Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов'

Теоретико-методологические основы формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК / ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТECHNOLOGIES OF INTEGRATED ESTIMATIONS / EXECUTION OF PROJECTS / THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худазаров Э. А.

Рассмотрены основополагающие принципы интегральных оценок исполнения проектов. Выявлены особенности сложившихся подходов к интегральной оценке исполнения инвестиционных проектов. Предложен алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF INTEGRATED TECHNOLOGY ASSESSMENT EXECUTION

Basic principles of integrated estimations of execution of projects are considered. Features of the developed approaches to an integrated estimation of execution of investment projects are revealed. The algorithm of formation of technology of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors is offered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов»

Таблица 3. Апробация результатов моделирования и прогнозирования инновационной деятельности предприятия, решающего проблему временной занятости

№ Сферы услуг Выручка, руб. мес. Затраты, руб. мес. Кзз Дт/ДТ

мувинг 2165593 1617730 1,339 0,0399

мувинг, клиринг 3147480 2373690 1,326 0,0814

мувинг, клиринг, торговосервисные услуги 4182253 3124866 1,338 0,1453

мувинг, клиринг, торговосервисные услуги, 1Т услуги 5951551 4236837 1,405 0,2107

мувинг, клиринг, торговосервисные услуги, 1Т услуги, услуги доставки 8180366 5502419 1,487 0,3867

решающим проблему временной занятости, услуг после и до совершенствования инновационной деятельности.

В интересах совершенствования инновационной деятельности предприятий, решающих проблемы временной занятости, были сформированы рекомендации по моделированию инновационной деятельности на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном интервалах прогнозирования (табл.2), определяющие концептуальные положения устойчивого экономического развития хозяйственных систем на основе развития методов моделирования и прогнозирования инновационных процессов на предприятиях, работающих в условиях временной занятости.

Как следует из табл.2, если краткосрочное моделирование и прогнозирование инновационной деятельности предприятий, решающих проблему временной занятости направлено на «разведку» рынка, то среднесрочное и долгосрочное моделирование и прогнозирование направлены на повышение эффективности инвестиционной деятельности предприятий путем максимизации отношения сигнал/шум по направлениям:

- увеличением периода активной деятельности Д^ (периода оказания услуги) по сравнению с периодом простоя ДТ;

- сокращения производственного сбытового цикла, включая сокращение (там, где это возможно) времени предоставления услуг;

- максимизации выручки предприятия за услугу в единицу времени;

- минимизации удельных издержек как в период простоя ДТ предприятия, решающего проблему временной занятости, так и в период оказания предприятием услуг Д^.

Апробация результатов моделирования и прогнозирования ин-

новационной деятельности предприятия, решающего проблему временной занятости представлена в табл.3.

Представленные в табл.3 результаты показывают, что по мере расширения спектра услуг, предоставляемых предприятием, решающим проблему временной занятости, увеличивается как значение частного критерия оценки экономической эффективности К инновационной деятельности предприятия (3), так и доля периода активной деятельности Д^ (периода оказания услуги) по сравнению с периодом простоя ДТ.

Литература:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001.

2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов Ильенкова С.Д., Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

5. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2001.

6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие./Под ред. П.Н. Завлина и др. - М.: Экономика, 2000.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Худазаров Э.А., соискатель ГАСИС

Рассмотрены основополагающие принципы интегральных оценок исполнения проектов. Выявлены особенности сложившихся подходов к интегральной оценке исполнения инвестиционных проектов. Предложен алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

Ключевые слова: технологии интегральных оценок, исполнение проектов, международные транспортные коридоры.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF INTEGRATED TECHNOLOGY ASSESSMENT EXECUTION

Hudazarov E., GASIS, the candidate for a degree

Basic principles of integrated estimations of execution of projects are considered. Features of the developed approaches to an integrated estimation of execution of investment projects are revealed. The algorithm of formation of technology of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors is offered.

Keywords: тechnologies of integrated estimations, execution of projects, the international transport corridors.

Проблема возвращения России в мировую экономическую элиту, международного разделения труда.

определенная в концептуальных и стратегических положениях долго- Анализируя вызовы предстоящего долгосрочного периода, обо-

срочного социально-экономического развития РФ предполагает поиск значенные в Концепции долгосрочного социально-экономического для отечественной экономики благоприятных ниш в мировой системе развития Российской Федерации на период до 2020 года, следует от-

метить, что наряду с усилением глобальной конкуренции, ожидаемой новой волной технологических изменений, возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, исчерпанием потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные, в том числе, недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Одной из проблем развития транспортной инфраструктуры следует считать недостаточное развитие международных транспортных коридоров, под которыми понимается совокупность установленных магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта (с соответствующим обустройством), обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории государств - участников.

