УДК 378
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
© Ю. А. Шанина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (342) 273 38 81.
Email: shanina.julia.a@gmail. com
Статья посвящена проблемам модернизации методики преподавания гуманитарных дисциплин в системе высшего образования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения и профессионального стандарта педагога. На основе обобщения опыта преподавания дисциплины «Теория и история мифологии» магистерской программы «Литературное образование» направления подготовки «Педагогическое образование» предлагается система организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает формирование необходимых компетенций будущих преподавателей-филологов и может быть реализована как в условиях очной, так и дистанционной форм обучения. Разработанный комплекс заданий учитывает требования ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога и отвечает принципам системности (от простого к сложному, от теории к практике), разноплановости, направленности на формирование и проверку уровня сформированности компетенций, на проявление творческих нестандартных подходов к решению образовательных задач. Подобная система самостоятельной работы позволяет решить целый ряд методических и дидактических вопросов современного, в том числе, электронного обучения и может служить моделью в рамках разработки других дисциплин гуманитарного цикла.
Ключевые слова: дистанционное обучение; компетентностный подход; педагогическое образование; самостоятельная работа; филология, электронное обучение.
Современная система высшего образования регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом, который продолжает модернизироваться. Неизменным остается компетентностный подход, который является приоритетным на всех ступенях образования. Проблемам его реализации посвящено большое количество методических разработок и научных исследований. Это обусловлено тем, что каждая отдельная область знания имеет свою предметную специфику, из которой следует комплекс применяемых методов обучения. В частности, вопросам обеспечения ком-петентностного подхода в подготовке будущих учителей-словесников посвящены работы И. Б. Во-рожцовой [1], Е. А. Жиндеевой [2], Л. В. Черепановой [3] и др. Но в центре внимания методистов в основном остается языковое образование, преимущественно связанное с преподаванием иностранных языков. Кроме того, практикоориентирован-ный подход в сфере высшего педагогического образования на сегодняшний день предполагает приближение компетентносной модели выпускника вуза к требованиям профессионального стандарта педагога и концепции преподавания русского языка и литературы в школе.
В отношении филологического образования нельзя не согласиться с тем, что в самом общем виде предметы гуманитарного цикла в своем содержании имеют базовые общекультурные положения, которые являются неизменными, что обеспечивает преемственность разных этапов развития
системы отечественного образования. Поэтому специалисты подчеркивают необходимость сочетать в обновленной образовательной системе «прочные базовые знания, имеющие, в частности, культурное значение, с выработкой ориентиров, ценностей и навыков, помогающих выпускнику самостоятельно отбирать и концентрировать эти знания в определенной области деятельности в постоянно обновляющемся и изменяющемся информационно-культурном пространстве» [4, с. 1129]. В принципиальном пересмотре нуждаются именно образовательные технологии, которые бы обеспечили соблюдение компетентностного, практико-ориентированного подходов и предусматривали применение электронного обучения. Большинство образовательных программ реализуются и в очной, и заочной форме обучения, при этом, если в первом случае электронное обучение выступает как дополнение к присутственным формам обучения, то во втором преобладающей становится дистанционная форма [5, с. 85]. Но уровень сформированности компетенций студентов не может быть различным, поэтому дидактический материал должен быть одинаково эффективен и для очной, и для дистанционной форм обучения.
В условиях внедрения дистанционного обучения одно из ведущих мест в образовательном процессе начинает занимать самостоятельная работа студентов. Во многом достижение необходимых результатов зависит прежде всего от того, насколько эффективны формы самостоятельной работы
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №4
1131
студентов, предложенные в процессе освоения того или иного курса. Важнейшей проблемой электронного дистанционного обучения является обеспечение самостоятельности выполнения студентами тех или иных заданий. На наш взгляд, достижение данной цели возможно при условии соблюдения принципа практикоориентированности заданий, выполнение которых требует применения нестандартных, творческих подходов.
В данной статье предлагаются пути решения поставленных проблем, опираясь на опыт преподавания дисциплины «Теория и история мифологии» вариативной части учебного плана программы магистерской подготовки «Литературное образование» направления подготовки «Педагогическое образование». Ее включение в программу обучения связано с основными тенденциями в развитии литературы и культуры ХХ в., появлением новых методологий анализа художественного текста под влиянием развития науки о мифе. Освоение этого курса даст возможность профессионально комментировать произведения современных популярных среди подростков авторов, часто основанных на компиляции различных мифологических систем, позволит будущим учителям осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся, предусмотренное профессиональным стандартом.
