Научная статья на тему 'Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования'

Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20055
1752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ДОСТУП К КУЛЬТУРЕ И УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / CULTURAL RELATIONS / ACCESS TO CULTURE AND PARTICIPATION IN CULTURAL ACTIVITIES / INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головина Галина Викторовна, Савина Ирина Александровна

Статья посвящена рассмотрению вопросов международного культурного сотрудничества, в том числе в рамках участия таких международных организаций как ООН и ЮНЕСКО. Международное культурное сотрудничество базируется на том, что культура становится активным проводником национальных и транснациональных политических интересов. Регулирование культурного сотрудничества является значительной составляющей международно-правовых отношений. В статье авторами проведен анализ нормативно-правовой базы регулирующей различные аспекты международного культурного сотрудничества, как на международном, так и национальном уровне. Правовая политика в сфере международного культурного сотрудничества является одной из наиболее важных предпосылок для сохранения и развития культурного наследия различных стран и всеобъемлющей реализации прав их граждан в научно-образовательной и культурной сфере современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is dedicated to consideration of issues of international and cultural cooperation, including the participation within the framework of such international organizations as the UN and UNESCO. International cultural cooperation is based on the fact that culture is an active conductor of national and transnational political interests. Regulation of cultural cooperation is a significant component of the international legal relations. The authors analyze normative and regulatory data base governing the various aspects of international cultural cooperation, both at the international and national level. Legal policy in the sphere of international cultural cooperation is one of the most important prerequisites for the preservation and promotion of cultural heritage of different countries and a comprehensive implementation of the rights of their citizens in the scientific, educational and cultural spheres of modern society.

Текст научной работы на тему «Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008(100) ББК 7ж(0) Г 61

Г.В. Головина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар, ggv23@rambler.ru

И.А. Савина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар, ININA_2002@rambler.ru

Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов международного культурного сотрудничества, в том числе в рамках участия таких международных организаций как ООН и ЮНЕСКО. Международное культурное сотрудничество базируется на том, что культура становится активным проводником национальных и транснациональных политических интересов. Регулирование культурного сотрудничества является значительной составляющей международно-правовых отношений. В статье авторами проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты международного культурного сотрудничества, как на международном, так и национальном уровне. Правовая политика в сфере международного культурного сотрудничества является одной из наиболее важных предпосылок для сохранения и развития культурного наследия различных стран и всеобъемлющей реализации прав их граждан в научно-образовательной и культурной сфере современного общества.

Ключевые слова: культура, культурные связи, доступ к культуре и участие в культурной жизни, международное культурное сотрудничество, социально-культурная деятельность, правовое регулирование в сфере культуры.

G.V. Golovina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social and Cultural Activities Department of the Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, ggv23@rambler.ru

I.A. Savina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department of the Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, ININA_2002@rambler.ru

International cultural cooperation: aspects of social, cultural and legal regulation

Abstract. The paper is dedicated to consideration of issues of international and cultural cooperation, including the participation within the framework of such international organizations as the UN and UNESCO. International cultural cooperation is based on the fact that culture is an active conductor of national and transnational political interests. Regulation of cultural cooperation is a significant component of the international legal relations. The authors analyze normative and regulatory data base governing the various

aspects of international cultural cooperation, both at the international and national level. Legal policy in the sphere of international cultural cooperation is one of the most important prerequisites for the preservation and promotion of cultural heritage of different countries and a comprehensive implementation of the rights of their citizens in the scientific, educational and cultural spheres of modern society.

Keywords: culture, cultural relations, access to culture and participation in cultural activities, international cultural cooperation, social and cultural activities, legal regulation in the sphere of culture.

В современной геополитической ситуации сохраняется актуальность вопросов сотрудничества государств. Сотрудничество государств — это один из базовых принципов международно-правового регулирования, нормативное содержание которого составляет обязанность государств сотрудничать с целью решения общих мировых проблем [1]. Одним из наиболее ярких практических его выражений является современное международное культурное сотрудничество, которое охватывается комплексом норм, регулирующих вопросы интеграционного взаимодействия в области культуры [2].

