О.В. Тарханова, канд. пед. наук, доцент, Н.П. Кушакова, канд. техн. наук, доцент, кафедра автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия, [email protected], [email protected]
ВАРИАНТ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ориентируясь на современный темп развития производства, внедрение во все его сферы информационных технологий, актуальную проблему, стоящую перед высшим образованием - формирование профессиональной компетентности студентов вуза, а также результаты анализа условий преподавания, можно говорить об актуализации необходимости совершенствования процесса подготовки обучающихся. Одним из возможных подходов к решению данной задачи является использование междисциплинарной интеграции. Авторы отмечают, что в научно-практической педагогике недостаточно изученными остаются вопросы моделирования процессов и технологии реализации междисциплинарной интеграции, в частности, на основе дисциплин информатики. В статье обоснована возможность интеграции дисциплин на основе межпредметных задач в учебном процессе, определены критерии и уровни интегрируемости, представлена классификация интеграции дисциплин информатики с другими изучаемыми дисциплинами с учётом направления, по которому обучается студент технического вуза. В результате обозначена система интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе определённых уровней интегрируемости дисциплин, классификации межпредметных задач. Авторы подчёркивают, что комплексный и систематический подход в подготовке студентов технических вузов с использованием предложенных методов, приёмов и средств целесообразно применять во всём учебном процессе: это будет способствовать повышению качества обучения в области интегрируемых дисциплин, формированию компетенций будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, формирование компетенций, интеграция дисциплин, межпредметные задачи, качество образования, студенты технического вуза, квалифицированный специалист, основная образовательная программа.
В последние десятилетия в связи с возрастанием требований предприятий к уровню подготовки специалистов и интеграции российского образования в общемировую систему всё актуальнее встаёт вопрос о необходимости пересмотра качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует на реализацию компетентностного подхода, где в качестве результатов рассматривается
не объём усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, выраженная в наборе компетенций, которыми должен обладать выпускник любого учебного заведения. Эти компетенции непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студента и должны удовлетворять предъявляемым работодателем требованиям1. Первоочередной задачей российского образования в процес-
дискуссия
журнал научных публикаций
се его перехода от «знаниевои» парадигмы к компетентностной является «перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) -на компетенции как ожидаемые результаты образовательного процесса»2.
Отличительная особенность дисциплины «Информатика» состоит в том, что знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе её изучения, являются основополагающим инструментарием как для изучения практически любой учебной дисциплины, так и для осуществления благополучной и успешной профессиональной деятельности во всех отраслях современного производства, неотъемлемая часть которого -информационные технологии. Наряду с этим сегодня наблюдается тенденция к уменьшению количества часов, отводимых ФГОС на изучение информатики.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между требованиями постоянно развивающегося и все более насыщающегося современной вычислительной техникой производства к качеству обучения, компетентности выпускника и возможностью их обеспечения в процессе профессиональной подготовки в вузе.3
Необходимость усиления информационной компоненты подготовки выпускника технического вуза следует также из сравни-
Первоочередной задачей российского образования в процессе его перехода от «знаниевой» парадигмы к компетентностной является «перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции как ожидаемые результаты образовательного процесса».
тельного анализа мировых и российских образовательных стандартов по инженерным направлениям: если фундаментальная составляющая при подготовке инженеров в отечест-— венных вузах больше, чем за рубежом, общепрофессиональная подготовка практически одинакова, то уровень компьютеризации у нас зна-
чительно ниже4. Анализ
учебных планов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» (ТюмГАСУ) по некоторым направлениям подготовки это наглядно демонстрирует (табл. 1).