Реализация курса «Теория и история мифологии» нацелена на обеспечение формирования целого ряда компетенций. Комплекс заданий для самостоятельной работы студентов по данной дисциплине обусловлен рядом требований: 1) задания для самостоятельной работы направлены на развитие необходимых компетенций, предусмотренных учебным планом, и обеспечивают проверку уровня их сформированности; 2) отвечают принципам системности; 3) задания различны по своей типологии, сориентированы на разные виды трудовых действий будущих педагогов; 4) типы самостоятельных работ распределяются по принципу от простого к сложному, от теории к практике; 5) каждое из заданий сопровождается четкими требованиями к выполнению и критериями их оценки.
Дисциплина «Теория и история мифологии» по своему содержанию направлена на формирование знаний студентов об основных этапах развития, типологии мифологии, специфике исследования мифологии, сходстве и различиях между мифологическими системами разных народов, о роли мифа в развитии и становлении человеческой культуры и литературы. Актуальность данной дисциплины во многом обусловлена необходимостью формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-3 (готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия) [6], которая соответствует одно-
му из трудовых действий профессионального стандарта педагога: формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде [7]. Толерантное отношение базируется прежде всего на знании своеобразия другой культуры. Именно национальные мифологии являются отражением многих культурных традиций разных народов, во многом определяют особенности национального менталитета [8, с. 194-195].
Программа курса предполагает изучение таких национальных мифологических систем, как мифология Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, древних славян, тюркских народов, библейская мифология. Их отбор обусловлен степенью влияния на мировой литературный процесс и учетом регионального аспекта. Для выполнения заданий для самостоятельной работы студенты должны избирать в качестве материала одну из национальных мифологий, каждый раз новую. Количество заданий соответствует числу изучаемых национальных мифологий, что позволяет охватить материал всего курса. При этом такие традиционные формы самостоятельной работы, как чтение первоисточников (в данном случае национальных эпосов, классических пересказов мифов), конспектирование источников (трудов философов и филологов ХХ в., посвященных теории мифа) являются необходимым условием для выполнения заданий.
Задания имеют методическую и научно -исследовательскую направленность. В частности, изучение разделов античной и библейской мифологии завершается подготовкой сводной таблицы, содержащей следующие сведения о мифологических героях: а) вопрос о генезисе культа бога или героя; б) канон изображения героя; в) эвгемеристи-ческое, аллегорическое, символическое, психологическое толкование мифа или образа в мировой художественной культуре и философии ХХ в.; г) примеры использования мифологических сюжетов в мировом искусстве (литературе, живописи, скульптуре, музыке), которые иллюстрируют указанные выше трактовки. Информация об отдельных героях должна быть равноценной. Работа должна быть выверена и аккуратно оформлена. Примеры (не менее двух по каждому образу), иллюстрирующие использование мифологического образа в мировой культуре и русской литературе, необходимо сопровождать комментариями: жанр произведения, имя автора, полное название, время создания. Оценка работы зависит от степени ее самостоятельности. Выполнение этого задания требует обращения к разным научным источникам, поэтому позволяет проверить готовность студента анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) [6].
1132
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Кроме того, на материале одной из мифологических систем студенты должны подготовить дидактический материал к мифологическому диктанту, презентацию, раскрывающую особенности одной их национальных мифологий, элективный курс, посвященный изучению той или иной мифологии. К мифологическому диктанту студенту необходимо подготовить не менее 15 вопросов, которые предполагают предельно краткие, однозначные ответы. Критериями оценки выполнения данного задания является отсутствие стилистических и грамматических ошибок, широта охвата учебного материала, отсутствие однотипных вопросов. Презентация должна иметь культурно-просветительскую направленность и в сжатом виде представлять основные особенности той или иной национальной мифологии. Она должна содержать не менее 15 слайдов, должна быть наглядной и одновременно информативной. Иллюстративный материал презентации должен быть атрибутирован, наиболее важная информация должна быть выделена. Не допускается нарушение пропорций иллюстративного материала, орфографические и стилистические ошибки, механическое перенесение текстов больших объемов, презентация не должна быть перегружена эффектами. Разработка элективного курса для обучающихся старших классов или студентов ссузов должна содержать аннотацию, ка-лендарно-тематическое планирование, программу, рекомендованную литературу.