Культура — особая сфера жизни общества. Глобализация делает все более значимым мирный диалог различных культур [3]. Культура становится активным проводником национальных и транснациональных политических интересов, источником межцивилиза-ционного соперничества, нередко, к сожалению, принимающего насильственные формы [4].

Культура является неотъемлемой частью социальной жизни и в этой связи культурная политика должна рассматриваться в более широком контексте общей политики государств, что по своей природе представляет собой общественное явление, результат совместного творчества людей и воздействия, которое они оказывают друг на друга. Культура выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из основных факторов прогресса, что важнейшим условием этого прогресса является обеспечение постоянного роста духовного потенциала общества на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей. Культура — это не просто накопление произведений и знаний, которые произ-

водит, собирает и сохраняет элита для того, чтобы сделать их доступными для всех, или которые народ с богатым прошлым и наследием предлагает другим народам в качестве образца, которого их лишила история, то есть культура не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения [5].

Культурные связи — один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука — достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Участие как можно большего числа людей и ассоциаций в максимально разнообразных и свободно избранных культурных мероприятиях необходимо для расцвета основных человеческих ценностей и достоинства личности. Доступ к культуре и участие в культурной жизни являются двумя дополняющими друг друга аспектами одной и той же реальности, воспринимаемой во взаимном воздействии их результатов, причем доступ может способствовать участию в культурной жизни, а участие может расширять доступ к культуре, придавая ей ее истинный смысл, то есть без участия простой доступ к культуре неизбежно остается за пределами целей культурного развития [5].

Во все времена культура была и остается основой сотрудничества между людьми различных этнических групп, одним из самых действенных средств духовного развития общества и государства. Формирование единого куль-

турно-информационного пространства — это один из важнейших созидательных, результативных механизмов, с помощью которого происходит расширение границ человеческих представлений о многообразии мира, глубинных внутренних процессах, о различных преобразованиях, происходящих в мировом сообществе. При рассмотрении культуры и международного сотрудничества государств, имеет смысл обратится к мне-нияю таких ученых и практиков как: К.З. Акопян, A.A. Александров, Т.В. Боргоякова, А.С.Капто, А.В.Кондратюк, С.С.Рындин, П. Сорокина В.И. Толстых С.Н. Павлова, В.В. Трофимов A.C. Скачков и других. Но, не смотря на множественность работ, международное культурное сотрудничество остается всегда перспективной темой для исследователя своей многогранностью, тем более с точки зрения социально-правового регулирования.

Международно-правовое сотрудничество в области культуры имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств. В процессе обменов культурными достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Система норм, регулирующих международное сотрудничество в области культуры, составляет фундамент международного сотрудничества государств в области культуры. Правовая политика в сфере международного культурного сотрудничества является одной из наиболее важных предпосылок для сохранения и развития культурного наследия различных стран и всеобъемлющей реализации прав их граждан в научно-образовательной и культурной сфере современного общества. Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям достижений культуры.

Основными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются поддержка творческой деятельности, подготовка

и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности и т.п. Кроме названых актуально: взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий; развитие спорта и туризма; сотрудничество между библиотеками, архивами и другими учреждениями культуры; популяризация художественных и культурных ценностей других стран; информирование о конференциях, научных встречах и симпозиумах; организация досуга молодежи; обмен специалистами; взаимные командировки и стажировки ученых; совершенствование изучения иностранных языков; создание информационных и культурных ценностей; организация мероприятий по сохранению памятников истории и культуры; совместное производство печатной продукции; осуществление прямых контактов между работниками культуры; взаимные гастроли работников культуры.

