Научная статья на тему 'Охрана культурного наследия: международный и российский опыт'

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24938
3038
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИТАЛИЯ / ФРАНЦИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РОССИЯ / CULTURE / INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION / CULTURAL HERITAGE / PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE / ITALY / FRANCE / BRITAIN / RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боголюбова Наталья Михайловна, Николаева Юлия Вадимовна

В статье рассматриваются основные методики и модели охраны культурного наследия в практике современных государств, выявляется специфика законодательства и роль общественных организаций. Отдельное внимание авторы уделяют важности организации международного сотрудничества в деле сохранения культурного наследия и значению международного законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of cultural heritage: international and Russian experience

The author shows the basic methods and models of protection of cultural heritage based on the experience of the modern states, revealed the specifics of the legislation and the role of non-governmental organizations. Individual attention is given to the importance of international cooperation in the conservation of cultural heritage and international legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Охрана культурного наследия: международный и российский опыт»

УДК 341.232.7

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт

В статье рассматриваются основные методики и модели охраны культурного наследия в практике современных государств, выявляется специфика законодательства и роль общественных организаций. Отдельное внимание авторы уделяют важности организации международного сотрудничества в деле сохранения культурного наследия и значению международного законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: культура, международное культурное сотрудничество, культурное наследие, охрана культурного наследия, Италия, Франция, Великобритания, Россия

Julia V. Nikolaeva, Natalja M. Bogoliubova Protection of cultural heritage: international and Russian experience

The author shows the basic methods and models of protection of cultural heritage based on the experience of the modern states, revealed the specifics of the legislation and the role of non-governmental organizations. Individual attention is given to the importance of international cooperation in the conservation of cultural heritage and international legislation in this sphere.

Keywords: culture, international cultural cooperation, cultural heritage, protection of cultural heritage, Italy, France, Britain, Russia

Сохранение объектов культурного наследия в современных условиях, связанных с глобальными изменениями в жизни человека, общества, окружающей среды, кардинальными переменами в социально-экономической сфере, появлением новых угроз антропогенного, экологического, техногенного характера, является далеко не новой темой, но актуальной и по сей день. О том, что проблема сохранения культурного наследия является в настоящее время одной из наиболее важных тем, говорит большое количество научных публикаций и проводимых конференций, наличие широкой общественной дискуссии, формирование общественных движений в защиту культурного наследия, а также принятие новых нормативных документов на международном уровне.

Памятники культурного наследия выполняют ряд важнейших общественных функций. Они способствуют поднятию на более высокий уровень общей культуры населения, имеют огромное воспитательное, просветительское значение. Культурное наследие можно сравнить с духовным богатством нации, на котором строится современная наука, культура, образование, осуществляется культурный обмен между государствами и народами.

Многие памятники истории и культуры становятся своеобразным символом своей страны, своего рода ее визитной карточкой: например, пирамиды у большинства людей ассоциируются с Египтом, а Великая Китайская стена - с Поднебесной. По мнению эксперта в области внеш-

неполитического брендинга Саймона Анхольта, культурное наследие показывает глобальное восприятие наследия каждой страны и включает оценку уровня ее современной культуры1.

Объекты культурного наследия выполняют и важную экономическую функцию. Будучи одним из значительных факторов развития городов и стран, они могут приносить существенную прибыль. Большинство стран эффективно популяризирует свое культурное наследие с целью привлечения не только туристов, но и профессионалов, экспертов в области охраны, реставрации памятников истории и культуры, прикладывает огромные усилия, чтобы организовывать и укреплять сотрудничество в данной области.

