Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста в воспитательном процессе вуза'

Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста в воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / FORMS OF STUDENTS' ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL / COMPETENT SPECIALIST / EDUCATIONAL ACTIVITY / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Галина Степановна

Формирование социокультурной компетентности является гарантом социальной и профессиональной успешности будущего специалиста, что и происходит в воспитательном процессе вуза. Следовательно, от качества организации воспитательного процесса в вузе зависит качество подготовки будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural competence formation of a future specialist in the educational process of higher school

Sociocultural competence formation guarantees social and professional successfulness to a future specialist. It is the educational process of higher school that provides formation of this competence. Thus, the quality of training of a future professional depends on the quality of educational process arrangement.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста в воспитательном процессе вуза»

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 © Г.С. Архипова

Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста в воспитательном процессе вуза

Формирование социокультурной компетентности является гарантом социальной и профессиональной успешности будущего специалиста, что и происходит в воспитательном процессе вуза. Следовательно, от каче.. ства организации воспитательного процесса в вузе зависит качество подготовки будущего профессионала.

Ключевые слова: воспитательный процесс в вузе, компетентный специалист, воспитательная деятельность, социокультурная компетентность, социокультурная деятельность, формы жизнедеятельности студентов.

G.S. Arkhipova

Sociocultural competence formation of a future specialist in the educational process of higher school

Sociocultural competence formation guarantees social and professional successfulness to a future specialist. It is the educational process of higher school that provides formation of this competence. Thus, the quality of training of a future professional depends on the quality of educational process arrangement.

Keywords: educational process at higher school, a competent specialist, educational activity, sociocultural competence, sociocultural activity, forms of students' activities.

Современное общество модифицируется с развитием высоко информационных технологий, соответственно, меняются и требования к современному специалисту, что отразилось и в содержании высшего профессионального образования. Федеральный государственный стандарт третьего поколения представляет собой не столько обучающе-знаниевый конструкт, сколько социокультурное явление, поскольку акцент делается на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Это, в свою очередь, дает возможность воспитать компетентного, высококвалифицированного, социально-зрелого специалиста и повышает его конкурентоспособность на рынке труда и успешность в профессиональной деятельности и в социокультурном взаимодействии.

В условиях развития информационного общества большая роль в становлении личности будущего специалиста, в формировании его социокультурной компетентности принадлежит высшему учебному заведению, а точнее, социокультурной среде вуза, которая охватывает как образовательный, так и воспитательный аспекты. Социокультурная среда, по словам Б.С. Ера-сова, представляет собой «-многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизне... деятельности. В рамках социокультурной среды выделяют: культурно-историческое наследие,

художественная среда обитания человека, социально-психологическая, духовно-нравственная, политическая и экологическая среда обитания» [1]. В процессе профессионального образования происходит формирование отношения к будущей профессии на основе системы личностных смысловых мотиваций и социализации личности, а с другой стороны, сама деятельность оказывает воздействие на социализацию и систему ценностно-смысловых ориентаций личности, ориентируя ее на профессиональное видение мира будущей специальности [3, с. 10].

Социокультурная среда вуза должна способствовать развитию у личности таких индивидуальных качеств, как творческое мышление, способности планировать и управлять своей деятельностью, наличие мотивации, умение преодолевать психологические барьеры, обладать качеством конкурентоспособности. Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только получение качественного образования, но и воспитание у него самостоятельности и инициативности как формы выражения своих профессиональных потребностей.

Формирование социокультурной компетентности в учебном и воспитательном процессе вуза, с одной стороны, является глобальной целью образовательной системы (сочетание в человеке лучших качеств цельной личности и отличного профессионала), с другой стороны, за-

трагивает общественные и личностные интересы (высококвалифицированный специалист с развитыми социально-культурными качествами более успешен и востребован).

По мнению А.В. Кирьяковой, именно социальная компетентность - один из значительных факторов, способных обеспечить устойчивую жизнедеятельность будущих специалистов во всех сферах деятельности [4]. Мы считаем, что определяющей является не просто социальная (освоение социальных ролей и различных поведенческих сценариев), а социокультурная (социальная компетентность плюс знание общекуль... турных и нравственных ценностей) компетентность. Социокультурная компетентность, на наш взгляд, более широкое и, соответственно, более значимое понятие, которое включает в себя не только социальный интеллект, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, быструю адаптацию в меняющихся современных социально-экономических условиях, социально-профессиональную зрелость и профессиональную культуру, но и духовно-нравственную зрелость, высокий общекультурный уровень, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации. Понятия «социальный» и «культурный» взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: невозможно представить специалиста культурного, но не адаптированного к социальным ролям в обществе (в коллективе), не умеющего общаться или, наоборот, коммуникабельного, но бескультурного - такая личность выглядит однобоко и непрезентабельно в первую очередь для потенциального работодателя.