По мнению С.Н. Павловой и В.В. Трофимова, среди основных положительных моментов международного культурного сотрудничества, можно выделить: 1) укрепление дружественных и равноправных отношений между народами; 2) формирование справедливого и стабильного мирового порядка; 3) гармоничное развитие всего международного сообщества. Конструктивные моменты международного культурного сотрудничества включают:

1) укоренение в умах людей идеи защиты мира, укрепления дружественных и равноправных отношений между народами (центральная идея ЮНЕСКО);

2) влияние международного сотрудничества в области культуры на национальное культурное развитие в плане его обогащения (главное, чтобы это не приводило к нивелированию национального менталитета и национально-культурного колорита); 3) формирование правового обеспечения прав и свобод человека в области образования,

науки и культуры; 4) создание справедливого и стабильного мирового порядка; 5) Гармоничное развитие всего международного сообщества [2].

Межцивилизационное общение в отношениях между народами и формировании современного мирового порядка касается в частности вопросов межэтнического и межконфессионального взаимодействия, решение проблем отсталости, устойчивого глобального развития, сохранения мирового культурного наследия, защита интеллектуальной собственности и культурных ценностей. И в этой части актуален анализ содержания деятельности ООН, ЮНЕСКО, СЕ, ЕС и других международных правительственных и неправительственных организаций и межгосударственного сотрудничества в области образования, науки и культуры [6]. Субъектами международного сотрудничества государств в области культуры, образования и науки кроме государств и международных организаций, являются отдельные юридические и физические лица. Система норм международно-правового регулирования этой сферы весьма обширна и включает в себя публично-правовые международные нормы и нормы международного частного права. Все они формируются на базе общих принципов международного права и специальных принципов, разработанных под эгидой Организации Объединенных Наций.

16 ноября 1945 г. при Организации Объединенных Наций была создана специальная организация, занимающаяся проблемами развития культуры и науки — Организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО) — единственной в системе ООН профильной межправительственной организации в сфере международного культурного сотрудничества со штаб-квартирой в Париже (Франция). ЮНЕСКО (Устав утвержден Лондонской конференцией в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г.) создана с целью содействия укрепления мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры и, по своей сути, с

точки зрения международного права, является международной организацией. ЮНЕСКО, обладая высоким международным политическим статусом, имеет множество отделений (бюро) в странах, являющихся членами этой организации. Многие государства создают свои постоянные представительства и различные органы власти, призванные осуществлять взаимодействие с ЮНЕСКО. Не стала исключением и Российская Федерация (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 1992 г. №609 «Об образовании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО» в России образована и постоянно действует Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). Политика ЮНЕСКО в сфере развития мировых культур направлена на достижение политического согласия между государствами в проведении единой стратегии по защите культурного разнообразия планеты, а также развитию равноправного диалога культур, религий и цивилизаций. Огромное внимание ЮНЕСКО уделяет защите нематериального культурного наследия (языки, устные традиции, навыки создания предметов материальной культуры, исполнительские виды искусства, традиционные знания). Согласно принятой в 1966 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО Декларации принципов международного культурного сотрудничества «правительства, власти, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность, должны постоянно руководствоваться этими принципами» [7]. К ним относятся: равенство культур; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; защита культурных ценностей; защита культурных ценностей во время мира и вооруженных конфликтов. Целями международного культурного сотрудничества вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней, региональной или всемирной основе, — являются: 1) распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур; 2) развитие мирных отношений и дружбы между народами

и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них; 3) содействие применению принципов, провозглашенных в декларациях Организации Объединенных Наций, которые упомянуты в преамбуле настоящей Декларации; 4) обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; 5) улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира [7].

ЮНЕСКО стремится укрепить нормативную базу, направленную на защиту самобытности культур, через привлечение к соответствующим конвенциям как можно большего числа участников, а также разработку новых нормативных актов. Ключевыми документами в этой области являются Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Декларация принципов международного культурного сотрудничества 4 ноября 1966 г., Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (20 октября 2005г.), Всеобщая декларации о культурном разнообразии (02 ноября 2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (17 октября 2003 г.) и др. В этом ключе также реализуются такие программы как Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Сохранение культурного разнообразия, Сохранение нематериального наследия, Международная программа развития коммуникации (МПРК), Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ), Международная программа «Память мира» и др. На сегодня у ЮНЕСКО нет достойных конкурентов в культурной сфере международно-

го сотрудничества, эта международная организация остается единственной универсальной межправительственной структурой системы ООН, обладающей уникальным опытом принятия и реализации коллективных решений в исследуемой области [4].

