VII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ГУМАНИТАРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ»
Моторная С.Е.
Севастопольский государственный университет
motornaya@ukr.net
КРИЗИС ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫСШАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация: рассматривается высшая школа в условиях кризиса, вызванного цифровой трансформацией общества, переводом образовательного процесса в условия реализации онлайн формы организации занятий. Цель исследования - рассмотрение тенденций развития высшей школы в условиях цифровой трансформации, порождённой кризисом общественного развития и традиционного образования. Анализируются мировые тенденции развития высшего образования и возможность следования им в новых реалиях, обусловленных цифровой трансформацией. Среди современных принципов построения и мировых тенденций развития высшего образования в развитых странах выделяются диверсификация высшего образования, радикальное обновление учебных программ, усиление связи высшей школы с миром труда, движение от понятия квалификации к понятию компетенции, качество высшего образования как «общий знаменатель» трансформации высшего образования. Мировые тенденции высшего образования рассматриваются как отражение законов построения Природы и вектор эволюционного развития. Предлагаются конкретные мероприятия, которые могут привести высшую школу в условиях цифровой трансформации и он-лайн формы организации занятий к обеспечению следования мировым тенденциям высшего образования, к качественному содержанию и результату образовательного процесса. И тем самым создадут условия для эволюционной изменчивости общества.
Ключевые слова: эволюционная изменчивость, кризис, цифровая трансформация, тенденции развития, образование, высшая школа
Введение. Мир, в котором мы живём, сложен и многогранен. Динамично развиваясь, он порождает проблемы в самых разнообразных проявлениях социальной, экономической, политической и др. сферах жизни. В 1949 г. У. Черчиль предложил экономическое объединение Европы. Однако уже в шестидесятых годах двадцатого столетия на повестке дня появился вопрос о необходимости объединения в области высшего образования: история подтвердила, что «кадры решают всё». Высшее образование стало массовым1. В 1988 г. была принята «Всеобщая хартия университетов», а через десять лет начался Болонский процесс. Необходимо было решить задачу подготовки кадров, которые станут создателями новых высоких технологий, позволяющих решить глобальные проблемы человечества, среди которых и тривиальные - удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилье, образовании, работе - ведь планета переживает демографический взрыв. Вместе с тем, несмотря на то, что многое положительное уже было сделано в процессе реформирования высшего образования, поставленная проблема решена не была. Это подтверждается несоответствием образовательного
1 Байденко В.И. Болонский процесс. - М.: Логос, 2004. - 208 с.
и профессионального стандартов для многих профессий, и, как следствие, появлением целого поколения ФГОС: 3, 3+, 3++.
Сегодня мы оказались в условиях кризиса, порождённого пандемией, и её следствием -цифровой трансформацией, которая неизбежно затронула все аспекты общественного развития. Для постижения и разрешения на благо человечества связанных с цифровизацией проблем, необходимы высококлассные специалисты, обладающие прочными и качественными знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, позволяющими осуществить стратегический прогноз и управление будущим планеты, её эволюционным развитием.
Высшему образованию в разрешении данной проблемы принадлежит ключевая роль. Именно в высшей школе сосредоточены лучшие умы человечества, которые генерируют идеи, «двигающие миром» и определяют магистральные пути его развития. Каким будет выпускник высшей школы ХХ1 в., таким будет и наша будущая жизнь. Поэтому сегодня, во времена перемен, необходимо чётко представлять тенденции эволюционного развития высшего образования ХХ1 века и по ним выстраивать траекторию движения высшей школы в условиях цифровой трансформации общества.
Мировые тенденции развития высшего образования в развитых странах определены в материалах ЮНЕСКО о высшем образовании: программном документе «Реформирование и развитие высшего образования» (1995); докладе Международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: сокрытое сокровище» (ЮНЕСКО, 1997); рабочем документе и заключительном докладе Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО (Париж, 5-9 октября 1998 г.). Однако современный мир вступил в новый этап развития общества - его цифровую трансформацию. Насколько это повлияло на тенденции развития высшего образования в современных реалиях? Остались ли они соответствующими мировым тенденциям развития высшей школы, изложенным в указанных документах? Каким должно быть высшее образование в условиях цифровой трансформации, чтобы обеспечить устойчивое поступательное движение общества по эволюционному пути развития? Ответы на эти вопросы представляют собой цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования - рассмотрение тенденций развития высшей школы в условиях цифровой трансформации, порождённой кризисом общественного развития и традиционного образования.
