Научная статья на тему 'К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований'

К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / SCIENTIFIC COGNITION / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODS OF PEDAGOGICAL RESEARCH / МЕТОД ПОЗНАНИЯ / METHOD OF COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Таирова Наталья Юрьевна

В статье исследуется проблематика методологии педагогической науки. Рассмотрены черты познания, актуальные для педагогики, затронуты вопросы классификации методов педагогики. Особое внимание уделено алгоритму построения классификации методов педагогического исследования. В статье сделан вывод о том, что педагогическая методология позволяет классифицировать методы и образовать систему понятий и категориальный ряд гуманитарной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE METHODOLOGY OF PEDAGOGY AND CLASSIFICATION OF THE METHODS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

The article studies the problems of the methodology of pedagogical science. The features of cognition that are relevant for pedagogy are considered, and questions of the classification of methods of pedagogy are touched upon. Particular attention is paid to the algorithm for constructing a classification of pedagogical research methods. The article concludes that the pedagogical methodology allows us to classify methods and form a system of concepts and a categorical series of the humanities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований»

УДК 37

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В.Н. Власова, Н.Ю. Таирова

Аннотация. В статье исследуется проблематика методологии педагогической науки. Рассмотрены черты познания, актуальные для педагогики, затронуты вопросы классификации методов педагогики. Особое внимание уделено алгоритму построения классификации методов педагогического исследования. В статье сделан вывод о том, что педагогическая методология позволяет классифицировать методы и образовать систему понятий и категориальный ряд гуманитарной науки.

Ключевые слова: научное познание, методы педагогического исследования, метод познания.

ON THE QUESTION OF THE METHODOLOGY OF PEDAGOGY

AND CLASSIFICATION OF THE METHODS OF SCIENTIFIC

AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

V. Vlasova, N. Tairova

Abstract. The article studies the problems of the methodology of pedagogical science. The features of cognition that are relevant for pedagogy are considered, and questions of the classification of methods of pedagogy are touched upon. Particular attention is paid to the algorithm for constructing a classification of pedagogical research methods. The article concludes that the pedagogical methodology allows us to classify methods and form a system of concepts and a categorical series of the humanities.

Keywords: scientific cognition, methods of pedagogical research, method of cognition.

Научные знания - это сложная эволюционирующая система, в которой по мере развития возникают всё новые уровни организации. Они трансформируют предыдущие, ранее сложившиеся уровни познания, трансформируя их. В теоретических исследованиях константно возникают новые способы познания; изменяется стратегия научного поиска. Познавательный человеческий аппарат - высочайшее достижение природной эволюции [4]. Стремление обосновывать знание с помощью теорий поощряет проведение аналогий. Основная задача теории научного познания - это приобретение знаний о природе, обществе и человеке, а также о связях и взаимоотношении человека с природой, человеком и обществом, человека с человеком [8, с.204-211].

Особенно значимыми, вслед за В.Л. Бениным, мы считаем следующие черты познания:

- плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности;

- неприемлемость монополии на истину;

- открытость профессионального научного поиска и конкурентность научных трактовок [1, с.87].

Многообразие видов научных исследований обусловило широчайший спектр методов, которые можно классифицировать по различным

принципам. Прежде всего, нам представляется необходимым дать понятие методу научного исследования. Метод - совокупность определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия, направленных на внутреннюю организацию и регулирование познавательного процесса или практического преобразования исследуемого объекта, а также на объективное познание действительности. В широком смысле под методом понимается совокупность рациональных операций, которые следует выполнить, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой теоретической или практической цели. В основе любого метода находятся объективность, воспроизводимость и систематичность. Объективность -

абстрагирование исследователя от объекта познания: личные предпочтения и убеждения учёного не влияют на процесс познания. Воспроизводимость заключается в том, что все этапы процесса научного познания могут быть воспроизведены другими учёными, при этом результат будет сходным, подтвердится. Под систематичностью понимается упорядоченность и системность научной деятельности. Обеспечивая решение научных и практических проблем путём применения данных приёмов, метод обогащает знание исследователя об изучаемых объектах. Использование методов

превращает процесс научного познания в воспроизводимые операции, что обеспечивает достоверность полученных результатов, так как они становятся проверяемыми. При этом каждый метод обусловлен собственным предметом и может изменять своё содержание вместе с ним, и каждая наука имеет свои методы. Метод - одна из базисных вещей в научном познании, однако недопустимо, на наш взгляд, как недооценивать методологические проблемы (методологический негативизм), так и преувеличивать значимость метода, считая его важнее, чем тот предмет и объект исследования, к которому он применяется (методологическая эйфория).

Методология педагогики - это система знаний о структуре и основаниях педагогической теории, о принципах и способах получения знания, которые отражают педагогическую реальность, и их использование в педагогической практике, а также деятельность, направленная на получение этих знаний и обоснование логики, программ и методов функционирования и контроля педагогических исследований [3, с. 50]. Методология педагогики определяет способы получения научного знания, определяет научно-исследовательские цели педагогической отрасли, помогает вводить новую информацию в фонд теории педагогики и создаёт систему информации, уточняя, обогащая и систематизируя терминологический аппарат педагогической науки. Таким образом, методология педагогики -это «концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о

педагогических процессах и явлениях» [7, с. 109]. Метод в педагогике характеризует содержательно-процессуальный аспект совместной деятельности субъектов педагогического процесса и его динамику [2, с.122]. При этом практика показывает, что создание полного методического обеспечения образовательного процесса - это задача не из лёгких, ведь этот процесс очень многогранен и трудоёмок.

