часть ш. Международное образование
Предлагаемая вниманию читателей статья раскрывает понятие «новый гуманизм», предложенное Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), рассказывает об истории организации и тех усилиях, что в наши дни предпринимает ЮНЕСКО в деле укоренения идей защиты мира, охраны всемирного культурного наследия и развития образования в связи с современными вызовами всему человечеству.
Диалог цивилизаций и новый гуманизм: стратегия и миссия ЮНЕСКО на современном этапе
Юрий Горячев, декан факультета международного образования, зав. кафедрой ЮНЕСКО Московского института открытого образования
Мандат и миссия ЮНЕСКО основываются на неизменной приверженности организации положениям устава. «Мысли о войне, - указывается в преамбуле Устава ЮНЕСКО, - возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Главной задачей Организации выдвинуто требование «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии»1.
Из всех международных организаций системы ООН самой широкой сферой компетенции обладает ЮНЕСКО. Направления деятельности Организации изначально определили ее роль как бесспорного универсального специализированного учреждения в области образования, естественных, гуманитарных и социаль-
1 Устав ЮНЕСКО. Статья 1. 26
ных наук, культуры и коммуникации. Это, в частности, отражено в принятых Генеральной Ассамблеей ООН решениях об утверждении ЮНЕСКО в качестве ведущего учреждения для решения сложных и долгосрочных задач. В их числе глобальная программа «Образование для всех», программа оценки водных ресурсов мира, комплексные мероприятия по развитию средств массовой информации и свободе выражения мнений. Значительна ее роль как составителя и хранителя списков объектов всемирного наследия, биосферных заповедников, нематериального культурного наследия.
Современные требования, получившие отражение в новой повестке дня для ООН и Декларации тысячелетия, оказали серьезное воздействие на всю сеть международных специализированных учреждений, и в том числе на деятельность ЮНЕСКО2. Всемирная встреча на высшем уровне (2005 г., Нью-Йорк), подтвердила ранее заявленный курс на проведение реформы ООН. Декларация этого всемирного саммита признает целесообразным «достижение большей слаженности действий в масштабах всей системы», в том числе путем совершенствования координации деятельности и устранения дублирования в мандатах международных организаций3.
Исходя из вышеизложенных соображений видение мандата и миссии ЮНЕСКО в документах Организации изложено следующим образом.
Мандат ЮНЕСКО: «содействие укреплению мира и безопасности путем расширения международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации». Функция в области информации, коммуникации и СМИ приобретает дополнительную роль в деле повышения осведомленности людей об идеалах,
2 Декларация тысячелетия ООН, принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от
8 сентября 2000 года. В разделе VIII (Укрепление ООН) статья 30 указывает на «необходимость активных усилий по проведению всеобъемлющей реформы Совета Безопасности во всех ее аспектах», ставится задача повышения роли центрального представительного органа — Генеральной Ассамблеи и укрепления экономического и социального совета, эффективности взаимодействия всех учреждений системы ООН.
3 Итоговый документ всемирного саммита 2005, принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 года. См. Глава V Укрепление ООН, ст. 147 и 168. Вебпортал ООН.
принципах и решаемых задачах, привлечения партнеров и гражданского общества к участию в целевых проектах и программах.
Миссия ЮНЕСКО: «содействовать укреплению мира посредством образования и диалога, бороться с нищетой, укреплять устойчивое развитие, поощрять уважение к культурному разнообразию и правам человека, способствовать развитию общества знаний, работать в целях обеспечения гендерного равенства и таким образом участвовать в формировании более гармоничного мира».
В ЮНЕСКО были рассмотрены и одобрены пять всеобъемлющих целей и решаемые в их рамках глобальные проекты и программные мероприятия4. Это:
— обеспечение качественного образования для всех и обучение на протяжении всей жизни;
— мобилизация научных знаний и политики в интересах устойчивого развития;
— решение возникающих социальных и этических задач и проблем;
— поощрение культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира;
— построение инклюзивного общества знаний с помощью информации и коммуникации5.
Состоявшаяся в октябре 2009 года 35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО с одобрением восприняла инициативу нового Генерального директора Ирины Боковой (Болгария) о необходимости в условиях нарастающего процесса глобализации выработать стратегию нового гуманизма. В ее речи подчеркивалось: «Культурное разнообразие и межкультурный диалог участвуют в создании нового гуманизма, который примиряет глобальное с местным, и на основе которого мы по-новому будем строить мир... Новый гуманизм означает стремление к миру, демократии, справедливости и правам человека. Новый гуманизм — это стрем-
4 Приняты на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2007 году и получили свое развитие в крупных программах организации в последующие годы.
5 Решения 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (16 октября — 2 ноября 2007 года) по среднесрочной стратегии Организации на период 2008-2013 гг. (34 С/4).
ление к терпимости, знанию и культурному разнообразию»6. Генеральная конференция подтвердила приверженность курсу на дальнейшее реформирование организации и закрепление за ней ведущей роли в сферах своей компетенции, ее превращение в интеллектуального лидера среди организаций системы ООН. Получили свое развитие стратегические программы и крупные проекты, реализуемые в рамках всеобъемлющих целей организации. Были скорректированы приоритетные планы, связанные с деятельностью на пути к качественному образованию, по использованию достижений науки в целях устойчивого развития, а также с решением возникающих этических проблем. В центр внимания организации были поставлены вопросы диалога цивилизаций и содействия культурному разнообразию; использование средств информации и ИКТ для создания инклюзивных обществ знаний; достижение взаимопонимания, миростроительство, обеспечение прав человека и воспитание ответственной гражданственности.
Важную роль в разработке и выполнении вышеозначенных программ играют национальные комиссии по делам ЮНЕСКО. В России, как и многих других государствах — участниках ЮНЕСКО, такую комиссию возглавляет министр иностранных дел. В своей деятельности ЮНЕСКО, международный секретариат организации и национальные комиссии в соответствующих странах опираются на партнерство и сетевое взаимодействие с заинтересованными и профильными организациями разного уровня, в том числе с неправительственными объединениями и частным сектором, кафедрами ЮНЕСКО и ассоциированными учреждениями среднего образования. Международный секретариат ЮНЕСКО координирует деятельность региональных представительств и специализированных центров организации, взаимодействует с Международным бюро просвещения в Женеве, специализированными центрами ЮНЕСКО. В Париже, Аддис-Абебе, Буэнос-Айресе, Гамбурге, Каракасе и Москве работают институты образования ЮНЕСКО.