Как видим, общее количество часов, отведённых на изучение информатики в 2015 году, колеблется в пределах 108-144 часов, что составляет 1,3-1,7% времени, отводимого на обучение студентов за весь срок реализации в рамках одной ООП по каждому направлению, и ниже тех же показателей за период 2009-2012 годов. Перечень же изучаемых разделов дисциплины «Информатика», согласно последним ФГОС по различным направлениям, как правило, либо не изменился, либо изменился в сторону насыщения. Такая ситуация, на наш взгляд, не может способствовать качественной подготовке выпускника технического вуза по данной дисциплине.
Следовательно, возникает вопрос, как в отведённое на изучение информатики время выработать у студента - выпускни-
Таблица 1
Распределение часов, отводимых на изучение информатики
Направление Количество часов по годам
2009 2012 2015
Всего % от общего количества Всего % от общего количества Всего % от общего количества
Строительство 200 2,4 180 2,0 144 1,7
Землеустройство и кадастр 230 2,8 180 2,0 144 1,7
Техносферная безопасность 204 2,5 252 2,8 108 1,3
ка технического вуза необходимые для использования аппарата информатики навыки, помочь ему овладеть её методами, развить информационную интуицию, способность видеть, уметь пользоваться знаниями, приобретёнными в процессе изучения курса «Информатика», сформировать у него основы профессиональной компетентности, добиться того, чтобы студент был способен применять полученные знания в различных ситуациях.
Обозначенные способности студента - будущего выпускника могут быть сформированы в процессе обучения, ориентированного на раскрытие интеграции знаний из области информатики с общетехническими и специальными дисциплинами. Поэтому для формирования профессиональной компетентности выпускника технического вуза и повышения качества его подготовки, на наш взгляд, особую дидактическую ценность представляют межпредметные связи на основе решения задач прикладного характера. В этом смысле значимыми являются работы таких авторов, как Н.В. Вдовенко, А.Н. Калиниченко, С.В. Новиков, Л.Н. Феофанова, уникальность которых заключается в раскрытии оптимизации качества подготовки специалистов средствами построения содержания одной отдельной дисциплины учебного курса на основе межпредметных задач5.
Но в то же время проблема повышения качества обучения и формирования компетентности студента средствами интеграции дисциплин является малоисследованной с точки зрения структурирования содержания образования, отсутствует система интеграции учебных дисциплин. Это относится не только к дисциплинам информатики. Как отмечают исследователи, «к сожалению, в настоящее время в вузах нашей страны компетентностная сущность междисциплинарной интеграции постигну-
Проблема повышения качества обучения и формирования компетентности студента средствами интеграции дисциплин является малоисследованной с точки зрения структурирования содержания образования, отсутствует система интеграции учебных дисциплин.
профессионального обучения... технологии, направленные на формирование профессиональной компетентности студентов»6.
В нашем исследовании особое внимание уделяется разработке технологии интеграции дисциплин на основе информатики: через введение критериев интегрируемости - определение уровня интегрируемости дисциплин - получение классификации учебных дисциплин по уровням интегрируемости, а также определению вида, способа подбора межпредметных задач в содержании дисциплин информатики с учётом установленного уровня интегрируемости дисциплин и направления, по которому обучается студент7.
В соответствии с этим главной целью явилась разработка системы интеграции дисциплины «Информатика» с другими учебными курсами в рамках одной ООП на основе решения межпредметных задач прикладного характера, направленной на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Также мы стремились определить ее влияние на качество обучения в области интегрируемых дисциплин.
Наше исследование показало, что информатика с каждой отдельной дисциплиной имеет свою степень (уровень) интеграции. Для ее определения были введены критерии интегрируемости двух дисциплин: ПА -фундаментальный понятийный аппарат; ПО - предметная область; ТДЦ - технология достижения цели; ОФК - общность формируемых компетенций.