Задачи исследования. Представляется важным проанализировать, насколько элементы цифровой трансформации (в каком качестве и соотношении) должны присутствовать в образовательном процессе высшей школы, чтобы высшее образование в цифровых условиях соответствовало мировым тенденциям развития высшего образования и эволюционному пути развития. Этот анализ является теоретической значимостью исследования. Возможность же скорректировать отклонения, возникшие в высшем образовании в условиях цифровой трансформации общества на основе анализа, предпринятого нами, в реальных учреждениях высшего образования, представляют собой практическую значимость исследования.
Методология исследования. В качестве метода исследования нами был выбран системный метод природосообразного мышления, позволивший использовать совокупные возможности сознания.
Основными методологическими источниками исследования являются мировые тенденции развития высшего образования в развитых странах в материалах ЮНЕСКО о высшем образовании1.
Чертами кризиса современного образования является изменение статуса университета в общественной жизни общества. Высшая школа постепенно теряет академическую свободу, которая обеспечивает единство преподавания, исследований и возможностей для реализации творческой мысли. Экономический фактор выходит на первый план. Профессорско-преподавательский состав теряет право на реализацию в профессии, которая есть и должна оставаться нравственной профессией . Студент превращается в клиента, а сам университет - в супермаркет. «Низведение университетов ... до уровня предприятий, производящих и экспортирующих пригодные к продаже продукцию и услуги, вряд ли послужит широким потребностям наукоёмкой экономики, социальной сплочённости и благосостоянию, которые университеты должны принести обществу» . В условиях цифровой трансформации общества данные явления усиливаются.
Поэтому важнейшим требованием к университету, на наш взгляд, является проведение в нём учебно-воспитательного процесса, в котором неразрывно присутствуют гуманизация и гуманитаризация, создающие наилучшие условия для реализации обучения, исследований и развития творчества. Для того чтобы это было возможно осуществить в реальности, построение пространства высшей школы должно осуществляться в соответствии с Законами развития Вселенной и законами образования, которые являются проекцией Законов развития Вселенной на ось в пространстве высшего образования. Если представить цель высшего образования полюсом магнита, вокруг которого раскинулось творящее педагогическое пространство, то эволюционные тенденции развития высшей школы предстанут перед нами как силовые линии данного пространства, указывающие направление, вектор развития, современного высшего образования.
Результаты исследования и обсуждение. В соответствии с указанными выше источниками, в числе основных выявленных тенденций в развитии высшего образования выделяют, прежде всего, диверсификацию высшего образования4, которая предполагает
1 Делор Ж.Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. — 678 с.; Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Текст] // Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5 -9 октября 1998года). - Париж, 1998. - М., 1999. - 36 с.; Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе [Текст] // Болонский процесс: середина пути/ Под научной редакцией В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.
2 Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе [Текст] // Болонский процесс: середина пути/ Под научной редакцией В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.; Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов// Высшее образование в Европе, 2002. № 3.; Денмен Б.Д. Появление транснациональных схем обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии// Высшее образование в Европе, 2000. № 1. С. 5.
3 Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надёжность и стремление к повышению уровня вузов// Высшее образование в Европе, 2002. № 4.
4 Делор Ж.Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. — 678 с.; Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Текст] // Всемирная
46
реализацию в высшей школе принципа построения Мироздания с его обилием форм и разнообразных характеристик. Тенденция диверсификации реализует принцип природосообразности в построении образовательного процесса высшего образования и выстраивает его педагогическое пространство по Закону подобия: как наверху, так и внизу. В соответствии с природосообразностью, деятельность выпускника университета должна измениться и стать пространством, которое помогает выпускнику университета стать проектировщиком и конструктором природосберегающих и природовоссоздающих технологий, сотворцом и сотрудником окружающего мира. Поэтому «необходим иной подход к пониманию развития человека в профессиональной деятельности и оценке его личностных характеристик. Суть этого подхода состоит в переходе от взгляда на развитие обучающегося как функции процесса высшего образования к взгляду на подготовку специалиста к профессиональной деятельности с учётом его личностных характеристик»1.
Отсюда следует, что для достижения эволюционной изменчивости общества необходимо создать условия для развития и совершенствования всех потенциальных способностей личности, способствовать решению человеком его жизненной задачи и реализации жизненного пути. В этом состоит важнейшая задача образования, в целом, и высшего образования, в частности. Насколько она может реализовываться в современных условиях цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности?
