Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования'

Некоторые аспекты развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY / DESIGN MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат И.Л.

Обоснована актуальность, сформулирована гипотеза и описан алгоритм решения проблемы развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF PROJECT MANAGEMENT INNOVATION IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The urgency is proved, the hypothesis is formulated and the algorithm of a solution of a problem of development of methodology of design management by innovative activity in system of the higher vocational training is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сурат И.Л., к.э.н., доцент Московского экономического института

Обоснована актуальность, сформулирована гипотеза и описан алгоритм решения проблемы развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: методология, проектное управление, инновационная деятельность, система высшего профессионального образования.

SOME ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF PROJECT MANAGEMENT INNOVATION IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Surat I., Ph.D., associate professor, Moscow Economic Institute

The urgency is proved, the hypothesis is formulated and the algorithm of a solution of a problem of development of methodology of design management by innovative activity in system of the higher vocational training is described.

Keywords: methodology, design management, innovative activity, system of the higher vocational training

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах развития России.

Рост значения человеческого капитала и его превращение в основной фактор экономического развития определяется целым комплексом условий социально-экономического развития.

Во-первых, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики на международной арене во многом определяется качеством подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования.

Во-вторых, Россия практически исчерпала свои конкурентные преимущества, которые ранее были связаны с дешевой рабочей силой и экономией на развитии образования и здравоохранения, поскольку требования к профессионализму кадров в инновационной экономике многократно возросли. Существенно выросла конкуренция с европейскими и азиатскими и другими рынками в отношении квалифицированных кадров.

В-третьих, сокращение численности населения России, компенсируемого в основном за счет представителей стран ближнего зарубежья, и снижение уровня занятости в экономике РФ, свидетельствующее о сокращении конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, вынуждает идти нашу страну по инновационному пути развития, начиная с наращивания человеческого капитала. Центральную роль в наращивании интеллектуального человеческого капитала играет система высшего профессионального образования.

Таким образом, формирование национальной инновационной экономики невозможно без модернизации системы образования, являющейся, с одной стороны, одной из наиболее консервативных систем социально-экономического развития общества, а, с другой стороны, основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Конкуренция различных систем образования, сформировавшаяся в РФ, с одной стороны, была призвана стать ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, гибкой адаптации к сформировавшимся и нарождающимся требованиям рынка. С другой стороны, нельзя не признать ошибки в развитии системы высшего профессионального образования в РФ, о чем свидетельствует не только места отечественных ВУЗов в международных рейтингах, но и уровень социально-экономического развития России в целом.

Ускорение темпов социально-экономического развития общества приводит к тому, что сегодня не вызывает сомнений то, что в основу развития системы высшего профессионального образования должны быть положены принципы инновационного проектного управления, включая реализацию таких принципов как открытость образования к рыночным запросам, конкурсный отбор перспективных идей, комплексность принимаемых решений и т.д.

В стране сегодня обозначен переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной эко-

номики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Этот переход возможен только при реализации инновационного проектного управления. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени не сформирован единый эффективный методологический подход к реализации проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Таким образом, разработка методологии инновационного проектного управления в системе высшего профессионального образования представляет собой актуальную проблему, имеющую важное народнохозяйственное значение.

В общем случае под методологией проектного управления мы понимаем научное исследование области деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках конкретных проектов (в нашем случае инновационных). При этом учитывается, что ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана достижения целей, управления рисками, эффективного управления изменениями, связанными, в первую очередь, с изменением внешних условий осуществления проектов. Этим проектный подход качественно отличается от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг и других подходов.

Основные направления развития методологии проектного управления приведены на рис. 1.

В общей проблеме превращения инновационного потенциала высшей школы в один из решающих факторов эффективного инновационного развития национальной экономики методологические аспекты проектного управления в системе высшего профессионального образования не нашли должного отражения в научной литературе.

В основу исследования была положена следующая научная гипотеза. Переход отечественной экономики от экспортно-ориентированной сырьевой модели к социально-ориентированной инновационной модели в условиях многоукладности экономики сопряжен с параллельным реформированием высшей школы, предполагающим многовариантность развития элементов системы высшего профессионального образования. Многовариантность и многоэтапность инновационного развития системы высшего профессионального образования требует использования проектного подхода и соответствующего развития методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования, адекватных переходу национальной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста при определяющей роли создаваемой экономики знаний.

Алгоритм достижения поставленной цели представлен на рис. 2.

На первом этапе исследований определяются методологические принципы проектного управления, дается оценка современного состояния и тенденций развития проектного управления в экономичес-

Рис. 1. Основные направления развития методологии проектного управления.

Этап.1. Исследование теоретико-методологических основ опенки целевой и экономической эффективности проектного управления

Этап.2. Разработка концептуальной модели исследования инновационных процессов в рамках проектного управления в системе высшего профессионального образования

Этап.З. Формирование основных положений методологии исследования инновационных процессов системе высшего профессионального образования, реализующих механизмы проектного управления

Этап.4. Формирование инновационно-инвестиционной стратегии проектного управления в системе высшего профессионального образования

Этап 5. Разработка комплекса методических рекомендаций по совершенствованию оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования

Рис. 2. Алгоритм решения проблемы развития методологии проектного управления в системе высшего профессионального

образования.