— Соответственно, две научные дисциплины будем называть интегрируемыми по I уровню, если у них существуют общие составляющие по следующим критериям: частично ПА и дисциплина не информатика является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла; II уровню, если у них выявляются общие составляющие по сле-
та не полностью, так как отсутствуют раз- дующим критериям: частично по ПА, ча-работанные подходы к теории и методике стично по ПО и дисциплина не информатика
Таблица 2
Анализ дисциплин по критериальным характеристикам интегрируемости
Критерий интегрируемо сти Некоторые составляющие критерия в дисциплинах
Информатика Химия Строительная механика
ПА (фундаментальный понятийный аппарат) Бит, байт (измерение информации), константы, переменные, алгоритм Моль, константы, переменные Момент силы (инерции и т.д.), константы, переменные
ПО (предметная область) Различные сферы жизнедеятельности (образование, медицина, производство и т.д.) Различные сферы химического производства Различные сферы строительного производства
ТДЦ (технология достижения цели) Алгоритмизация, программирование, работа в прикладных пакетах Алгоритмизация Алгоритмизация, работа в прикладных пакетах
ОФК (общность формируемых компетенций) ПК-5 ПК-5 ПК-5
является дисциплиной математического или естественнонаучного цикла; III уровню, если у них выявляются общие составляющие по следующим критериям: частично по ПА, частично по ПО, частично по ТДЦ и дисциплина не информатика является дисциплиной профессионального цикла; IV уровню, если у них выявляются общие составляющие по следующим критериям: частично по ПА, частично по ПО, частично по ТДЦ, частично по ОФК.
Рассмотрим в качестве примера интеграцию дисциплины «Информатика» с учебными дисциплинами «Химия» и «Строительная механика», предусмотренными учебным планом подготовки инженеров по направлению «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»). В табл. 2 представлен анализ этих дисциплин по критериальным характеристикам интегрируемости.
Данные табл. 2 показывают, что все дисциплины имеют общие составляющие
по всем критериям. Дисциплина «Химия» является естественнонаучной, следовательно, дисциплины «Информатика» и «Химия» имеют II уровень интеграции; «Строительная механика» является профессиональной дисциплиной, следовательно, имеет IV уровень интеграции с дисциплиной «Информатика». В соответствии с введёнными критериями интегрируемости и уровнями интеграции нами получены сводные таблицы, отражающие классификацию всех дисциплин ООП по уровням интеграции информатики с учебными дисциплинами, изучаемыми студентами, обучающимися на конкретном направлении. Это позволило выявить различия в уровне интеграции информатики с различными дисциплинами внутри одной ООП на всех курсах обучения (табл. 3) с целью применения описанных далее приёмов обучения для повышения качества подготовки студентов.
Как показало исследование, с каждым курсом возрастает количество дисцип-
Таблица 3
Количество дисциплин каждого курса, соответствующих определенному уровню интегрируемости, по направлению обучения «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»)
Курс Количество дисциплин разного уровня интегрируемости
I II III IV
1-й 7 7 0 0
2-й 4 10 4 1
3-й 0 2 16 6
4-й 0 0 22 2
лин, имеющих третий уровень интегрируемости, а на последнем курсе практически все дисциплины имеют как минимум третий уровень интегрируемости, в то время как изучение дисциплины «Информатика» заканчивается на первом или втором курсе, в зависимости от направления. Следовательно, задача преподавателя дисциплины «Информатика» - организовать работу студентов таким образом, чтобы приобретённые знания, умения и навыки стали неотъемлемой частью их деятельности в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла, чтобы применение компьютера как средства обработки информации, средства обучения стало привычкой.
Выше мы отмечали, что особый интерес в решении обозначенного вопроса представляют межпредметные познавательные задачи, которые могут быть на-
Студенты, в процессе обучения которых использовалась описанная система интеграции дисциплин, чаще применяют знания
полученные в ходе изучения информатики, для решения профессиональных задач в рамках других учебных курсов.
правлены на достижение различных учебных результатов. Они включают студента в деятельность по установлению связей между структурными элементами матери-_ ала и умениями по различным учебным дисциплинам8.