Он-лайн образование как одна из форм организации занятий отвечает принципу диверсификации высшего образования и даёт возможность в условиях перехода к массовому высшему образованию обучаться всем, а также лицам с ограниченными возможностями. Она может способствовать формированию у обучающегося потребности постоянно совершенствовать своё образование в течение жизни.
Тенденция диверсификации высшего образования, на наш взгляд, даёт возможность каждому студенту найти для себя наиболее подходящий к его индивидуальным характеристикам путь постижения истины через образование, реализовать в учебном процессе как фундаментализацию, так и индивидуализацию обучения. При он-лайн форме организации занятий обучающийся находится в зоне комфорта, что способствует мотивации обучения. Однако такая ситуация может также формировать отсутствие инициативы и способности к работе в группе. Поэтому при составлении программ образовательной подготовки и выборе форм, методов, способов обучения следует учитывать необходимость следования природосообразности образовательного процесса и выбирать серединный вариант в соответствии с законом золотого сечения, где 0,68 будет составлять оф-лайн форма организации занятий, а 0,32 - он-лайн форма.
Вместе с тем разнообразие форм организации занятий и методов подачи материала слушателям вследствие расширения возможностей образовательного процесса при он-лайн обучении предъявляет повышенные требования к профессионализму преподавателя. Материалы он-лайн курса читают и слушают массовые аудитории, поэтому возрастает ответственность лектора за свою общую культуру, внешний вид, за культуру устной и письменной речи, точность и научность знаний. Преподаватель даёт пример и в он-лайн режиме, который будут копировать слушатели. И этот пример должен быть ещё более идеальным, так как он-лайн
конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5 -9 октября 1998года). - Париж, 1998. - М., 1999. - 36 с.
1 Моторная С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 1997. - 204 с.
форма занятий позволяет прослушивать и просматривать лекционные и другие формы занятий многократно.
Однако он-лайн форма организации занятий порождает и свои проблемы. Лектор-профессионал читает свои лекции «в потоке», а условие его создания - присутствие заинтересованной аудитории, которую преподаватель воспринимает всеми органами чувств. Поэтому среди задач он-лайн формы организации занятий, требующих решения, присутствует обеспечение оптимальности эффективности выступления лектора перед камерой. Возможно, для съёмки лекции всё-таки необходимо иметь аудиторию.
В конечном счёте, результат обучения зависит от того, через какой образовательный процесс прошёл обучающийся. Мы считаем, что таким процессом должен быть процесс психокомпетизации. Познание законов Мира, человеческого общества, познания/постижения способствует росту самосознания, формирует рефлексию, изменяет ценностную шкалу и самооценку и способствует в новом осознании своего места во Вселенной созданию мотивации к обучению и постижению истины в течение всей жизни. Таким образом, при реализации принципа диверсификации происходит постепенная замена существующей модели концентрированного образования в течение ограниченного периода жизни человека на нелинейные (асинхронные) модели1.
В образовательном пространстве находится «исток социальных перемен и социального единства общества»2. Образование по своей сути представляет процесс, по которому можно определить, собирается ли общество эволюционировать, формируя качественные людские ресурсы, которые, в свою очередь, смогут создать новые технологии, или инволюционировать, деградируя в нивелировании содержания образования, уровне его качества и в своём результате. Поэтому высшая школа будущего должна стремиться стать готовой обеспечить потребности общества знаний и высоких технологий. Важно также содействовать накоплению духовных ресурсов в этом обществе и духовного взаимодействия национального и поликультурного уровней. Ибо «являясь общественным благом, образование, вместе с тем, понимается и как мера общественной ответственности»3.
Поэтому тенденция диверсификации образовательного процесса в высшей школе неразрывно связана со следующей тенденцией развития высшего образования, которая состоит в радикальном обновлении учебных программ.
В образовательном пространстве высшей школы должны появиться образовательные программы подготовки, которые способны обеспечить новый уровень профессиональной деятельности выпускника высшей школы. Этот уровень должен быть способен обеспечить создание высоких технологий без ущерба окружающей природе и человеку, то есть быть природосообразным Законам построения Вселенной. Для того чтобы обеспечить это соответствие в условиях цифровой трансформации, необходимо способствовать созданию в электронных курсах, изучаемых обучающимися, материалов, формирующих не только профессиональные знания, но и неразрушающие знания, способствующие созидательному, благородному творчеству. Это станет возможным при условии расширения спектра
1 Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995.
2 Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов// Высшее образование в Европе, 2002. № 3.; Денмен Б.Д. Появление транснациональных схем обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии// Высшее образование в Европе, 2000. № 1. С. 5.