6 Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО. Выступление на 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся 6-23 октября 2009 года. Штаб-квартира Секретариата ЮНЕСКО в Париже.
Страницы истории: задача «укоренение мира»
Высокий авторитет ЮНЕСКО как универсальной специализированной международной организации в системе ООН складывался годами. Формирование структуры, компетенций, стратегии деятельности, программных целей и практических задач потребовали значительных усилий. Были в деятельности организации и кризисные периоды, о них тоже будет рассказано. История ЮНЕСКО берет свое начало в годы Второй мировой войны. В 1942 году правительства европейских стран, сражающиеся с нацистской Германией, и их союзники собираются в Великобритании на конференцию министров образования стран-союзников. Их беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. К этому времени президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль во время встречи в августе 1941 года «где-то на море», подписали Атлантическую хартию принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. 1 января 1942 года 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», заявили о поддержке Хартии, подписав «Декларацию Объединенных Наций»7. Лига Наций к началу войны свою деятельность прекратила, однако ранее учрежденные и действовавшие в ее рамках отдельные международные организации сохранили свой статус. В числе основных предшественников ЮНЕСКО принято считать Специальный комитет Лиги наций по вопросам интеллектуального сотрудничества (Женева, 1922-1946 гг.) и его исполнительное учреждение — Международный институт интеллектуального сотрудничества (Париж, 1925-1946 гг.), а также Международное бюро просвещения (МБП) (Женева, 1925-1968 гг.; с 1969 г. МБП является частью структуры ЮНЕСКО).
7 Встреча президента Рузвельта и премьер-министра Черчилля состоялась 14 августа
1941 года на английском линкоре «Принц Уэльский», в бухте Арджентии, Нью-Фаундленд, США. В ходе встречи состоялось подписание Атлантической хартии. Советский Союз присоединился к данной хартии 24 сентября 1941 года. Атлантическая хартия и Декларация Объединенных Наций (название предложено президентом США Ф.Д. Рузвельтом) обязывали правительства «употреблять все ресурсы, военные и экономические, ... не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами» (Примечание Ю. Г.).
Выдвинутая на состоявшейся в Лондоне встрече министров образования идея воссоздания международного института сотрудничества в очень короткие сроки приобрела широкую поддержку, многие государства изъявляют желание участвовать в этой работе. По окончании войны 1-16 ноября 1945 года в Лондоне проходит международная конференция Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры, в работе которой принимают участие представители примерно 40 государств8. По предложению Франции и Соединенного Королевства делегаты принимают решение создать международную организацию, призванную содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и тем самым препятствовать развязыванию новой мировой войны, установить «подлинную культуру мира»9. На заключительном этапе конференции 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Устав был принят 16 ноября 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года, после его ратификации 20 государствами: Австралией, Бразилией, Грецией, Данией, Доминиканской Республикой, Египтом, Индией, Канадой, Китаем, Ливаном, Мексикой, Новой Зеландией, Норвегией, Саудовской Аравией, Соединенными Штатами Америки, Соединенным Королевством, Турцией, Францией, Чехословакией и Южноафриканской Республикой. Первая сессия Генеральной конференции проходила в Париже 19 ноября — 10 октября 1946 г. В ней принимали участие представители 30 правительств, имеющих право участвовать в голосовании.
Подобно Организации Объединенных Наций ЮНЕСКО родилась в результате тяжелых испытаний Второй мировой войны,
8 Конференция Объединенных Наций по вопросу создания международной организации безопасности состоялась в Сан-Франциско в период с 25 апреля по 25 июня 1945 года и завершилась в этот день единогласным принятием Устава ООН. Днем вступления Устава ООН в силу после его ратификации пятью великими державами (США, Великобритания, СССР, Китай, Франция) и далее в алфавитном порядке требуемого количества большинства из подписавшихся (29) стран, стало 24 октября 1945 года. Таким образом, ЮНЕСКО фактически была учреждена спустя месяц после создания ООН, а ее устав вступил в силу через год — 4 ноября 1946 года.
9 Sourse : Website UNESCO/ History of UNESCO.
и список ее государств-основателей служит тому наглядным подтверждением. Япония и Федеративная Республика Германия стали членами Организации в 1951 году, а Испания — в 1953 году. На деятельности ЮНЕСКО отразились такие важнейшие исторические события, как холодная война, процесс деколонизации, роспуск Варшавского договора и переориентация стран социалистического блока, распад СССР и появление на мировой арене в составе ООН, ЮНЕСКО и других организаций новых независимых государств постсоветского пространства. СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954 году, а в 1992 году его правопреемником стала Российская Федерация. В 1960 году в состав Организации вошли 19 африканских государств. Распад колониальной системы в начале 60-х годов привел к образованию большого количества независимых государств. Как результат этого в конце 1962 года ЮНЕСКО насчитывала уже 113 государств-членов10. С 1971 года Китайская Народная Республика является единственным законным представителем Китая в ЮНЕСКО. В 1990 году произошло воссоединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, которая была государством — членом ЮНЕСКО с 1972 года. 31 октября 2011 года в полные права члена ЮНЕСКО вступила Палестина11. Некоторые страны выходили из состава ЮНЕСКО по политическим соображениям в те или иные периоды времени, но на сегодняшний день они снова в рядах ЮНЕСКО. Южная Африка отсутствовала с 1985 по 2003 год, США — с 1985 по 2003 год, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — с 1986 по 1997 год и Сингапур — с 1986 по 2007 год. По состоянию на начало 2012 года членами Организации являются 195 государств.
10 Электронный ресурс: http://www.historichka.ru/works/ussr-unesco/; Сафонова Ю.А. Политика СССР в ЮНЕСКО в 1980-е гг. М., 2005.
11 Решение о ее приеме в качестве полноправного члена было одобрено абсолютным большинством голосов Генеральной конференции Организации. Среди немногих стран, которые высказались против расширения ЮНЕСКО, были США и Израиль. В знак несогласия с политической линией международной организации США заморозили свою долю финансирования, составляющую пятую часть бюджета ЮНЕСКО. Чтобы сохранить важнейшие программы организации, генеральным директором ЮНЕСКО объявлено о создании фонда донорской помощи.
