Научная статья на тему 'Молодежная наука в вузах'

Молодежная наука в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таирова Наталья Юрьевна, Власова Виктория Николаевна, Самыгин Сергей Иванович

В статье рассматриваются проблемы развития молодежной науки в российских вузах. Определяются необходимые направления политики вузов в отношении стимулирования научной деятельности студентов и аспирантов, результаты осуществления государственной политики в данной области в последние годы. В статье отмечается, что эти меры необходимы, но их нельзя признать достаточными. Стимулирование развития молодежной науки не может быть эффективным в ситуации общего кризисного состояния российской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таирова Наталья Юрьевна, Власова Виктория Николаевна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная наука в вузах»

УДК 316

Таирова Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и ППС, Ростовский государственный медицинский университет [email protected]

Власова Виктория Николаевна

доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФПК и ППС, Ростовский государственный медицинский университет [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет [email protected] Natalia Yu. Tairova

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University [email protected] Victoria N. Vlasova

doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University, e-mail: [email protected] Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH); [email protected]

Молодежная наука в вузах

Youth science in universities

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития молодежной науки в российских вузах. Определяются необходимые направления политики вузов в отношении стимулирования научной деятельности студентов и аспирантов, результаты осуществления государственной политики в данной области в последние годы. В статье отмечается, что эти меры необходимы, но их нельзя признать достаточными. Стимулирование развития молодежной науки не может быть эффективным в ситуации общего кризисного состояния российской науки.

Ключевые слова: молодежная наука, молодые ученые, образование, наука, профессиональная социализация, мотивация.

Annotation. The article deals with the problems of the development ofyouth science in Russian universities. The necessary directions of the policy of higher educational institutions in relation to stimulating the scientific activity of students and graduate students are determined, and the results of implementing state policy in this field in recent years. The article notes that these measures are necessary, but they can not be considered sufficient. Stimulating the development of youth science can not be effective in the situation of the general crisis state of Russian science.

Key words: youth science, young scientists, education, science, professional socialization, motivation.

В условиях современного информационного высокотехнологичного мира, обремененного множеством политических, экономических, культурных, экологических проблем, развитие науки представляет собой важнейшую стратегическую задачу для государства. Наука, как и любой социальный институт, функционирует через воспроизводство ценностей и норм, правил и практик, передаваемых в ходе социализации новым поколениям. Без межпоколенческой трансмиссии знаний и навыков наука не может существовать и развиваться. Это предопределяет необходимость привлечения молодежи к научной деятельности. Естественной средой для этого являются вузы. Потому одна из важных задач руководства вузов -постоянное вовлечение молодежи в научную деятельность.

Однако в современных российских условиях существует ряд факторов, затрудняющих формирование у студентов осознанного интереса к научной деятельности и соответствующих карьерных планов. Одним из таких факторов является недостаточная информированность студентов о том, что представляет собой научная деятельность. Сталкиваясь, в основном, с трансляцией готовых знаний в ходе аудиторных занятий, студенты практически не имеют представления об исследовательской деятельности, составляющей суть науки. Тем более, они не осведомлены об организационных сторонах деятельности ученого, о значении коммуникации и взаимодействия между учеными и научными коллективами, о науке как сложной подсистеме современной культуры и главном факторе развития и процветания современных обществ, обеспечения качества человеческой жизни. О важности науки и специфике научного труда нельзя сформировать адекватное представление, погрузившись в рутинный процесс вузовского обучения.

Недостаточная мотивация студентов к занятиям научной деятельностью обусловлена и отсутствием системы поощрения научной студенческой деятельности, а также отсутствием очевидных карьерных перспектив. Чаще всего, в качестве такой перспективы видится преподавательская карьера в том же вузе, что выглядит не очень привлекательно, особенно с учетом уровня материального благосостояния

старшего поколения вузовских работников и низким престижем деятельности преподавателя в российском обществе.

Преобладание аудиторной нагрузки над самостоятельной работой и научной деятельностью также затрудняет появление карьерных планов, связанных с наукой. Выделение большого объема часов на самостоятельную работу в современной практике российских вузов чаще всего - только формальность. В нагрузку преподавателей не закладывается руководство и контроль самостоятельной работы студентов, при этом аудиторной работой преподаватель перегружен. Потому время, выделенное на так называемую самостоятельную работу, предстает как оторванное от аудиторных занятий время, не заполненное никакой полезной, с точки зрения образовательных целей, деятельностью.

