Научная статья на тему 'К вопросу о межпредметных связях в преподавании дисциплины «История государственного управления»'

К вопросу о межпредметных связях в преподавании дисциплины «История государственного управления» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / HISTORY OF PUBLIC ADMINISTRATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / BASIC DISCIPLINE / ВАРИАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / DIVERGENT DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев О.Е.

Статья посвящена изучению проблемы межпредметных связей в преподавании дисциплины «История государственного управления» в высшей школе. Автор рассматривает место данного курса в системе гуманитарного, экономического и социального знания и предлагает комплексный подход к преподаванию базовых и вариативных дисциплин в системе подготовки кадров высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NHE PROBLEM OF INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION IN TEACHING «THE HISTORY OF PUBLIC ADMINISTRATION»

This article deals with the problem of inter-subject relations in teaching «History of public administration» in high school. The author examines the place of the course in the humanitarian, economic, and social knowledge, and suggests a comprehensive approach to teaching basic and divergent disciplines in the training system of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о межпредметных связях в преподавании дисциплины «История государственного управления»»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 303.01

О.Е. Андреев

канд. ист. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

К ВОПРОСУ О МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы межпредметных связей в преподавании дисциплины «История государственного управления» в высшей школе. Автор рассматривает место данного курса в системе гуманитарного, экономического и социального знания и предлагает комплексный подход к преподаванию базовых и вариативных дисциплин в системе подготовки кадров высшего образования.

Ключевые слова: история государственного управления, межпредметные связи, федеральный государственный образовательный стандарт, преподавание, базовые дисциплины, вариативные дисциплины.

O.E. Andreev, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch

ON NHE PROBLEM OF INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION IN TEACHING «THE HISTORY OF

PUBLIC ADMINISTRATION»

Abstract. This article deals with the problem of inter-subject relations in teaching «History of public administration» in high school. The author examines the place of the course in the humanitarian, economic, and social knowledge, and suggests a comprehensive approach to teaching basic and divergent disciplines in the training system of higher education.

Keywords: history of public administration, interdisciplinary communication, the federal state educational standards, teaching, basic discipline, divergent disciplines.

В теории и практике отечественного образования проблема интеграции преподаваемых в высшей школе дисциплин является одной из самых актуальных. Решение данной проблемы продиктовано новыми социальными условиями, предъявляемыми к современной образовательной системе. Междисциплинарный подход к организации учебного процесса в вузе, в системе преподавания основных профильных дисциплин позволяет сформировать у студентов основные знания, помогает в дальнейшем определиться с профессиональной специализацией и направленностью исследовательских интересов, а также более эффективно использовать возможности междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения. Безусловно, особое значение приобретает работа по интеграции и систематизации знаний студентов в различных сферах профессионального цикла, а также общего гуманитарного знания и других предметных циклов [3, с.159—160]. Одним из эффективных способов оптимизации соотношения различных дисциплин является процесс их интеграции в преподавании курса «История государственного управления» в рамках направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Использование усвоенных на занятиях знаний по различным предметным курсам достигается через практическое закрепление полученных сведений, используемых при творческом решении изучаемой исследовательской проблемы. Осознание неразрывности связей между различными областями знаний происходит через создание представления целостной научной картины развития системы органов государственного управления. При этом самостоятельная исследовательская работа в рамках дисциплины по выбору осуществляется и оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания. Работа над курсовыми проектами по ряду профильных дисциплин будет гораздо плодотворнее с учетом опыта усвоения знаний по истории государственного управления. При такой интеграции возможно решение исследовательских многопрофильных научных задач, которые решаются посредством комплексного межпредмет-

ного взаимодействия различных научных дисциплин, что в свою очередь, требует от студентов знаний по нескольким базовым предметным курсам, а также вариативным курсам. В результате студентами усваивается весьма ценный опыт в решении практических исследовательских задач. Они пополняют свой интеллектуальный уровень в процессе усвоения знаний и обмена информацией в рамках основных требований, предъявляемых к подготовке специалиста в области государственного и муниципального управления.

В современных условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему следует учитывать специфику структуры и содержательной части новых учебных планов высшего образования.