В научно-педагогической литературе представлено немного вариантов классификаций межпредметных задач. В нашей работе мы опирались на задачи трех типов (классификация по возрастанию сложности): тренировочные - направленные на формирование умений и навыков, где необходимо применить известный алгоритм, общий метод, традиционный способ решения; поисковые - требующие от студентов нестандартных приёмов решения, сочетания нескольких традиционных способов, использования известных алгоритмов в нестандартных ситуациях; творческие - способствующие формированию и развитию навыков исследовательской дея-
Таблица 4
Использование межпредметных задач с учётом уровня интеграции дисциплин
Уровни интеграции Тип задачи Назначение задачи Форма занятия
I Тренировочная Демонстрация целей и задач изучения курса информатики в связи с профессией, овладение функциональными знаниями по интегрируемым дисциплинам Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Контрольные работы Текущий контроль Контроль по учебным темам
II, III Поисковая То же, что и тренировочные, и применение знаний интегрируемых дисциплин в практической деятельности, формирование навыков профессиональной компетентности, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний Лабораторные занятия Практические занятия Домашние работы Типовые расчёты Расчётно-графические работы Контрольные работы Семестровый контроль Курсовое проектирование Различные виды практик (учебная, производственная, преддипломная)
II, III, IV Творческая То же, что тренировочные и поисковые, и проведение научно-исследовательской работы Различные виды практик Студенческие научные конференции Олимпиады Дипломное проектирование
дискуссия
журнал научных публикаций
тельности - такие задачи наиболее приближены к профессиональной сфере.
Сопоставляя характеристики введённых уровней интеграции дисциплин и обозначенных типов межпредметых задач, можно выявить более логичное и целесообразное использование того или иного типа межпредметных задач при различных формах занятий на каждом уровне интеграции (табл. 4).
Из табл. 4 видно, что с повышением уровня интеграции целесообразно применение задач более сложного типа, решение которых предполагает увеличение доли самостоятельной, созидательной деятельности обучаемых.
Кроме того, для каждого направления обучения нами были разработаны комплекты межпредметных задач прикладного характера всех трёх типов с учётом уровня интеграции дисциплины «Информатика» с другими учебными курсами внутри одной образовательной программы. В табл. 5 представлены примеры таких задач для некоторых направлений подготовки. Они используются в дисциплине «Информатика» при изучении раздела «Прикладные программные средства».
Общая формулировка задания для межпредметных задач может выглядеть следующим образом: «В соответствии с содержанием задачи, её предметной областью вы-
Таблица 5
Примеры межпредметных задач по информатике в соответствии с уровнем интеграции дисциплин
Направление Интегрируемая дисциплина Уровень интеграции Тип и формулировка межпредметной задачи в дисциплине «Информатика»
Строительство Экономика I Тренировочная задача В соответствии с образцом* создать бланк «Сметный расчёт на строительство объекта»
Химия II Поисковая задача Оформить информацию о классификации видов коррозии строительных материалов
Строительная механика IV Творческая задача Оформить информацию на тему «Информационные технологии, используемые в строительной механике»
Землеустройство и кадастр Право (земельное) I Тренировочная задача В соответствии с образцом* создать графическую схему «Источники земельного права»
Географические информационные системы (ГИС) II Поисковая задача Самостоятельно разработать и создать графическую схему классификации ГИС в кадастре
Экономико-математические методы и модели IV Творческая задача Составить оптимальный план застройки жилого квартала домами различных серий и типов
Техносферная безопасность Менеджмент I Тренировочная задача В соответствии с образцом* создать графическую схему внедрения системы экологического менеджмента (ISO 14001)
Безопасность жизнедеятельно сти III Поисковая задача Самостоятельно разработать и создать графическую схему классификации опасных и вредных факторов строительного производства
Решение эколого-экономических задач на ЭВМ IV Творческая задача Создать таблицу расчётов оптимизации экономических затрат на проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности
* Образец дается в методических указаниях, предлагаемых студентам на лабораторных занятиях.
