Научная статья на тему 'К вопросу о межгосударственном и международном розыске скрывшихся экстремистов, террористов и наемников'

К вопросу о межгосударственном и международном розыске скрывшихся экстремистов, террористов и наемников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК / ИНТЕРПОЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (УИС) ФСИН РОССИИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (АТЦ) / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EXTREMISM AND TERRORISM / INTERNATIONAL SEARCH / INTERSTATE SEARCH / INTERPOL / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / THE PENAL SYSTEM (UIS) OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / ANTI-TERRORISM CENTER (ATC) / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Тарасов Максим Юрьевич

В статье отражены нормативно-правовые основания международного и межгосударственного розыска скрывшихся экстремистов, террористов и наемников, на базе которых формируется алгоритм действий, направленных на розыск преступников. Определяются формы и методы по сбору сведений о лицах, объявленных в розыск за экстремистские или террористические преступления и установления возможного их местонахождения, выявлению и пресечению попыток проникновения лиц, прошедших подготовку в террористических группировках и имеющих намерение осуществить акты на территориях стран СНГ, а также террористов - смертников, выявлению и поиску граждан стран СНГ, участвовавших в боевых действиях в составе террористических, экстремистских группировок и незаконных вооруженных формированиях на территориях третьих стран. Формулируются предложения по совершенствованию функционирования системы международного и межгосударственного розыска, предлагаются решения вопросов, связанных с проблемами правового механизма, порядком взаимного обмена информацией, с организацией и процедурой розыска, надзором и контролем за его осуществлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INTERSTATE AND INTERNATIONAL FINDING OF THE HIDDEN EXTREMISTS, TERRORISTS AND MERCENARIES

The article reflects the legal and regulatory basis for the international and inter-State search for hidden extremists, terrorists and mercenaries and forms on this basis an algorithm of actions aimed at searching for criminals. Forms and methods are defined to collect information on persons wanted for extremist or terrorist crimes and their possible location, to detect and suppress attempts to infiltrate persons trained in terrorist groups and intent to carry out acts in the territories of CIS countries, as well as terrorists - Suicide bombers, identification and search of citizens of CIS countries who participated in hostilities as part of terrorist, extremist groups and illegal armed groups in the territories of third countries. Proposals are formulated to improve the functioning of the system of international and inter-State search, and solutions are proposed to issues related to the problems of the legal mechanism, the procedure for mutual exchange of information, the organization and procedure of search, supervision and monitoring of its implementation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о межгосударственном и международном розыске скрывшихся экстремистов, террористов и наемников»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10211

ББК 67 © Н.В. Румянцев, М.Ю. Тарасов, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РОЗЫСКЕ СКРЫВШИХСЯ ЭКСТРЕМИСТОВ, ТЕРРОРИСТОВ И НАЕМНИКОВ

Николай Викторович Румянцев, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru

Максим Юрьевич Тарасов, ведущий научный сотрудник, кандидат юридических наук ФКУ НИИ ФСИН России (125130, Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1) E-mail: tarasov0123@gmail.com

Аннотация. В статье отражены нормативно-правовые основания международного и межгосударственного розыска скрывшихся экстремистов, террористов и наемников, на базе которых формируется алгоритм действий, направленных на розыск преступников. Определяются формы и методы по сбору сведений о лицах, объявленных в розыск за экстремистские или террористические преступления и установления возможного их местонахождения, выявлению и пресечению попыток проникновения лиц, прошедших подготовку в террористических группировках и имеющих намерение осуществить акты на территориях стран СНГ, а также террористов - смертников, выявлению и поиску граждан стран СНГ, участвовавших в боевых действиях в составе террористических, экстремистских группировок и незаконных вооруженных формированиях на территориях третьих стран. Формулируются предложения по совершенствованию функционирования системы международного и межгосударственного розыска, предлагаются решения вопросов, связанных с проблемами правового механизма, порядком взаимного обмена информацией, с организацией и процедурой розыска, надзором и контролем за его осуществлением.

Ключевые слова: экстремизм и терроризм, международный розыск, межгосударственный розыск, Интерпол, правоохранительные органы, уголовно-исполнительная система (УИС) ФСИН России, Антитеррористический Центр (АТЦ), Содружество независимых государств (СНГ), взаимодействие.

