ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Диляра Солодовник
Усиление роли кафедр ЮНЕСКО в межцивилизационном диалоге в современном геополитическом контексте (на примере кафедры ЮНЕСКО ИСАА МГУ)
Статья анализирует актуализацию «востоковедного фактора» в работе кафедр ЮНЕСКО, в частности разноплановую работу кафедры ЮНЕСКО ИСАА МГУ. Кафедра ЮНЕСКО «Востоковедение и африканистика: современные методы изучения и преподавания» видит свою главную задачу в формировании нового культурно-пространственного измерения через межкультурный диалог и межэтнические коммуникации. Студенты ИСАА МГУ обучаются в полиэтническом, поликультурном и поликонфессиональном мире, сосуществуя в разных культурных и мировоззренческих параллелях. Главный акцент в реализации этого цивилизационного взаимодействия делается на совместной работе по формированию фундаментальной системы «согласия» по базовым принципам рождающегося нового мироустройства.
Ключевые слова: кафедра ЮНЕСКО ИСАА МГУ, востоковедение, межцивилизационный диалог, культурное разнообразие, образование для устойчивого развития, культурные матрицы
Диляра Медехатовна Солодовник,
канд. истор. наук, заместитель директора Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, зав. кафедрой ЮНЕСКО ИСАА МГУ «Востоковедение и африканистика: современные методы изучения и преподавания», исполнительный директор РОО «Общество выпускников ИСАА МГУ», msu.iaas@mail.ru
Современный этап мирового развития отличается крайней неустойчивостью и турбулентностью. Мир демонстрирует сегодня самые разнообразные модели развития, учитывающие этническую, религиозную, историко-политическую специфику каждой страны. Глобальный мировой тренд объективно предполагает перераспределение мирового влияния в пользу незападных стран. Вот
О 1 о
почему «востоковедный фактор» сей-
3 <
а <
2 ^
я- -в-
¥ 5
со а> О 2
а £
час особенно востребован в работе кафедр ЮНЕСКО, в частности кафедры ЮНЕСКО ИСАА МГУ. Главные цели молодой кафедры ЮНЕСКО ИСАА МГУ формируются вокруг необходимости организации усиленной работы по межцивилизационному диалогу и межэтнической коммуникации. Собственно, вокруг тех задач, которые сформулированы в программных документах ЮНЕСКО в области устойчивого развития (Цели 16, 17), Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО 2014-2021 гг., где прямо говорится о «поощрении межкультурного "I | диалога», «о разнообразии форм культурного самовы-
ражения», и, что особенно важно, именно в разнообразном культурном наследии воплощается идентичность и этническая принадлежность [1].
Кафедра ИСАА МГУ имеет тесные связи с 60 зарубежными университетами из стран Азии и Африки, Западной Европы, с которыми только за два года проведены 21 международная конференция и три круглых стола по актуальным проблемам зарубежного комплексного востоковедения. Как тут не вспомнить слова Генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины Боковой о том, что многоцветие культур и цивилизаций «...служит источником обновления идей и обществ, благодаря которому мы открываем себя остальному миру и оказываемся способными создавать новые парадигмы мышления» [2].
Особенно актуальны слова о «новых парадигмах мышления». Сейчас уже очевидно, что мир раскалывается на несколько региональных порядков, которым присущи собственные и не совпадающие с другими региональными порядками правила и нормы экономического, политического и социально-общественного поведения (Евроатлантика, Евразийское партнерство, Большой Ближний Восток). Причем, как отмечают многие эксперты, самым драматичным является тот
факт, что два региональных порядка отказывают в легитимности (то есть в праве существования) всем остальным, включая и друг друга, и оба, к сожалению, настаивают на правильности собственного понимания
О /Т-1 1—' О Т~!
мироустройства (Евроатлантика и Большой Ближний Восток).
Для оптимизации межкультурного взаимодействия необходим учет расслоения ценностных ориентаций, концентрированных в традиционалистских и модернистских культурах, в частности в их этнонациональ-ных и религиозных составляющих. С точки зрения компаративно-аксиологического метода именно эти ценностные различия наилучшим образом раскрывают идентификационное своеобразие различных культурных матриц. В случае резкого обострения отношений между определенными странами ценностные ориентации группируются, как правило, вокруг гражданской идентичности, то есть именно эта идентичность, как правило, доминирует над системой ценностей, обусловленных этнонациональными и национально-культурными приоритетами.