На основе федерального государственного стандарта в рамках профессиональной бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» разрабатываются и последовательно реализуются учебные планы и программы по дисциплинам (модулям). Структура учебного плана представлена в нескольких частях, каждая из которых обеспечивает содержание определенного цикла учебных дисциплин. Несомненно, ведущая роль отводится обязательным дисциплинам профессионального и общего гуманитарного циклов. В рамках нового учебного плана немалое значение придается учебным дисциплинам и курсам по выбору студентов, относящимся к блоку вариативных.

Как известно, вариативный блок предусматривает обеспечение альтернативного выбора дисциплины (курса) студентами в процессе обучения, в рамках профильного подготовки на каждом курсе обучения. Альтернативность выбора, в свою очередь, обеспечивается возможностью для каждого студента выбрать интересующую предметную область из двух предложенных дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом.

На факультете экономики и права Арзамасского филиала ННГУ студенты первого курса, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», в рамках гуманитарного, социального и экономического цикла на протяжении первого учебного семестра изучают курсы: «История государственного управления», «Введение в специальность», «История», «История мировых цивилизаций» и другие. На аудиторных занятиях по дисциплинам студенты получают возможность значительно расширить свои знания, так как реализуется тесное предметное взаимодействие с другими научными дисциплинами. Итоговой формой контроля по дисциплине «История государственного управления» является экзамен, в ходе которого проверяются усвоенные знания. Значительное количество часов по федеральному стандарту предусмотрено для самостоятельной работы студентов. В этих условиях, безусловно, возрастает нагрузка на студентов, которые должны заниматься освоением дисциплины (курса) не только в аудитории, но и самостоятельно.

Главной задачей преподавателя на данном этапе является обеспечение обучающихся студентов специальной научной и методической литературой, а также владение методикой междисциплинарного преподавания. Многообразие взаимосвязей различных явлений, изучаемых в рамках различных дисциплин, очень велико. Поэтому преподаватель, при рассмотрении любого из них, может обратить внимание учащихся на то, как изучаемое в рамках одного предметного курса явление связано с другими объектами, являющимися предметом изучения иных дисциплин [2]. Выбор явлений, на которое стоит обратить внимание, а также их взаимосвязь с другими предметами может быть определена при составлении рабочей программы преподавателем и обусловлена конкретной целью и совокупностью предметных задач. При помощи данной методики может быть осуществлено закрепление знаний по определенной тематике конкретного предмета. Это достигается за счет применения задач, используемых в одном предмете, для решения задач по другой изучаемой дисциплине. Следует учитывать и то, что использование межпредметных связей связано не только с их образовательной функцией, но и с развивающей и воспитывающей [1].

Возможность интегрирования базовых и вариативных дисциплин продуктивно сочетается с реализацией научно-исследовательских проектов (курсовых, выпускных квалификационных работ). В учебном процессе преподавание различных учебных дисциплин всегда связывается с необходимостью четкого соблюдения сетки учебных занятий в соответствии с учебным планом. Иногда последовательность изложения материала при изучении различных предметных дисциплин имеет весьма существенные временные расхождения. Это делает практически не возможной сведение схожих тем из различных курсов простой временной корректировкой учебных планов, так как при этом нарушается целостность и последовательность изложения внутри каждой из дисциплин. Следует также принять во внимание и различный уровень подготовки студентов, который создает определенные трудности при корректировке дисциплинарных курсов.

Таким образом, интеграция базовых и вариативных дисциплин может осуществляться через внимательное изучение на занятиях явлений в рамках исследовательской тематики, их взаимосвязи с объектами, являющимися предметом изучения других дисциплин, на основе возникающих в ходе обучения межпредметных связей. Кроме этого, процесс интеграции должен обязательно включать плановую работу на занятиях с докладами и рефератами студентов, продуманное построение учебных планов, практикумов по различным темам курса.

Осуществление межпредметных взаимодействий в преподавании базовых и вариативных дисциплин ставит перед преподавателем, специалистом в отдельной отрасли научного знания сложный комплекс научно-методических задач. Их решение, в конечном итоге, обеспечит раскрытие содержания предметной области изучаемой дисциплины.

Список литературы:

1. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. - 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.

2. Федянин, А.Б. Реализация межпредметного взаимодействия в процессе организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / А.Б. Федянин // Современная наука: актуальные проблемы науки и практики. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn03-11/252-a

3. Полещук, Л.Г. Межпредметные связи и философские аспекты преподавания гуманитарного цикла предметов в высшей технической школе/ Л.Г. Полещук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2011. - № 8, ч. 4. - С. 159-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.