Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / УСЫНОВИТЕЛЬ / РЕБЕНОК / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сбитнев Виталий Сергеевич

Проблемы правового регулирования международного усыновления особо актуальны в настоящее время. Существует комплекс проблем в данной сфере: сбор и предоставление документов, необходимых для усыновления, подготовка иностранных граждан к принятию в семью усыновленного ребенка, контроль за соблюдением прав и законных интересов, усыновленных иностранным гражданином детей, посредничество в сфере усыновления. По мнению автора, необходимо более детально регламентировать процедуру международного усыновления и выработать меры по контролю и ответственности за лицами, усыновившими российского ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS IN THE FIELD OF INTERNATIONAL ADOPTION

The problems of legal regulation of international adoption are especially relevant at the present time. There is a complex of problems in this area: collection 320 and provision of documents necessary for adoption, preparation of foreign citizens for the adoption of an adopted child into a family, control over the observance of the rights and legitimate interests of children adopted by a foreign citizen, mediation in the field of adoption. According to the author, it is necessary to regulate in more detail the procedure for international adoption and develop measures to control and account for persons who have adopted a Russian child.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ»

Сбитнев Виталий Сергеевич Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Институт Прокуратуры Россия, Москва vitaly1404@mail .ru Sbitnev Vitaly Sergeevich Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Institute of Prosecution Russia, Moscow

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО

УСЫНОВЛЕНИЯ

Аннотация: проблемы правового регулирования международного усыновления особо актуальны в настоящее время. Существует комплекс проблем в данной сфере: сбор и предоставление документов, необходимых для усыновления, подготовка иностранных граждан к принятию в семью усыновленного ребенка, контроль за соблюдением прав и законных интересов, усыновленных иностранным гражданином детей, посредничество в сфере усыновления. По мнению автора, необходимо более детально регламентировать процедуру международного усыновления и выработать меры по контролю и ответственности за лицами, усыновившими российского ребенка. Ключевые слова: международное усыновление, трансграничное усыновление, международное частное право, коллизионные нормы, национальное право, усыновитель, ребенок, иностранный гражданин.

ACTUAL PROBLEMS IN THE FIELD OF INTERNATIONAL ADOPTION

Annotation: the problems of legal regulation of international adoption are especially relevant at the present time. There is a complex of problems in this area: collection

319

УДК 341.9

and provision of documents necessary for adoption, preparation of foreign citizens for the adoption of an adopted child into a family, control over the observance of the rights and legitimate interests of children adopted by a foreign citizen, mediation in the field of adoption. According to the author, it is necessary to regulate in more detail the procedure for international adoption and develop measures to control and account for persons who have adopted a Russian child.

Key words: international adoption, cross-border adoption, private international law, conflict of laws, national law, adoptive parent, child, foreign citizen.

В мировом сообществе процесс усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в XXI веке получил большое развитие - он закреплён в национальных законодательствах и детально регламентирован. А при желании родителей усыновить ребёнка с другим гражданством следует обращаться не только к внутреннему законодательству обеих сторон процесса, но и прибегать к международно-правовому регулированию.

Основным международным нормативным актом, который закрепляет процедуру трансграничного [6] или международного усыновления, является Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, которая урегулировала права и обязанности стран, подписавших данную Конвенцию, как в области защиты прав и интересов детей, так и закрепила основы международного усыновления. Основным положением в области международного усыновление является: приоритет прав и законных интересов детей (ст. 21), а сама процедура усыновления закрепляется в национальном праве. Также нормы, направленные на урегулирование усыновления с участием иностранного элемента, закреплены в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1986 года № 41/85 «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях». Статья 17

Резолюции говорит о том, что международное усыновление является лишь «альтернативным решения вопроса обеспечения ребенка семьей», приоритет должен отдаваться усыновлению внутри страны.

Также можно выделить еще ряд международных актов, которые регламентирует процедуру усыновления с иностранным элементом: Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления 1993 года (закрепляет правовую сущность и последствия международного усыновления о создании компетентного органа по вопросам иностранного усыновления); Европейская конвенция об усыновлении детей и ряд других нормативных актов.

Особое место, как подчеркивает профессор Федосеева Г. Ю., в сфере регулирования отношений по трансграничному усыновлению занимают международные двусторонние договоры, так как именно в них государства с разными правовыми системами и разными процедурами усыновления находят компромиссы при максимальном соблюдении интересов ребенка [8]. Примерами таких договоров, заключенных Россией являются: Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» 2008 года; Договор между Россией и Францией «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» 2011 года; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» 2014 года; новый Договор между Российской Федерацией и государством Израиль «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей», подписанный 22 января 2020 года, который не вступил на данный момент в силу. Такие договоры регулируют процедуру признания международного усыновления. Главная цель данных договоров - оказание всесторонней защиты прав и интересов детей при международном усыновлении [9].

В конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, а также в двухсторонних соглашениях закреплены основные положения, которые допускают усыновление детей иностранными гражданами: соблюдение норм и гарантий, которые установлены в отношении внутреннего усыновления; получение разрешения специально-уполномоченных органов государства на международное усыновление, а также законных представителей ребенка; определение правового статуса ребенка, в отношении которого можно применить иностранное усыновление; недопущение злоупотреблений (например, материальной выгоды) при устройстве ребенка на воспитание в иностранную семью; подписание между государствами соглашений в области иностранного усыновления [10].

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими международное усыновление в РФ, являются Гражданский кодекс РФ (раздел 6) и Семейный кодекс РФ (ст. 165). Ключевым является Семейный кодекс РФ, а именно ст. 165 СК РФ, которая закрепляет коллизионный подход регулирования усыновления с иностранным элементов в России. В данную норму несколько раз вносились изменения, которые, по сути, не затронули правовых основ международного усыновления на территории РФ, а лишь были направлены на защиту прав и законных интересов детей - граждан Российской Федерации [1].

В последние годы резко уменьшилось количество российских детей, усыновленных иностранными гражданами. Данный вывод можно сделать, проанализировав практику судов по рассмотрению дел о международном усыновлении. Например, в 2009 году было вынесено 3427 решений областными и равными им судами об усыновлении гражданина России иностранными гражданами и лицами без гражданства, в 2016 году таких дел было рассмотрено 433, а в 2018 году всего 256 [17]. При этом в последующие два года количество вынесенных решений о передаче детей в иностранную семью снизилось: в 2020

году рассмотрено 42 дела о международном усыновлении, что на 79% меньше, чем в 2019 году (203 дела), и на 84% меньше, чем в 2018 году (256 дел) [18]. Можно заметить тенденцию к стремительному спаду. Причинами данного уменьшения, с одной стороны, является экономическая и политическая изоляция России в международных отношениях, закрытие границ в 2020 году из-за СОУГО-19 (касается только 2020 года), с другой стороны, меры, принимаемые Российской Федерацией для защиты детей в процессе усыновления. Например, в 2012 году был принят Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» № 272-ФЗ, или «Закон Димы Яковлева». Суть данного нормативного акт состоит в том, что гражданам США запретили усыновлять граждан Российской Федерации. Данный закон продемонстрировал ряд проблем, которые существуют в международном частном праве при иностранном усыновлении.

С целью приведения к единообразию коллизионно-правовых норм международного частного права Россия на протяжении последних двадцати пяти лет заключает международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным делам. Важное место для России имеет Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. В Конвенции затронуты вопросы усыновления детей гражданами другой страны, разрешен вопрос о применении права государства усыновителя или права ребенка. В случае, когда усыновители и ребенок будут являться гражданами разных государств, то к условиям усыновления будут применяться нормы страны усыновителей, а к требованиям о согласии уполномоченных органов и законных представителей на усыновление будет применять право страны лица, которое хотят усыновить ребенка. Если усыновителями будут граждане, которые не имеют гражданства одного государства, то к ним при начале реализации процесса усыновления

иностранного лица будет применяться законодательство обоих государств, гражданами которых они являются. Такое правило, например, закреплено в Договоре с Грузией [13]. Анализируя данную конвенцию, двусторонние соглашения Российской Федерации с другими странами, ст. 165 СК РФ можно сделать несколько ключевых выводов о правовых основах и принципах международного усыновления [7].

Во-первых, правосубъектность усыновителя будет определяться по его личному закону. Будут иметь значение условия усыновления, которые действуют в стране усыновителя: возраст усыновителя, разница в возрасте с усыновляемым, наличие родственных связей между усыновляемым и усыновителем, состояние в браке и иные. Но при этом в абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ сказано, что при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства должны быть соблюдены требования норм СК РФ (ст. 124 - 133) с учетом положений международного договора Российской Федерации. Таким образом, большинство условий, которые должны быть соблюдены при усыновлении ребенка, закреплены в законодательстве РФ. Если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства, но с учетом положений международных договор РФ в области усыновления [2].

Во-вторых, правосубъектность усыновляемого лица определяется личным законом такого лица. Например, в России необходимо при усыновлении ребенка, который является гражданином РФ, соблюсти условия, установленные в Семейном кодексе РФ. Только при соблюдении всех условий, установленных национальным законодательством, возможно будет усыновить ребенка.

В-третьих, процедура усыновления регламентируется правом государства, где происходит усыновление. Таким образом, процедура усыновления, которая будет происходить в России должна строго

соответствовать условиям, которые закреплены в российском законодательстве, то есть усыновление возможно только в судебном порядке.