Почти полное отсутствие индивидуальных образовательных траекторий, наличие которых тоже остается лишь некой формальностью, зафиксированной в документах, но не реализуемой в учебной деятельности. Но без учета индивидуальных интересов студента не может быть полноценной подготовки к будущей научной деятельности, которая в современных условиях требует достаточно ранней специализации.

Специфической проблемой современной молодежи, обусловленной объективными тенденциями развития современной культуры, является отсутствие у многих молодых людей навыков анализа текстов и их написания. В то же время, научная деятельность любой специализации невозможна без такого навыка. Студент, даже имея мотивацию к исследовательской и инновационной деятельности, может отказаться от соответствующих карьерных планов, чувствуя недостаток навыков работы с текстами. Современная же система вузовского преподавания не уделяет большого внимания формированию подобных навыков.

Традиционным и отмечаемым практически всеми исследователями ситуации в современном российском образовании и науке фактором, снижающим мотивацию студентов к занятиям наукой, является низкий уровень заработной платы большинства научных работников и низкий престиж деятельности ученого, что представляет собой огромную проблему современного российского общества.

Вовлечение учащейся молодежи в научную деятельность должно включать преодоление негативного воздействия перечисленных факторов. Оно может осуществлять при помощи следующих механизмов.

1. Обеспечение и поддержка сотрудничества преподавателей и студентов в реализации научных проектов, как коллективных, так и индивидуальных не только на стадии подготовки магистерской диссертации, но и на более ранних этапах образовательной деятельности. Сотрудничество не только прививает навыки научно-исследовательской работы, но и способствует ранней публикационной активности будущих исследователей, что весьма важно при растущем значении наукометрических показателей в оценке эффективности научной деятельности.

2. Стимулирование молодежи к участию в научных конференциях, семинарах, школах, организационная деятельность по подготовке и проведению таких мероприятий в собственном вузе. Поскольку для студента или магистранта часто может быть затруднительным отъезд в другой город или за рубеж.

3. Создание на базе вузов дискуссионных площадок, научных семинаров, где студенты, аспиранты и профессорско-преподавательский состав могли бы обмениваться идеями и научной информацией. Студенты и аспиранты могли бы принимать участие и в научных семинарах, регулярно проводимых вузовскими кафедрами, что могло бы стимулировать интерес студентов к будущей научной работе, способствовало бы получению информации об актуальных направлениях научных исследований.

4. Активизация межвузовского и международного научного сотрудничества студентов, аспирантов и преподавателей. Современная наука представляет собой единое коммуникативно-информационное пространство, вхождение в которое требует определенных навыков, которые также должны формироваться на подготовительном этапе научной карьеры.

5. В российских условиях весьма важным составным элементом подготовки будущего исследователя должно стать изучение иностранных языков, организация помощи молодым ученым в подготовке публикаций на иностранных языках. Без владения иностранными языками невозможно осуществлять публикационную активность в журналах, фиксируемых в международных базах, а, значит, научная деятельность обрекается, во многом, на периферийный характер. В то же время необходимо прививать молодым ученым определенные этические установки, связанные с необходимостью развивать отечественную науку в тесном взаимодействии с наукой мировой.

6. Повышение значимости процедуры защиты выпускных квалификационных работ, а также курсовых, к которым нередко относятся как к формальности. Необходимо рассматривать эти работы как научно-исследовательские проекты (если это предусмотрено специализацией) и применять к ним соответствующие критерии оценивания. Полезным было бы способствовать публичной защите выпускных работ - с привлечением студенческой аудитории, поскольку сама процедура защиты и сопровождающая её дискуссия способствуют формированию соответствующих навыков.

7. Вузам необходимо создать и регулярно обновлять базу данных о научных конкурсах, грантах, конференциях, обучающих программах и семинарах для молодых ученых и студентов - как российских, так и зарубежных;

8. Организовать мероприятия для ознакомления студентов и аспирантов с правилами и документацией, сопровождающими научную работу и научные проекты, рейтинговой системой оценивания эффективности научной деятельности.

Необходимо помочь будущим ученым сформировать навыки презентации своих научных достижений в ходе построения научно-исследовательской карьеры.