История Организации имеет свою динамику и традиции, периоды внутренних противоречий и кризиса. В ЮНЕСКО изначально был взят курс на соблюдение положений своего Устава, которым предусматривается в отношениях между государствами-членами исходить из общей цели обеспечения «независимости, неприкосновенности и сохранения своеобразия их культуры и систем образования» (п. 3, ст. 1). Для поддержания человеческого достоинства, подчеркивается в преамбуле устава, «необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»12. Платформой гуманитарных прав Организации стали принципы Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которыми предусматривается право на человеческое достоинство, образование, утверждается, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами», имеет право на защиту своих «моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или
13
художественных трудов, автором которых он является»13.
Первые два десятилетия позволили ЮНЕСКО накопить значительный опыт. Само время требовало от организации и входивших в ее состав государств соответственно реагировать на бурные события тех лет. В их основе лежала потребность «укоренять, — как этого требовал Устав, — идею защиты мира», проявлять интеллектуальную и нравственную солидарность в вопросах отстаивания свободы и независимости народов, мирного сотрудничества государств. Распад колониальных империй, нарождение большой группы новых независимых государств потребовали в эти годы особого внимания к вопросам культурного строительства. Для преодоления в афро-азиатских странах и других регионах мира последствий зависимости и сохранившейся инерции неуважительного отношения со стороны метрополий к образу жизни, обычаям
12 Устав ЮНЕСКО. Преамбула. Принят в Лондоне 16 ноября 1945 года.
13 Всеобщая декларация прав человека. Статья 27. Принята резолюцией 217 А (III) ГА ООН от 10 декабря 1948 г.
и интересам народов потребовались годы. Проявления неоколониальной политики и жесткой конфронтации в международных отношениях ставили перед ЮНЕСКО серьезные препятствия и ответственные задачи. В этих условиях для позиции ЮНЕСКО была характерна последовательность и соответствие на деле своим принципам и уставным обязательствам. Это отразилось в принятии и поддержке таких документов ООН, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета.
Руководствуясь этими документами и «убежденная опытом двадцати лет работы», в ноябре 1966 года Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила Декларацию принципов международного культурного сотрудничества. Ее положения и сегодня сохраняют актуальное практическое значение.
«Культурное сотрудничество, — отмечается в первой статье, — должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира. Это сотрудничество должно препятствовать проявлениям враждебности в отношениях и выражении мнений. Оно должно содействовать представлению и распространению достоверной информации». Целями международного культурного сотрудничества провозглашены:
— распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур;
— развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них;
— содействие применению принципов, провозглашенных в вышеуказанных декларациях ООН;
— обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;
— улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира.
В отдельной статье декларации говорится о том, что «культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом». Подчеркивается необходимость «уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи в духе дружбы, международного взаимопонимания и мира»14.
Трудно спорить с тем, что выдвинутые принципы достижения взаимопонимания посредством культурного сотрудничества отвечали духу времени и договоренностям государств — основателей ЮНЕСКО. Тем не менее противоречивые подходы возможны, и они имели место. Избежать разночтений в среде представителей государств, имеющих разные политические системы и формы правления, свои особенности развития и собственные интересы, заведомо невозможно. Отсюда потребность в поиске общих целей, а они прописаны в Уставе организации, их строгий учет и соблюдение всех демократических процедур при выдвижении и принятии соответствующих международных и региональных программ и проектов. При этом не следует избегать знания и навыков дипломатического мастерства для достижения компромисса и договоренностей. Такое согласие особенно необходимо при разработке стратегии деятельности и принятии на сессиях генеральной конференции и исполнительного совета организации всеобъемлющих крупных программ и проектов.
В первой половине 70-х годов в мире наметился определенный поворот к разрядке международной напряженности в отношениях отдельных государств, что было подкреплено соглашениями на высоком уровне о совместном поиске путей к безъядерному миру и сокращению вооружений. Проблема глобальной безопасности была центральной в международной жизни и в 80-е годы, как, впрочем, и поныне. В повестку дня ООН и многих международных организаций, в том числе ЮНЕСКО, в эти годы были также выдвинуты вопросы развития и нового международного экономического порядка. Многие документы организации и другие источники указывают на то, что именно по этой группе принципиальных вопросов состоявшиеся обсуждения носили откровенный, вместе
14 Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Принята на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, 4 декабря 1966 г.
с тем жесткий, а иногда и конфронтационный характер. Дискуссии эти, как свидетельствуют многочисленные источники, не обошли острые углы самой сути проблемы, а имевшая место «политизация» зеркально отражала актуальность и значимость темы культуры мира и международной безопасности.
В задачу данной публикации не входит погружение в то, как протекало обсуждение задач, связанных с устранением угрозы ядерной войны, равно как и поиск ответа на многие вопросы, связанные с проблемой развития получивших независимость государств афроазиатского и других регионов мира: преодоления нищеты и голода, ликвидации неграмотности и других последствий колониального господства. Ответы на эти вопросы есть в официальных документах ЮНЕСКО, часть из них опубликованы в двухтомном сборнике «СССР и ЮНЕСКО: документы и материалы, 1954-1987»15. Вместе с тем отражение в истории ЮНЕСКО «фактов реального времени» позволит полнее представить картину жизнедеятельности организации на фоне минувших лет. В том числе она отображает полосу возникшего к середине 80-х годов внутреннего кризиса ЮНЕСКО, который был связан с выходом США, а затем Великобритании и Сингапура из состава организации. Преодолеть этот кризис удалось лишь к концу 1980-х — началу 1990-х годов.
Начало событиям, приведшим к кризису, предшествовали несовместимые позиции сторон на 22-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1983 г.). США и некоторые их союзники под флагом экономии, рационализации и совершенствования деятельности ЮНЕСКО стали настаивать на существенном сокращении, если не вообще ликвидации, самых крупных разделов программы и бюджета организации на 1984-1985 годы. Речь шла прежде всего о крупных программах, имевших принципиальное значение для многих делегаций от государств — членов организации. В числе этих программ:
— принципы, методы и стратегия деятельности в целях развития;
— искоренение предрассудков, нетерпимости, расизма и апартеида;
— мир, международное взаимопонимание, права человека и права народов;
15 36
СССР и ЮНЕСКО: документы и материалы, 1954-1987. М.1989. Т.1-11.
— анализ мировых проблем и перспективные исследования;
— коммуникация на службе у человека.