TO THE QUESTION OF THE INTERSTATE AND INTERNATIONAL FINDING OF THE HIDDEN EXTREMISTS, TERRORISTS AND MERCENARIES

Nikolay V. Rumyantsev, Chief Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation, Professor of the Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru

Maksim Yu. Tarasov, Leading Researcher, Candidate of Legal Sciences

Federal Research Institute of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation (125130, Moscow, Narvskaya

str., 15а, build. 1)

E-mail: tarasov0123@gmail.com

Abstract. The article reflects the legal and regulatory basis for the international and inter-State search for hidden extremists, terrorists and mercenaries and forms on this basis an algorithm of actions aimed at searching for criminals. Forms and methods are defined to collect information on persons wanted for extremist or terrorist crimes and their possible location, to detect and suppress attempts to infiltrate persons trained in terrorist groups and intent to carry out acts in the territories of CIS countries, as well as terrorists - Suicide bombers, identification and search of citizens of CIS countries who participated in hostilities as part of terrorist, extremist groups and illegal armed groups in the territories of third countries. Proposals are formulated to improve the functioning of the system of international and inter-State search, and solutions are proposed to issues related to the problems of the legal mechanism, the procedure for mutual exchange of information, the organization and procedure of search, supervision and monitoring of its implementation.

Keywords: extremism and terrorism, international search, interstate search, Interpol, law enforcement agencies, the penal system (UIS) of the Federal Penitentiary Service of Russia, Anti-Terrorism Center (ATC), Commonwealth of Independent States (CIS), interaction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Румянцев Н.В., Тарасов М.Ю. К вопросу о межгосударственном и международном розыске скрывшихся экстремистов, террористов и наемников. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):122-6.

Вопросы противодействия терроризму становятся в современном мире одними из наиболее актуальных. В настоящее время в учреждениях УИС содержится 2717 обвиняемых и осужденных за террористические и экстремистские преступления лиц. Наблюдается устойчивая тенденция значительного роста категории лиц, осужденных к лишению свободы за совершение подобных преступлений (2014 — 1446, 2018 — 2730, рост более 95%)\ Именно поэтому вопросы противодействия экстремистской и террористической деятельности регулярно обсуждаются министрами внутренних дел, обороны, руководителями специализированных служб и правоохранительных органов на встречах глав государств и правительств.

Как было отмечено на Совещании представителей подразделений правоохранительных органов, специальных служб и органов безопасности стран СНГ, занимающихся вопросами межгосударственного поиска лиц, совершивших преступления террористического характера, одним из основных направлений совместной деятельности является проведение комплексных, согласованных профилактических мероприятий и специальных операций. Так, например, в ходе организации в 1 квартале 2019 года 1-го этапа межгосударственной операции «Розыск», было разыскано 4457 лиц, находящихся в межгосударственном и международном розыске2.

Противодействие экстремистской и террористической деятельности является одним из приоритетных направлений работы российских правоохранительных органов. Данные обстоятельства, прежде всего, связаны с сохраняющейся угрозой совершения резонансных преступлений членами международных террористических организаций.

В целях оказания содействия заинтересованным странам Содружества в реализации межгосударственного поиска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовной ответственности, правоохранительные органы на постоянной основе проводят комплекс организационных, информационно-аналитических, оперативно-розыск-

1 Гробивкин М.Л. Организация работы в местах лишения свободы в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера // Материалы III Совещания представителей подразделений органов безопасности, правоохранительных органов государств - участников СНГ, занимающихся вопросами межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера // 30.05.2019г. С. 114.

2 Деревянко Э.В. О проблемных вопросах, связанных с организацией межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера // Материалы III Совещания представителей подразделений органов безопасности, правоохранительных органов государств — участников СНГ, занимающихся вопросами межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера // 30.05.2019 г. С. 107.

ных и иных, направленных на установление и задержание объектов заинтересованности, мероприятий.

