ДОКУМЕНТ
Юрий Горячев, Владимир Захаров, 001: 10.37492/ETN0.2022.б8.2.005
Елена Омельченно
Новая глобальная инициатива ЮНЕСКО «Перспективы образования»
В канун 41-й сессии ЮНЕСКО был опубликован доклад комиссии под названием «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования». Новый доклад ЮНЕСКО стал результатом двухлетней коллективной работы на глобальном уровне, в нем представлен обзор нынешней ситуации и сформулированы рекомендации, направленные на переосмысление того, каким образом образование и знания смогут в будущем - до 2050 года и в последующий период - способствовать обеспечению всеобщего блага. Доклад нацеливает на совершенствование педагогики и ее организацию «на принципах сотрудничества, совместной работы и солидарности,... способствовать развитию интеллектуальных, социальных и этических навыков учащихся, чтобы они могли совместно работать над преобразованием мира, проявляя сострадание и участие».
Ключевые слова: ЮНЕСКО; устойчивое развитие; образование; глобальный диалог.
Инициатива ЮНЕСКО, резюме которой публикуется в данном номере альманаха «Этнодиалоги», стала продолжением усилий организации по разработке перспективного видения роли образования в контексте «все более сложного, неопределенного и нестабильного мира», побуждающего к переосмыслению задач обучения и знания в формировании будущего человечества. В контексте характерного для второго десятилетия нового столетия усложнения международной ситуации уместно вспомнить содержащийся в преамбуле Устава ЮНЕСКО призыв к государствам-членам «укоренять идею защиты мира», а также ключевое положение его первой статьи, согласно которой: «Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области
Горячев Юрий Алексеевич,
кандидат исторических наук, научный руководитель кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, научный редактор альманаха «Этнодиалоги» (Москва), unescochair-gor@yandex.ru
Захаров
Владимир Федорович,
ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), vfzakharov@mail.ru
Омельченко
Елена Александровна,
декан факультета регионо-ведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора ИСГО МПГУ (Москва), etno1@dol.ru
образобания, науки и культуры 6 интересах обеспечения бсеобщего убажения спрабедли-бости, законности и праб челобека, а также оснобных сбобод ... для бсех наро-до6 без различия расы, пола, языка или религии».
В ходе заседания высокого уровня на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2019 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле отметила, что новый проект будет включать «глобальный диалог, а также доклад о будущем образования, опираясь на разнообразные и плодотворные способы обучения, практикуемые во всем мире, твердо нацеленные на будущее, но основанные на правах человека на службе достоинства всех» [2].
По примеру ранее сложившейся в ЮНЕСКО практики подготовки глобальных докладов о перспективах развития образования была создана независимая комиссия и определена тема доклада «Перспективы образования: учиться становиться». Это третий в серии глобальных докладов, подготовленных по заказу ЮНЕСКО в целях содействия решению проблем, которые ожидают нас в будущем, и выработки рекомендаций по вопросам политики в области образования [1].
Первый из этих докладов «Учиться быть: мир образования сегодня и завтра» был подготовлен в 1971-1972 гг. В 1993-1996 гг. вторая международная
С1 Ш
га :п
ГО 3е
комиссия подготовила доклад под названием «Образование: сокрытое сокровище». В этом докладе также подчеркивалась важность гуманистического подхода к образованию и устанавливались его «четыре столпа», а именно: учиться быть, учиться познавать, учиться делать и учиться жить вместе.
В числе других важных публикаций ЮНЕСКО по образованию за прошедшие годы можно назвать доклад 2015 г. «Переосмысливая образование: образование как всеобщее благо?», в котором предлагалось рассматривать образование и знания с точки зрения глобального общественного блага. Все вышеозначенные инициативы и положения соответствующих докладов послужили информационной основой для глобального доклада «Перспективы образования: учиться становиться». Для его подготовки сформирована международная комиссия из числа видных деятелей политики, искусства, науки, бизнеса и образования. Задачи комиссии: формулирование концепции, исследовательская работа и анализ материалов, полученных в процессе широкого круга международных консультаций, совещаний и встреч для обсуждения основных положений глобального доклада. Согласно планам, доклад готовился для представления на 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО как «убедительный аргумент в пользу укрепления образования в качестве глобального общего блага».
