Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / ПРАВА РЕБЕНКА / УСЫНОВИТЕЛЬ / УСЫНОВЛЯЕМЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Огородникова Арина Евгеньевна

В статье рассматривается действующее международное и российское законодательство о международном усыновлении. Автор обращает внимание на актуальные проблемы реализации рассматриваемого института на практике, предлагая пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL ADOPTION: REGULATORY CONSOLIDATION AND IMPLEMENTATION PROBLEMS

The article examines the current international and Russian legislation on international adoption. The author draws attention to the actual problems of the implementation of the institution in question in practice, suggesting ways to solve them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО УДК 341.9

Огородникова Арина Евгеньевна Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры Россия, Саратов Ogorodnikovaarinaa@yandex.ru Ogorodnikova Anna Saratov state law academy Institute of prosecution Russia, Saratov

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Аннотация: в статье рассматривается действующее международное и российское законодательство о международном усыновлении. Автор обращает внимание на актуальные проблемы реализации рассматриваемого института на практике, предлагая пути их решения.

Ключевые слова: международное частное право, международное усыновление, семейное право, права ребенка, усыновитель, усыновляемый.

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL ADOPTION: REGULATORY CONSOLIDATION AND IMPLEMENTATION PROBLEMS

Annotation: the article examines the current international and Russian legislation on international adoption. The author draws attention to the actual problems of the implementation of the institution in question in practice, suggesting ways to solve them.

Key words: private international law, international adoption, family law, child rights, adoptive parent, adoptee.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено, что дети являются важнейшим приоритетом всей государственной политики [6]. В связи с этим государство в лице его органов обязуется не только содействовать развитию детей, находящихся в семье, но и заботиться о тех, кто остался без попечения родителей.

Законодательство РФ содержит несколько форм устройства таких детей, однако приоритетной - является усыновление (удочерение), позволяющее ребенку обрести полноценную семью. К сожалению, реализовать право ребенка на жизнь и воспитание в российской семье не всегда возможно, поэтому сегодня особенно актуальны проблемы усыновления детей иностранными гражданами.

Несмотря на общую тенденцию сокращения межгосударственного устройства детей, в настоящее время наблюдается увеличение количества таких дел по сравнению с 2020 г., запомнившимся распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также прекращением международного авиасообщения. Так, Верховный Суд РФ в тематическом Обзоре по делам о международном усыновлении [15] привел следующие данные: в 2021 г. судами с вынесением решения было рассмотрено 72 дела названной категории, что на 71% больше, чем в 2020 г. Также наличие случаев ненадлежащего выполнения родительских обязанностей иностранными усыновителями, а порой и проявления жестокости в отношении российских детей определяет особую значимость данной проблемы.

Вопросы усыновления, осложненного наличием иностранного элемента, нашли свое отражение во многих международно-правовых актах. Так, в 1965 г. была принята Гаагская конвенция о юрисдикции, применимом праве и

признании решений об усыновлении [1], регулирующая главным образом процессуальные вопросы, возникающие при международном устройстве детей. Далее в 1986 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях [2].

Наиболее знаковым документом в рассматриваемой сфере стала Конвенция о правах ребенка [3], 1989 г., содержащая базисные положения, касающиеся международного усыновления. В частности, ст. 21 Конвенции предусматривает возможность усыновления ребенка в другой стране, только если:

- он не может быть устроен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление;

- обеспечение должного ухода в стране происхождения ребенка невозможно.

Позже был принят документ, который полностью посвящен вопросам межгосударственного усыновления - Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления [4], 1993 г. Конвенция закрепляет необходимые требования к международному усыновлению, порядок признания, последствия усыновления и т.д.

Также Российской Федерацией заключено большое количество двусторонних соглашений в целях обеспечения устройства детей в иностранном государстве уполномоченными на то органами. В качестве примера можно привести Договор между РФ и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [5], 1992 г., некоторые статьи которого регулируют вопросы межгосударственного устройства детей.

Отечественное законодательство содержит схожие нормы, во многом дополняет и конкретизирует международно-правовое регулирование в данной сфере. Так, нормативно-правовую базу межгосударственного усыновления образуют Семейный кодекс РФ [7] (далее - СК РФ), Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9], «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [10], «Об опеке и попечительстве» [11], «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [12], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [13] и т.д.

Отдельно хотелось бы отметить «Закон Димы Яковлева» [14], который устанавливает запрет на усыновление российских детей

- гражданами США;

- лицами, состоящими в однополом браке;

- одинокими мужчинами и женщинами, которые являются гражданами государств, легализовавших однополые браки.

Более того, 1 августа 2022 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, запрещающий усыновление российских детей гражданам недружественных стран [21], поскольку, по мнению его авторов, дети должны воспитываться в традиционных духовно-нравственных ценностях своей страны.

