Научная статья на тему 'К вопросу о методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования'

К вопросу о методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY / DESIGN MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат И.Л.

Обоснована актуальность, сформулирована гипотеза, основные задачи и алгоритм решения проблемы развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODOLOGY OF PROJECT MANAGEMENT INNOVATION IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The urgency and formulated the hypothesis, the basic problem and an algorithm for solving the problems of development methodologies for project management of innovation in higher education system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования»

Литература:

1. М.А. Лимитовский, Основы оценки инвестиционных и финансовых решений, Москва, ДЭКА, 2007.

2. Василевская И.В. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФ-РА-М, 2006.

3. Джозеф Синки мл. Финансовый менеджмент в коммерчес-

ком банке и в индустрии финансовых услуг. Пер. с англ. Левинзона А.; под ред. Дзюра А.. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Киселев И.А. Коммерческие банки. Модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. - М.: УРСС, 2002.

5. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сурат И.Л., Московский экономический институт

Обоснована актуальность, сформулирована гипотеза, основные задачи и алгоритм решения проблемы развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: методология, проектное управление, инновационная деятельность, система высшего профессионального образо-

ON THE METHODOLOGY OF PROJECT MANAGEMENT INNOVATION IN

HIGHER EDUCATION SYSTEM

Surat I., Moscow Institute of Economics

The urgency and formulated the hypothesis, the basic problem and an algorithm for solving the problems of development methodologies for project management of innovation in higher education system.

Keywords: methodology, design management, innovative activity, system of the higher vocational training.

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах развития России.

Рост значения человеческого капитала и его превращение в основной фактор экономического развития определяется целым комплексом условий социально-экономического развития.

Во-первых, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики на международной арене во многом определяется качеством подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования.

Во-вторых, Россия практически исчерпала свои конкурентные преимущества, которые ранее были связаны с дешевой рабочей силой и экономией на развитии образования и здравоохранения, поскольку требования к профессионализму кадров в инновационной экономике многократно возросли. Существенно выросла конкуренция с европейскими и азиатскими и другими рынками в отношении квалифицированных кадров.

В-третьих, сокращение численности населения России, компенсируемого в основном за счет представителей стран ближнего зарубежья, и снижение уровня занятости в экономике РФ, свидетельствующее о сокращении конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, вынуждает идти нашу страну по инновационному пути развития, начиная с наращивания человеческого капитала. Центральную роль в наращивании интеллектуального человеческого капитала играет система высшего профессионального образования.

Таким образом, формирование национальной инновационной экономики невозможно без модернизации системы образования, являющейся, с одной стороны, одной из наиболее консервативных систем социально-экономического развития общества, а, с другой стороны, основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Конкуренция различных систем образования, сформировавшаяся в РФ, с одной стороны, была призвана стать ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, гибкой адаптации к сформировавшимся и нарождающимся требованиям рынка. С другой стороны, нельзя не признать ошибки в развитии системы высшего профессионального образования в РФ, о чем свидетельствует не только места отечественных ВУЗов в международных рейтингах, но и уровень социально-экономического развития России в целом.

Ускорение темпов социально-экономического развития общества приводит к тому, что сегодня не вызывает сомнений то, что в основу развития системы высшего профессионального образования должны быть положены принципы инновационного проектного управления, включая реализацию таких принципов как открытость образования к рыночным запросам, конкурсный отбор перспективных идей, комплексность принимаемых решений и т.д.

В стране сегодня обозначен переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Этот переход возможен только при реализации инновационного проектного управления. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени не сформирован единый эффективный методологический подход к реализации проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Однако, в общей проблеме превращения инновационного потенциала высшей школы в один из решающих факторов эффективного инновационного развития национальной экономики методологические аспекты проектного управления в системе высшего профессионального образования не нашли должного отражения в научной литературе.