Расстановка сил в организации не позволила делегациям ряда западных стран исключить эти программы. Сессия одобрила программу, рассмотрела широкий круг вопросов и приняла по ним соответствующие резолюции и рекомендации. Среднесрочный план деятельности ЮНЕСКО на 1984-1989 годы был одобрен консенсусом, без голосования16. Однако итоги сессии вызвали раздражение в госдепартаменте США, отреагировавшим на это письмом с уведомлением о намерении США выйти из ЮНЕСКО с 31 декабря 1984 года. В то же время в письме содержались заверения «полностью выполнить все свои законные финансовые обязательства по отношению к Организации»17, что в итоге не было сделано. Поскольку членские взносы США составляли на тот момент немалую долю, именно финансовые проблемы стояли в числе первых перед организацией. Приостановление выплат членских взносов, согласно опубликованным источникам, — вполне привычное дело, в случае США такая угроза имела место еще в 1953 году18; она реализуется и в 2012 году в связи с принятием в члены организации Палестины. Сложившиеся условия дефицита средств вынуждали организацию идти по пути сокращения программной деятельности,
19
а также сокращения административных расходов и персонала19.
16 Уранов Г. В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. М., 1986. С. 5. По мнению автора, делегации США, Англии, Швейцарии и Израиля и некоторые другие, выступавшие против этих важных положений, понимали, что в противном случае (если бы они настояли на голосовании) это привело бы к их изоляции.
17 Там же. С. 12. В письме государственного секретаря США Дж. Шульца на имя Генерального директора ЮНЕСКО в качестве обоснования намерения о выходе из Организации указывалось, что «тенденции, отмеченные в политике, идеологической направленности, распределении бюджета и управления ЮНЕСКО, наносят ущерб эффективности Организации». В ноябре 1984 года Англия и Сингапур заявили о своем намерении выйти из ЮНЕСКО.
18 Там же. С. 5.
19 Такой подход затронул и интересы стран, вышедших из состава ЮНЕСКО. Прежде всего США, общее число которых составляла в тот период 143 человека, в том числе одиннадцать в ранге D-1 и выше. См.: СССР и ЮНЕСКО: документы и материалы, 1954-1987. М., 1989. Т. II., стр. 42. Такой подход к составу международного персонала организации, по мнению ряда исследователей (и не без оснований) носил идеологизированный характер и «ясно выраженную антиамериканскую направленность». См.: Ю. А. Сафонова. Указ. соч.
Дискуссии по миссии ЮНЕСКО в контексте глобальных проблем современности тем не менее не повлекли за собой отхода организации от ее непосредственных задач в гуманитарной сфере. «Новая философия» выживания всех, взаимной безопасности и всеобщего мира была позитивно воспринята широкими общественными кругами. В переводе на язык конкретных действий ЮНЕСКО, — подчеркивалось в выступлениях московских делегатов, — следование этому курсу означает распространение всеми имеющимися способами идей мира, дружбы и взаимопонимания между народами (это книги, выставки, фестивали, теле- и радиопрограммы); борьба с пропагандой войны в любой форме, воспитание подрастающего поколения в духе идеалов мира и взаимопонимания, что также включает пересмотр школьных учебников по истории и географии на основе принципов уважения всех народов; создание мирового общественного мнения в пользу решения проблемы разоружения20. Безусловно, заряд политизации в подходах сторонников закрепления и продвижения наметившейся в те годы позитивной тенденции в международных отношениях, имел место. Проявлением беспечности и безответственности было бы замалчивать опасность гонки вооружений и политики устрашения. Спустя некоторое время, в 1987 году на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, фактически был подведен итог спорам о возможности ЮНЕСКО действовать в сфере ограничения вооружений. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, содержащих прямое поручение ЮНЕСКО заняться этими вопросами. Так, в резолюции 40/152 (Е) содержится поручение соответствующим специализированным учреждениям, включая ЮНЕСКО, «активизировать в рамках своих полномочий деятельность по распространению информации о последствиях гонки ядерных вооружений». В отдельном разделе документа к ЮНЕСКО обращен призыв «продолжить работу по мобилизации мировой общественности в интересах разоружения», а также рекомендовано развивать международное сотрудничество за разоружение и «осуществлять с этой целью исследования и деятельность в области образования, информа-
20 СССР и ЮНЕСКО: документы и материалы. Т. II. С. 52.
ции, коммуникации и культуры»21. Данное решение было принято в ЮНЕСКО к исполнению при подготовке Генеральной конференции и планированию программы на 1988-1989 годы и в последующей деятельности. В рамках осуществляемой ООН линии по обеспечению основ всеобъемлющей системы международной безопасности ЮНЕСКО и в настоящее время несет свою долю ответственности за развитие интеллектуального сотрудничества по распространению идей мира, разоружения, повышение информированности всех народов в области международной безопасности.
Образование для всех
Обеспечение качественного образования для всех и обучение на протяжении всей жизни — одна из всеобъемлющих целей ЮНЕСКО. Позиции ООН и ЮНЕСКО в этом вопросе исходят из твердого понимания того, что социальное и экономическое благополучие, безопасность людей и процветание общества зависят от способности стран обеспечить развитие образования. Инновационное общество готовит людей к тому, чтобы они соответствовали характерным для нового тысячелетия изменениям и управляли ими. Излагаемое в этом контексте видение образования представлено как право человека, и в то же время как важнейший элемент всестороннего развития человеческого капитала. Ставится задача продвижения к этой цели, начиная с воспитания и образования детей раннего возраста. В Декларации тысячелетия ООН дается наказ правительствам «обеспечить, чтобы к 2015 году., у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получить в полном объеме начальное школьное образование, и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования»22.
ЮНЕСКО последовательно добивается исполнения программ ликвидации неграмотности, совершенствования базового образования и организации обучения в течение всей жизни. На этом направлении были успехи и неудачи, потребовавшие дополнитель-
21 Там же. Т. I. С. 376.
22 Декларация тысячелетия ООН. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года, статья 19.
ных усилий и внесения на разных этапах развития организации необходимых корректив.
Нормативной базой в этом поле деятельности первоначально служили социально-гуманитарные положения Всеобщей декларации прав человека, ряда других международных правовых документов, ставших вначале основой для Декларации, а с ноября 1989 года — Конвенции о правах ребенка и других конвенций, хартий, договоров и соглашений международного образовательного процесса23.
Широко известна Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года24. Государства-члены приняли на себя обязательства устранить имевшиеся в этом вопросе препятствия и проводить образовательную политику, согласно принятому документу. Работа по формированию общего образовательного пространства, интернационализации процесса обучения, признанию сертификатов и дипломов, компетенций, квалификации и навыков продолжается и в наши дни, с учетом положений конвенции о борьбе против дискриминации.