Большое значение объекты культурного наследия играют и в международных отношениях. Еще в начале 30-х гг. ХХ в. международной общественности был предложен для обсуждения важнейший документ, Пакт Рериха - первый договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, а также проект Международной конвенции о защите памятников и произведений искусства во время войны. В данных документах впервые нашла свое отражение идея о необходимости охраны памятников истории и культуры, которую продвигал на международном уровне российский художник и общественный деятель Н. К. Рерих. Пакт был подписан в Вашингтоне США и 20 странами Латинской Америки в 1935 г. Благодаря этим важнейшим документам в меж-

6

Вестник СПбГУКИ • № 4 (21) декабрь • 2014

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт

дународных отношениях постепенно утверждалась идея, что культурные ценности являются достоянием всего человечества и должны принадлежать странам, на территории которых они были произведены. К сожалению, благородные стремления и идеи, изложенные в документах, не получили развития в период Второй мировой войны, и международная общественность обратилась к идеям Н. К. Рериха только в послевоенное время.

Мировое культурное наследие в международных отношениях, безусловно, служит основой для развития сотрудничества, являясь фактором признания ценности культур разных стран для всей человеческой цивилизации. Культурное наследие можно рассматривать и как гарант стабильности в мире. Охрана культурного наследия сегодня находит свое подтверждение в международной нормативно-правовой практике, в осуществлении разнообразных мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию памятников мировой истории и культуры. Международный опыт находит свое практическое применение и на государственном уровне.

В настоящее время охрана памятников истории и культуры является одним из приоритетных направлений деятельности большинства государств. Памятники истории и культуры обладают бесценным, подлинным общечеловеческим значением. Утрата объектов культурного наследия невосполнима. Именно поэтому, помимо государственных органов, в охране памятников принимает активное участие и общественность. Только налаженный диалог между государственными органами и общественными организациями, движениями, а также активное участие граждан могут быть полезны для эффективного решения проблемы охраны памятников культурного наследия.

В соответствии с оценками экспертов в начале ХХ! в. выделяются некоторые новые мировые тенденции в области охраны культурного наследия: во-первых, переход от охраны только выдающихся памятников к охране исторической застройки, отражающей образ жизни рядовых горожан; во-вторых, переход от защиты только материального наследия к охране нематериального наследия, включающего в себя традиции, жизненный уклад; в-третьих, переход от охраны только памятников старины к охране памятников XX в.; в-четвертых, активное участие общества, прежде всего местных жителей, в сохранении культурного наследия; в-пятых, интеграция наследия в повседневную жизнь города и превращение его в неотъемлемый и обязательный ее элемент2.

К сожалению, постоянно возрастает число

угроз памятникам культурного наследия, что заставляет искать эффективные меры по их охране. Развитие, связанное с глобализацией, новыми технологиями, прогрессом во многих сферах жизни, происходит неизбежно. Зачастую разрушения памятников связаны с человеческим фактором. К основным угрозам антропогенного характера относятся вандализм, активное коммерческое строительство, отсутствие научного и профессионального подхода к реставрации, отсутствие пользователей.

Международное сотрудничество позволяет сформировать общечеловеческие критерии в данной области, внедрить их в практику развитых государств, оказать содействие развивающимся странам. Такое сотрудничество в области охраны памятников истории и культуры - это часть международного культурного обмена, которое каждое государство стремится упрочить и развить. Сотрудничество в области сохранения культурного наследия дает ощутимые практические результаты: государства имеют возможность обмениваться опытом, насущными проблемами, научными разработками и технологиями для совершенствования деятельности в указанной области. Не менее важен факт предоставления финансовой помощи от зарубежных партнеров на реставрацию и охрану объектов, имеющих всемирное значение.

Современное международное право включает в себя большое количество международноправовых актов универсального и регионального характера, регламентирующих деятельность государств в сфере охраны культурного наследия. Общепринятое определение культурных ценностей содержится в Конвенции об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой на дипломатической конференции ЮНЕСКО в 1954 г. (Гаагская конвенция)3. Конвенция стала первым международным соглашением универсального характера, объединяющим нормы, которые предусматривают охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Несомненно, что принятие такого акта явилось важным шагом в развитии международного права в данной области.

Основополагающее значение в вопросе охраны объектов культурного наследия имеет Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятая в 1972 г. В Преамбуле Конвенции подчеркивается важность защиты культурного наследия в современных условиях не только от традиционных видов разрушения, но также связанных с современным социально-экономическим укладом общества, который может представлять опасность для сохранения произведений культуры4. Одна-

7

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

ко еще в 1968 г. ЮНЕСКО приняла рекомендации «О сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ», в которых была высказана идея о необходимости охраны объектов культурного наследия5.

