dations for the development of psychological and pedagogical competence of a higher school professor. Based on the analysis of the professors and students ideas of the traits of a successful professor the author compiled a list of professionally significant characteristics of the portrait of a modern higher school professor. Based on the results of interviewing students, the nuclear components of the portrait of a modern professor of higher education are identified and classified into "instrumental" characteristics of the professor's personality and his/her general professional qualities.
Keywords: higher school professor; pedagogue's portrait; professionally significant qualities; soft skills; professional competence.
Владимир Захаров, Марина Кривенькая DOI: 10.37492/ETN0.2022.68.2.004
Всемирная конференция по высшему образованию на фоне цифровой трансформации: обзор по материалам цифровой образовательной платформы CLOUD
Третья всемирная конференция по высшему образованию «Высшее образование в области цифровой трансформации» состоялась в Барселоне (Испания) в мае 2022 г. Основные темы конференции: влияние COVD-19 на высшее образование, академическая мобильность высших учебных заведений, инклюзивность высшего образования, финансовая поддержка высшего образования, укрепление синергического международного сотрудничества, высшее образование и ЦУР, управление высшим образованием, качество и актуальность учебных программ, производство цифровых данных и знаний, подготовка к будущему высшего образования.
Ключевые слова: устойчивое развитие; международное образование; цифровое образование; высшее образование.
В мае 2022 г. в Барселоне, Испания, прошла третья Всемирная конференция по высшему образованию. По ее итогам на платформе CLOUD в августе 2022 г. был опубликован специальный выпуск Всемирной конференции по высшему образованию - 2022, где размещены итоговые материалы, а также информация по тематике конференции [1].
HI
s о о
<Ы & X
0 .О. л аэ ■& ч
. s ф к fc
СО -&
1 | °
S >5
= 8. С0\О у
(3 о^
£ >> § Ssre
£<US
Захаров
Владимир Федорович,
ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), vfzakharov@mail.ru
Кривенькая
Марина Александровна,
кандидат филологических наук, директор Центра регионоведе-ния и гуманитарно-образовательного сотрудничества Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, ma.krivenkaya@mpgu.su
Пространство CLOUD («Объединяем знания без границ») - ежеквартальное издание, журнал цифровой трансформации высшего образования, которое в 2021 г. было открыто на сайте Международного центра инноваций в сфере высшего образования под эгидой ЮНЕСКО (UNESCO - ICHEI). Издание нацелено на создание платформы для взаимодействия работников в сфере высшего образования по всему миру посредством распространения знаний, развития проектов, обмена опытом, связанных с цифровой трансформацией высшего образования в глобальном масштабе.
Сектор образования ЮНЕСКО в своей рассылке кафедрам ЮНЕСКО обращает внимание на четыре тематических раздела специального выпуска, где читателей знакомят с двадцатилетней историей всемирных конференций по высшему образованию, ключевыми результатами конференции и данными о текущем состоянии высшего образования, а также предоставляют обзор сессий, организованных Инновационным центром в рамках конференции в Барселоне. В этом выпуске также представлены интерактивные функции: виртуальная библиотека и кино. Читатели могут отсканировать QR-код и получить доступ к дополнительному контенту.
Первая всемирная конференция по высшему образованию (Париж, 1998)
фокусировалась иа потенциале цифровых и коммуникационных технологий. Ее участники обсуждали роль и значение основной миссии высшего образования: обучение, исследовательская деятельность, служение обществу, подчеркнули академическую основу высшего образования и его доступность для всех. Были приняты такие документы, как «Высшее образование в двадцать первом веке: подход и действие» (Twenty-first Century: Vision and Action), «Структура первоочередной деятельности по изменениям и дальнейшему развитию высшего образования» (Framework for Priority Action for Change and Development of Higher Education). Эти документы подчеркивали роль высшего образования в установлении мира, продвижении равенства и демократии в развивающихся странах, сохранении разнообразия в обучении.