В сотрудничестве с Международной организацией труда и входящими в ее состав объединениями профсоюзов рабочих и учителей, а также работодателей, ЮНЕСКО проводит в 50-70-е годы международные и региональные конференции, совещания и консультации. Их целью является разработка и принятие рекомендаций о профессиональной подготовке, рекомендаций о положении учителей — главной фигуры в обучении и развитии человеческой личности. В 1972 году по инициативе ЮНЕСКО подготовлен доклад международной комиссии по развитию образования, в котором сделаны и актуальные и ныне выводы. В международном докладе «Учиться быть» впервые утверждается: «Мы должны отныне не прилежно добиваться овладения знаниями раз и навсегда, а учиться тому, как наращивать постоянно развивающийся объем знаний на протяжении всей жизни — учиться быть»25.
23 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
24 Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1998. С. 159.
25 Мощняга В.П. Гуманитарная деятельность международных организаций в современном мире // Электронный ресурс: «Знание. Понимание. Умение». 2011. №3; ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1995.
Одним из центральных показателей качественного образования международные эксперты ЮНЕСКО рассматривают его естественнонаучный компонент, представляющий практическую значимость при подготовке квалифицированных специалистов. Примечательно, что еще на «пионерском этапе» разработки нового поколения инновационных технологий, в ЮНЕСКО была выдвинута задача освоения «культуры компьютерной грамотности». А в 2001 году в тексте «Основных направлений плана действий» по осуществлению принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже Всеобщей декларации о культурном разнообразии26 содержатся следующие задачи:
— содействие распространению грамотности в области цифровых технологий и совершенствованию навыков использования новых информационных и коммуникационных технологий, которые следует рассматривать одновременно как учебные дисциплины и как педагогические средства, способные повышать эффективность услуг в области образования;
— расширение языкового разнообразия в киберпространстве, а также содействие всеобщему доступу через глобальные сети к любой информации, являющейся общим достоянием;
— борьба за преодоление «цифрового разрыва» и расширение доступа развивающихся стран к новым технологиям, оказания им помощи в освоении информационных технологий, содействия распространению местной культурной продукции и упрощение доступа к мировым цифровым ресурсам образовательного и культурного пространства.
Взят курс на разработку и внедрение инновационных методов и подходов, основанных на внедрении ИКТ в систему обучения27. Разрабатываются онлайновые образовательные приложения и базы данных открытого программного обеспечения. В октябре 2010 года сессия исполнительного совета организации приняла решение активизировать создание платформы «Открытые образовательные ресурсы» для бесплатного доступа через Интернет к об-
26 Акты Генеральной конференции. Париж. 31-я сессия, 15 октября — 13 ноября 2001 года. Том 1, Резолюции. Париж: ЮНЕСКО, 2002.
27 Семенов А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании (теория и практика). Париж: ЮНЕСКО, 2006.
разовательным публикациям ЮНЕСКО. Расширяется партнерство в сфере образования государственного и частного секторов в целях укрепления потенциала развития. В рамках деятельности, связанной с десятилетием образования в интересах устойчивого развития ООН (2005-2014 годы), ЮНЕСКО рекомендовала министерствам образования обеспечить интеграцию инновационных учебных программ в свои планы.
ЮНЕСКО последовательно добивается исполнения программ ликвидации неграмотности, совершенствования базового образования и организации обучения в течение всей жизни. На этом направлении были успехи и неудачи, потребовавшие дополнительных усилий и внесения на разных этапах развития организации необходимых корректив. Глобальный проект, «Образование для всех» (ОДВ) - важнейшая из стратегических инициатив ЮНЕСКО. Старт этой программе был дан на Всемирной конференции по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год), которая была созвана совместно с Международным детским фондом (ЮНИСЕФ), Программой развития ООН и Всемирным банком. На ней были поставлены высокие цели, достижение которых намечалось осуществить в течение последующих десяти лет. К сожалению, к 2000 году поставленные конференцией задачи не были выполнены. В итоге Генеральным директором ЮНЕСКО было заявлено, что «наличие 860 миллионов неграмотных людей в современном мире является страшным обвинительным актом и срочным призывом к принятию более серьезных обязательств... Такая ситуация недопустима»28.
На Всемирном форуме по вопросам образования (Дакар, Сенегал, апрель 2000 года) были определены шесть приоритетных целей программы «Образование для всех» на период до 2015 года:
• воспитание и образование детей раннего возраста;
• обеспечение свободного и обязательного доступа детей к начальному (базовому) образованию;
• гарантированный доступ молодежи и взрослых к функциональному образованию по программам обучения основным навыкам;
28 Мацуура К. Десятилетие грамотности: начало (2003-2004). Париж: ЮНЕСКО, 2004. С. 15. 42 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» №2 (39) 2012
• 50-процентное повышение уровня грамотности взрослого населения, особенно среди женщин;
• обеспечение гендерного равенства в получении образования;
• повышение качества образования.
В целях активизации этого процесса 2003-2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности, а 2005-2014 годы — десятилетием ООН по образованию для устойчивого развития. Старт этой инициативе был дан в столице Белоруссии на международном форуме «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (Минск, апрель 2005 года)29. Программа «Образование для всех» рассматривалась на московской встрече министров образования стран группы восьми (С8). Участники форума «высказались в поддержку руководящей роли ЮНЕСКО в координации этой глобальной программы» и проявили намерение содействовать инициативе по ее финансированию30.
Для продвижения масштабных целей и задач глобальной программы ОДВ на международном, региональном и национальном уровнях ЮНЕСКО только во второй половине первого десятилетия нового тысячелетия провела пять всемирных конференций по образованию. В центре их внимания находились ключевые вопросы комплексной реализации программ на основных направлениях развития образования и их соответствия современным требованиям. Это межправительственные форумы ЮНЕСКО, с широким участием представителей неправительственного сектора, деятелей науки и образования: международная конференция «Инклюзивное образование: путь в будущее (25-28 ноября 2008 г., Женева, Швейцария); всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития «Вступая во вторую половину декады ООН» (31 марта — 2 апреля 2009 г., Бонн, Германия); международная конференция по образованию для взрослых «Учиться и жить для достойного будущего: сила образования для
29 Бойнев В.Ф., Лис Н.И., Стражев В.И. Государства — участники СНГ на старте десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития. М., 2005.