Кроме того, можно назвать и целый ряд других документов. Например, в Венецианской хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (1964 г.) установлены базовые принципы сохранения памятника как «произведения искусства и свидетеля истории», дано четкое определение исторического памятника6. В рекомендации ЮНЕСКО «О сохранении и современной роли исторических ансамблей» (1976 г.) дается определение историческим и традиционным ансамблям7. Международная хартия по охране исторических городов (1987 г.) провозглашает принцип защиты архитектурного наследия городов от угроз деградации, разрушения и уничтожения вследствие процессов урбанизации. Международный совет по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС), принял документ, получивший название «Принципы Валлетты» (2011 г.), в котором выражена необходимость сохранения городского культурно-исторического наследия от процессов урбанизации8. К слову отметим, что в 1979 г. ИКОМОС учредил премию имени Пьеро Гаццолы - основателя фонда ICOMOS, которая вручается каждые три года за выдающийся вклад в дело сохранения памятников истории и культуры9.

Практическое значение международного законодательства в сфере охраны памятников культурного наследия велико: оно вырабатывает этические и правовые принципы деятельности государств, признаваемые в международном сообществе, призывает к сотрудничеству государственных структур и институтов гражданского общества в деле охраны памятников, поощряет использование культурного наследия в целях устойчивого развития общества в целом.

Интересен опыт охраны памятников культурного наследия и в деятельности государств. Многие страны накопили уникальные методики и обладают собственными моделями охранной деятельности в сфере культурного наследия. Италия, будучи одним из мировых лидеров по количеству памятников и обладая примерно 40 % мирового наследия, уделяет охране культурного наследия одно из приоритетных мест в культурной политике. Эта страна возглавляет список Всемирного наследия ЮНЕСКО по числу находящихся на ее территории памятников: она - обладательница 46 объектов Всемирного культурного наследия10. В Италии насчитывается

более 500 тыс. памятников архитектуры, охраняемых государством. Кроме этого, существует 25 тыс. исторических центров, 95 тыс. церквей, 40 тыс. замков, 1900 археологических парков, 4500 музеев. Государственные расходы на их содержание составляют 2,2 млрд евро, т. е. 0,5 %о внутреннего валового продукта11.

Охрана памятников истории и культуры в Италии, несомненно, является одним из приоритетных направлений культурной политики страны. В Италии еще в 1902 г. парламентом был одобрен законопроект, ограничивающий список памятников, считающихся подлинными шедеврами, которые должны значиться в специальном каталоге. И хотя через несколько лет этот закон был фактически отменен, он стал образцом для законодательной практики многих европейских стран.

Одной из первых Италия приступила к выработке концепции охраны национального культурного наследия: первый закон «Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес», был принят 1 июня 1939 г.12 Охрана культурного наследия гарантируется и Конституцией Италии: в статье 9 говорится о том, что Республика должна содействовать развитию культуры и научных исследований и должна заботиться об историческом и культурном наследии страны13.

Во второй половине ХХ в. складывается система государственных органов и институтов, которые непосредственно занимаются вопросами культурного наследия страны. Уже в 1974 г. в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон № 657 от 14 декабря 1974 г.), которое было в 1975 г. преобразовано в Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон № 5 от 29 января 1975 г.)14.

Вопросы сохранения культурного наследия страны находят свое отражение и в деятельности других министерств, например Министерства общественных работ, которое осуществляет строительно-реставрационные работы в Италии с 1950 г.

Большое внимание вопросам культурного наследия уделяет Министерство туризма. Отметим, что Италия традиционно выступает одним из лидеров по въездному туризму, который является важнейшим направлением экономики и фактором стабильности страны. Министерство туризма Италии уделяет большое внимание разработке туристических и культурных маршрутов, которые рассчитаны на разнообразную аудиторию и способствуют формированию многогранного образа страны в мире.