брать прикладную программу MsWord или MsExcel, обосновать её выбор и разработать документ, реализующий решение поставленной задачи. Для задач, соответствующих IV уровню, средствами пакета MsPoverPoint создать документ-презентацию, который демонстрирует основные этапы решения задачи. При оформлении документов максимально продемонстрировать знания, умения и навыки использования инструментария программы, в которой реализуется решение межпредметной задачи».
Таким образом, рассмотренный подход к использованию межпредметных задач в учебном процессе позволяет активизировать учебную деятельность студента; повысить интерес студента к предмету; сформировать у него умение самостоятельной работы с информацией; определить внешние связи между дисциплинами; оценить место и значимость дисциплины «Информатика» в подготовке выпускника; пополнить учебно-методический комплекс; найти индивидуальный подход к студенту через его интерес к другому предмету.
В заключение также хотелось бы отметить, что студенты, в процессе обучения которых использовалась описанная система интеграции дисциплин, чаще применяют знания, полученные в ходе изучения информатики, для решения профессиональных задач в рамках других учебных курсов. Большинство из них - 79%, а также 58% студентов, процесс обучения которых строился в привычном формате, считают, что для получения высшего образования необходимо знание информатики; это позволяет признать наличие положительной мотивации при изучении данной дисциплины у студентов обеих групп. Кроме того, преподаватели-предметники констатируют более качественный уровень выполнения заданий студентами тех групп, где при обучении применялась система интеграции дисциплин.
Итак, комплексный подход в подготовке выпускников технических вузов через сочетание различных методов, форм и средств посредством системы интеграции дисциплин на основе решения межпредметных задач способствует повышению качества образования, обучения как по дис-
циплине «Информатика», так и по интегрируемым учебным курсам, формированию потребности применения информационных технологий в ходе всего учебного процесса, а также формированию основ профессиональной компетентности будущих специалистов. ^
Литература
1. Комарова А.А. Наполнение фонда оценочных средств дисциплины с позиции компетентностно-го подхода // Дискуссия. 2015. № 10. С. 138-146.
2. Волкова Е.Е. Перевод традиционных целей обучения математике в вузе в компетенции как актуальная проблема современного образования // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. науч. тр. Тюмень, 2014. С. 56-61.
3. Тарханова О.В. Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики (на примере технического вуза): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 172 с.
4. Дворецкий С., Таров В., Муратова Е. Информационные технологии в подготовке инженеров // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 130-135.
5. Тарханова О.В. Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики (на примере технического вуза): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 172 с.
6. Данилова О.В., Зиннатуллина Н.Д., Тимербае-ва Г.Р. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции // Дискуссия. 2014. № 5. С. 110-116.
7. Тарханова О.В. Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики (на примере технического вуза): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 172 с.
8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.; Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987, 160 с.; Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема // Советская педагогика. 1981. № 8. С. 78-82; Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984. С. 42-47.
THE VARIANT OF DISCIPLINE'S INTEGRATION SYSTEM AS A MEAN FOR EDUCATION'S QUALITY GROWTH OF TECHNICAL UNIVERSITY'S ALUMNI
O.V. Tarkhanova, Candidate of Pedagogy, Docent, N.P. Kushakova, Candidate of Technical Sciences, Docent, The department of motor transport, construction and road-building machines, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, [email protected], [email protected]
Taking into account the modern rate of manufacturing's development, and integration of information technologies in all the spheres, the higher education meets a great challenge - formation of students' professional competence, and also analysis of teaching conditions; all these factors actualize the necessity of students' training process improvement. One of the possible approaches in this problem's solution is an application of interdisciplinary integration. The authors underline that in scientific and practical pedagogy the problems of processes modeling and technologies of interdisciplinary integration's realizations are not studied enough, in particular - on the base of information science disciplines. The article substantiates an ability of disciplines' integration on the base of intersubject tasks in educational process; it also defines the criteria and levels of integration, provides the classification of information science's disciplines with other studied subjects, taking into account a specialty of a student. As a result, the paper provides a information science disciplines' integration system with other subjects on the base of special levels of disciplines' integration and classification of intersubject tasks. The author underlines that the complex and system approach in training students of technical specialties with the use of the offered methods and means can be used in the whole educational process; it will promote the quality of education in the field of integrated disciplines and competences 'formation for future specialists.
