SCIENCE TIME
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
Р;У 1
Якунина Анастасия Вадимовна, Южный институт Менеджмента, г.Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы усыновления (удочерения) детей в международном частном праве. Анализируется не только российское законодательство, регламентирующее указанную проблему, но и действующие международные соглашения в данной области. Автор выдвигает ряд предложений по совершенствованию законодательного механизма обеспечения прав детей при иностранном усыновлении.
Ключевые слова: международное семейное право, международное усыновление, международное удочерение
Защита прав и интересов членов семьи всегда была одной из важнейших задач международного частного права. Семейные правоотношения, осложненные иностранным элементом, становятся все более распространенными вследствие открытости государств, их интеграции в мировое сообщество и увеличения количества мигрантов в каждом государстве.
Ни для кого не секрет, что одной из наиболее острых проблем в России остается рост количества детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, статистика такова, что с 1997г., за исключением 2002г., происходит непрерывное увеличение численности таких детей.
Известно, что в России признается усыновление детей не только своими гражданами, но и иностранцами. Причем число иностранцев, желающих усыновить ребенка из России, достаточно велико по сей день.
До недавнего времени процесс усыновления российских сирот иностранцами протекал быстрее и проще, так как считалось, что детям (особенно тяжелобольным) за границей будет лучше, а достойная жизнь на родине для них невозможна.
Однако в настоящее время все чаще поступают сигналы о насилии
иностранцев над усыновленными детьми, в том числе и из нашей страны, что заставляет говорить нас о необходимости усиления правовых механизмов защиты прав и интересов усыновленных россиян.
В настоящее время процесс международного усыновления в России на национальном уровне осуществляется в основном в соответствии со следующими законодательными актами:
- Семейным кодексом РФ (ст. ст. 124, 165);
- Гражданским процессуальным кодексом РФ (глава 29);
- Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
Существует ряд подписанных и ратифицированных нашей страной международных конвенций и договоров, касающихся, в том числе и усыновления, но, по сути, Россия является участницей только одной - Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка от 20.11.1989 года, чего явно не достаточно в рассматриваемом вопросе.
Важными правовыми актами, регулирующих вопросы международного усыновления, являются Европейская конвенция об усыновлении детей от 24.04.1967г, Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29.05.1993, которую, к сожалению, подписала, но не ратифицировала РФ, Рекомендации 1443 (2000 год) Парламентской ассамблеи Совета Европы "Международное усыновление: соблюдение прав ребенка" и Белая книга Совета Европы.
Также подписание Россией и двусторонних соглашений с другими странами о сотрудничестве в области усыновления детей идет достаточно медленно.
На сегодняшний день такие договоры подписаны только с тремя странами. Первый договор о сотрудничестве в области усыновления детей Россия подписала с Италией в ноябре 2008 года, с США такой документ был подписан в июле 2011 года, с Францией - в ноябре 2011 года. Переговоры о заключении аналогичных соглашений ведутся с Испанией, Великобританией, Ирландией и Израилем.
В этих договорах основным является условие, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если в стране происхождения для него невозможно найти подходящую семью. При этом усыновить ребенка из России можно лишь при содействии уполномоченной
организации. Кроме того, кандидат в усыновители обязательно должен пройти необходимую социально-психологическую подготовку. Этими соглашениями определяется и порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства государства происхождения.
В связи с принятием нашумевшего Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" вопрос о международном усыновлении нуждается в дополнительном рассмотрении. Не затрагивая морально-этический аспект прекращения действия Соглашения между Россией и США, надо признать, что такое решение едва ли направлено на преодоление проблем международного усыновления в целом. Как было сказано выше, количество заключенных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области усыновления явно недостаточное, и проблемы, выявленные на примере американских усыновителей, лишь подчеркивают необходимость дальнейшей работы в этом направлении. Необходимо такими соглашениями усиливать механизмы контроля над условиями жизни и воспитания усыновленных детей, а также прописывать порядок возвращения ребенка в государство происхождения в случае отмены усыновления и вопросы обязательности согласия государства происхождения на переусыновление ребенка новыми родителями.
Проблемы международного усыновления связаны не только с недостаточной правовой регламентацией этого вопроса. Материалы правоприменительной и судебной практики по делам об усыновлении гражданам США, Германии, Италии российских детей позволил выявить некоторые недостатки чисто практического свойства.
Так, полагают, что сегодня судебный порядок усыновления ребенка позволяет добиться максимального соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка, достижения независимости решения об усыновлении ребенка, либо отказе в усыновлении ребенка судом, чего не мог гарантировать прежний административный порядок усыновления ребенка.
Вместе с тем, следует согласиться с мнением некоторых специалистов о том, что при определенных преимуществах судебного порядка усыновления ребенка появились и некоторые сложности. Так, суд, рассматривающий дело в порядке особого производства в закрытом заседании, не всегда тщательно разбирается в нем, полагаясь, в основном, на органы опеки и попечительства. А компетенция работников органов опеки и попечительства не всегда соответствует высокому уровню. Следовательно, возможны злоупотребления и умышленные «ошибки» (угрозы, шантаж, подмена ребенка, подкуп и др.). Все эти факты особенно актуальны при усыновлении российских детей
иностранными гражданами.
При этом, на наш взгляд, для правильного решения суда об усыновлении возникает необходимость строгого соблюдения досудебного порядка (административной процедуры) усыновления, что не всегда имеет место в практической деятельности органов опеки и попечительства.
В целях защиты прав и законных интересов усыновляемых детей необходимо усилить контроль по неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при оформлении усыновления. При этом следует руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан. Основным условием этого является своевременное и полное представление в региональный банк данных сведений о детях, подлежащих усыновлению. Возможно, также следует ввести административные меры наказания и ужесточение контроля над исполнением должностными лицами домов ребенка, детских домов, школ-интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении в этой части.
Кроме того, органам опеки и попечительства следует проводить своевременную проверку состояния работы по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принятие мер по защите их прав и интересов.
Вместе с тем, государство должно проводить большую работу по популяризации усыновления детей-сирот и детей, подлежащих усыновлению, российскими гражданами, необходимо организовывать циклы радиопередач и публикаций, направленных на формирование позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье. На мой взгляд, необходимо введение нормативных актов, предоставляющих таким семьям право на льготы по уплате налогов, разработать систему социальной поддержки, а также награждение знаками отличия или применение каких-либо мер общественного поощрения. Государство должно стимулировать и заинтересовывать российских граждан в вопросах усыновления российских детей.
В заключение заметим, что международное усыновление не только стало одним из заметных факторов социальной жизни современного российского общества, но и проявляет устойчивую тенденцию к увеличению. Это ставит перед отечественными законодательными, правоприменительными и правоохранительными органами ряд сложных задач по обеспечению и защите прав и законных интересов усыновляемых иностранными гражданами детей.
SCIENCE TIME
Литература:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета. 1993. 25дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146 -ФЗ (ред. от 28.12.2013)// СЗ РФ 03.12.2001, №49, ст. 4552.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) //СЗ РФ 01.01.1996, №1, ст. 16.
4. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России //"Волтерс Клувер", 2007. СПС «КонсультантПлюс».
5. Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС КонсультантПлюс, 2009