8

Вестник СПбГУКИ • № 4 (21) декабрь • 2014

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт

Министерство гражданской защиты также уделяет значительное внимание вопросам защиты культурного наследия. Оно берет на себя расходы, связанные с восстановлением исторических памятников, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Приоритет культурного наследия отражен и в бюджете Итальянской республики. Кроме государственного финансирования сферы культуры, существует также дополнительные финансовые ассигнования, так сказать, «адресные», т. е. направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы и т. д. Закон № 84 от 19 апреля 1990 г. предусматривает специальную программу по каталогизации памятников культуры и защите культурного национального достояния, на эту программу был выделен грант в 130 млрд лир и одобрено 65 проектов15.

Большую роль в вопросах защиты памятников культурного наследия в Италии играют общественные организации. В качестве примера можно назвать организацию «Italia Nostra» («Наша Италия»), созданную в 1955 г. с целью оказания помощи в сохранении культурного наследия16. Организация способствует внесению и разработке новых решений и законодательных актов в области охраны культурного наследия и имеет более 200 отделений по всей стране17. Ее члены ведут наблюдение за состоянием памятников архитектуры, изучают их, предотвращают попытки их искажения, популяризируют значение памятников среди населения. Средства организации складываются в основном из членских взносов и добровольных пожертвований. Необходимо отметить, что государство еще в середине 90-х гг. стало проводить политику, направленную на привлечение частного сектора к процессу финансирования культурного достояния. Начиная с 1994 г. и по настоящее время частный сектор внес в бюджет государства средств на сумму 61 574 186 евро18.

Удачный опыт сотрудничества побудил государственные структуры к созданию таких смешанных частно-государственных фондов. Один из таких фондов курирует Музей египтологии в Турине, богатейшая коллекция которого не уступает крупнейшему собранию, хранящемуся в Каирском музее. Другой фонд создан для учреждения нового музея в Пизе, в котором будут экспонироваться древнеримские морские суда, многочисленные фрагменты которых, восходящие к эпохе Империи, были недавно обнаружены в ходе строительных работ в зоне местной железной дороги.

В Италии широко практикуется использование и привлечение частных инвестиций.

Сегодня около 60 % национального достояния Италии находится в частном владении, и государство обладает достаточными юридическими возможностями для стимулирования частных инвестиций, которые предусматривают вычет следующих расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку недвижимых или движимых культурных ценностей, пожертвования государству или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или реставрацию культурных ценностей, организацию выставок, проведение научных исследований19.

В последнее время Италия переживает активное развитие культурного спонсорства. Основными спонсорами сегодня являются банки, предприятия и страховые компании. Так, например, в 2011 г. после порчи фонтана Мавра на площади Навона в Риме был объявлен конкурс на оказание помощи в реставрации этого памятника. Победителем конкурса стал Альфред д'Анджери, посол государства Белиз, аккредитованный при Святом Престоле, который предложил 5 тыс. евро в качестве дополнительной субсидии за уже выполненную работу по восстановлению фонтана.

В области охраны культурного наследия Италия имеет достаточно разветвленную систему органов, но при этом велика роль и общественных организаций и фондов, что делает данную работу, безусловно, эффективной. Важно, что вопросы, связанные с охраной памятников культурного наследия, закреплены законодательно и внесены в конституцию страны.

Франция также одной из первых включила вопросы изучения и сохранения культурного наследия в сферу государственной ответственности20. Вся деятельность по охране культурного наследия, осуществляемая в стране, опирается на Кодекс наследия (Code du patrimoine)21, который включает многочисленные нормативные акты и тексты разных законов, принятых в течение XX в. в области наследия. Старейший из них - закон от 31 декабря 1913 г. «Об исторических памятниках», в котором сформулировано определение исторического памятника и изложены принципы присваивания им статуса. В зависимости от этого статуса осуществляется охрана объекта: более жесткий контроль и более весомая поддержка властей предусматривается для объектов, которые внесены в реестр объектов культурного наследия22. Кодексом предусмотрены меры по охране объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности: памятник может быть внесен в список даже при отсутствии согласия его владельца решением Национальной комиссии исторических памят-

9

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

ников на основании специального декрета Государственного совета23.