Если проанализировать проблемы развития высоких технологий в обрабатывающих отраслях отечественной экономики, обусловленные ее общей технологической отсталостью, и проблемы развития кадрового потенциала в РФ, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, то можно заключить, что развитие транспортной инфраструктуры на территории России имеет более благоприятные перспективы, обусловленные выгодным геополитическим положением государства.

Во-первых, смещение эпицентра экономического развития из Северной Америки и Западной Европы в Юго-Восточную Азию предполагает перемещение многих видов ресурсов, в том числе по маршрутам, проходящим через территорию Российской Федерации.

Во-вторых, наличие на территории РФ огромного числа сырьевых запасов в условиях пространственного перемещения мировых центров переработки требует диверсификации маршрутов перемещения сырья по международным транспортным коридорам.

В-третьих, расширение интеграции отечественных обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости, также требует развития международных транспортных коридоров, обеспечивающих рациональное функционирование глобальных цепочек.

Решение проблемы развития международных транспортных коридоров, создание каждого из которых представляет собой масштабный инновационный проект, будет способствовать успешному достижению многих целевых ориентиров, включая: сбалансированность пространственного развития, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, формирование экономики лидерства и инноваций, создание экономики, конкурентоспособная на мировом уровне, и т.д.

В то же время, до настоящего времени не разработаны технологии оценок инновационных проектов создания международных транспортных коридоров, обеспечивающих всестороннее определение их эффективности. В этих условиях формирование технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народно-хозяйственное значение.

В процессе исследования теоретико-методологических основ формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов на первом этапе были определены основополагающие принципы интегральных оценок исполнения проектов.

Проведенные исследования показали, что с учетом многоаспектного характера интегральных оценок исполнения проектов все основополагающие принципы этих оценок можно условно разделить на четыре группы (рис.1).

К наиболее общим относятся принципы: системности, конструктивности, технологичности, масштабной инвариантности, простоты и доступности, верифицируемости, рентабельности, динамичности, пассионарности (как потенциала к деятельности и прогрессу), единства замысла и мультипликативности.

Ко второй группе относятся принципы, связанные:

- с обеспечением дополнительных выгод для пользователя;

- с возможностями корректировки задач в интересах потребите-

лей в процессе исполнения проекта (принцип примата реальности);

- с конкретностью заданий, поскольку не все формулировки требований по проекту носят директивный характер;

- с разрешением структурных противоречий (принцип Клаузевица);

- с организацией пространства решений, связывающих текущие задачи с ожидаемыми последующими задачами (например, организации транспортной сети с организацией товарно-хозяйственных отношений в этой сети);

- с развертыванием цели в схеме ее достижения, включая построение аналитического аппарата оценки степени достижения цели (цена исхода) и вероятности достижения цели (степени риска);

- с построением модели развития создаваемой системы во времени, включая набор правил построения индикаторов и методологию выработки оценочных критериев для принимаемых решений.

К третьей группе принципов относятся принципы: оценки специализации и детализации процессов по проекту; оценки плана управления проектом; оценки проектных отклонений и управления рисками; оценки организационных структур проекта; оценки обеспечения качества управления проектами.

К четвертой группе принципов относится оценка соответствия результатов проекта: принципу объективности и универсальности управления; принципу целей; принципу правовой защищенности; принципу оптимизации управления; принципу делегирования полномочий; принципу соответствия; принципу автоматического замещения отсутствующего; принципу первого руководителя; принципу одноразового ввода информации; принципу новых задач; принципу повышения квалификации; принципу документального и материального обеспечения.

Исследования особенностей сложившихся подходов к интегральной оценке исполнения инвестиционных проектов показали, что большинство из них определяется ускорением научно-технического развития общества и ростом неопределенности развития экономики.

Во-первых, возрастает уровень интеллектуалоемкости выполняемых проектов.

Во-вторых, увеличивается зависимость успешной реализации проекта от изменения внешних условий, включая повышение рисков и увеличение неравномерности поступления заказов, усложняющей процессы привлечения кадров для исполнения.

В-третьих, рост требований к качеству результатов проектов сопряжен с ростом степени индивидуализации проектов при расширении спектра запросов потребителей.