Действующее законодательство и система межгосударственного розыска в целом позволяет эффективно проводить данную работу, основой для которой являются сведения, содержащиеся в Межгосударственном информационном банке. При этом следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования этой работы.

Важным элементом в повышении эффективности проводимых мероприятий является информация в отношении лиц, разыскиваемых странами Содружества за совершение экстремистских и террористических преступлений и получаемая Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран Содружества (БКБОП) от коллег из АТЦ. Представленные данные Бюро оперативно направляются в МВД стран СНГ для принятия ими незамедлительных решений по поиску террористов.

Вместе с тем, практика свидетельствует, что в функционировании системы межгосударственного и международного розыска имеются нерешенные вопросы, связанные с проблемами правового механизма, порядком взаимного обмена информацией между МВД, а также пограничными подразделениями стран СНГ, организацией и процедурой розыска, надзором и контролем за его осуществлением.

В зависимости от территориальных границ осуществления оперативно-розыскных мероприятий, розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Применение различного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определенных процедурных требований3.

Международный и межгосударственный виды розыска различаются по территории их проведения и странам, которые имеют право его осуществлять. Применение розыска этих видов зависит от точной информации о стране местонахождения разыскиваемого, а не от принадлежности страны к определенному содружеству4.

Международный розыск лиц не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств — участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним. При этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска.

3 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 518-519.

4 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 518-519.

Основанием розыска являются законодательные и подзаконные нормативно — правовые акты и международные договоры.

К законодательным актам, составляющим правовую основу розыскной деятельности, первым делом следует отнести Федеральный закон от 12.08.1995г № 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, где регламентированы важные аспекты розыскной работы и закреплены основания и условия ее проведения.

Одним из важных элементов правовой основы розыскной деятельности является уголовно-процессуальное законодательство, где закреплены основания для розыска подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, скрывшихся от следствия и суда (ст. 210, 238 и 253 УПК РФ), а также закреплены правовые основы их выдачи (раздел XVIII УПК РФ). Обязанности по осуществлению розыска закреплены и в законах, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные и межведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации деятельности розыска, из числа которых основными считаются ведомственные акты МВД России, соответствующие ведомственные нормативные правовые акты ФСИН России, и регулирующие розыскную работу совместные приказы.

В данной сфере действуют также международные договоры о борьбе с преступностью: Конвенция от 14.06.2001г. по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ратифицированная Федеральным законом в 2003г. № 3-ФЗ, ряд других многосторонних международных договоров о борьбе с терроризмом, например: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (подписана в г. Варшаве 16. 05. 2005) (с изм. от 22. 10. 2015), и др.

Повышению эффективности взаимодействия органов внутренних дел стран СНГ, в вопросах розыска и задержания разыскиваемых экстремистов и террористов, способствовало принятие Единого порядка обмена информацией о данной категории лиц, который был разработан БКБОП и утвержден решением Совета министров внутренних дел Содружества2.

Вопросы международного розыска лиц для уго-

1 Дунаева А.В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 82-83.

2 Разуев Д.А. О деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан в сфере противодействия экстремизму и терроризму и сотрудничестве с компетентными органами государств - частников СНГ // Материалы III Совещания представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств - участников СНГ, занимающихся вопросами межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера // 30.05.2019 г. С. 100.

ловного преследования или исполнения приговора, содержатся в Европейской конвенции о выдаче, заключенной в г. Париже 13 декабря 1957 года, а также в нормативно-правовых актах Международной организации уголовной полиции (Интерпол), среди которых: Устав уголовной полиции — Интерпол от 13. 06. 1956г., действующий в редакции 2017 года; Правила Интерпола по обработке данных, приняты Генеральной Ассамблеей в 2011 году и действующие в редакции 2019 года; Положение о Комиссии по контролю за файлами Интерпола 2016 года; и другие.

Важное значение для организации международного розыска имеет Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД РФ, Министерства Юстиции РФ и других силовых и правоохранительных органов.

В случаях, когда имеются данные о пересечении разыскиваемым лицом границы РФ, а также установления у него родственных и иных связей за пределами России, или получена информация о намерении разыскиваемого покинуть пределы страны, объявляется международный розыск.