Довольно сложно однозначно оценить тенденцию ограничения числа лиц, имеющих право быть усыновителями. С одной стороны, законодатель таким способом старается не допустить нарушения прав детей, усыновленных за границей. Однако, с другой стороны, такие ограничения могут не соответствовать интересам усыновляемых. В частности, А.Т. Шангареевым отмечается, что большое количество детей, усыновленных иностранными гражданами, имели хронические заболевания, являлись инвалидами или имели

какие-либо отклонения в развитии [20, с. 38]. Так как не каждая российская семья готова принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а российские системы здравоохранения и образования - реабилитировать и обучить его, сотни российских детей лишились права жить и воспитываться в семье. Делая вывод, отметим, что более перспективным направлением для развития межгосударственного усыновления будет являться совершенствования действующего законодательства и развитие международного сотрудничества, чем установление строгих запретов в рассматриваемой сфере.

Правовое регулирование усыновления, осложненного иностранным элементом, в РФ не совершенно. Основная трудность состоит в том, что международное усыновление должно отвечать требованиям не только российского права, но и права иностранного государства, гражданином которого является лицо, изъявившее желание стать усыновителем. Однако зачастую возможность установить содержание норм семейного права зарубежной страны у российских судов отсутствует. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 166 СК РФ заинтересованные лица обладают лишь правом, а не обязанностью представить суду документы, содержащие нормы иностранного семейного права. А Министерство юстиции РФ, несмотря на предусмотренную законодательством возможность суда обратиться за содействием к названному органу, по словам должностных лиц, законодательством зарубежных государств и практикой его применения не обладают [18, с. 32].

Решение названной проблемы видится во внесении изменений в ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ [8], закрепляющей перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении. А именно, необходимо включить пункт об обязательном предоставлении суду

нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы усыновления в государстве, гражданином которого является потенциальный усыновитель.

Не менее важным вопросом, также связанным с предоставлением документов, является установление их достоверности, так как чаще всего они подписываются врачами частной практики (медицинское заключение о состоянии здоровья), страховыми агентами (документ, подтверждающий право пользования или право собственности на жилое помещение) [19, с. 73] и т.п. В связи с этим, было бы целесообразно на федеральном уровне определить, какими органами или организациями государств (являющихся основными усыновителями российских детей) должны быть выданы документы, представляемые суду при осуществлении процедуры усыновления.

Особенно серьезным вопросом остается обеспечение надлежащего контроля за соблюдением прав усыновленных детей. Еще в 2020 г. уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Кузнецова А.Ю. в своем докладе отмечала, что в России до сих пор не решена проблема отсутствия действенных международно-правовых инструментов для осуществления контроля за условиями жизни российских детей на территории США, усыновленных до прекращения от имени РФ соответствующего Соглашения [16].

Исходя из ст. 165 СК РФ осуществление данного вида контроля возложено на консульские учреждения РФ в соответствующих государствах, куда иностранные усыновители должны представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка. Однако, как показывает практика, такие отчеты либо не подаются вовсе, либо содержат в себе недостоверную информацию [17, с. 87]. Устранить названный пробел возможно посредством заключения с государствами (граждане которых вправе усыновлять российских детей) соглашений о сотрудничестве, устанавливающих более длительный срок и строгую периодичность предоставления отчетов.

Подводя итог, отметим, что действующее российское законодательство, регулирующее вопросы усыновления, осложненного иностранным элементом, содержит много противоречий. Существующий порядок международного усыновления российских детей остро нуждается в реформировании, так как не позволяет в полном объеме достичь главной цели - защитить права и свободы российских детей, усыновленных иностранными гражданами.

Список литературы:

1. «Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении» (Заключена в г. Гааге 15.11.1965). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (Принята 03.12.1986 Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Заключена в г. Гааге 29.05.1993). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Договор между РФ и Республикой Кыргызстан от 14.09.1992 «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе

общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223 -ФЗ (ред. от 04.08.2022) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть III). Ст. 5277.

8. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть III). Ст. 5285.

9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3802; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть II). Ст. 5229.

10. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 5880; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть III). Ст. 5261.

11. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755; СЗ РФ. 2021. № 18. Ст. 3058.

12. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителе» от 16.04.2001 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643; СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4478.

13. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть II). Ст. 5229.

14. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 № 272-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597; СЗ РФ. 2022. № 29 (часть III). Ст. 5244.

15. «Обзор практики рассмотрения в 2021 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Доклад о деятельности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка за 2020 год от 11.04.2022 г. // URL: http://deti.gov.ru/documents/doklad (дата обращения 24.09.2022).

17. Бегичева Е.В. Проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних, возникающих при международном усыновлении // Образование и право. 2022. № 5. С. 86-91.

18. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция. М.: Юрид. лит., 2001, № 7. С. 32-34.

19. Ламейкина Е.Ю. Проблемы правового регулирования международного усыновления // Закон и право. 2019. № 11. С. 71-75.

20. Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 37-40.

21. В России хотят принять новый «закон Димы Яковлева». Чем опасен запрет на усыновление гражданами недружественных стран? // [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2022/08/02/children/ (дата обращения 23.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.