30 Московская декларация встречи министров образования государств — членов группы восьми ^8) // Вестник образования России. 2006. №13. С. 30. Россия в соответствии с принятой инициативой внесла в 2006 году вклад в фонд координационного комитета инициативы ускоренного финансирования в размере 7,2 млн долларов США. Там же. С. 68.
взрослых» (19-22 мая 2009 г., Белем, Бразилия); всемирная конференция по высшему образованию «Новые перспективы высшего образования» (6-8 июля 2009 г., Париж, Франция) и всемирная конференция «Воспитание и образование детей младшего возраста: (ВОДМ) под девизом: «Создание богатства наций» (27-29 сентября г. Москва)31. Итоговый программный документ «Московские рамки для действий и сотрудничества: создание богатства наций» представляет собой программу действий, которая предусматривает повышение готовности мирового сообщества к участию в решении поставленной задачи с точки зрения законодательства, политики и стратегии образовательной деятельности на данном направлении глобальной программы «Образование для всех»32. Программа действий вышеприведенного документа призывает правительства увеличить бюджетные ассигнования, наращивать профессиональный потенциал, улучшать учебные программы и методику обучения, использовать в полном объеме потенциал информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования. С целью «преодоления всех форм дискриминации в соответствии со всеми конвенциями о правах человека и обеспечения доступа к качественным услугам», — всемирная конференция призвала обеспечить доступ к образованию детям из всех социальных слоев, «высоко ценить культурное и языковое разнообразие»33.
Сегодня, когда в ЮНЕСКО готовятся к подведению итогов программы ОДВ, все чаще высказываются сомнения относительно достижения поставленных целей. Причин тому много, главными из них называют сохраняющиеся в мире голод и нищету, региональные конфликты и экстремизм, военно-политические решения с применением силы, что усугубляет проблему. Так, в Московских рамках для действий и сотрудничества по ВОДМ говорится о том,
31 Воспитание и образование детей младшего возраста. Сб. материалов Всемирной конференции ЮНЕСКО (27-29 сентября 2010 г., Москва). М.: Этносфера, 2011. С. 9.
32 Московские рамки для действий и сотрудничества: Создание богатства наций. Итоговый документ Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста // Воспитание и образование детей младшего возраста. С. 192-198; Сайт ЮНЕСКО, режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/world-conference-on-ecce/resources.
33 Там же, стр. 194.
что достижение цели №1 к 2015 году «находится под угрозой»34. В материалах 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (2011 год) отмечается, что, поскольку «не все страны смогут выполнить цели ОДВ» в установленные сроки, следует «начать формирование проектов ОДВ на последующий после 2015 года период». При этом рекомендовано, чтобы программа ОДВ-2 «учитывала озабоченность не только развивающихся стран, но и развитых государств». В числе приоритетов предлагается создание качественных систем образования на всех ступенях, повышение уровня подготовки преподавателей, совершенствовать профессионально-техническое образование, в том числе для подготовки молодежи
35
к участию в рынке труда35.
В 80-90-е годы минувшего столетия широкий размах в научной и культурно-просветительской деятельности ЮНЕСКО приобрела тема поликультурного образования, воспитания в духе культуры мира, уважения религиозного и этнокультурного разнообразия. С этой целью были задействованы и такие инструменты, как международная сеть кафедр ЮНЕСКО, ориентированных на проблему межкультурного и межрелигиозного диалога. Разрабатываются учебные программы и пособия по всеобщей истории, повышению этнокультурных знаний и содействию терпимости. В систему повышения квалификации педагогов рекомендуется внедрять инновационные курсы и учебные модули по истории и культуре религий мира, народоведению и межэтническим отношениям, мировой художественной культуре, международным отношениям и страноведению, межкультурной коммуникации и изучению языков. Такой подход поможет реализации другой всеобъемлющей цели: поощрению межкультурного диалога и культуры мира в интересах содействия взаимопониманию, примирению и миру. Налаживание диалога призвано помочь борьбе с нетерпимостью, предрассудками, стереотипами, взаимным недоверием и невежеством. Основой такого диалога может служить общность фундаментальных целей, в число которых входят свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая ответственность. Важнейшим инструментом подготовки к такому диалогу является
34 Воспитание и образование детей младшего возраста. С. 192.
35 36-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября — 10 ноября 2011 года). ЮНЕСКО.
образование и правовое воспитание личности, способной жить и работать в условиях все большей интернационализации международной жизни. Установки и рекомендации ЮНЕСКО также предусматривают оказание консультативной поддержки и содействия в разработке антидискриминационной политики по таким вопросам, как расизм и ксенофобия, права женщин, регулирование международных миграционных потоков.
В области международного образования получила развитие программа межуниверситетского сотрудничества специализированных кафедр ЮНЕСКО (Программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО). Впервые она была запущена в 1992 году в соответствии с решением Генеральной конференции ЮНЕСКО36. В числе приоритетных целей программы: введение новаторских методов регионального и международного академического сотрудничества; содействие созданию центров передового опыта передачи, обмена и совместного использования знаний высших учебных заведений; поощрение академической мобильности. В настоящее время программа охватывает научно-образовательный потенциал почти 200 государств, в том числе участие более 700 кафедр ЮНЕСКО — участниц глобальной межуниверситетской сети. В Российской Федерации статусом «кафедра ЮНЕСКО» обладают более 40 университетских кафедр. В соответствии с решением Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО, состоявшемся в марте 2007 года, создан координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации. Положением о его деятельности предусматривается его ответственность за отбор заявок на создание таких кафедр и мониторинг деятельности кафедр, обладающих в соответствии с международным решением руководства ЮНЕСКО таким статусом. Установленные с учетом требований ЮНЕСКО критерии отбора заявок и последующего их рассмотрения на международном уровне, в частности, предусматривают «новое направление деятельности, не имеющее аналогов» среди действующих кафедр, а также «соответствие деятельности кафедры программным приоритетам
36 Резолюция 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, 1992 г. (26/с. 1.1. п. С). Аббревиатура УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО означает развитие партнерства межуниверситетской сети взаимодействия в опоре на кафедры ЮНЕСКО. 46 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» №2 (39) 2012
ЮНЕСКО, опыт международного сотрудничества, налаженные контакты и обмены, опыт международного сотрудничества»37.