Все проблемы в сфере усыновления возникли в связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует унифицированный режим такого усыновления, механизмы защиты детей и контроля за ними при передаче на воспитание в иностранные государства.

Возникает множество проблем в процессе усыновления начиная с первого этапа: со сбора документов. Иностранный гражданин или апатрид обязаны предоставить при усыновлении определенный перечень документов [15]: справку о состоянии здоровья, справку о наличии жилища, справку о несудимости, справку о доходах. Но на практике возникают вопросы о том, каким способом получена данная справка или документ, какой орган выдал его и соответствует ли данный документ требованиям российского законодательства, применяемым к усыновителям. Также возникают трудности с переводом данных документов на русский язык. Для решения данных проблем введен процесс легализации документов об усыновлении, предусмотренный ч. 4 ст. 271 ГПК РФ. После легализации документы должны быть переведены на русский язык. Перевод должен быть удостоверен нотариально. Это важные гарантии, которые уменьшают возможность усыновить российских детей недобросовестными лицами.

Далее возникает проблема с подготовкой иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка. В соответствии с российским законодательством (ст. 127 СК), гражданин, который собирается усыновить ребенка, обязан пройти подготовку по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [16]. Особенно это актуально для граждан иностранных государств, которые хотят усыновить ребенка в другой стране, так как в данном случае встает вопрос о различиях в этических, психологических и религиозных убеждениях родителя и ребенка. Также

важную роль будет играть незнание языка, новая культура и первоначальное воспитание. Такие различия могут привести к непониманию в семье и психологическому шоку у ребенка, которые негативно скажутся на формировании его личности.

Еще одной проблемой, которая остро стоит в современных реалиях: контроль за соблюдением прав и законных интересов, усыновленных иностранным гражданином детей [4]. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами государства, в данном случае и за детьми, которые были усыновлены иностранными гражданами. Но так как за границами РФ юрисдикция государства заканчивается, сложно надлежащим образом выполнять данную функцию. Ребенок, оказавшийся на территории иностранного государства, фактически становится беззащитным, так как его переезд в государство усыновителя и обеспечение его правовой защиты никак не связаны с действием российского законодательства, а у российских социальных служб нет возможности оказывать предусмотренную национальным законодательствам помощь усыновленным детям [8].

Полномочия по контролю за соблюдением прав и законных интересов российских детей возложили на консульские представительства, находящиеся на территории государства, где вместе с семьей проживает усыновленный ребенок. При усыновлении российского ребенка иностранный гражданин по прибытии в свою страну должен в течении трех месяцев зарегистрировать усыновленного ребенка в консульском представительстве России. В последствии консульское представительство должно обеспечивать защиту прав и законных интересов российских детей, например, проверять бытовые условия проживания ребенка, процесс обучения и воспитания. Но зачастую иностранные граждане нарушают обязанность постановки на учет, надлежащим образом не занимаются воспитанием и обучением ребенка, а российские

консульские представительства испытывают значительные трудности при осуществлении своих контрольных полномочий. Так, если по отношению к ребенку будут применяться противоправные действия, консульство может этого не узнать, так как ему могут помешать в выполнении своих обязанностей на государственном уровне. В случае, если консульское представительство узнает о нарушении прав усыновленного российского ребенка, то у него не окажется особых полномочий, чтобы приостановить данные действия, так как на ребенка будет распространяться законодательство государства пребывания, по которому могут быть иные или может не быть правовых последствий для родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности.

Может возникнуть ситуация, в которой консульское представительство выявит нарушения прав детей, усыновлённых в Российской Федерации, но в международном частном праве отсутствует норма, которая позволяла бы отменить такое усыновление. Российский суд уже не имеет полномочий на отмену такого усыновления без согласия усыновителей и без обращения их в суд РФ. Так, например, в ст. 37 Конвенции о правовой помощи и правовых отношения по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, закреплено, что усыновление и его отмена определяются по нормативны актам договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене [11]. В ст. 40 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 2002 года взаимосвязь с гражданством усыновителя также имеется, но при условии, что внутренним законодательством усыновляемого не предусмотрено иное.

Данное дополнение является усилением контроля за трансграничным усыновлением. Таким образом, увеличиваются гарантии, предоставляемые государством своим гражданам при усыновлении [12].

В случае, если в стране усыновителя произошла отмена такого усыновления и ребенок передается в другую семью или в социальное учреждение, то Российской Федерации все сложнее контролировать соблюдение прав несовершеннолетнего ребенка на территории иностранного государства. Ситуация усугубляется в случае, если законодательством иностранного государства предусмотрена возможность изменения фамилии и имени ребенка. Например, в Италии на законодательном уровне не признается институт отмены усыновления. Даже если российский суд отменит такое усыновление, то такую процедуру законодательство Италии не признает, а ребенок останется в стране или в этой же семье или его передадут на воспитание в другую семью или специализированное учреждение, но не вернут на родину, а Российская Федерация не сможет повлиять на этот процесс.