Во Франции государство предоставляет налоговые льготы тем собственникам, которые предоставляют возможность для посещения памятника, находящегося в частных владениях, всем желающим. Период доступа для обзора памятника должен быть не менее 40 дней в году. Это, несомненно, является положительным моментом, поскольку обычные граждане имеют возможность свободного приобщения к культурным ценностям своей страны, собственник получает стимул содержать в порядке объекты культурного наследия, получая в качестве поощрения льготы от государства.

Старейшей организацией, занимающейся охраной культурного наследия во Франции, считается Общество защиты пейзажей и эстетики Франции, основанное в 1901 г. Общество было создано для защиты и бережной эксплуатации природных объектов и памятников архитектурного и монументального наследия.

В составе Общества насчитывается несколько тысяч членов; оно имеет более 300 местных ассоциаций. Сегодня Общество приобрело большое влияние в процессе принятия решений, связанных с охраной наследия, так как оно имеет своих представителей при различных органах власти на национальном и муниципальном уровнях. Также Общество осуществляет информационные компании для населения, в которых рассказывается об угрожающих памятникам факторах, знакомит со своими проектами, организует консультации по вопросам правовой защиты наследия культуры и проблемам охраны памятников в современном обществе, проводит научные конференции24.

Одной из задач Организации является сохранение архитектурного наследия XX в., поскольку именно оно входит в особую «зону риска» в силу относительной «молодости» и недооцененного значения. Организация требует особого отношения к такому наследию, добивается создания особой формы охраны для наследия, возраст которого менее ста лет25, борется за сохранение церквей, соборов, находящихся в плачевном состоянии, следит за соблюдением законодательства, тесно сотрудничает с другими общественными движениями по защите культурного наследия.

Отличительной чертой деятельности Франции по охране культурного наследия является особое построение системы законодательства, предполагающее наличие кодифицированных норм, что значительно влияет на их выполнение на практике, способствуя четкости и ясности функционирования всей системы.

Оригинальный подход в вопросах охраны природного и культурного наследия предлагает Великобритания. В 1894 г. здесь возникла старейшая общественная благотворительная организация «National Trast» («Национальная опека»). Национальный Траст был создан по инициативе филантропов Викторианской эпохи - мисс Октавии Хилл, сэра Роберта Хантера и Кэнона Хардвик Ронсли для сохранения и популяризации национального культурного и природного наследия Соединенного Королевства. На первых этапах истории организации имущество и объекты культурного наследия переходили к фонду по завещаниям, поскольку владельцы не имели возможности содержать памятники в должном состоянии. Сегодня под защитой Траста находятся более 565 тыс. акров сельских ландшафтов, более 500 миль ненарушенного побережья более 300 исторических зданий и садов26. «Кроме многочисленных ценных имений, памятников архитектуры, коллекций художественных произведений, промышленных объектов, парков, садов и гольф-полей, находятся и 45 тысяч мест археологических раскопок, целые исторические поселения, обширные сельские местности и уникальные природные ландшафты страны, включая более 200 объектов „особого научного интереса"»27. В последние годы фонд обращается и к новым типам объектов, таким как родные дома Джона Леннона и Пола Маккартни в Ливерпуле.

Организация предполагает индивидуальное и корпоративное членство. Свое имущество Трасту доверяет и государство. Отметим, что полноправное членство в организации возможно только британцам и лицам, проживающим на территории Соединенного Королевства. Являясь общественной организацией, Траст тем не менее должен согласовывать свою деятельность с действующим в Великобритании законодательством. Продажа имущества и объектов, подведомственных организации, возможна только с одобрения Парламента.

За свою более чем 100-летнюю историю Траст разработал достаточно интересный механизм охраны культурного наследия и взаимодействия с частными и корпоративными членами. Любой обладатель культурного наследия может полностью или частично передать, подарить, продать или доверить для управления Национальному Трасту свою собственность. Условия управления и владения могут быть достаточно гибкими и взаимовыгодными для всех сторон. Возможны варианты проживания на территории памятника природного или культурного наследия хозяина и его семьи в определенные дни или месяцы. Также у владельца

10

Вестник СПбГУКИ • № 4 (21) декабрь • 2014

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт

есть возможность занимать часть дома на постоянной основе или сдавать недвижимость в аренду28.

