Научная статья на тему 'Понятийный аспект методологии педагогического исследования'

Понятийный аспект методологии педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGY / METHODOLOGY / UPBRINGING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуранов Михаил Евгеньевич, Литвак Римма Алексеевна

Представлена рецензия на монографический сборник научных трудов «Методология педагогики: понятийный аспект» (Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 1. М., 2014. 210 с.), где уточнено понятие «методология педагогики», освещены проблемы методологии педагогического исследования, и методологическа культура педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECT OF METHODOLOGY OF PEDAGIGICAL RESEARCH

The paper contains a review of the collection of scientific works “Methodology of pedagogy: conceptual aspect” (Edited by E.V. Tkachenko, M.A. Glazunova. Issue 1, Moscow, 2014. 210 p.) in which the concept of “Methodology of pedagogy” is made more explicit and the problems of methodology of pedagogical research and methodological culture of pedagogical research are highlighted.

Текст научной работы на тему «Понятийный аспект методологии педагогического исследования»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37.012 ББКЧ4в

ГСНТИ 14.01.77

Код ВАК 13.00.01, 13.00.02

Дуранов Михаил Евгеньевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36а; e-mail: [email protected]

Литвак Римма Алексеевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36а; e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогика; методология; воспитание; обучение

АННОТАЦИЯ. Представлена рецензия на монографический сборник научных трудов «Методология педагогики: понятийный аспект» (Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 1. М., 2014. 210 с.), где уточнено понятие «методология педагогики», освещены проблемы методологии педагогического исследования, и методологическа культура педагогического исследования.

Duranov Mikhail Evgenievich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

Litvak Rimma Alekseevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

CONCEPTUAL ASPECT OF METHODOLOGY OF PEDAGIGICAL RESEARCH

KEY WORDS: pedagogy; methodology; upbringing; education.

ABSTRACT. The paper contains a review of the collection of scientific works “Methodology of pedagogy: conceptual aspect” (Edited by E.V. Tkachenko, M.A. Glazunova. Issue 1, Moscow, 2014. 210 p.) in which the concept of “Methodology of pedagogy” is made more explicit and the problems of methodology of pedagogical research and methodological culture of pedagogical research are highlighted.

П

роблемы методологии педагогики и педагогических исследований были и остаются центральными, их разработка выступает основанием для развития как теории, понятийного аппарата, так и педагогической практики воспитания, обучения и образования учащихся.

В новых условиях социально-экономического развития общества, реформирования системы образования интерес ученых и практиков к проблемам методологии непрерывно возрастает. Свидетельством тому появление обстоятельных исследований, издание отдельных журналов, солидных серийных изданий, таких как «Понятийный аппарат педагогики и образования». Появление новой серии «Методология педагогики: понятийный аспект» - тому подтверждение.

Причин этому отрадному явлению несколько: во-первых, в связи с научным и технологическим прогрессом потребовалось перестроить всю систему образования, ответить на вызовы общественного развития; во-вторых, перестройка системы образования, ее реформирование потребовало уточ-

нения, углубления, перестройки всего понятийного аппарата педагогики, выполняющего методологические функции; в-третьих, разработка теории ценностей, теории стабильности и нестабильности социальных процессов, теории пассионарности развития этносов потребовала новых методологических подходов в образовании молодежи; в-четвертых, появление новых информационных и коммуникативных технологий позволяет резко повысить эффективность педагогического процесса; в-пятых, утверждение гуманистических идей в педагогике потребовало поставить в центре педагогического процесса личность ученика.

Как видим, причин обращения к разработке методологических проблем предостаточно. Ясно то, что в этой сфере у нас сделано, явно недостаточно, необходимо обратиться к российскому и мировому опыту развития педагогической теории и практики, их методологических основ.

В рецензируемом сборнике внимание заостряется на трех проблемах: методологии педагогики, отражающей ее сущность и понятийный аппарат; методологии педагогиче-

© Дуранов М. Е., Литвак Р. А., 2014

ского исследования, включая рассмотрение сущности и особенности методологии диссертационных исследований; методологической культуре педагогического исследования.

В первом разделе сборника статьи можно разделить на две группы. Статьи первой группы уточняют сущность понятия «методология педагогики» и ее понятийный аппарат (Н. Л. Коршунова, Н. М. Назарова, М. В. Богуславский, Н. П. Юдина,

В. М. Полонский). Статьи второй группы освещают вопросы методологии профессиональной педагогики (Е. В. Ткаченко, Н. В. Иполлитова).