Понятию «социокультурная компетентность» предшествовало понятие «социокультурная деятельность». В российскую науку термин «социокультурная деятельность» был введен М.С. Каганом, который рассматривая человеческую деятельность «как двухуровневую биосоциальную систему, складывающуюся благодаря превращению - как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ - в социокультурную деятельность человека как общественного существа», считал, что первым уровнем этой системы является биологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфически человеческая деятельность (социокультурная) [2, с. 44.]. Н.Н. Яро-шенко утверждает, что «-социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социа-

лизирующие воспитательные процессы» [5, с. 42].

Сегодня перед вузом стоит задача подготовить компетентного во всех отношениях специалиста. Поэтому приучать к социокультурной деятельности нужно с дошкольного возраста, а формировать социокультурную компетентность необходимо в социокультурной среде вуза. Понятия «социокультурная компетенция» и «социокультурная компетентность» не взаимоисключают друг друга, так как оба существуют относительно чего-либо: первое понятие - как часть общекультурной компетентности, а второе - как целое в социокультурном континууме непосредственно.

Развитие социокультурной компетентности предполагает формирование у студентов навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, формирование умений социального взаимодействия и общения, ответственности за учебу, совместную коллективную деятельность, осознание призвания к избранной профессии, определение оптимального режима труда, досуга и быта, повышение культурного уровня, стремление к самосовершенствованию и самообразованию.

Для эффективного развития социокультур... ной компетентности необходимо установление системообразующих связей между учебными и внеучебными формами профессиональной подготовки:

- на практических и семинарских занятиях активно использовать интерактивный подход, имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, инсценировки, социально-психологические тренинги (желательно направленные на стимулирование взаимодействия в группе, рефлексии, эмпатии, на воспитание и уважение к выбранной профессии, традициям вуза и престижности высшего образования, на формирование мировоззренческих, нравственных ориентиров, активной жизненной позиции);

- помощь кураторов в адаптации студентов 1-го курса к новым условиям социально -культурной среды, в воспитании у студентов гражданской позиции, в формировании правовых норм, культурных и нравственных ценностей, национальной и религиозной терпимости, здорового образа жизни, положительной трудовой мотивации и высокой деловой активности.

Одним из показателей государственной аккредитации вузов является «воспитательная деятельность образовательного учреждения», что предполагает проверку наличия условий для профессионального роста и личностного разви-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

1(1) /2014

тия студентов, а также, академическую активность студентов. Еще раз подчеркивается необходимость тесной взаимосвязи воспитательного процесса с обучением и профессиональной подготовкой. Все это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

Реализация концепции воспитания в вузе должна основываться на принципах, главной целью которых является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов нового поколения, обладающих глубокими профессиональными знаниями, высокими гражданскими и морально-нравственными качествами, такими как уважение к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность, толерантность, соблюдение этических норм, организованность, ответственность, дисциплина, компетентность, конструктивность, активное участие в общественной жизни вуза, патриотизм и гражданственность.

Критериями эффективности воспитательной работы в вузе целесообразно считать:

- степень стабильности и четкости всех звеньев воспитательной работы (от проректора по воспитательной работе до кураторов);

- массовость участия студентов в различных вузовских и межвузовских мероприятиях;

- качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участников соревнований, вечеров, конкурсов и т.д.;

- инициатива студентов в поиске новых форм внеучебной работы;

- отсутствие правонарушений среди студентов;

- неразрывная связь учебно-научного, учебно-воспитательного и внеучебного социокультурного процессов.

Сегодня работодатели требуют обучение не навыкам, а широким компетенциям, в том числе надпрофессиональным, таким как коммуникационные, компьютерные, социальные. Все надпрофессиональные компетенции являются, в свою очередь, основными составляющими социокультурной компетентности.

Одна из главных среди указанных надпро-фессиональных компетенций - коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп и целых государств. В ходе этого взаимодействия происходит передача и обмен

разного рода информацией, смыслами, ценностями, оценками, чувствами. В современном обществе выпускник должен обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и обязательно развитыми коммуникативными навыками, помогающими молодому специалисту адаптироваться в трудовом коллективе, что способствует оптимальному взаимодействию в процессе выполнения производственных задач. Социокультурная компетентность способствует высокой эмоциональной стабильности и характеризует специалиста как самодостаточную и независимую личность.