Развитие методологии проектного управления в системе высшего профессионального образования, направленного на интеграцию вузовской науки в национальную инновационную систему и в мировой инновационный процесс, на наш взгляд предполагает решение следующих первоочередных задач:

- исследование теоретико-методологических основ оценки целевой и экономической эффективности проектного управления, включая: исследование методологических принципов проектного управления; оценку современного состояния и тенденций развития проектного управления в экономических системах; установление основных подходов к реформированию высшего профессионального образования в рамках проектного управления; выявление основных проблем оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования;

- разработку концептуальной модели исследования инновационных процессов в рамках проектного управления в системе высшего профессионального образования, включая вопросы: методо-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 7l

Рис.1. Изменение ценности знаний при многовариантном

логического анализа систем высшего профессионального образования, осуществляющих процессы реформирования в рамках инновационных проектов; формирования системы инновационных процессов, как элементов управления в системе высшего профессионального образования; обоснования системы методов исследования и инновационных процессов в системе высшего профессионального образования;

- формирование основных положений методологии исследования инновационных процессов системе высшего профессионального образования, реализующих механизмы проектного управления, включая: формирование критериев целевой эффективности инновационных процессов в системе высшего профессионального образования; формирование комплексных критериев целевой эффективности инновационных процессов в системе высшего профессионального образования; формирование моделей исследования инновационных процессов в системе высшего профессионального образования; разработку технологии комплексного управления инновационными процессами в системе высшего профессионального образования;

- формирование инновационно-инвестиционной стратегии проектного управления в системе высшего профессионального образования, в том числе: исследование инновационного механизма проектного управления в системе высшего профессионального образования; формирование инвестиционной политики проектного управления в системе высшего профессионального образования на основе критериев целевой и экономической эффективности; формирование инновационной стратегии проектного управления в системе высшего профессионального образования;

- разработку комплекса методических рекомендаций по совершенствованию оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования, включающего: развитие методов оптимизации управления инновационными процессами при проектном управлении в системе высшего профессионального образования; развитие методов снижения инновационных рисков при проектном управлении в системе высшего профессионального образования; поиск резервов перспективного развития инновационных механизмов проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Выделение указанных задач обусловлено тем, что переход отечественной экономики от экспортно-ориентированной сырьевой модели к социально-ориентированной инновационной модели в условиях многоукладности экономики сопряжен с параллельным реформированием высшей школы, предполагающим многовариантность развития элементов системы высшего профессионального образования. При этом изменение ценности знаний (рис.1) должно соответствовать перспективам инновационной модели социально-экономического развития России.

Многовариантность и многоэтапность инновационного развития системы высшего профессионального образования требует использования проектного подхода и соответствующего развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования, адекватных переходу национальной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста при определяющей роли создаваемой экономики знаний.

Новый методологический подход проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования призван обеспечить формирование новой экономики -экономики знаний и высоких технологий как ведущих секторов

развитии системы высшего профессионального образования.

национальной экономики, сопоставимых по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами, и включает:

- концепцию исследования инновационных процессов в рамках проектного управления в системе высшего профессионального образования,

- методологические основы формирования схем проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования;

- технологию комплексного управления инновационными процессами в системе высшего профессионального образования, инновационно-инвестиционную стратегию проектного управления в системе высшего профессионального образования,

- реализацию комплекса методических рекомендаций по совершенствованию оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Литература:

1. М.Л. Разу. Управление проектом. Основы проектного управления. - М.: КноРус, 2010.

2. В.А. Первушин. Проблема управления инновационным про-ектом.//Технологии проектного управления. ITeam, 2009.

3. Н.Н. Аниськина. Качественный менеджмент или качественное образование: что первично?//Управление качеством, 2009.

4. А.В. Тычинский. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.

5. Израйлит О.В., Израйлит С.В., Северов С.П., Соколовский А.А., Тарутин К.А. Моделирование системы управления инновационного ВУЗа на основе процессно-сервисной методологии.// ЦДПО «Профессионал»МФТИ, Москва, 2006.

6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М. Прогресс, 2005.

72 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.