Траст берет на себя обязательства по сохранению и реставрации объектов национального наследия. Самостоятельное внимание организация уделяет популяризации памятников. Об объеме деятельности Траста свидетельствует тот факт, что «каждый год организация вкладывает около 20 млн фунтов только в сохранение и развитие принадлежащих ей участков побережья и сельских местностей»29.

Основной бюджет и прибыль организации складываются из частных пожертвования и экскурсий. У Национального Траста есть и открытые, бесплатные для посещения объекты. Члены организации также могут познакомиться с объектами культурного наследия бесплатно или за символическую цену. Особую популярность приобретают сегодня торжества на ландшафтах парка перед старинным замком или дворцом, которые могут организовать члены организации. Подобные льготы способствуют популярности Траста, который сегодня насчитывает уже более 2 млн членов.

Безусловно, Национальный Траст является примером эффективной благотворительной организации, которая уже более 100 лет успешно сохраняет культурное и природное наследие Великобритании, постоянно совершенствуя и расширяя принципы своей работы.

Для современной России проблема сохранения культурного и природного наследия приобретает особенное значение, становится очевидным политическим приоритетом, фактором объединения страны и международного влияния. ХХ век трагическим образом отразился на сохранности многих памятников не только национального, но мирового значения в нашей стране. В конце столетия на государственном и общественном уровне стали предприниматься последовательные шаги, направленные на сохранение и популяризацию российских памятников.

Уже с конца 80-х гг. СССР начинает тесно сотрудничать с авторитетными международными организациями и прежде всего, ЮНЕСКО. Еще в конце 80-х гг. ХХ в. СССР возобновил диалог с авторитетной международной организацией по вопросам формирования Списка культурного наследия, находящегося на территории нашей страны. В 1990 г. на 14-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО были занесены первые объекты, находящиеся на территории России: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников; архитектурный ансамбль Кижского погоста; Московский Кремль и Красная площадь.

Постепенно формировалось и национальное законодательство в сфере культурного наследия. В 1990 г. был подготовлен приказ Министерства культуры РСФСР от 26 января за № 33 «О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры». В соответствие с данным документом система государственной охраны памятников состояла в основном из региональных учреждений и организаций. В дальнейшем данный приказ был отменен. Тем не менее и сегодня в регионах охрану памятников продолжают осуществлять местные организации, региональные отделения и структуры.

Главным российским документом в области охраны культурного наследия является Федеральный закон N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»30, приятый 25 июня 2002 г. Закон регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, определяет особенности владения, пользования и распоряжения такими объектами, определяет порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия, устанавливает общие принципы их государственной охраны. Законом дается перечень объектов, относящихся к культурному наследию. Объекты культурного наследия имеют свою категорию историко-культурного значения - федерального, регионального или местного (муниципального) значения. В документе получило законодательное определение памятников истории и культуры как особого вида недвижимого имущества, также были введены новые понятия - такие, как предмет охраны, территория объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза. Само понятие государственных списков памятников истории и культуры было изменено на понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Отметим, что в федеральном законе большое внимание уделяется религиозным и общественным организациям, которые могут оказывать содействие в сохранении и популяризации культурного наследия. В современной России одной из наиболее авторитетных и известных таких организаций является «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПиК)31, которая была создана еще в 1965 г. и имеет богатый опыт работы в данном направлении.

В 90-е гг. ХХ в. ВООПиК переживала доволь-

11

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

но сложные времена, однако в начале XXI в. деятельность организации возобновилась. Сегодня Общество проводит активную консультативную работу, организует выставки, конференции. Постепенно возрождаются и создаются новые городские, районные, областные, республиканские объединения.

ВООПиК в своей современной работе уделяет внимание памятникам советского периода, которые, безусловно, являются ярким архитектурным отражением эпохи. Отделения Общества принимают участие в различных мероприятиях городского, регионального масштаба.

