УДК 378.14+37.013.78 ББК Ч440+С524.5
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.01
Литвак Римма Алексеевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, 3 корп., к. 3400; e-mail: [email protected].
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система непрерывного образования; социальные профессиональные качества специалиста; профессиональная культура специалиста; профессиональная компетентность.
АННОТАЦИЯ. Анализируются проблемы непрерывного образования. Непрерывность выступает в качестве предпосылки развития социокультурной компетентности молодого специалиста. Рассматривается профессиональная культура, ее педагогический аспект с позиции социокультурного подхода к социализации личности в деятельности молодого специалиста.
Litvak Rimma Alekseevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.
SOCIOCULTURAL APPROACH TO THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY OF A YOUNG SPECIALIST
KEY WORDS: system of continuous education; social professional qualities of the expert; professional culture of the expert; professional competence.
ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of problems of continuous education. The continuity acts as the prerequisite of development of sociocultural competence of the young specialist. The professional culture, its pedagogical aspect from the point of view of sociocultural approach of socialization of the personality in activity of the young specialist is considered.
С
ледует отметить, что в социологии существует отрасль научного знания, которая обозначается как социология образования. Сущностную сторону социологии образования личности, согласно А. И. Левко, составляют:
- установление связи образования с процессом включения личности в социокультурное пространство жизнедеятельности;
- социализация личности, подчиненная жизненному самоопределению, самореализации, самоутверждению, выбору нравственных и иных ценностей жизни, определению своего места в ней (8, с. 350-362).
Социология образования основывается на социокультурном подходе, при котором культура рассматривается как ядро образования. Ядром же культуры являются ценности. А. И. Ракитов к ядру культуры относит нормы, стандарты, правила деятельности, эталоны, систему ценностей этноса, профессиональную деятельность. Структурными элементами ядра культуры являются также фольклор, мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи, исторические традиции, привычки, правила поведения, обряды, этнопедагогика и т. д. Ядро культуры, следовательно, определяет содержание образования.
Вместе с тем социокультурный подход к образованию выступает как открытая саморегулирующаяся синергетическая система. В соответствии с теорией открытого общества К. Поппера общество и личность
должны отличаться высокой социальной мобильностью, способностью к творчеству, сотрудничеству, альтернативному подходу к решению социальных проблем.
Таким образом, специалист должен быть мобильным, что достигается с помощью непрерывного образования. И. В. Иванов отмечает, что идея открытости общества и образования наиболее ярко проявляется в системе непрерывного образования, обеспечивающей каждому индивиду условия для свободного развития его способностей, интеллектуальных и деятельностных возможностей на протяжении всей жизни. В психологическом плане такой вид образования следует рассматривать как фактор развития и личностного существования отдельного человека в постиндустриальном обществе. При этом непрерывное образование понимается не как административное соединение различных образовательных учреждений, интегрированных в систему, а как продуманная вариативная система представления образовательных услуг, позволяющая индивиду воспользоваться ими в соответствии со своими личностными потребностями и запросами в различные периоды жизни (6).
Социология образования выступает теоретической предпосылкой развития социокультурной компетентности личности молодого специалиста (7).
Непрерывность образования является ведущей проблемой и основной предпосыл-
© Литвак Р. А., 2014
кой развития социокультурной компетентности личности специалиста в послевузовской системе образования. Непрерывность образования вызывается следующими обстоятельствами:
- во-первых, непрерывным совершенствованием технологий;
- во-вторых, непрерывным развитием науки, техники, увеличивающимся потоком информации;
- в-третьих, включением российского общества в мировое социокультурное, экономическое пространство;
- в-четвертых, развитием диалога культур;
- в-пятых, ростом культурного уровня личности и ее духовных потребностей.
Это раскрывает сущность непрерывного образования. Непрерывное образование в современном культурно-образовательном контексте выступает как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека (6).
Вместе с тем, как показывает анализ исследований Б. М. Игошева, профессиональная культура отражает социальнопрофессиональные качества специалиста, овладение специалистом достижениями науки и техники, технологиями в области профессиональной деятельности, профессиональную компетентность и профессиональный опыт (4).