Следует отметить, что различные материалы Главного управления международно-правового сотрудничества прокуратуры Российской Федерации (справки, письма) свидетельствуют о допускаемых ошибках и нарушениях в этой сфере, а также недостатках нормативно-правового регулирования. Это, в свою очередь, влечет затягивание объявления международного розыска.

Нередко НЦБ Интерпола МВД России, направляя запросы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации на дачу согласия на объявление лица в международный розыск с целью ареста и выдачи, своевременно не запрашивает на основании п. 135. 2 Инструкции по линии Интерпола недостающие материалы из подчиненных подразделений или, запросив их, не контролирует исполнение. В результате, после поступления поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации об объявлении лица в розыск, происходит затягивание сроков по причине отсутствия необходимых материалов.

В этой связи представляется обоснованным предложение о внесении дополнения в Инструкцию по линии Интерпола в части установления срока обьявления международного розыска — в течение 5-ти рабочих дней с момента поступления соответствующего поручения Генеральной прокуратуры в НЦБ Интерпола. При этом имеется в виду, что получение от инициатора розыска недостающих материалов должно организовываться заранее, до направления соответствующего запроса на объявление розыска в прокуратуру. Некое подобие такого срока можно усмотреть в Инструкции

по делопроизводству (п. 153) в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России (20.06.2012 № 615 с изм. от 25.08.2018), однако это внутренний организационно-распорядительный документ, нормативной силы которого, как показывает практика, недостаточно. Поэтому с целью единообразного и безусловного соблюдения срок должен быть установлен, как минимум, в межведомственном нормативно-правовом акте.

С целью установления единого порядка применения положений Инструкции по линии Интерпола, Генеральная прокуратура РФ 18.11. 2014 года издала соответствующий приказ.

Вопросы межгосударственного розыска регулируются Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г.; Договором государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, подписанном в декабре 2010 года в г. Москве; Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц», принятом 30 октября 2015 года в г. Душанбе, а также рядом подзаконных актов и прочих документов, среди которых: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04. 11. 2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (изменения от 01.01.2020);; Указ Президента РФ от 13.07.2016 № 332 «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»1; Письмо ФССП России от 18.09.2017 № 00141/17/90064-0П «О межгосударственном розыске лиц».

Во исполнение ст. 9 Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц в 2010 году по решению Совета глав правительств СНГ от30.10.2015г. утверждён Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц.

До недавних пор закон не предусматривал возможности применять меру пресечения в виде заключения под стражу заочно, объявляя лицо в межгосударственный розыск. Такая возможность с 2002 года существовала только для ситуаций объявления обвиняемых в международный розыск: в соответствии с ч.

5 ст. 108 УПК РФ, введенной Федеральным законом от 29.05.2002 №58-ФЗ, принятие судебного решения

06 избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемых, было возможно

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

только в случаях объявления обвиняемых в международный розыск. Таким образом сложилась ситуация, при которой вопрос о мере пресечения в виде заключения под стражу было необходимо решать до объявления межгосударственного розыска.

Это несовершенство уголовно-процессуального законодательства порождало ситуации, когда суды отказывали в заочном избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших преступления и необъявленных в международный розыск.

Решить проблему удалось путем внесения изменений в законодательство. В марте 2019 года Антитеррористический центр СНГ инициировал изменения в УПК РФ в части возможности заочного избрания судами меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц в случаях объявления их в межгосударственный розыск. Федеральным законом от 06.03.2019 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в УПК РФ внесены дополнения, которые распространили норму о возможности заочного избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при объявлении лица не только в международный, но и в межгосударственный розыск.

На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления, поэтому нередко эти два вида розыска отождествляются2.

Как показало обобщение опыта объявления в межгосударственный розыск за совершение преступлений террористического характера и наемничество, в этой работе возникает, прежде всего, необходимость: более тщательного подхода к информации о местонахождении объектов розыска (территория уклонения); своевременного внесения изменений в Межгосударственный информационный банк при установлении, задержании, а тем более выдаче разыскиваемого лица; в полной информации по всем, возможно используемым фигурантом средствам связи, аккаунтам в социальных сетях, адресам проживания, что позволит в максимально короткие сроки установить его местонахождение на территории России.