Еще на заре своей деятельности ЮНЕСКО инициировала грандиозный проект по вовлечению в свою деятельность коллективов начальных и средних образовательных учреждений. В ноябре 1953 года в ЮНЕСКО был утвержден проект по созданию всемирной сети ассоциированных школ. Этим было положено начало географическому размаху массового участия педагогов и школьников в достижение уставных целей организации. С 1985 года набирает силу международный проект «Охрана окружающей среды в интересах развития», с 1994 года осуществляется проект «Всемирное наследие в руках молодых». На борьбу с проявлениями расизма и ксенофобии нацелен проект «Равенство всех в многообразии». Широкий размах получили школьные проекты участия в международном движении «На пути к культуре мира», старт которым был дан в проводившийся в 2000 году по решению ООН Международный год культуры мира. Годы нового тысячелетия сопровождаются новыми инициативами ассоциированных школ и созданием большого числа школьных клубов ЮНЕСКО. В России организационная структура этого движения координируется Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО и координационным советом сети ассоциированных с ЮНЕСКО школ России.
Диалог цивилизаций и сбережение культурного наследия
В числе всеобъемлющих целей ЮНЕСКО — содействие культурному разнообразию, что нераздельно связано с диалогом цивилизаций, культур и религий в интересах укрепления культуры мира, взаимного доверия и добрососедства. В этих вопросах ЮНЕСКО выступает в авангарде международных начинаний. Принятая ранее (в 1966 году) Декларация принципов международного культурного сотрудничества получила мощную поддержку с принятием в начале нового тысячелетия нового важного нормативного документа. Им стала уже упоминавшаяся нами Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принятие этого документа тесно связано
37 Решения Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО // Кафедры ЮНЕСКО в России
(UNESCO chairs in Russia), Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2009.
с набирающим силу процессом глобализации, который «представляет вызов для культурного разнообразия и вместе с тем, — отмечается в тексте декларации, — создает условия для нового диалога между культурами и цивилизациями»38. Ознакомление с текстом Всеобщей декларации и анализ основных направлений утвержденного плана действий позволяют сделать вывод о наполнении подхода ЮНЕСКО к вопросам роли и места культуры народов мира в обеспечении безопасности. Согласно новому пониманию, в современных условиях именно «диалог и разнообразие культур — залог международного мира и безопасности». В целях реализации этого обоснованного посыла ЮНЕСКО создает глобальный альянс за культурное разнообразие. Для более полного восприятия этой темы приведем выдержки из текста декларации39:
Статья 1. Культурное разнообразие как общее достояние человечества Формы культуры изменяются во времени и пространстве. Это культурное разнообразие проявляется в неповторимости и многообразии особенностей, присущих группам и сообществам, составляющим человечество. Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие также необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений.
Статья 2. От культурного разнообразия к культурному плюрализму В нашем обществе, которое становится все более разнообразным, следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью. Политика, поощряющая интеграцию и участие всех граждан, является залогом социальной сплоченности, жизнеспособности гражданского общества и мира. В этом смысле культурный плюрализм представляет собой политический ответ на реалии культурного разноо-
38 Акты Генеральной конференции. Париж, 31-я сессия 15 октября — 13 ноября 2001 г. Т. I. Резолюции. Париж: ЮНЕСКО, 2002.
39 Там же. С. 72-73.
бразия. Культурный плюрализм, неразрывно связанный с демократией, создает благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества.
Одобренный Генеральной конференцией план действий ЮНЕСКО по осуществлению Всеобщей декларации по культурному разнообразию в числе основных направлений предусматри-вает40:
— поощрение обмена знаниями и наиболее эффективной практикой в области культурного плюрализма с целью содействия созданию в неоднородных обществах условий для интеграции и участия в его жизни людей и групп, имеющих разные культурные корни;
— поощрение языкового разнообразия — при сохранении уважения к родному языку — на всех уровнях образования везде, где это возможно, а также изучения нескольких языков с самого раннего возраста;
— содействие с помощью образования осознанию позитивной роли культурного разнообразия и совершенствование в этих целях разработки школьных программ и подготовки преподавателей.
ЮНЕСКО ориентирует государства на комплексное применение международной нормативной базы в интересах укрепления и развития традиционных культур, уважения ценностей культурного наследия. Основу такой нормативной базы составляют международные конвенции ЮНЕСКО. В их числе Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 года и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 года. В своей деятельности ЮНЕСКО руководствуется и другими международными соглашениями, в которых содержатся взгляды, принципы и методы, реализуемые в системе всемирного наследия. В их числе:
40 Там же. С. 74.
— конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта («Гаагская конвенция», 1954);
— рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962);
— рекомендации о сохранении в национальном плане культурного и природного наследия (1972);
— рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей (1976);
— рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976).
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия — наиболее широко распространенное международное соглашение. Его
участниками стали 188 государств. В начале 2002 года, спустя 40 лет после принятия конвенции, Список всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 936 объектов, имеющих выдающуюся универсальную ценность. Он включает 183 природных, 725 культурных и 28 смешанных объектов, находящихся в 153 странах41. ЮНЕСКО - инициатор кампаний по сохранению памятников Фив, Венеции, Боробудура, Мохенджо-Даро и Акрополя. В российской столице в Список всемирного наследия входят Кремль и Красная площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря и церковь Вознесения в Коломенском. Всего от России в списке ЮНЕСКО значится 24 объекта и около 30 - в числе кандидатов на включение. В числе представленных в списке - исторический центр Санкт-Петербурга, исторические памятники Новгорода и Ярославля, Казанский Кремль, цитадель - старый город Дербент. Девять объектов включены по природным критериям и некоторые из них признаны феноменом исключительной красоты и эстетической важности. В их числе озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые Алтайские горы и горы Западного Кавказа42.
Согласно определению конвенции (статья 1) под «культурным наследием» понимаются:
памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера,
41 Пресс-релиз ЮНЕСКО. Центр новостей ООН. Февраль 2002 г. Интернет.
42 Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России; Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и место в нем России. Центр охраны дикой природы. Интернет.
надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
В статье 2 конвенции изложено понимание термина «природное наследие»:
природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты43.