ких системах, устанавливаются основные подходы к реформированию высшего профессионального образования в рамках проектного управления. В результате на основе выявления основных проблем оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования определяются потенциальные пути их решения.

При разработке концептуальной модели исследования инновационных процессов в рамках проектного управления в системе высшего профессионального образования (этап 2 алгоритма рис.1) проводится методологический анализ инновационной деятельности систем высшего профессионального образования, осуществляющих процессы реформирования в рамках инновационных проектов. На этой основе формируется система инновационных процессов как элемента управления в системе высшего профессионального образования. Это обеспечивает обоснование системы методов исследования инновационных процессов в системе высшего профессионального образования.

На третьем этапе исследований формируются критерии целевой эффективности инновационных процессов в системе высшего профессионального образования по направлениям инновационной деятельности. На этой основе формируются комплексные критерии эффективности инновационных процессов в системе высшего профессионального образования. Синтезированные критерии учитываются при последующем формировании моделей исследования инновационных процессов в системе высшего профессионального образования. В результате разрабатываются технологии комплексного управления инновационными процессами в системе высшего профессионального образования.

На четвертом этапе исследований (формирование инновационно-инвестиционной стратегии проектного управления в системе высшего профессионального образования) обосновывается инновационный механизм проектного управления в системе высшего профессионального образования. Указанный механизм учитывается при последующем формировании инновационной политики в системе высшего профессионального образования на основе принципов проектного управления и предложенных критериев целевой и экономической эффективности. Сформированная политика раскрывается в инновационно-инвестиционной стратегии проектного управления в системе высшего профессионального образования.

На заключительном этапе исследований (этап 5 рис.1) определя-

ются направления и содержание развития методов оптимизации управления инновационными процессами при проектном управлении в системе высшего профессионального образования. Одновременно определяются пути и методы снижения инновационных рисков при проектном управлении в системе высшего профессионального образования. Кроме того, определяются резервы перспективного развития инновационных механизмов проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Основной ожидаемый результат исследования заключается в разработке нового методологического подхода проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования, обеспечивающего формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий как ведущих секторов национальной экономики, сопоставимых по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами, и включающего: концепцию исследования инновационных процессов в рамках проектного управления в системе высшего профессионального образования; методологические основы формирования схем проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования; технологию комплексного управления инновационными процессами в системе высшего профессионального образования; инновационно-инвестиционную стратегию проектного управления в системе высшего профессионального образования; систему критериев оценки целевой и экономической эффективности проектного управления в системе высшего профессионального образования.

Литература:

1. В.А. Первушин. Проблема управления инновационным про-ектом.//Технологии проектного управления. ITeam, 2009.

2. Н.Н. Аниськина. Качественный менеджмент или качественное образование: что первично?//Управление качеством, 2009.

3. А.В. Тычинский. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.

4. Израйлит О.В., Израйлит С.В., Северов С.П., Соколовский А.А., Тарутин К.А. Моделирование системы управления инновационного ВУЗа на основе процессно-сервисной методологии.// ЦДПО «Профессионал» МФТИ, Москва, 2006.

5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М. Прогресс, 2005.

ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

Анастасов М.С., к.э.н., доцент МАДИ Худазаров Э.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

В статье раскрыты характерные черты исполнения проектов развития международных транспортных коридоров, определяющих их оценку, рассмотрены основные проблемы развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории РФ. Основное внимание уделено дифференцированному подходу к оценке международных транспортных коридоров и выбору приоритетов их развития.

Ключевые слова: международные транспортные коридоры, объект оценки, проблемы развития.

PROJECTS CREATION OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS AS THE

OBJECT OF EVALUATION

Anastasov M., Ph.D., associate professor, MADI Hudazarov E., applicant GOU DPO GASIS

The article reveals the characteristic features of the execution of development projects of international transport corridors, defining their evaluation, the basic problems of development of international transport corridors passing through the territory of the Russian Federation. Emphasis is placed on a differentiated approach to the assessment of international transport corridors and the choice ofpriorities for their development.

Keywords: international transport corridors, the object of evaluation, development problems.

Рассматривая международные транспортные коридоры как самостоятельную категорию инвестиционных проектов, можно выделить следующие характерные черты их исполнения, определяющие характер оценки.

Преодоление мирового экономического кризиса по оценкам экспертов Организации Экономического сотрудничества и развития сменится ростом мировой экономики с темпом 2,3-2,6%. При

этом наибольший экономический рост ожидается в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Рост объемов производства продукции будет сопряжен с увеличением объемов потребления ресурсов, включая: нефть и нефтепродукты, сжиженные природные и нефтяные газы, железную руду и минеральные удобрения, и т.д.

В результате продолжится рост объемов транспортных перевозок сырья и конечной продукции, определяемых в международном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.