При современном раскалывающемся мире единственный способ сохранить мир - это постоянно действующий диалог, основанный на культуре и образовании. Понятия «культура», «образование» в их широком гуманистическом смысле способны сегодня объединять сердца миллионов людей, живущих на планете. И здесь значение кафедр ЮНЕСКО, которые концентрируют свою работу на социокультурном и поликонфессиональном взаимодействии, трудно переоценить.
Ежегодно в Институт стран Азии и Африки МГУ приезжают около 100 человек на краткосрочное включенное обучение до года и столько же - для получения полноценного образования (бакалавратура, магистратура, аспирантура). Специально для них профессор-
s <
а <
s ^
a- ■&■
¥ S
CO <u
о 2
« s
ско-преподавательским составом Института и кафедры ЮНЕСКО подготовлены более 50 учебных программ спецкурсов на выбор под общим названием «Россия и окружающий мир. Диалог цивилизаций, культур и религий». Эти курсы читаются как на русском, западноевропейских, так и на восточных языках. Более того, кафедрой также разработана специальная магистерская программа: «Russian studies: Dialogue of civilizations £ m (West, East, Eurasia)». Уникальность данного проекта
g IT состоит в том, что набор учащихся будет осущест-
"ш | вляться без обязательного знания русского языка. Изу-
| f чение русского языка в большом объеме предусмо-
| 5 трено во время учебного процесса. Учеба, защита
| 1 магистерских работ будут осуществляться преимуще-
^ § ственно на восточных языках. Судя по предваритель-
ному мониторингу, потребность в данной программе велика. Достигнута предварительная договоренность о подключении Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании к работе по данному проекту, поскольку в самой учебной магистерской программе предусмотрено немало часов по «новым информационным технологиям». Концентрируясь на данном проекте, кафедра ЮНЕСКО видит свою главную задачу в формировании нового культурно-пространственного измерения через межкультурный диалог и межэтнические коммуникации. Студенты ИСАА МГУ обучаются в полиэтническом, поликультурном и поликонфессиональном мире, сосуществуя в разных культурных и мировоззренческих параллелях. Главный акцент в реализации этого цивилизационного взаимодействия делается на совместной работе по формированию фундаментальной системы «согласия» по базовым принципам рождающегося нового мироустройства: • Признание представителями одних цивилизаций права других на существование.
• Выработка принципов мирного сосуществования как единственно возможного в современных условиях.
• Выработка новых общих правил взаимодействия стран и народов в условиях глобальной взаимозависимости.
Таким образом, совместно с иностранными учащимися через специальные учебные программы идет поиск этих общих правил взаимодействия, основанных, прежде всего, на неприменении насилия во внешней политике, экономической интеграции на паритетных началах всех стран и народов, а также на поддержке традиционных культур, поскольку, в данном случае, их цивилизационное разнообразие, как справедливо отметила Ирина Бокова, «является общим наследием человечества».
Литература:
1. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2014-2021 гг. 37С/4 СЦ4; СЦ5; СЦ6 // [Электронный ресурс]: URL: http://www.ifapcom.ru/files/Documents/37s4.pdf (дата обращения 02.01.2017)
2. Бокова И. Культурное разнообразие - ценный ресурс для достижения целей в области развития // [Электронный ресурс]: URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/ events/prizes-and-celebrations/celebrations/international-days/world-day-for-cultural-diversity-for-dialogue-and-development/ (дата обращения 02.01.2017)
Dilyara Solodovnik,
Ph. D. in History, Deputy Director, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (MSU), Head of UNESCO Chair on Asian and African Studies: Modern Methods of Studying and Teaching, Executive Director of the IAAS Society of Alumni (MSU), msu.iaas@mail.ru
Strengthening the role of UNESCO Chairs in the intercivilizational dialogue in the modern geopolitical context (case study of UNESCO Chair, IAAS, Moscow State University)
The article analyzes the foregrounding of the "Asian factor" in UNESCO Chairs activities, in particular, the diverse work of the UNESCO Chair at the IAAS, Moscow State University (MSU).
The UNESCO Chair on Asian and African Studies: Modern Methods of Studying and Teaching focuses on the formation of new cultural and spatial dimension through intercultural dialogue and interethnic communication. Students of IAAS study in multi-ethnic, multicultural and multi-confessional world, coexisting in different cultural and ideological parallels. To make this civilization interaction possible, the main emphasis should be placed on the joint formation of the fundamental system of "consent" according to the basic principles of the new world order.
Key words: UNESCO Chair (IAAS, MSU), Asian Studies, intercivilizational dialogue, cultural diversity, education for sustainable development, cultural matrices