Организационные меры недостаточно без создания и поддержания соответствующей материальной базы для научно-исследовательской деятельности. Помимо того, что эта база необходима для осуществления исследований, ее состояние служит индикатором значимости научной деятельности, ее престижа. Оборудование лабораторий, состояние библиотеки, программное обеспечение, наличие оборудования для научных проектов и мероприятий, осуществляемых дистанционно - всё это создает представление о значимости научной деятельности и способно усилить мотивацию студентов к участию в ней. Большое значение имеет и материальное стимулирование, премирование наиболее заметных результатов исследовательской деятельности молодых ученых, помощь в публикационной деятельности, дополнительном обучении, участии в конференциях и других научных мероприятиях и т.д.

Многие современные российские вузы уже достигли определенных результатов в развитии молодежной науки. Так, например, «По результатам совещания Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ, которое состоялось 10 февраля, Южный федеральный университет занял четвертое место по количеству лауреатов. На Совете были утверждены результаты конкурса 2016 года на получение грантов президента для молодых кандидатов наук, докторов наук и стипендии для ученых. Южный федеральный университет получил 10 грантов молодых кандидатов наук и 13 стипендий для молодых ученых выполняющих исследования по приоритетным направлениям. По результатам конкурса Южный федеральный университет занял четвертое место среди всех организаций Российской Федерации по количеству лауреатов этого конкурса» [4].

В ЮФУ также осуществляются стимулирующие выплаты молодым ученым - при участии Правительства Ростовской области, некоторые молодые ученые по результатам конкурсного отбора получали губернаторские премии. Также студентам и молодым ученым оказывается социальная поддержка.

ЮФУ участвует в программах академической мобильности - студенты университета имеют возможность обучаться в зарубежных вузах.

В ЮФУ регулярно проводятся молодежные конференции и школы -например, в сентябре 2017 г. года Южный федеральный университет проводил 6-ю Международную школу для молодых ученых «Интеллектуальные наноматериалы». В апреле 2017 года в Институте социологии и регионоведения ЮФУ прошла традиционная всероссийская научная конференция молодых учёных «Путь в науку - 2017». Конференция предполагала участие не только студентов, но и школьников, представивших

свои научные работы.Конференция являлась, таким образом, важным мероприятием по профессиональной ориентации. Подобные мероприятия проводятся в ЮФУ постоянно, как и во многих других российских вузах, особенно научно-исследовательских университетах.

Важной задачей является также формирование у молодых исследователей в ходе обучения соответствующих компетенций.

И.М.Фадеева справедливо отмечает: «во-первых, нужно повышать требования на уровне образовательных программ: увеличить в структуре магистерских программ долю научно-исследовательской составляющей; развивать институт наставничества; применять дифференцированный подход к коммуникативной подготовке по иностранному языку; вводить специальные курсы по инновационному менеджменту; создавать тренинговые программы по лидерству; включать международный компонент в образовательные программы. Во-вторых, следует изменить подходы к приему в аспирантуру: усилить практическую (методическую) подготовку аспирантов, академическую и профессиональную мобильность, учитывать в исследованиях международный контекст проблемы. В-третьих, важно формировать государственные и негосударственные инвестиционные институты в целях поддержки научной молодежи, их интеграции в научное сообщество и т. д.»[3, с. 10]

Меры по улучшению ситуации молодых ученых, проводимые российским государством на протяжении последних лет, принесли, по мнению министра образования РФ Е.Васильевой, заметные положительные результаты. В беседе с Президентом РФ В. Путиным, она отметила некоторые позитивные сдвиги, произошедшие после 2014 г.

В частности, министр указала на перелом тенденции «ухода» молодых исследователей из науки. «До 2014 года мы имели очень негативные цифры, когда молодые уходили из науки. Год 2014 стал переломным - пришли молодые исследователи. ... уже в 2015 году научных работников было 379 тысяч, из них 8,5 тысячи - пришедшие вновь» [2].

Министр отметила также активизацию участия молодых ученых в грантах, в том числе и мега-грантах, как и рост финансирования грантов со стороны государства, участие молодых ученых в зарубежных стажировках.