К сожалению, отсутствие правового механизма, устанавливающего порядок взаимного обмена информацией между МВД и пограничными службами государств — участников СНГ о пересечении лицами, объявленными в розыск, государственных границ стран Содружества, не способствует эффективности осуществления межгосударственного розыска.

2 Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020.

Помимо указанной правовой проблемы, осложняющей проведение межгосударственного розыска, существуют проблемы взаимодействия и организации работы национальных автоматизированных систем органов национальной безопасности.

С целью решения вопросов взаимного обмена информацией в сентябре 2018 г. было принято решение о создании экспертной группы по разработке механизма обмена информацией в области трансграничной преступности. В январе 2019 г. на первом заседании экспертной группы, был рассмотрен проект Концепции развития информационного обмена между компетентными органами государств — участников СНГ и органами СНГ в сфере безопасности и правопорядка в вопросах борьбы с преступностью до 2025 года. В ней предлагается на основе существующих самостоятельных элементов информационного взаимодействия сформировать межгосударственный механизм оперативного обмена информацией, и в частности, пограничные ведомства будут предоставлять инициаторам запроса сведения, содержащие информацию о том, когда указанное лицо пересекло государственную границу, без производства с ними каких-либо процессуальных действий.

Антитеррористическим центром СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (СОРБ), БКБОП и другими профильными органами сотрудничества СНГ активно ведется работа по сбору сведений о местах возможного нахождения лиц, объявленных в межгосударственный розыск за совершение экстремистских и террористических преступлений с целью их экстрадиции, по выявлению и пресечению попыток проникновения на территории государств лиц, прошедших подготовку для осуществления террористической деятельности, в том числе террористов — смертников, а также по выявлению и розыску граждан, принимавших участие в боевых действиях на территориях третьих стран в составе террористических, экстремистских организаций и незаконных вооруженных формирований.

Так, в 2017-2019 годах в рамках осуществления межгосударственной операции «Розыск», на территории России задержано 11 лиц, объявленных за совершение преступлений террористического характера в межгосударственный розыск. В результате обмена информацией за тот же период задержано 33 разыскиваемых лица. Также в ходе сотрудничества с органами безопасности, спецподразделениями и пенитенциарными службами государств Содружества и

Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств — участников СНГ Антитеррористическим центром государств — участников СНГ на территории этих стран выявлено более 70 лиц, разыскиваемых за совершение экстремистских и террористических преступлений, подлежащих экстрадиции. Данные лица задержаны соответствующими правоохранительными органами государств СНГ.

Касаясь деятельности ФСИН России в рассматриваемой сфере, следует отметить, что в течение 2018 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий совместно с правоохранительными органами задокументирована противоправная деятельность 54 обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в учреждениях УИС ФСИН России, результаты оперативно-розыскной деятельности явились поводом и основанием для возбуждения 83 уголовных дел по признакам составов преступлений террористического характера и экстремистской направленности1.

Без сомнения, по указанным делам если не сами лица, которые отбывают наказание, то их сообщники могут быть при наличии оснований объявлены в межгосударственный и международный розыск. Между тем, ситуация складывается так, что в ведомственных актах ФСИН России розыск ориентирован, главным образом, на совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания преступников. Однако следует также иметь в виду и другие возможные ситуации, например: уголовное дело возбуждено в отношении лица, отбывающего наказание, но при этом установлены его сообщники, в отношении которых необходимо проведение розыскных мероприятий и которые находясь на свободе могут финансировать осужденного, проводящего незаконную деятельность по распространению экстремистской идеологии в местах изоляции. Это лишний раз свидетельствует о том, что перед сотрудниками служб и подразделений ФСИН России стоят сложные, комплексные задачи по осуществлению противодействия противоправной экстремистской и террористической деятельности на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

1 Гробивкин М.Л. Организация работы в местах лишения свободы в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера // Материалы III Совещания представителей подразделений органов безопасности, правоохранительных органов государств - участников СНГ, занимающихся вопросами межгосударственного розыскалиц, совершивших преступления террористического характера // 30.05.2019 г. С. 118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.