3 Байденко В.И. Болонский процесс. - М.: Логос, 2004. - 208 с.
электронных курсов, которые отвечают за гуманизацию и гуманитаризацию знаний. Отметим, что последние актуализируются в условиях цифровой трансформации общества, которая способствует сдвигу сознания с нарушением гармоничного функционирования работы обоих полушарий коры головного мозга и доминированием левополушарного мышления. В целом всё это приводит к технотронному пути развития планеты, нарушению законов существования природы, то есть к её уничтожению, деградации и инволюции.
Поэтому необходима адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям человечества, которая требует ввести дидактические формы, методы, средства обучения, позволяющие в процессе психокомпетизации сформировать будущего выпускника университета, способного предвидеть уже сегодня средства удовлетворения потребностей, необходимые для обеспечения жизни человечества будущего; научить выпускника университета организовывать производство, выпускающее высококачественный продукт, имеющее инновационный центр, работающий уже сегодня над будущими потребностями общества, и не только сегодня успешного, но и эффективного, т.е. осуществляющего прогноз успешного завтра. Таким образом, предполагается создание и реализация в вузе новой модели мышления с формированием успешности и эффективности личности в обществе на основе системного подхода к явлениям жизнедеятельности.
Радикальное обновление программ своей главной целью ставит формирование природосообразного мировоззрения в условиях цифровой трансформации общества, следование универсальным ценностям и изучению культурного наследия человечества. Одним из основополагающих может быть приём изложения материала лекции для формирования мировоззрения студента: от общего значения понятия (культура) к конкретному - предмету лекции. Таким образом, необходимо создание педагогических условий для формирования мировоззрения, установки на воспитание студентов в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей, нравственного подхода к жизни и деятельности; воспитания выпускника вуза, который все силы отдаёт своему Отчеству, а не бежит за границу за призрачным богатством. Такой выпускник в отношениях между людьми следует золотому правилу этики, мотивы своей деятельности, общения и поведения имеет нравственные, а своё творчество направляет на созидание.
Во всех видах он-лайн занятий необходимо давать установку при составлении программ подготовки на укрепление духовных, этических ценностей у студента, на формирование устойчивой ориентации выпускников на их деятельность по созданию национальных потенциалов и сдерживания «утечки мозгов», а также на развитие личности студента с подготовкой к профессиональной жизни. Отметим, что наиболее полно данную тенденцию можно реализовать в условиях, которые создаёт процесс психокомпетизации.
Необходимо также реализовывать в новых программах усиление роли вузов в понимании, сохранении, развитии национальных и международных культур. Насколько это важно, подтверждает история. В 1957 г. Советский Союз распахнул двери лучшей молодёжи и студентам всех стран мира, которые изъявили желание участвовать во Всемирном форуме -Первом фестивале молодёжи и студентов. Это был огромный праздник. Конструктивный разговор, деловое сотрудничество. Сколько было установлено личных, душевных контактов на всю жизнь? И сколько из них спасли мир от нависшей над человечеством во время противостояния холодной войны угрозы третьего мирового конфликта?
Есть более действенные, чем конференции по разоружению, методы осуществления мирного сосуществования между народами. Это мир через культуру. Народы, между которыми протянулись из глубины веков нити культурных связей, никогда не будут воевать между собой.
49
За эти века они «прикипели» друг к другу душами. И враждебные действия против своих друзей ощущают как действия против них самих. Укреплению таких контактов способствует планирование в программах подготовки осуществления транснациональной мобильности по отношению как к студентам, так и к преподавателям.
Далее идёт тенденция, состоящая в усилении взаимосвязи высшей школы с миром труда, характеризующейся тем, что высшее образование развивается в направлении системы массового охвата (наукоёмкая экономика, «думающая рабочая сила»). Это обусловлено реалиями современного рынка специалистов, когда появление принципиально новых форм и методов работы, новых технологий производства, компьютеризация проявляет возможность столкновения выпускников с необходимостью смены работы, обновления своих знаний и получения новой квалификации. Такая ситуация, прежде всего, определяет фундаментализацию высшего образования.