Сегодня общественность активно влияет на проблемы сохранения культурного наследия и добивается успехов. Можно вспомнить, что «градозащитники Санкт-Петербурга одержали победу в борьбе против застройки принадлежащего „Газпрому" Охтинского мыса, где ранее планировалось возвести скандальный 400-метровый небоскреб „Охта-центр"»32.

Несмотря на возрождающийся интерес к проблеме сохранения культурного наследия в России, нельзя не отметить определенные острые проблемы, которые требуют безотлагательно решения.

Вопросы сохранения культурного наследия вытекают из многочисленных сложностей и проблем, существующих в жизни страны, экологической ситуации, которая влияет на сохранность уникальных культурных объектов. Загрязненность воздуха, негативное влияние промышленных объектов, развитие транспорта, техногенные катастрофы приносят невосполнимый ущерб памятникам культуры. Большой вред в новой сложившейся ситуации наносит и нерегламентированная застройка в крупных городах, которая не только изменяет общий культурный ландшафт, но и оказывает негативное влияние на сохранность памятников. Реконструкция и реставрация памятников истории и культуры также зачастую проводятся без должного внимания к историческому облику зданий. Самостоятельное значение приобретает сегодня проблема обновления нормативно-правовой базы сохранения культурного наследия России. Сегодня это отчетливо понимают и политики и представители культуры, руководители музеев федерального и мирового значения. Настоящая проблема стала темой оживленной дискуссии в рамках круглого стола, которая состоялась 24 января 2014 г. в Москве.

В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации депутаты Государственной Думы, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, раз-

личных министерств, представители субъектов РФ, а также эксперты научных учреждений, в том числе, Российской академии наук, образовательных организаций, руководители учреждений культуры и искусства, Домов народного творчества, Ассамблеи народов России, национально-культурных автономий.

В ходе дискуссии участники обсудили многие острые и сложные вопросы сохранения культурного наследия России и отметили необходимость скорейшей разработки нового федерального закона о культуре в РФ, который должен вызвать значительные изменения федерального законодательства, в том числе Бюджетного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и других нормативных правовых актов33.

2014 год в России - это год культуры. В нашей стране на государственном уровне вновь отмечен приоритет культурной политики, которая нацелена и на сохранение культурного богатства и разнообразия России. Очень важно, чтобы мероприятия данного года стали не просто протокольными событиями, а воспринимались как импульс развития культуры страны, основанной на богатейшем наследии и ярких традициях народов России.

Сегодня в мире накоплен достаточно интересный опыт охраны культурного наследия, который основан на исторических традициях отдельных государств, особенностях законодательного и институционального оформления данного направления деятельности. Приведенные в исследовании национальные модели охраны культурного наследия представляют интерес для нашей страны и могут стать основой осуществления реформ в данной сфере, которая вызывает особенный интерес у политиков, профессионалов, широкой общественности. Культурное наследие - это абсолютная ценность и мощный ресурс, от которого зависит будущее страны и во многом ее место в мире. Культурное наследие должно стать достойным отражением силы, мощи и самобытности России.

Примечания

1 Anholt S. Some important distinctions in place branding // Businessfordiplomaticaction. org: site. 2011-2014. URL: http: // businessfordiplomaticaction. org (дата обращения:

18.09.2014).

2 Исторические города России: сохранение и развитие: аналит. докл. 27 марта 2011 г. Файл в формате pdf // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http: // council. gov. ru (дата обращения: 18.09.2014).

3 Конвенция о защите культурных ценностей в случае

12

Вестник СПбГУКИ • № 4 (21) декабрь • 2014

Охрана культурного наследия: международный и российский опыт

вооруженного конфликта, Гаага, 14 мая 1954 г. // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: http: // base. garant. ru (дата обращения: 18.09.2014).

4 Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия // Охрана природного наследия: фонд: офиц. сайт. URL: http: // nhpfund. ru (дата обращения: 18.09.2014).