В документе «Инициатива «Перспективы образования» [4] подчеркивалось: «6 то бремя как быжшание чело-бечестба и планеты находится на собременном историческом этапе под угрозой, сущестбуют прочные знания, сильные культурные традиции и нобаторская практика, которые можно разбибать, чтобы переосмыслить образобание и быбести мир на траекторию, бедущую к более устойчибому, спрабедлибому и мирному будущему». Процесс разработки и принятия реше-
ний 6 рамках данной глобальной инициатибы нацелен ее инициаторами на «побышение роли знаний и образобания 6 фор-миробании будущего челобечестба и планеты - до 2050 года и б последующий период». На своем первом очном заседании (Париж, 28-29 января 2020 г.) международная комиссия учредила шесть тематических рабочих групп для проведения анализа и разработки документов по следующим темам, которые будут включены в доклад: новый социальный договор в области образования, преобразование школьной модели и профессии учителя, технологии, доступ к информации и управление знаниями, обучение в целях гражданского участия и социальных преобразований, образование и развитие навыков для ориентированной на человека сферы труда и модели международного сотрудничества, финансирования и развития. Группа ЮНЕСКО по перспективам обучения и инновациям, выступающая в качестве секретариата этой инициативы, использовала различные каналы для коллективного обсуждения. В дополнение к онлайновым механизмам сбора мнений и идей Секретариат взаимодействовал с экспертами, партнерскими сетями и платформами, используя их концепции, идеи и разнообразные подходы в подготовке доклада.
В канун 41-й сессии ЮНЕСКО был опубликован доклад комиссии под названием «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» [3]. Новый доклад ЮНЕСКО стал результатом двухлетней коллективной работы на глобальном уровне, в нем представлен обзор нынешней ситуации и сформулированы рекомендации, направленные на переосмысление того, каким образом образование и знания смогут в будущем - до 2050 года и в последующий период - способствовать обеспечению всеобщего блага. Доклад нацеливает на совершен-
El Ш га ш 4 О
ГО 3е
ствование педагогики и ее организацию «на принципах сотрудничества, совместной работы и солидарности, ... способствовать развитию интеллектуальных, социальных и этических навыков учащихся, чтобы они могли совместно работать над преобразованием мира, проявляя сострадание и участие» [3].
Подчеркивается необходимость повышения роли международного сообщества в согласовании общих целей, норм и стандартов, необходимых для заключения нового социального договора в области образования. В том числе особую поддержку предлагается оказывать удовлетворению образовательных потребностей просителей убежища, беженцев, лиц без гражданства и мигрантов на основе международного сотрудничества и работы глобальных институтов, поощряя к этому и местные, национальные, и региональные усилия.
Литература:
1. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность: монография / Под общ. ред. Ю.А. Горячева. М.: Этносфера, 2022. 210 с.
2. Горячев Ю.А. 0 заседании Комитета образовательных программ ЮНЕСКО // МПГУ. 20.03.2021. URL: http://mpgu.su/novosti/o-zasedanii-komiteta-obrazovatelnyh-programm-junesko/ (дата обращения: 23.08.2022).
3. Доклад «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» // Курьер ЮНЕСКО. 2021. № 5. URL: https:// ru.unesco.org/courier/2021-5/sovmestnoe- pereosmyslenie-nashih-perspektiv (дата обращения: 22.01.2022).
4. Перспективы образования // ЮНЕСКО. URL: http//ru.unesco.org/ futuresofe-ducation/initiative (дата обращения:18.08.2022).
Yury Goryachev,
PhD in History, Scientific director of the UNESCO Chair "International Education and Integration of Migrants" of the Moscow Pedagogical State University, scientific editor of the almanac «Ethnodialogies», unescochair-gor@yandex.ru
Vladimir Zakharov,
Leading specialist, Faculty of regional studies and ethnocultural education, Institute of Social and Humanities Education, Moscow Pedagogical State University, vfzakharov@mail.ru
Elena Omelchenko,
PhD in History, Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Deputy Director, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), etno1@dol.ru
New global UNESCOinitiative «Rethinking our futures together»
Just before the 41st session of UNESCO, the Commission's report entitled "Reimagining our futures together: A new social contract for education" was published. The new UNESCO report is the result of a two-year global process of collective reflection at the global level, providing an overview of the current situation and making recommendations to rethink how education and knowledge can contribute to the common good in the future - up to 2050 and beyond. The report aims to improve pedagogy and organize it on the principles of cooperation, collaboration and solidarity, promote the development of students' intellectual, social and ethical skills so that they can work together to transform the world with compassion and participation.
Keywords: UNESCO; sustainable development; education; global dialogue.