Вторая всемирная конференция по высшему образованию под названием «Новая динамика высшего образования и исследований в ходе изменений образования и развития общества» (The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development) прошла в Париже в 2009 г. Министры образования и высшего образования со всего мира, а также международные эксперты и представители бизнес-сектора сосредоточились на будущем высшего образования и научных исследований. Конференция констатировала, что высшее образование переживает «эпоху перемен». На ее сессиях обсуждался вопрос о том, как высшее образование может мобилизовать интересы множества заинтересованных сторон для совместного продвижения инклюзивного и разнообразного общества знаний в будущем за счет укрепления международного сотрудничества в области науки и технологий, научных исследований на двойном фоне революции информационных технологий и быстрого
5 = ^
2 «
3
" о Л
Е5 Е
т ® X
<5? Э ^
увеличения числа учащихся. Участники конференции уделили особое внимание развитию и исследованиям высшего образования в Африке и обсудили новые ситуации и вызовы в сфере образования.
Третья всемирная конференция по высшему образованию «Высшее образование в области цифровой трансформации» состоялась в Барселоне (Испания) в мае 2022 г. Основные темы конференции: влияние СО"УЪ-19 на высшее образование, академическая мобильность высших учебных заведений, инклюзивность высшего образования, финансовая поддержка высшего образования, укрепление синергического международного сотрудничества, высшее образование и ЦУР, управление высшим образованием, качество и актуальность учебных программ, производство цифровых данных и знаний, подготовка к будущему высшего образования.
Барселона, место проведения третьей Всемирной конференция по высшему образованию, насчитывает 1,6 миллиона жителей и является важным культурным и образовательным центром Испании с XIX века. В Барселоне насчитывается более тридцати различных высших учебных заведений, поэтому она является активным участником различных видов международного сотрудничества и образовательных инновационных мероприятий ЮНЕСКО.
Конференция проводилась в условиях стремительно развивающегося и меняющегося мира. Появление искусственного интеллекта, рост смешанного образования, принятие решений на основе больших данных и модели онлайн-образования в контексте пандемии СОУГО-19, - все эти вызовы меняют глобальный ландшафт высшего образования. Именно поэтому цифровая трансформация высшего образования стала одной из главных тем этой Всемирной конференции по высшему образованию.
Все участвовавшие стороны провели широкие обсуждения по всем десяти темам конференции и достигли определенных результатов. Инициативные документы, такие как «За гранью: новый путь к изменению высшего образования», резюмируют шесть принципов, формирующих цели будущего высшего образования, и определяют шесть основных направлений изменений в высшем образовании. Среди них:
• Инклюзивностъ, равенство и разнообразие. Создание более инклюзивного и разнообразного высшего образования является императивом социальной справедливости, что также отражено в ЦУР 4.3: «Равный доступ к недорогому качественному техническому, профессиональному и высшему образованию». Равные возможности и эффективные системы образования и обучения являются основой устойчивого развития и построения справедливого и гармоничного общества.
• Академическая свобода и участие всех заинтересованных сторон. Вузы могут предоставить безопасное пространство для выражения и оценки различных точек зрения и участия в публичных дебатах с общественностью по проблемным вопросам. Защита академической свободы сотрудников и студентов от политического вмешательства имеет решающее значение. Это требует высокой степени институциональной автономии и адекватного баланса между автономией и публичной подотчетностью.
• Исследование, критическое мысшление и творчество. Вузы обязаны научить студентов отличать реальные доказательства от сфабрикованной информации и применять эти знания для решения проблем во всех сферах жизни. Навыки поиска истины должны лежать в основе учебной программы на всех уровнях образования, включая высшее образование. Высшее обра-
5 = ^
2 «
3
" о Л
Е5 Е
т ® X
<5? Э ^
зование способно повышать творческий потенциал, стимулировать воображение и развивать нестандартное мышление, готовя студентов к поиску инновационных решений глобальных проблем.
• Честность и этика. Вузы должны уделять особое внимание этическим ценностям и поведению, которые способствуют честности, терпимости и солидарности. Все выпускники должны быть готовы стать пропагандистами социальной ответственности, сторонниками устойчивого развития и гражданами, стремящимися к социальной справедливости.
• Приверженность устойчивому развитию и социальной ответственности. Все вузы могут внести свой вклад в более устойчивый мир посредством обучения, исследований и взаимодействия с местными, национальными, региональными и глобальными сообществами. Социальная ответственность - основа зеленого экономического развития и социального благополучия.
• Превосходство достигается за счет сотрудничества, а не конкуренции. Университеты и другие типы высших учебных заведений могут более эффективно выполнять свои образовательные миссии посредством сотрудничества и солидарности. Это облегчает работу на междисциплинарной основе, объединение научных ресурсов между академическими подразделениями и учреждениями, а также обмен знаниями и опытом через профессиональные сети на национальном и международном уровнях для достижения синергетического эффекта.