5 ЮНЕСКО. О сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ: рекомендация. Париж, 1968 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http: // docs. cntd. ru (дата обращения: 18.09.2014).

6 Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Венеция, 1962 г. // ArtConservation: социал. специализ. интернетресурс содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации матер. памятников культуры. URL: http: // art-con. ru (дата обращения: 18.09.2014).

7 ЮНЕСКО. О сохранении и современной роли исторических ансамблей: рекомендация. Найроби, 1976. Прил. 1. С. 137 // ЮНЕСКО: офиц. сайт. URL: http: // unesdoc. unesco. org (дата обращения: 18.09.2014).

8 Принципы Валетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями: приняты 17-й Генеральной ассамблеей Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), 28 нояб. 2011 г. // Pandia: энцикл. знаний: интернет-изд. 2009-2014. URL: http: // pandia. ru (дата обращения: 18.09.2014).

9 The Gazzola prize // International Council on Monuments and Sites (ICOMOS): site. Section: Honors and Awards. 2011-2014. URL: http: // icomos. org (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.09.2014).

10 World Heritage List / World Heritage Centre // UNESCO: site. URL: http: // whc. unesco. org (дата обращения: 18.09.2014).

11 Охрана памятников культуры в Европе: Италия: справка // Риановости: офиц. сайт. URL: http: // ria. ru (дата обращения: 18.09.2014).

12 Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики стран Европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 41.

13 La Costituzione della Repubblica Italiana // Governo italiano: Presidenza del Consiglio dei Ministri: site. URL: http: // governo.it (дата обращения: 18.09.2014).

14 Миронова Т. Н. Указ. соч. С. 42.

15 Там же.

16 Italia Nostra: Associazione Nazionale per la tutela

del Patrimonio Storico, Artistico e Naturale della Nazione: official site. Roma, 2014. URL: http: // italianostra. org (дата обращения: 18.09.2014).

17 Ibid.

18 Миронова Т. Н. Указ. соч. С. 47.

19 Там же. С. 45.

20 Чирвинская Е. Д. Франция: государство и культурное наследие. М.: Юрист, 2010. С. 29-30.

21 Code du patrimoine // Legifrance: le service public de la diffusion du droit: site. URL: http: // legifrance. gouv. fr (дата обращения: 18.09.2014).

22 Bleyon J.-B. Urbanisme et protection des sites: la sauvegarde du patrimoine architectural et urbain // La rev. administrative. 33e Annee. 1980. № 197, sept^ct. Р. 477-484. URL: http: // jstor. org (дата обращения: 18.09.2014).

23 Ibid.

24 Objectifs et moyens // La Societe pour la Protection des paysages et de l'Esthetique de la France: le site official. URL: http: // sppef. fr (дата обращения: 18.09.2014).

25 La preservation de l'architecture du XXe siecle // La Societe pour la Protection des paysages et de l'Esthetique de la France: le site official. URL: http: // sppef. fr (дата обращения:

18.09.2014) .

26 Мнацаканян Р. А., Мурашкина С. И. Опыт организации «Нэшнл Траст» в охране природного и культурного наследия Великобритании // Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и соврем. проблемы: сб. ст. / отв. ред. Р. А. Мнацаканян. М.: РНИИ культ. и природ. наследия, 1995. С. 134.

27 National Trust = Британский национальный фонд. URL: http: // britain4russians. net (дата обращения:

18.09.2014) .

28 Ibid.

29 Ibid.

30 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон № 73-ФЗ от 26. 06. 2002; в ред. от 23. 07. 2013 // Консультант Плюс: сайт. 1997-2014. URL: http: // consultant. ru (дата обращения: 18.09.2014).

31 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК): офиц. сайт. URL: http: // voopik. ru (дата обращения: 18.09.2014). См. также: Полякова М. А. Охрана культурного наследия России. М., 2005.

32 Пушкарская А. Небоскреб «Газпрома» ушел в землю // Коммерсант. ru. 2013. 18 июня.

33 О совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере сохранения культурного наследия народов России, 24 янв. 2014 г. // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http: // council. gov. ru (дата обращения: 18.09.2014).

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.