Международное культурное сотрудничество государств в области борьбы с преступностью является важной составной частью международных отношений на современном этапе. Сотрудничество государств в борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности возглавляют ООН и ЮНЕСКО. Последняя приняла ряд рекомендаций, направленных на обеспечение сохранности культурных ценностей: Рекомендации, касающиеся принципов международной регламентации археологических раскопок (1956 г.), Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1963 г.), Рекомендация об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г. Россия как правопреемница СССР является участницей почти всех универсальных международных договоров по борьбе с отдельными преступлениями или их видами, в том числе: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (принята 14 ноября 1970 г. на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята 16 ноября 1973 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО).

Огромное значение для организации международной борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности имеет Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (заключена в г. Риме 24 июня 1995 г.), Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей ЕТв №119 (заключена в г. Дельфы 23 июня 1985 г.). В данном вопросе особую роль играют материалы и заключения,

подготовленные экспертами международных организаций — ООН, ЮНЕСКО, ИНТЕРПОЛа, ЕВРОПОЛа и других, по результатам специфической деятельности, касающиеся особенностей и статистики правонарушений в сфере незаконного оборота объектов культурного наследия и методик борьбы с ними.

Большое внимание охране памятников истории и культуры уделяет Европейский Союз. Так, в частности, действует Европейская Конвенция об охране археологического наследия от 6 мая 1969 г. (Лондонская Конвенция). Ряд актов принят в рамках Европейского Союза, например, Рекомендации Комиссии Европейских Сообществ 1974 г. о защите архитектурного и природного наследия; Решение министров, ответственных за вопросы культуры, принятое в рамках Совета Европейских Сообществ в 1986 г., о сохранении произведений искусства и народных промыслов [8].

У Российской Федерации имеется несколько сотен соглашений о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. Основные направления международного сотрудничества по этим соглашениям следующие: популяризация художественных и культурных ценностей других стран; информировать о конференциях, научных встречах и симпозиумах; осуществление прямых контактов между работниками культуры, гастроли; сотрудничество между библиотеками и архивами; создание информационно-культурных ценностях; мероприятия по сохранению памятников истории и культуры; совместное производство печатной продукции; обмен специалистами, взаимные стажировки ученых; взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий; совершенствование изучения иностранных языков; организация досуга молодежи; развитие спорта и туризма; осуществление совместных программ и др. Сегодня Российская Федерация поддерживает культурные связи в общей сложности со 146 государствами мира, в том числе с государствами СНГ.

Сотрудничество в области культуры Содружества Независимых Государств является важным моментом по сохра-

нению исторической общности народов бывших республик Советского Союза. Подписаны соглашения о культурном и научном сотрудничестве с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией и др., всего с 11 государствами СНГ. Государства СНГ, основываясь на договорно-правовой базе, которая охватывает широкий круг вопросов в области культуры, проводят большую работу в сфере расширения культурного сотрудничества в области кинематографии, книгоиздания, полиграфии, возвращения культурных и исторических ценностей. Подписаны международные договоры об учреждении информационных культурных центров с Азербайджаном, Арменией, Украиной, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном.

Использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества — одна из важнейших задач государства. Более того, культура названа одним из приоритетов устойчивого развития, на котором Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы для обеспечения национальной безопасности (П. 83, 25, 52. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537).

Культурное сотрудничество и обмены Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене. В частности эти вопросы рассматриваются в Законе РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в следующей интерпретации:

1. Статья 56. Субъекты международных культурных обменов. Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры.

2. Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов. Политика и приоритеты международных культурных обменов Российской Федерации определяются федеральными государственными программами, соглашениями Российской Федерации с другими государствами. К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Российской Федерации относятся совместное производство культурных ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка кадров в области культуры и искусств; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен образовательными программами, методическими материалами и учебно-научной литературой.