Кроме того, по итогам работы конференции, основываясь на видении ЮНЕСКО и вышеупомянутых принципах, разработана «дорожная карта», определяющая шесть основных проблем, которые необходимо решить при преобразовании высшего образования:
• Традиционно высшее образование считалось элитарным и слегка дискриминационным, иногда противоречащим его общественному мандату. Должны создаваться справедливые, хорошо финансируемые и устойчивые возможности, чтобы дать людям доступ к высшему образованию. Обучение является фундаментальным качеством человека, и люди имеют право на возможность получения образования, которое гарантирует их право на обучение. В политике и на практике необходимо создавать возможности, продвигать справедливость и устранять пробелы в финансировании и слабое управление.
• От сосредоточения внимания исключительно на предмете или профессиональной подготовке до целостного внимания к учебному процессу учащихся. Учреждения высшего образования в первую очередь должны рассматривать себя как образовательные учреждения, гарантируя, что каждый студент получает богатый и разнообразный опыт обучения (не ограничиваясь дисциплинарными или инструментальными компонентами и профессиональной практикой), тем самым способствуя ценностям справедливости и человеческому разнообразию.
• От отдельных до междисциплинарных, а также для поддержки открытого диалога и активного сотрудничества между различными точками зрения. Высшее образование должно вооружить студентов способностью участвовать в междисциплинарном диалоге, в то же время развивая фундаментальные ценности, взгляды и привычки, чтобы признавать дисциплинарные границы и выходить за рамки своей области знаний.
• От высшего образования сразу после окончания среднего образования к процессу обучения на протяжении всей жизни, предназначенного для удовлет-
5 * £ ^
£ 2 «
£ 5
" о Л
5 Е го
т ® X
<5? Э ^
ворения различных образовательных потребностей молодежи и взрослых. Высшее образование уже меняется, поскольку все больше и больше стран предлагают повторное зачисление и повторное обучение. Перспектива обучения на протяжении всей жизни и гибкие пути обучения обеспечивают более согласованную и обогащающую основу для удовлетворения потребностей человека в обучении. От кластера иерархических, слабо связанных учебных заведений и курсов к интегрированной системе с несколькими курсами. Система имеет гибкую траекторию обучения, которая связывает молодежь и взрослых с системой, расширяя их образовательные возможности и, таким образом, избегая тупика в их личном развитии. Нам нужен механизм признания квалификаций, который признает все типы курсов (формальные, неформальные, нетрадиционные; очные, смешанные, онлайновые) и учитывает перевод или профессиональные изменения; и этот механизм может быть достигнут с помощью хорошей структуры квалификаций, стандартов практики и механизмов оценки их достижений. О т п ромышле нно й модели обуч ения к обуч ению высокого уровня с научной педагогикой и разнообразными технологиями, позволяющими учащимся управлять своими собственными путями обучения. Искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика данных, платформы для совместной работы, виртуальная реальность, Интернет вещей и технология распределенного реестра предлагают отличные способы для улучшения и обогащения преподавания, обучения и исследования в кампусе и удаленно. Технологии поддерживают педагогику, а эффективная педагогика обеспечивает обучение и технологии.
Литература:
1. CLOUD. Специальный выпуск для WHEC 2022 // Международный Центр инноваций в сфере высшего образования под эгидой ЮНЕСКО (UNESCO-ICHEI). URL: https:// ru.ichei.org/dist/index.html#/InauguralIssue?nid=8 (дата обращения: 04.09.2022).
Vladimir Zakharov,
Leading specialist of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), vfzakharov@mail.ru
Marina Krivenkaya,
PhD in Philology, Associate Professor of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants"; Director of the Centre for Regional Studies and Humanitarian and Educational Cooperation, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ma.krivenkaya@mpgu.su
World Higher Education Conference amid Digital Transformation of Higher Education: overview of the CLOUD digital educational platform
The third World Higher Education Conference amid Digital Transformation of Higher Education (WHEC2022) was held in Barcelona, Spain, in May 2022. Main topics of the conference are: the impact of COVD-19 on higher education; academic mobility of higher education institutions; inclusion of higher education; financial support for higher education; strengthening synergistic international cooperation; higher education and the SDGs; higher education governance; quality and relevance of curricula; digital data and knowledge production; preparing for the future of higher education.
Keywords: sustainable development; international education; digital education; higher education.