколений». В задачи встречи входило уточнение рисков, с которыми столкнулось образование, выявление стратегий в рамках Глобальной коалиции по образованию, направленных на то, чтобы «не оставить никого позади». МПГУ был подключен к работе сессии 2 по тематике «Образова-

ние - ресурс для выхода из всеобъемлющего кризиса» и «Школа - территория безопасности».

В течение 2021 г. в составе Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО при МИД России кафедра (в лице научного руководителя Ю.А. Горячева) принимала участие в подготовке «Добровольного национального обзора достижения Целей устойчивого развития в России» для Всемирного доклада по мониторингу образования 2020 г., посвященного инклюзивному образованию. Были подготовлены и представлены отзывы и предложения в связи с поступлением из Секретариата ЮНЕСКО предварительных материалов глобального доклада «Перспективы образования», готовящегося международной комиссией ЮНЕСКО. В течение года представитель кафедры в составе координационного комитета кафедр ЮНЕСКО в РФ (координатор кафедры ЮНЕСКО М.А. Кривенькая) принимала участие в международных онлайн-мероприятиях, инициированных ЮНЕСКО с целью «консультаций и вовлечения общественности в подготовку доклада» вышеуказанной комиссии.

О вкладе университета ректор МПГУ член-корреспондент РАО профессор А.В. Лубков рассказал в своем приветственном обращении к участникам XIII международного научно-практического семинара «Образование и диалог в интересах мира и человека» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» на его открытии 9 декабря 2021 г. Информация была направлена в штаб-квартиру ЮНЕСКО координатору программы УНИТВИН/ Кафедры ЮНЕСКО г-же И. Нишанян, которая теперь является частью команды «Будущее образования и инновации» - отдельной структуры Сектора образования, занимающегося вопросами развития образования в связи с инициативой ЮНЕСКО. Это подчеркивает

<и &

ч \о

0 О

1 s

О о

О О)

CL О»

о ш cl о

•Е f.

х к л >-

значение, которое руководители Сектора образования ЮНЕСКО придают деятельности кафедр ЮНЕСКО и их потенциальному вкладу в реализацию инициативы «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования».

В марте 2022 г. в свет вышла коллективная монография специалистов кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультета регионоведения и этнокультурного образования «Международные стандарты образования: уроки истории и современность». Книга сразу привлекла внимание российской и международной общественности, в средствах массовой информации вышел целый ряд рецензий от экспертов в области образования. Отдельный (четвертый) раздел этой коллективной монографии полностью посвящен теме доклада ЮНЕСКО. Название этого раздела: «Образование для устойчивого развития: от глобального миропонимания и рамочной программы «Образование 2030» к новой инициативе ЮНЕСКО «Перспективы образования» [1, с. 152-164].

По рекомендации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, поступившей вместе с опубликованным ЮНЕСКО докладом, МПГУ в своей дальнейшей работе будет ориентироваться на изложенные в докладе рекомендации.

Литература:

1. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность. М.: Этносфера, 2022. 210 с. С. 152-164).

Marina Krivenkaya,

PhD in Philology, Associate Professor of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants"; Director of the Centre for Regional Studies and Humanitarian

and Educational Cooperation, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ma.krivenkaya@mpgu.su

Global UNESCO Report "Reimagining our futures together: A new social contract for education"

The report prepared by the independent International Commission on the Futures of Education was the result of a two-year global process of collective reflection at the global level, in which the UNESCO Education Sector actively involved UNESCO Chairs. Moscow Pedagogical State University represented by the UNESCO Chair on International education and the integration of migrants, responded to a call from the UNESCO Secretariat. Upon the recommendation of the Commission of the Russian Federation for UNESCO, it took an active part in a series of consultations and meetings in a global discussion on how to rethink knowledge, education and learning in the world.

Keywords: UNESCO; sustainable development; education; Moscow Pedagogical State University.

Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования

Доклад международной комиссии по перспективам образования

ЮНЕСКО - мировой лидер в области образования

Образование - высший приоритет ЮНЕСКО и является одним из основных прав человека и фундаментом мира и устойчивого развития. ЮНЕСКО - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций в области образования, обеспечивающее глобальное и региональное лидерство для достижения прогресса, повышения устойчивости и потенциала национальных систем для всех учащихся.

ЮНЕСКО также прилагает усилия, чтобы ответить на современные глобальные вызовы посредством трансформирующего обучения с особым упором на гендер-ное равенство и Африку по всем действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.