В своей совокупности перечисленные виды работ призваны подготовить студентов к педагогической и культурно-просветительской деятельности, способствовать формированию профессиональных компетенций: готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10); способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19) [6].
Выполненные студентами задания апробируются и обсуждаются непосредственно на практических занятиях: например, студенты сами отвечают на предложенные вопросы диктанта, выступают с докладами по материалам сводных таблиц. В условиях электронного обучения задание предоставляется в виде отдельного электронного документа. Хотя наиболее продуктивными для обучения явля-
ются те платформы электронного образования, которые дают возможность организации онлайн-обсуждения, чата либо ведения блога с полем для комментариев. Такой вид дистанционного общения позволяет достичь максимальной открытости, исключает возможность списывания, плагиата, в большей степени дисциплинирует студента и делает его общение с преподавателем более мобильным.
Предложенные принципы организации работы студентов позволяют решить целый ряд методических и дидактических задач современного, в том числе, электронного обучения и могут служить моделью для разработки других дисциплин гуманитарного цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворожцова И. Б. Высшее филологическое образование: какие компетенции?//Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2011. №5-4. С. 178-185.
2. Жиндеева Е. А., Николаева Е. А., Сердобинцева Е. А. Компетентностный подход к изучению образцов современной русской поэзии с точки зрения подготовки студентов филологического факультета // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №6. С. 65-72.
3. Черепанова Л. В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6(53). С. 36-44.
4. Федоров А. А., Родионова С. Е. Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4. С. 1129-1132.
5. Якушева Н. М. Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений // Педагогика и психология образования. 2014. №1. С. 84-88.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 21 ноября 2014 г., №1505. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/mag_44.04.01.pdf.
7. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://
www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
8. Федоров А. А. Введение в теорию и историю культуры. М.: Флинта, 2012. 464 с.
Поступила в редакцию 25.11.2016 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2016. T. 21. №4
1133
TEACHING TECHNIQUES OF HUMANITARIAN SUBJECTS AND THE REQUIREMENTS OF STATE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION
© Y. A. Shanina
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 3a Oktyabrskoi revolutsii St., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (342) 273 38 81.
Email: shanina.julia.a@gmail. com
The article is devoted to the problems of modernization the teaching techniques of humanitarian subjects that must correspond with the requirements of third-generation of Federal State Educational Standards and Professional Standards for Teachers. The author proposes the model of organization the students' independent activities; the model based on the teaching experience in discipline Mythology Theory and History included in Literary Education program of Master degree. It ensures the formation of the necessary competencies in the training system of feature language and literature teachers, it can be used in conditions of the full-time education and in distant learning. Complex of tasks taking into account the requirements of Federal State Educational Standards and Professional Standards for Teacher was developed. It complies with the following principles: system (from simple to complex, from theory to practice), diversity, orientation to training and testing the level of formation of competences, manifesting creative non-standard approaches to solving. Such system of students' independent activities allows solving the series of methodological and didactic problems of modern education and E-Learning, it can be used as the model for the elaboration teaching techniques of humanitarian subjects.
Keywords: competency method, distant learning, E-Learning, Federal State Educational Standards, pedagogical education, philology.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Vorozhtsova I. B.Vestnik Udmurt-skogo universiteta. Ser. Istoriya i filologiya. 2011. No. 5-4. Pp. 178-185.
2. Zhindeeva E. A., Nikolaeva E. A., Serdobintseva E. A. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No. 6. Pp. 65-72.
3. Cherepanova L. V. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2013. No. 6(53). Pp. 36-44.
4. Fedorov A. A., Rodionova S. E. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2008. Vol. 13. No. 4. Pp. 1129-1132.
5. Yakusheva N. M. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2014. No. 1. Pp. 84-88.
6. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obra-zovanie (uroven' magistratury), utverzhdennyi 21 noyabrya 2014 g., No. 1505. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/mag_44.04.01.pdf.
7. Prikaz Mintruda Rossii No. 544n ot 18 oktyabrya 2013 g. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Ministerstvo truda i sotsial'noi zashchity. Bank Dokumentov. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
8. Fedorov A. A. Vvedenie v teoriyu i istoriyu kul'tury [Introduction to the theory and history of culture]. Moscow: Flinta, 2012.
Received 25.11.2016.