Посредничество в процессе международного усыновления - еще одна проблема международного частного права. В России на законодательном уровне любое посредничество при усыновлении запрещено (ст. 126.1 СК РФ). Не является посреднической деятельностью: деятельность органов исполнительной власти и органов опеки и попечительства по выполнению возложенных на них функций по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе деятельность специально уполномоченных органов или организаций иностранных государств по усыновлению детей, которая происходит на территории России, на основании международного договора Российской Федерации или принципа взаимности.

Например, деятельность специального уполномоченного иностранным государством органа регламентирована Договором с Италией [14]. В соглашение установлено, что усыновить ребенка из России можно только при содействии специально уполномоченной организации, целью которой не будет извлечение прибыли. Возглавлять такие организации должны лица, чьи моральные и профессиональные качества не вызывают сомнения, а их

деятельность в другом государстве способствует соблюдению прав и интересов детей. Такие организации, договаривающихся сторон, могут осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства только если имеется разрешение от центральных органов государства-донора.

Также на практике существует еще одна проблема: - незнание российскими судами законодательства иностранного государства, усыновитель которого собирается взять ребенка на воспитание в свою семью в Российской Федерации. В данной ситуации следует расширить перечень документов, которые должен представить такой гражданин. Необходимо кроме документов, предусмотренных статьей 271 ГПК РФ, включить в этот перечень основной документ, который регламентирует порядок и правила усыновления в стране усыновителя [3]. Тогда суды смогут обращать внимание на особенности законодательства иностранных государств и решать вопрос усыновления на основе национального права, но с учетом иностранного права в отношении лиц, которые хотят усыновить ребенка из России.

Таким образом, институт международного усыновления в настоящее время находится не в простой ситуации. Требуется, чтобы государства налаживали связи друг с другом, устраняли проблемы в правовом регулировании процедуры усыновления, прорабатывали и совершенствовали механизмы контроля и ответственности как на международном уровне, так и в двусторонних соглашениях, и на уровне национального законодательства, поскольку данные отношения выходят за рамки международного частного права [8]. Следует отметить позитивную тенденцию к заключению двусторонних договор, регламентирующих процесс международного усыновления. При этом все меры, которые будут разрабатываться, должны базироваться на основном принципе приоритета прав и законных интересов ребенка и соответствовать, как подчеркивает профессор Рясенцев В.А, интересам самих детей [5].

В настоящее время проблема оставление детей без воспитания в семье стоит очень остро не только в России, но и во многих зарубежных странах, ведь воспитанием ребенка должна заниматься семья, потому что именно из малой ячейки общества ребенок может черпать необходимые знания, получать воспитание и заботу и видеть, что он действительно нужен. Ни детские дома, ни иные центры содержания детей, оставшихся без попечения родителей, не смогут заменить институт семьи в современном мире. Таким образом, необходимо популяризировать процедуру усыновления как внутри страны, так и на международном уровне. Нельзя прийти к полному запрету международного усыновления или просто допустить исчезновение этого института в связи со сложными механизмами прохождения всей процедуры приема ребенка в семью.

Список литературы:

1. Гетьман-Павлова И. В., Касаткина А. С. Проблемы коллизионного регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 92-110.

2. Гришаев С. П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс.

3. Качалова Е. Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. 2019. №2. С. 76-79.

4. Ламейкина Е. Ю. Проблемы правового регулирования международного усыновления // Закон и право (11). 2019. С. 71-75.

5.Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1971. 296 с.

6. Тринченко К. О. Трансграничное усыновление: проблемы признания // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1 (62) январь. С. 213-220.

7. Федосеева Г. Ю. Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации. М.: Наука, Флинта. 2006. 268 с.

8. Федосеева Г. Ю. Международно-правовое регулирование трансграничного усыновления как способ обеспечения защиты прав и интересов российских детей // Lex Russica (научные труды МГЮА). 2012. №4. С. 791-800.

9. Якушова Е. С. Унификация коллизионных норм в области усыновления // Актуальные проблемы российского права. № 7 (92) июль 2018. С. 62-70.

10. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Собрание международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

11. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // Бюллетень международных договоров. № 2. 1995.

12. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(41). С. 82-130.

13. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 15 сентября 1995 г.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: СПАРК, 1996. С. 210-229.

14. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» от 06 ноября 2008 г. // СЗРФ. 01.02.2010 г. №5. С. 462.

15. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 14.12.2019) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 10.04.2000. № 15. ст. 1590.

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» // Российская газета. № 105. 19.05.2015.

17. Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 11.

18. Обзор практики рассмотрения в 2020 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.06.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.