3. Статья 58. Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом. Российская Федерация содействует развитию российской культуры за рубежом, поддерживая связи с зарубежными соотечественниками и их потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячествами, проводя совместные культурные мероприятия. Государство создает условия для возвращения на Родину уехавших деятелей культуры.

4. Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации, подлежат возвращению на Родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза. Государство разрабатывает и осуществляет меры по сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, захоронений соотечественников, находящихся в зарубежных странах.

5. Статья 60. Культурные центры за рубежом. Российская Федерация

является правопреемником и продолжателем СССР во владении и использовании культурных центров и иных организаций культуры за рубежом, обеспечивает их содержание и использование, в том числе совместно с другими государствами; содействует юридическим и физическим лицам в использовании их собственности за рубежом в культурных целях, поощряет открытие культурных центров республик в составе Российской Федерации за рубежом, создает культурные центры в государствах — бывших союзных республиках СССР.

6. Статья 61. Участие в международных организациях культуры. На территории Российской Федерации могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Российской Федерации имеют право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от иностранных государств, международных организаций и частных лиц [9].

Таким образом, регулирование культурного сотрудничества является значительной составляющей международно-правовых отношений, а международное культурное сотрудничество является основой мира и согласия в общечеловеческом и цивилизацион-ном аспекте. Международно-правовое сотрудничество в области культуры призвано создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена между странами, а также сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.

Примечания:

1. Кондратюк А.В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. №5. С. 193-194.

2. Павлова С.Н., Трофимов В.В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. URL: http://journal-nio. com/index. php?option=com_content&view=article&id=1100&ltemid=114.

3. Александров А.А. История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: к постановке проблемы. URL: http://kaz.docdat.com/docs/index-30962.html.

4. Скачков А.С. Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур: автореф. дис. ... канд. полит, наук / А.С. Скачков. М., 2007. С. 3.

5. Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО, Найроби, 26 ноября 1976 года // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 340-352.

6. Савина И.А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: материалы Междунар. науч. конф., 17-18 сент. 2013 г. Краснодар; Геленджик, 2013.

7. Декларация принципов международного культурного сотрудничества: принята 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры на ее Четырнадцатой сессии. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml.

8. Боргоякова Т.В. Российский и зарубежный опыт сохранения историко-культурного наследия. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2009/VSFNEW.

9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. URL: http://base. garant. ru/104540/ #block_900.

References:

1. Kondratyuk A.V. International legal principles regulating interstate cooperation in the field of education // Jurisprudence. 2004, No. 5, pp. 193-194.

2. Pavlova S.N., Trofimov V.V. Intercultural cooperation as the basis of peace and consent among the people, aspects of legal regulation // Science and Education: Agriculture and economics, business, law and management. URL: http://journal-nio.com/index. php?option=com_content&view=article&id=1100&ltemid=114.

3. Aleksandrov A.A. The history of legal regulation of Russia's participation in international cooperation in the field of cultural values: statement of the issue. URL: http://kaz.docdat.com/docs/index-30962.html.

4. Skachkov A.S. UNESCO policy in the sphere of contemporary world cultures: Author, dis.abstr.... Cand. of Polit. / M., 2007, pp. 3.

5. On participation and contribution of the masses in cultural life: UNESCO recommendation, Nairobi, 26 November 1976 // International regulations of UNESCO. M., Logos, 1993, pp. 340-352.

6. Savina I.A. Modern politics of international organizations in the promotion of cultural communication in the world order // Regional culture as a factor of sustainable development of society: socio-political, ethno-national and informational aspects: proceedings from the Intern. Scientific. Conf., Sept. 17-18. 2013, Krasnodar; Gelendzhik, 2013.

7. Declaration of Principles of International Cultural Cooperation: adopted on November 4, 1966 by the United Nations General Conference on Education, Science and Culture at its fourteenth session. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml.

8. Borgoyakova T.V. Russian and foreign experience of preservation of historical and cultural heritage. URL:http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2009/ VSFNEW.

9. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture: the law of the Russian Federation dated October 9, 1992 No. 3612-1 (as amended) // Garant system. URL: http://base.garant.rU/104540/#block_900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.