В-четвертых, увеличилась доля принципиально новых ранее не выполнявшихся проектов, технологии исполнения и оценки которых формируются по мере поступления заказов на соответствующие проекты.

В-пятых, высокие требования к квалификации исполнителей проекта, структуре системы проекта, его инновационной инфраструктуре и т.д., определяют как высокую себестоимость проекта, так и особый характер его бюджетирования.

В-шестых, процессы глобализации экономики приводят к расширению масштабов географической удаленности, как клиентов, так и исполнителей проектов.

Все перечисленные особенности в полной мере относятся к проектам создания международных транспортных коридоров, но последняя из выделенных особенностей в наибольшей степени отражает специфику этой категории проектов.

Многоаспектность задач создания международных транспортных коридоров, а также масштабность проектов их развития, обеспечивающих ежегодно дополнительные доходы государства при реализации программы развития международных транспортных коридоров за счет увеличения экспорта транспортных услуг десятки миллиардов долларов, требует разработки алгоритма формирования адекватных технологий интегральных оценок исполнения соответствующих проектов. Исследования показывают, что, к сожалению, существующие технологии оценок исполнения проектов развития транспортных коридо-

Общие Принципы Принципы Принципы

принципы К оценки N оценки к оценки

реализации характера г-N уровня ri качества

инновационн Ц/ развития Ц/ организации Ц/ исполнения

ых проектов V предметной V процессов по V инновационн

области проекту ых проектов

Рис.1. Основные группы принципов интегральных оценок исполнения проектов.

Анализ сложившихся подходов к оценке эффективности исполнения проектов

создания МТК

Анализ ресурсного обеспечения проектов создания МТК

Анализ социально-

экономической

эффективности

исполнения проектов

Анализ геополитических изменений, сопровождающих исполнение проектов

Разработка критерия интегральной оценки А Корректировка

исполнения проектов создания МТК / ч

N

J..L 1 Г

Разработка методических рекомендаций по использованию критериев интегральных оценок исполнения проектов создания МТК

Рис.2. Алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

ров ограничиваются функциональными оценками либо конкретных проектов, либо оценкой эффективности отдельных видов транспортных систем.

Предложенный алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров (МТК) представлен на рис.2.

Таким образом, представленный алгоритм позволяет сформировать технологию интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

Литература:

1. Щербанин Ю.А. Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении. М.: Научная книга, 2007.

2. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев.

- М.: Лицей, 2001.

3. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире.

- М.: 2002.

4. Тархов С. А. Транспорт и связь. — М.: Просвещение, 2004.

5. Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла).—Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003.

6. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

7. Шишкина Л. Н. Транспортная система России — М.: 2003.

МАРКЕТИНГ ПАЕВЫХ ФОНДОВ: ОСОБЕННОСТИ, ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТАЦИИ И ВЫБОРУ ЦЕЛЕВОГО СЕГМЕНТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клинков А.А., аспирант кафедры маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова.

Мировая финансовая система в процессе своего развития создает различные инструменты для удовлетворения разнообразных потребностей инвесторов. В западной экономике существуют mutual trust funds, hedge funds - инструменты, созданные для коллективного инвестирования средств, с целью сохранения и приумножения их стоимости. Российским аналогом являются паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

Ключевые слова: мировая финансовая система, инвесторы, инструменты, паевые инвестиционные фонды.

MARKETING MUTUAL FUNDS: CHARACTERISTICS, APPROACHES TO THE SEGMENTATION AND THE CHOICE OF TARGET SEGMENT

Klinkov A. the post graduate student, marketing chair, Plekhanov Russian Academy of Economics

The world financial system in the process of development creates a variety of tools to meet the diverse needs of investors. In western economies exist mutual trust funds, hedge funds - the tools created for the collective investment funds, with a view to preserving and increasing their value. Russia is analogous to mutual funds (mutual funds).

Keywords: global financial system, investors, instruments, mutual funds.

Аскеты деятельности ПИФов в области управления финансами, инвестирования являются предметом изучения финансовой науки. Однако деятельность ПИФов связанная с привлечением, удержанием клиентов, процессом коммуникаций и связей с обще-

ственностью, брендингом, необходимо рассматривать с рыночной или другими словами с маркетинговой точки зрения.

Как было сказано выше, паевые инвестиционные фонды предоставляют потребителю услуги по сохранению и приумножению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.