Отметим, что в условиях цифровой трансформации общества, вызванной пандемией, создаются условия, при которых становится возможным приобретение практических навыков обучающимися, даже если их профессиональной деятельностью является общение. Так, студенты-психологи во время производственной практики смогли реализовать возможность освоения компетенций, предусматривающих формирование навыков, в режиме он-лайн консультаций с клиентами, проживающими в доме престарелых и инвалидов и находящихся на карантине. При этом им пришлось мобилизовать все свои интеллектуальные, познавательные, моральные, эмапатийные и др. ресурсы для выполнения данной задачи. Результат превзошёл ожидания. 100 % обучающихся оценили практику как сдвиг в их сознании, принёсший новое осознание реальности, новые знания, умения, навыки и личные качества каждому практиканту.
Кроме того, программы подготовки в высшем образовании должны измениться за счёт не только укрепления междисциплинарной направленности, ускорения развития академических дисциплин, но и построения их на основе принципа трансдисциплинарности, который не ограничивается междисциплинарными отношениями, а размещает эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами. Трансдисциплинарность синергетического подхода к высшему образованию создаёт условия для синтезного видения мира, построения целостной картины Вселенной и формирования у выпускника высшей школы не только квалификации, но и компетенции.
И приводит к необходимости реализации тенденции в развитии высшего образования, заключающейся в обеспечении движения от понятия квалификации к понятию компетенции. Наиболее насущной задачей является «удовлетворение требований возрастающего знания ключевых компетенций»1, осмысление причин нового спроса и удовлетворение его. Приоритет получают организованные в систему требования интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, моральных начал, позволяющих успешно реализовывать деятельность не только в социальном и экономическом, но и в культурном контекстах. «Всё чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого
1 Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход// Образование и наука, 2004. № 3(27). С.42-52.; Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 56-58.
слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, любовь к риску»1.
Наконец, важнейшим моментом является обеспечение качества высшего образования -ключевого вопроса в реформе системы высшего образования. Нормативные документы ЮНЕСКО определяют качество как категорию, включающую ... «качество соответствующего персонала и программ и качество обучения как результат преподавания и исследований. Оно подразумевает уделение внимания вопросам, имеющим отношение к качеству подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль в определении характера функционирования того или иного конкретного учебного заведения, оценке его деятельности и формировании институционального имиджа о нём в академическом сообществе и обществе в целом»2.
Заключение. Если рассматривать качество образования в условиях цифровой трансформации общества, то на основании выше рассмотренных тенденций развития высшего образования можно предложить при введении он-лайн формы реализации учебного процесса следовать пропорции золотого сечения с акцентом на формировании фоновых знаний культуры, дающей обучающемуся возможность усвоения норм, языка и символов общения, формирующей ценностно-смысловую картину мира, в пространстве усиления гуманизации и гуманитаризации.
В целом, можно сделать вывод о том, что мировые тенденции развития высшего образования определяют подходы и практические меры по реформированию и совершенствованию высшей школы, вместе с тем, отражая её общие фундаментальные потребности.
Исследование выполнено при поддержке гранта «Методология и методика применения информационных технологий в подготовке и сопровождении профессиональной деятельности педагогов-фасилитаторов» рег. номер 48/06-31 от 06.04.2020 ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет»
Литература:
1. Байденко В.И. Болонский процесс. - М.: Логос, 2004. - 208 с.
2. Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов// Высшее образование в Европе, 2002. № 3.
3. Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе [Текст] // Болонский процесс: середина пути/ Под научной редакцией В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -379 с.
4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Текст] // Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998года). - Париж, 1998. - М., 1999. - 36 с.
1 Моторная С.Е. Современный научный базис психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования. - Севастополь: Изд-во «Вебер», 2009. - 452 с.
2 Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995.
5. Делор Ж.Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. — 678 с.
6. Денмен Б.Д. Появление транснациональных схем обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии// Высшее образование в Европе, 2000. № 1. С. 5.
7. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надёжность и стремление к повышению уровня вузов// Высшее образование в Европе, 2002. № 4.
8. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход// Образование и наука, 2004. № 3(27). С.42-52.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 56-58.
10. Моторная С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 1997. - 204 с.
11. Моторная С.Е. Современный научный базис психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования. - Севастополь: Изд-во «Вебер», 2009. - 452 с.
12. Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995.