В статьях конвенции констатируется важность строгого соблюдения, содержащихся в ней положений «коллективной охраны объектов выдающегося универсального значения», в том числе «в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают». Даны определения культурного и природного наследия. Приводится понимание термина «международная охрана», как «создание системы международного сотрудничества для оказания государствам - сторонам конвенции помощи в усилиях, направленных на сохранение и выявление этого наследия». С этой целью при ЮНЕСКО сформирован межправительственный Комитет всемирного наследия, который составляет, обновляет и публикует соответствующий список объектов, согласно изложенным в ста-
43 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Статьи 1 и 2. №2 (39) 2012 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ»
тьях 1 и 2 конвенции определениям и в соответствии с установленными критериями. Внесение ценностей в список ЮНЕСКО не может быть произведено без согласия заинтересованного государства. Одной из главных функций Комитета всемирного наследия является контроль над состоянием достояний, внесенных в список, и принятие соответствующих мер для их сохранения. Комитет проявляет заботу о том, чтобы были приняты все возможные меры по предотвращению исключения объекта из списка44. При этом он обращает внимание государств на условия, содержащиеся в конвенции: «Каждое государство - участник Конвенции признает, что обязанности по обеспечению идентификации, охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, расположенного на его территории, а также обязанности по передачи этого наследия будущим поколениям лежат в основном на данном государстве»45.
Данному комитету помогает секретариат, состав которого назначается Генеральным директором ЮНЕСКО. Помимо этого сформирован целевой Фонд всемирного наследия46.
Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия отражает огромный и всевозрастающий к нему интерес в мире и насущные потребности в правовой защите в условиях глобализации культурных прав, неохраняемых действовавшими правовыми актами. В достаточно острой форме вопрос этот был поднят в докладе Всемирной комиссии по культуре и развитию, представившей в 1995 году ЮНЕСКО доклад «Наше творческое разнообразие»47, содержавшем рекомендации по руководству политикой в сфере культуры и развития. Комиссия рекомендовала составить реестр всех культурных прав, которые не охраняются действующими соглашениями и внести соответствующие коррективы в действующие нормы международного права. Предлагалось также составить кодекс поведения в области культуры и обраща-
44 Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учеб. пособие. СПб., 2001.
45 Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия. Принята 17-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 16 ноября 1972 года.
46 Там же.
47 Мошняга В.П. Указ. соч. В декабре 1996 года доклад был представлен Генеральной конференции ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблее ООН. По итогам обсуждения доклада принята программа мероприятий, получившая название «Международная повестка дня».
лось внимание на необходимость содействия коренным народам в вопросах культурного развития. Эти и многие другие позиции были учтены в ходе подготовки текста новой конвенции, в том числе предложения по «ограждению и защите от возможных негативных воздействий в условиях глобализации и радикальных социальных преобразований». Эти факторы, отмечается в преамбуле конвенции, могут стать «источником серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения». Конвенция дополняет нормативный документ ЮНЕСКО в защиту материального наследия и нацеливает на обеспечение охраны, уважения и внимания международного сообщества к корневым ценностям культурных традиций, умений и навыков народных мастеров. Государства — участники конвенции призваны сохранять фольклор и традиции устного творчества (включая языки как носителей нематериального культурного наследия), зрелища, ритуалы, праздники и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные ремесла.
В конвенции содержится следующее определение: «нематериальное куль,-турное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ним инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культуры... Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения... а также устойчивого развития»4. Государства — участники конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения нематериального наследия. Предусмотрено проведение созываемых раз в два года сессий Генеральной ассамблеи государств, ратифицировавших конвенцию, и учреждение межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия. Определен также механизм международного сотрудничества и взаимопомощи в этой области. Конвенция предусматривает создание репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества и списка не-
48 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 17 октября 2003 года. М18С/2003/СГОСН/14. Статья 2.
материального культурного наследия, нуждающегося в срочных охранных мерах. Сформирован целевой фонд, финансируемый подписавшими конвенцию государствами и другими источниками.
В задачи межправительственного комитета входит содействие достижению целей конвенции, в том числе путем поощрения и обеспечения мониторинга ее исполнения, отбор предложений для включения в списки такого наследия и представления их на утверждение Генеральной ассамблеи. Списки нематериального культурного наследия пользуются большой популярностью и активно пополняются, в том числе совместными предложениями государств. Так, Азербайджан, Иран, Индия, Киргизия, Пакистан, Турция, Узбекистан и другие предложили внести в список праздник Новруз. Страны Средиземноморья выдвинули соколиную охоту и средиземноморскую диету. Представлена в списке и французская кухня. Перечень рассмотренных предложений включает азербайджанский мугам, искусство ашугов и ковроткачество, китайскую каллиграфию и аргентинское танго, киргизский эпос «Ма-нас», королевский балет Камбоджи, балтийские праздники песни и танца, якутский героический эпос «Олонхо» и башкирский эпос «Урал-батыр», белорусские фестиваль «Берегиня» и рождественский обряд «Калядные цари». В Белоруссии, Азербайджане и ряде других стран СНГ, в том числе России и ряде ее регионов, создаются и пополняются единые списки охраны историко-культурных ценностей как материального, так и нематериального культурного наследия.
Вопросам развития национальной культуры и охраны всемирного культурного и природного наследия было уделено значительное внимание на последних заседаниях генеральных конференций 2009 и 2011 года и предшествующих им сессиях исполнительного совета организации. В частности, в 2009 году на генконференции была одобрена российская инициатива об учреждении регионального музейного центра на базе Московского государственного объединения художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея заповедника «Коломенское».
На очередной сессии генконференции ЮНЕСКО, состоявшейся в октябре-ноябре 2011 года, при обсуждении плана действий среднесрочной стратегии на следующее пятилетие (2014-
2019 годы) выдвигались предложения осуществить «на площадке ООН» принятие концепции и плана действий программы «Культура и развитие». Поддержана идея проведения «Международного сближения культур» (2013-2022)49. Одним из важных событий последнего времени стал состоявшийся 26-27 октября 2011 года в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО Форум лидеров с обсуждением вопроса «Как ЮНЕСКО способствует становлению культуры мира и устойчивому развитию?». Эти и другие примеры и решения организации, в том числе намерение разработать новую глобальную программу «Образование для всех — 2» на период после 2015 года, указывают на устойчивую приверженность ЮНЕСКО политике «нового гуманизма».
Ключевые слова: «новый гуманизм», охрана всемирного культурного наследия, развитие
образования, «укоренение мира», ЮНЕСКО Keywords: "New humanism", the protection of world cultural heritage, development of education, "peace rooting", UNESCO
49 36-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября — 10 ноября 2020 года.). Париж. ЮНЕСКО.