Формирование социокультурной компетентности является гарантом социальной и профессиональной успешности будущего специалиста и позволяет конструктивно решать многие задачи как социального, так и профессионального плана, тем самым обогащая не только социальный и профессиональный, но и личностный опыт. Ориентация на достижение успеха является непременным условием как индивидуализации, так и социализации человека. Успех и успешность способствуют раскрытию личностного потенциала, ведут к состоянию внутренней свободы, отсутствию страха принятия самостоятельных решений, способствуют раскрытию творческого потенциала, быстрой адаптации к изменяющимся условиям, продуктивному взаимодействию с окружающими людьми на разных уровнях социальной лестницы. Социальная успешность, развитие которой необходимо завершить к окончанию вуза, значительно расширяет возможности самореализации будущего специалиста, убирает барьеры в различных видах межличностного и профессионального общения, позволяет повысить свою самооценку.

Именно вуз является и образовательным, и социокультурным пространством, в котором происходит преобразование всех форм жизнедеятельности студентов (образовательной, профессиональной, досугово-рекреационной, физкультурно-оздоровительной, информационной, культурно-нравственной) в более высокий, ком-петентностный уровень. В свете модернизации образования эта роль вуза является определяющей.

Досугово-рекреационную деятельность студента можно организовать не только с помощью проведения различных вечеров и конкурсов, но туристско-экскурсионным методом. Экскурсии по городу с гидом, где расположен вуз, дадут первокурсникам (особенно приезжим из других населенных пунктов) возможность ознакомиться с историческим прошлым, с достопримечательностями города; снимут психологический дис-

комфорт своей «чужеродности» на новом месте. Что касается туристических походов (например, в нашем Забайкалье очень много замечательных мест для посещения: заповедник Сохондо, источники Молоковка, Кука и др.), то кроме красот природы и получения интересных знаний об этих местах такая деятельность способствует психологическому сближению участников походов, учит их взаимовыручке, углубляет уровень общения. Изучение родного края таким образом тоже можно назвать «региональным компонентом», но не в образовательном плане, а в воспитательном.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем вузе (ЗабГУ) представлена инфраструктурой учреждений спорта и здравоохранения: стадионы, спортивные гимнастические залы, спортивные площадки, бассейн - все это обеспечивает поддержание здоровья студентов, развитие их физических и психических способностей. Участие в различных спортивных мероприятиях и соревнованиях и призовые места говорят о высоком уровне физкультурно-оздоровительной деятельности в ЗабГУ.

Мы включаем в социокультурное пространство вуза и информационную сферу - это та база данных, которыми владеет университет и в состоянии предоставить всем желающим. Информационная сфера в нашем вузе представлена рядом библиотек (студенческих и научной) и компьютерными классами с выходом в Интернет. Будущему специалисту необходимо уметь пользоваться справочной и специальной литературой, а также электронными ресурсами, поскольку это дает в дальнейшем возможность самообразования и саморазвития.

Итак, для создания в вузе действенной социокультурной среды, способствующей подготовке конкурентоспособного специалиста и воспитанию цельной личности, по нашему мнению, необходимо:

- пропорционально сочетать все формы жизнедеятельности студентов (образовательную, профессиональную, информационную, до-сугово-рекреационную, физкультурно-оздоровительную, культурно-нравственную);

- непрерывно вести воспитательную работу по формированию социокультурной компетентности будущего специалиста как во время учебного процесса, так и во время внеучебной деятельности;

- грамотно и всесторонне проработать вопрос о введении факультативных занятий, дополнительных курсов или тренингов по формированию конкурентоспособного (профессионально-зрелого, социально- и культурно-развитого) специалиста. Вероятно, подобные курсы и тренинги целесообразно пройти и самим преподавателям высшей школы, ведь такие качества, как конкурентоспособность и социокультурная компетентность необходимы сегодня каждому профессионалу.

Литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - С. 304-331.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М., 1974. - С. 44.

3. Кезин А.С. Инновационное непрерывное образование и социализация личности // Проф. образование. - 2007. - № 5. - С. 9-12.

4. Кирьякова А.В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: материалы науч. практ. конф. Хорсенс: Унив. Колледж Витуса Беринга. - Дания, 2008. - 297 с.

5. Подлиняев О.Л., Морнов К.А. Педагогические условия развития личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 1. Образование. Личность. Общество. - С. 118-126.

6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. - 2001. - Вып. 23. - С. 39-43.

Архипова Галина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент Забайкальского государственного университета. E- mail: step7galina@mail.ru

Arkhipova Galina Stepanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Zabaikalsky State University. E-mail: step7galina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.