При этом можно утверждать, что значимость методологии в обозначении перспективы развития педагогической отрасли существенно возрастает. Проблема методологии педагогики остается одной из центральных, так как именно методология отвечает за развитие теоретических исследований, проработку понятийного аппарата, становится базой для практики обучения и воспитания [3, с.249]. Сегодня наблюдается тенденция к объединению фундаментальных теорий, всестороннему и комплексному анализу различных явлений объективной реальности. Так,

в гуманитарных науках на современном этапе широко применяют методы математики, кибернетики, теории вероятностей и других наук, до этого не выполняющих методологические функции в социальных исследованиях. Также усиливаются связи между различными научными направлениями. К примеру, стираются границы между педагогическими и психологическими теориями, генетикой и физиологией и т.п. При этом объединение наук имеет ясно выраженный объект - человека, и всё более важную роль в интеграции усилий различных наук при его изучении играет педагогика [7, с. 105].

На сущность методологии педагогики существуют различные точки зрения. Иногда под методологией понимают учение о логической организации, структуре, средствах и методах теоретической и практической деятельности, иногда - науку о процедурах формирования и использования методов преобразования действительности. Также под методологией понимают совокупность принципов решения практических задач и ключевые положения научно-педагогических исследований. Однако, при всём многообразии взглядов на сущность методологии педагогики, исследователи сходятся во мнении, что методология является базисом познания и реконструкции окружающей действительности [6].

Не стремясь охватить максимально возможное число взглядов на классификацию методов науки, полагаем, что все методы, которые используются наукой при исследовании различных явлений, можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее предпочтительной является их классификация, основанная на многоуровневой концепции учения о методах науки. В соответствии с этим критерием все методы можно разделить на 4 группы: философско-мировоззренческие,

общенаучные, частнонаучные и специальные (собственно педагогические).

Нам представляется необходимым привести алгоритм построения классификации методов педагогического исследования:

- определить цель создания классификации и различные признаки исследуемых объектов, по которым данная классификация будет составлена;

- сравнить изучаемые объекты между собой по общим и частным признакам с учётом поставленной цели;

- при необходимости скорректировать линии классификации в соответствии с обнаруженными признаками;

- разделить объекты на группы и дать каждой группе названия [5, с.93-94].

Отражая реальные психолого-педагогические явления и процессы, педагогическая методология позволяет классифицировать методы и образовать систему понятий и категориальный ряд гуманитарной науки. В условиях смены научной парадигмы особенно актуальна тщательная проработка методов психолого-педагогической

действительности и актуализация процессов исследовательской деятельности, Безусловно, юридическая методология находится в постоянном движении и в содержательном плане пополняется и будет пополняться новыми, современными методами.

Литература:

1. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманитарной педагогики / В.Л. Бенин // Человек в мире культуры. - 2015. - № 3. - С. 85-94.

2. Власова В.Н. Методы, средства и организационные формы педагогического процесса и их реализация / В.Н. Власова // Наука сегодня: реальность и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. -Научный центр «Диспут», 2017. - С. 122-123.

3. Дуранов М.Е. Понятийный аспект методологии педагогического исследования [Электронный ресурс] / М.Е. Дуранов, Р.А. Литвак // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. -Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n /ponyatiynyy-aspekt-metodologii-pedagogicheskogo-issledovaniya

4. Коршунова Н.Л. Эволюция понятия методологии педагогики (преемственность традиций и новые перспективы / Н.Л. Коршунова // Известия ВГПУ, N01(260), 2013 г. - С. 46-54.

5. Лившиц Р.В., Шумейко А.А., Опевалова Е.В. К проблеме классификации методов психолого-педагогических исследований / Р.В. Лившиц, А.А. Шумейко, Е.В. Опевалова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 91-95.

6. Мардахаев Л.В. К вопросу о развитии методологии социальной педагогики [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ: Электронный научный журнал. -2016. - № 1(5). - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25871200_48678414. pdf

7. Писаренко В.И. Методологические проблемы современной педагогики / В.И. Писаренко // Известия ЮФУ. - Технические науки. - 2013. - № 10. - С. 104116.

8. Хрусталев Ю.М. Основы философии: учебник для студентов медицинских колледжей / Ю.М. Хрусталев, В.А. Терехова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - С. 204-211.

Сведения об авторах:

Власова Виктория Николаевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]

Таирова Наталья Юрьевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и ППС, Ростовский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Vlasova (Rostov-on-Don, Russia), doctor of philosophy sciences, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy of the Faculty of Pedagogical Medicine and the Faculty of Education of the Rostov State Medical University, e-mail: [email protected]

N. Tairova (Rostov-on-Don, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.