Key words: professional competence, the formation of competencies, integration of disciplines, cross-curricular tasks, the quality of education, students of the technical Institute, a qualified person, the main educational program.
References
1. Komarova A. A. Napolnenie fonda otsenochnykh sredstv distsipliny s pozitsii kompetentnostnogo podkhoda [The content of the Fund of assessment tools of the discipline from a position of competence approach]. Diskussiia - Discussion, 2015, no. 10, pp. 138-146.
2. Volkova E.E. Perevod traditsionnykh tselei obucheniia matematike v vuze v kompetentsii kak aktual'naia problema sovremennogo obrazovaniia [The translation of the traditional goals of teaching mathematics at the University in the competence as an important problem of modern education]. Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, ekonomike i sotsiologii: sb. nauch. tr. [Mathematical methods and models in management, Economics and sociology. Coll. of sci. works] Tiumen, 2014, pp. 56-61.
3. Tarkhanova O.V. Povyshenie effektivnosti obucheniia na osnove integratsii uchebnykh distsiplin s prepodavaniem informatiki (na primere tekhnicheskogo vuza): dis. ... kand. ped. nauk [Improving training effectiveness through the inte-
gration of academic disciplines with teaching computer science (for example, technical College). Candidate of pedagogy sci. diss]. Moscow, 2004. 172 p.
4. Dvoretskii S., Tarov V., Muratova E. Informatsionnye tekhnologii v podgotovke inzhenerov [Information technologies in training of engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2001, no. 3, pp. 130-135.
5. Tarkhanova O.V Povyshenie effektivnosti obucheniia na osnove integratsii uchebnykh distsiplin s prepodavaniem informatiki (na primere tekhnicheskogo vuza): dis. ... kand. ped. nauk [Improving training effectiveness through the integration of academic disciplines with teaching computer science (for example, technical College). Candidate of pedagogy sci. diss]. Moscow, 2004. 172 p.
6. Danilova O.V., Zinnatullina N.D., Timerbaeva G.R. Formirovanie professional'noi kompetentnosti studentov tekhnicheskikh vuzov posredstvom me-zhdistsiplinarnoi integratsii [The formation of pro-
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
fessional competence of students of technical universities through interdisciplinary integration].
Diskussiia - Discussion, 2014, no. 5, pp. 110-116.
7. Tarkhanova O.V Povyshenie effektivnosti obucheniia na osnove integratsii uchebnykh distsiplin s prepodavaniem informatiki (na primere tekhnicheskogo vuza): dis. ... kand. ped. nauk [Improving training effectiveness through the integration of academic disciplines with teaching computer science (for example, technical College). Candidate of pedagogy sci. diss]. Moscow, 2004. 172 p.
8. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye sviazi v protsesse obucheniia [Interdisciplinary con-
nections in the learning process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 192 p.; Maksimova V.N. Mezhpredmetnye sviazi v uchebno-vospitatel 'nom protsesse sovremennoi shkoly [Interdisciplinary communication in the educational process of modern school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987, 160 p.; Maksimova V.N. Mezhpredmetnye sviazi kak didakticheskaia problema [Interdisciplinary communication as a didactic problem]. Sovetskaia pedagogika - Soviet pedagogy, 1981, no. 8, pp. 78-82; Maksimova V.N. Mezhpredmetnye sviazi i sovershenstvovanie protsessa obucheniia [Intersubject communications and improvement of the learning process]. Moscow, 1984, pp. 42-47.