References:
1. Bajdenko V.I. Bolonskij process [The Bologna Process]. M.: Logos, 2004. 208 s. (in Russian)
2. Delor ZH.ZH. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Doklad Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka, predstavlennyj YUNESKO [Education: a hidden treasure. Report of the International Commission on Education for the 21st Century, submitted to UNESCO]. — Parizh: Izd-vo YUNESKO, 1997. M.: AST; Har'kov: Folio, 2004. 678 s. (in Russian)
3. Vsemirnaya deklaraciya o vysshem obrazovanii dlya XXI veka: podhody i prakticheskie mery [World Declaration on Higher Education for the 21st Century: Approaches and Practical Measures]. Vsemirnaya konferenciya YUNESKO «Vysshee obrazovanie v XXI veke: podhody i prakticheskie mery» (Parizh, 5-9 oktyabrya 1998goda). - Parizh, 1998. M., 1999. 36 s. (in Russian)
4. Buharestskaya deklaraciya po eticheskim cennostyam i principam vysshego obrazovaniya v Evropejskom regione [Bucharest Declaration on Ethical Values and Principles in Higher Education in the European Region]. Bolonskij process: seredina puti / Pod nauchnoj redakciej V.I. Bajdenko. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. 379 c. (in Russian)
5. Brok-Utne B. Analiz global'nyh faktorov, vliyayushchih na sovremennuyu obrazovatel'nuyu sistemu, na primere evropejskih universitetov [Analysis of Global Factors Influencing the Modern Educational System on the Example of European Universities] Vysshee obrazovanie v Evrope, 2002. № 3. (in Russian)
6. Denmen B.D. Poyavlenie transnacional'nyh skhem obmena v oblasti obrazovaniya v regionah Evropy, Severnoj Ameriki i Tihookeanskoj Azii [The emergence of transnational educational exchange schemes in the regions of Europe, North America and the Pacific Asia]. Vysshee obrazovanie vEvrope, 2000. № 1. S.5 (in Russian)
7. Kozminski A. Rol' vysshego obrazovaniya v reformirovanii obshchestva v usloviyah globalizacii: akademicheskaya nadyozhnost' i stremlenie k povysheniyu urovnya vuzov [The role of
higher education in the reform of society in the context of globalization: academic reliability and the desire to raise the level of universities]. Vysshee obrazovanie v Evrope, 2002. №4 (in Russian)
8. Motornaya S.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti studentov tekhnicheskogo vuza k professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical conditions of formation of psychological readiness of students of a technical college for professional work: dis. ... cand. Ped. Sciences: 13.00.01] / Motornaya Svetlana Evgen'evna. Tomsk, 1997. 204 s. (in Russian)
9. Reformy i razvitie vysshego obrazovaniya: programmnyj dokument YUNESKO, 1995 [Reforms and the development of higher education: a UNESCO program document]. (in Russian)
10. Zeer E.F. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod [Modernization of professional education: competence approach] Obrazovanie i nauka. - 2004. - № 3(27). - S.42-52. (in Russian)
11. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of education] Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. -№ 5. - S.56-58. (in Russian)
12. Motornaya S.E. Sovremennyj nauchnyj bazis psihokompetizacii evolyucionnoj izmenchivosti vysshego obrazovaniya [Modern scientific basis for psychocomplementation of the evolutionary variability of higher education]. - Sevastopol': Izd-vo «Veber», 2009. - 452 s. (in Russian)
THE TRADITION EDUCATION CRISIS: A DIGITAL TRANSFORMATION HIGHER
EDUCATION
Motornaya S.E.
Associate Professor of Department «Psychology» of Humanitarian Pedagogical Institute Sevastopol
State University
motornaya@ukr.net
Abstract: The article deals with the higher school in the conditions of the crisis caused by the digital transformation of society. The transfer of the educational process into the conditions for the implementation of the online form of organizing classes is being discussed. The research purpose is to examine the higher education trends development in the context of digital transformation. New conditions were generated by the crisis of social development and traditional education. The world trends in the higher education development and the possibility of following them in the new realities which caused by digital transformation are analyzed. Among the modern principles of construction and global trends in the higher education development in developed countries, the diversification of higher education, radical renewal of curricula, strengthening of the higher education connection with the world of work, movement from the qualifications concept to the competence concept, the quality of higher education as a "common denominator" of the higher education transformation. World trends in higher education are viewed as a reflection of the laws of nature's construction and a evolutionary development vector. Specific measures are proposed that can lead higher education in the digital transformation context and online forms of organizing classes to ensure adherence to global trends in higher education, to high-quality content and results of the educational process. And thus they will create conditions for the society evolutionary variability.
Keywords: evolutionary variability, crisis, digital transformation, development trends, higher education
Для цитирования: Моторная С.Е. Кризис традиционного образования: высшая школа в условиях цифровой трансформации// Архонт, 2020. № 6 (21). С. 44-53