Профессиональная культура проявляется в технологии социально-культурной деятельности, подчиненной сохранению, приумножению и трансляции культурных ценностей, свойственных специалистам социальной сферы деятельности.
Процесс овладения профессиональной культурой следует рассматривать с нескольких позиций:
- с позиции общей грамотности, способности специалиста воспринять культурную информацию, приобщиться к современным коммуникативным системам, адаптироваться к социальным условиям;
- с позиции профессиональной компетентности как интегративной характеристики личности специалиста способного к совершенствованию и выполнению профессиональных функций в соответствии с принятыми в обществе стандартами;
- с позиции культуры, включающей в себя объективный социальный опыт, совокупность достижений общества в различных сферах жизнедеятельности, уровень развития личности, связанный с присвоением специалистом социокультурных ценностей.
Следовательно, педагогический аспект социокультуры личности проявляется в культурном уровне развития специалиста,
в нравственных отношениях, связанных прежде всего с принятием и выполнением определенных норм, выступающих в форме требований, которые выполняют функции предпосылок в развитии личности специалиста (6).
Нормы как ценность позволяют исключить влияние случайных субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечивают надежность, предсказуемость поведения и отношений. Нормы призваны формировать ожидаемое поведение, понятное окружающим.
В педагогике следует учитывать виды этих норм, к которым можно отнести:
- нормы, поддерживающие общий порядок в обществе, микросоциуме и системе межличностных отношений;
- экономические нормы, обеспечивающие рационализацию педагогического процесса, повышение его эффективности при минимальных затратах физических и духовных сил;
- социокультурные нормы, обеспечивающие взаимодействие на межличностном уровне на основе информационно-коммуникативного подхода (Там же).
Нормативный подход является предпосылкой формирования профессиональной культуры, эффективность его применения зависит от обязательности выполнения норм и нравственных установок для личности специалиста.
Социокультурный подход в социализации личности выступает как принцип и способ организации и управления педагогическим процессом, выполняющий интегративную функцию.
Социокультурная интеграция объединяет три процесса:
- практическое и информационное взаимодействие между участниками социокультурного процесса;
- согласованность содержания образования между культурными традициями, национальными формами культуры и новыми достижениями культуры;
- утверждение единой системы общественных ценностей.
Проблема социокультурного подхода состоит во вхождении личности в социокультурное пространство, в процессе социализации личности. Само социокультурное развитие личности осуществляется на основе расширения социокультурного пространства.
Социокультурный подход акцентирует внимание на исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных структурах, выявляет ценностные основания культуры. При этом приоритет отдается социокультурным ценностям, нравственным идеалам и их созидательной роли в развитии общества и личности.
При социокультурном подходе в центре внимания находится взаимодействие личности и общества, характер этого взаимодействия рассматривается как одно из определяющих направлений социальных изменений в развитии личности и общества. Социокультурный подход позволяет соединить культуру и образование в единую систему (9).
Итак, сущность педагогического аспекта социокультурного подхода в развитии личности специалиста в послевузовском образовании состоит в следующем:
- в непрерывности образования вообще и социокультурного развития личности специалиста;
- системности педагогического управления развитием личности специалиста с учетом синергетического характера системы;
- ценностном характере социокультурного развития специалиста в послевузовском образовании;
- нормативных особенностях формирования профессиональной культуры (6).
Социокультурный подход следует рассматривать как педагогический принцип и способ изучения и организации процесса социально-культурного развития личности в социокультурном образовательном пространстве, ее социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев А. В. Психология личности и общения. М. : Владос, 2004.
2. Воронцов Б. Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии и пути формирования. Воронеж : ВГУ, 1990.
3. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : моногр. М. : Владос, 2008.
4. Игошев Б. М. Социально-педагогическое образование: новые смыслы и перспективы развития // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург : СВ-96, 2012. Вып. 7.
5. Крапивенский В. В. Социальная философия. Волгоград : КП, 1996.
6. Литвак Р. А., Дуранов М. Е. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика : моногр. М. : Владос, 2009.
7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии . М. : Инфра-М, 1998.
8. Социология / под ред. А. Н. Елсукова. Минск : ТетраСистем, 2000.
9. Стариков Н. В. Государственное управление социокультурным развитием региона : дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2009.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.