Однако ситуация с развитием молодежной науки в России в целом остается достаточно сложной. Финансовая поддержка затрагивает не всех молодых исследователей, при этом она не имеет, как правило, регулярного и системного характера. Условия для научной деятельности также значительно варьируются в различных вузах. Нередко молодые ученые, как и их старшие коллеги, оказываются заложниками российской «географии» - возможности профессионального развития в значительной степени зависят от условий того или иного российского региона. Эти условия определяют уровень финансирования, технической оснащенности, возможности

профессиональной коммуникации, публикационную активность и т.д. Закрытие в последние годы многих российских вузов затронуло, в том числе,

и работавших там молодых ученых, среди которых отнюдь не все сумеют найти возможности для продолжения профессиональной карьеры.

Негативно влияет на профессиональную деятельность относительно низкий престиж научной деятельности в российском обществе, отсутствие внятных перспектив научной карьеры по окончании магистратуры или аспирантуры. Интерес к науке не всегда способен преодолеть объективные проблемы социально-экономического характера, связанные с невысоким, в целом, уровнем заработной платы ученых, особенно молодых, структурными характеристиками современной российской экономики и рынка труда, на котором востребованность научных кадров не слишком высока.

Опираясь на данные проведенного ею эмпирического исследования, Я.Е. Ахметова [1,49] выделяет следующие проблемы, с которыми молодые ученые и специалисты сталкиваются в своей профессиональной деятельности:

- недостаточное материально-техническое оснащение;

- недостаток материальных средств;

- недостаточное финансирование научных проектов;

- отсутствие финансирования на выездные конференции;

- отсутствие необходимой литературы;

- излишняя отчетная документация или наличие бумажной волокиты;

- большая учебная нагрузка молодого преподавателя;

- отсутствие желания делиться опытом.

Отвечая на вопрос о причинах возможного ухода из науки, молодые ученые называли следующее:

- низкий уровень заработной платы;

- отсутствие перспектив профессионального роста на кафедре;

- сложность решения социальных проблем (отсутствия жилья, возможности полноценного отдыха во время летнего отпуска);

- низкий уровень материально-технического оснащения учебных лабораторий;

- низкий престиж профессии ученого;

- необходимость поиска дополнительной работы;

- невозможность поездок на интересующие выставки и конференции;

- отсутствие необходимого научного оборудования;

- недостаточное внимание со стороны государства, руководства вуза.

Следует отметить, что адресная поддержка молодых ученых со

стороны государства и руководства вузов, несомненно, играет позитивную роль в привлечении молодежи в науку, однако она не имеет системного эффекта, если ситуация в науке в целом продолжает оставаться неудовлетворительной.

Проблемы молодых ученых, как видно и из приведенных выше результатов опроса, не слишком отличаются от проблем, с которыми сталкиваются все российские ученые, независимо от возраста. Собственно, эти проблемы и являются главной причиной того, что даже имеющие

мотивацию для научной работы молодые люди нередко меняют свое решение и выбирают иную карьеру, а наука в России «стареет». Поэтому, вырабатывая меры по поддержке молодых ученых и развитию молодежной науки, нельзя упускать из виду состояние российского научного сообщества в целом.

Литература

1. Ахметова Я.М. Молодые в науке: становление молодого ученого // Теория и практика общественного развития, 2013. № 6. С. 48-50.

2. Грант на вырост. Владимир Путин оценил перспективы молодых ученых // Российская газета, Федеральный выпуск №7204 (38). -https://rg.ru/2017/02/20/putin-ocenil-perspektivy-molodyh-uchenyh.html

3. Фадеева И.М. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры // Интеграция образования. 2012. № 1. С.7-13.

4. 23 молодых ученых ЮФУ стали лауреатами конкурса Президента РФ -https://sfedu. ru/www/stat_pages22. show ?p =PR/news1/D&params=(p_nws_id=> 5 1352)

Literature

1. Akhmetova I.M. Young in science: the formation of a young scientist // Theory and practice of social development, 2013. № 6. P. 48-50.

2. Grant for Growth. Vladimir Putin assessed the prospects of young scientists // Rossiyskaya Gazeta, Federal Issue No. 7204 (38). -https://rg.ru/2017/02/20/putin-ocenil-perspektivy-molodyh-uchenyh.html

3. Fadeeva I.M. Competences of young scientists for research and academic career and career / / Integration of education. 2012. № 1. С.7-13.

4. 23 young scientists of SFedU have become laureates of the contest of the President of the Russian Federation -https://sfedu. ru/www/stat_pages22.show ?p =PR/news1/D&params=(p_nws_id=> 5 1352)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.