Статьи первой группы, бесспорно, заинтересуют всех, кто занимается исследованием педагогических проблем. Н. Л. Коршунова, исходя из критического анализа ряда исследований и педагогической практики, предлагает рассматривать под методологией педагогики, во-первых, систему знаний об основаниях и структуре педагогической теории; во-вторых, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; в-третьих, использование добытых знаний (принципов) в практике; в-четвертых, систему деятельности по получению таких знаний; в-пятых, обоснование программ, логики и методов получения новых знаний; в-шестых, оценку качества специально-научных педагогических исследований. К структуре методологии педагогики ею относятся три аспекта: знаниевый, деятельностный и аспект применения знаний. Этим самым охватывается сущностный аспект педагогического процесса.

На методологическую сущность понятия «инклюзия» (доступность), свобода выбора в образовании указывает Н. М. Назарова. Уровневый характер методологии педагогики отмечает М. Н. Богуславский. Методологическую функцию моделирования подчеркивает Н. П. Юдина. На способах описания результатов научно-педагогического исследования останавливается

В. М. Полонский. Методологическим принципам нормативно-правового регулирования в сфере профессионального образования посвящается статья Е. В. Ткаченко. Специфика смыслового наполнения понятия «методология профессионального образования» рассматривается в статье Н. В. Иполитовой. Авторы статей приходят к выводу о том, что новая нормативно-правовая ситуация в нашей стране создала реальные условия для поиска новой парадигмы образования, что выступило мощным толчком для разработки методологии педагогики.

Статьи второго раздела «Методология педагогических исследований» посвящаются конкретным проблемам диссертационных

педагогических исследований, которые можно разделить на две группы. Статьи первой группы посвящены уточнению понятийного аппарата методологии педагогического исследования (Л. А. Беляева, Т. Н. Шамало,

A. П. Усольцев, Л. В. Мардахаев, А. А. Сала-матов, М. А. Галагузова); статьи второй группы - методике организации и проведению педагогического исследования (Г. Д. Бухарова, Н. В. Молчанова, Л. Д. Старикова,

С. А. Стариков). Авторы статей данного раздела сосредотачивают внимание на качественном проведении и однозначности понятийного аппарата исследования.

Л. А. Беляева сосредотачивает внимание на научных основаниях педагогического исследования. Т. Н. Шамало и А. П. Усольцев указывают на возможности синергетического подхода в педагогическом исследовании. Л. В. Мардахаев уделяет основное внимание логике и оценке результатов педагогического исследования. А. А. Саламатов рассматривает вопросы проектирования понятийнокатегориального аппарата в педагогическом исследовании. М. А. Галагузова делает упор на разработку понятийно-категориального аппарата, исходя из проблемного подхода к педагогическому исследованию. Г. Д. Бухарова раскрывает сущность и особенности опытно-поисковой, экспериментальной и опытно-экспериментальной работы.

Н. В. Молчанова и Л. Д. Старикова предлагает использование психологических методик и применение математических методов в диссертационных исследованиях. С. А. Стариков раскрывает возможности использования информационных и коммуникативных технологий в педагогическом исследовании.

Статьи третьего раздела «Методологическая культура исследования» можно разделить на три группы: первая группа посвящается культуре организации, проведению и анализу результатов педагогического исследования (Е. В. Бережнова, Н. В. Суле-нева); вторая группа - нравственному аспекту культуры педагогического исследования (И. Д. Котляров, С. В. Иванова); третья группа - внедрению в практику результатов исследования и защите авторских прав исследователя (С. А. Новоселов, Б. М Игошев,

B. С. Третьякова). Авторы статей обращают внимание не только на культуру организации и проведении педагогического исследования, но и на этический аспект культуры исследователя.

Е. В. Бережнова раскрывает сущность культуры педагога-исследователя. Н. В. Су-ленева рассматривает понятийный аспект ораторского искусства и его место в педагогическом исследовании. И. Д. Котляров и

C. В. Иванова выделяют проблему некорректного заимствования и плагиата в ис-

следовательской деятельности соискателей.

С. А. Новоселов и Б. М. Игошев останавливаются на объектах охраны интеллектуальной собственности и правовой и исследовательской культуре отношений к ней.

В. С. Третьякова раскрывает сущностный аспект культуры поведения и отношений соискателя в качестве процесса самопрезен-тации диссертанта как личности и как исследователя.

В сборнике логически обосновано выделение трех разделов, исходя из того что методология логически связана с культурой научно-педагогического исследования. Выделение методологии педагогики и методологии педагогического исследования впол-

не оправданно. В этом отношении внесена ясность, особенно в сфере понятийного аппарата. Это достоинство нельзя не отметить, в чем заслуга не только авторов статей, но и составителей Е. В. Ткаченко и М. А. Галагу-зовой. Вместе с тем следует признать, что сами разделы не равновесны. Это особенно относится к третьему разделу, к культуре педагогического исследования.

Бесспорно, сборник носит фрагментарный характер, но это не порок, а побудительная потребность в разработке, публикации, обсуждении проблем формирования исследовательской культуры в сфере педагогики, учитывая серию скандалов, связанных с появлением псевдодиссертаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.