Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старение / память / профилактика нарушений / высшие психические функции / пожилой возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликов Павел Михайлович

в статье анализируются практические способы и приемы развития процессов памяти в пожилом возрасте. Особое внимание уделяется деструктивным последствиям возрастных изменений в когнитивной сфере пожилых людей. Автор отмечает значение комплексного подхода к выбору средств и приемов профилактики нарушений памяти в пожилом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Куликов П.М.

Куликов Павел Михайлович - магистрант, направления подготовки «Общая психология и история психологии», АНО ВО Открытый университет экономики, управления и права, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются практические способы и приемы развития процессов памяти в пожилом возрасте. Особое внимание уделяется деструктивным последствиям возрастных изменений в когнитивной сфере пожилых людей. Автор отмечает значение комплексного подхода к выбору средств и приемов профилактики нарушений памяти в пожилом возрасте.

Ключевые слова: старение, память, профилактика нарушений, высшие психические функции, пожилой возраст.

УДК 159.923.3

Как отмечают большинство практиков по тренировке памяти, важно нагружать память в любом, особенно пожилом, возрасте. Изучение иностранного языка, решение задач на логику, разгадывание кроссвордов - все это заставляет «мозги работать», то есть запоминать, вспоминать, думать. Любая деятельность, где приходится обрабатывать большой объем информации, пойдет на пользу для памяти.

Как отмечает О.В. Краснова, большое значение в профилактике нарушений памяти играет физическая тренировка: во время работы каждый час нужно делать небольшие перерывы, можно встать, походить по помещению, сделать несколько физических упражнений. Так мозг будет переключаться с одного вида деятельности на другой, и это пойдет на пользу его функционированию [1].

Стоит стараться избегать стрессов и переживаний, так как они ведут к снижению внимания и ухудшению памяти. К стрессам для организма можно отнести и хроническое недосыпание. Для полноценного отдыха мозга, очень важно хорошо высыпаться каждый день. Помочь забывчивости поможет органайзер. Сейчас в магазинах представлен большой выбор блокнотов разного размера и цвета, в которых можно фиксировать все важные даты и планировать дела. Это позволяет также «разгрузить голову».

Как справедливо отмечает Б.А. Греков, особенность всех гениальных людей - это внимательность к деталям, они могут сразу при встрече с новым человеком увидеть множество мелких деталей и запомнить их. Поэтому для улучшения памяти в пожилом возрасте, можно взять на вооружение этот прием и постараться научиться быть внимательнее [2]. Для этого нужно стараться разглядывать какой-либо выбранный вами предмет очень внимательно, и отметив детали его вида, потом стараться воспроизвести их в своей памяти.

Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте - заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте. Давно известно, что занятия музыкой благотворно влияют на работу головного мозга. В пожилом возрасте можно петь, самому или в хоре, или начать изучать игру на каком-либо музыкальном инструменте, или все это вместе одновременно. Во время репетиций, заучивания текстов, нот, освоения нового, мозг будет получать нагрузку, что положительно скажется на состоянии памяти.

Анализируя современные исследования по диагностике и коррекции отклонений в работе памяти, в том числе лиц пожилого возраста, можно отметить следующие упражнения для улучшения памяти.

1) Тренируйте наблюдательность

Наблюдая за тем, что происходит вокруг, фиксируйте внимание не только на «главных фигурах», но и на фоне цветах, звуках, запахах. Постарайтесь подобрать им наиболее точные определения. Пытайтесь запомнить в мельчайших подробностях свою дорогу до дома, какие вывески вам попадаются в пути, какого они цвета, что особенного во встречающихся вам по пути зданиях, деревьях, остановках общественного транспорта и рекламных щитах. Вспоминайте В конце недели попробуйте подробно воспроизвести произошедшие события, подумайте о том, что приятного произошло с вами за этот промежуток времени, что принесло удовольствие, а затем прокрутите эти события в обратном порядке [3].

2) Постарайтесь пересказать содержание только что прочитанной статьи, книги, фильма.

3) Учите наизусть. Попробуйте удержать в голове списки дел и покупок. Выучите наизусть весь список лекарств, которые вы принимаете, знайте их дозировку и кратность приема. Попробуйте заучить понравившиеся вам стихи или отрывки из прозы. При этом старайтесь не механически зазубривать текст, а осмысленно запоминать его, создавая яркие образы и ассоциации, разбейте его на небольшие отрывки, учите их постепенно. И обязательно верьте в свои силы.

4) Придумайте историю

Чтобы запомнить перечень дел, событий или предметов, попробуйте связать их в единую историю, которая должна быть последовательна и логична, но вместе с тем может содержать элементы абсурда и преувеличения. Придумайте сказку о делах на день и не стесняйтесь такого «детского творчества». Этот способ подходит людям любого возраста [3].

5) Запомните расположение. Запоминая тот или иной список предметов, попробуйте вообразить, как они расставлены на знакомой улице, в вашей квартире или где-то еще. Затем еще раз мысленно пройдите весь

маршрут и рассмотрите все, что вы там расставили. Когда вам нужно будет воспроизвести нужные слова просто ходите и собирайте их.

6) «Каждый охотник...»

Движение необходимо для хорошего состояния нервной системы. Чтобы отлично мыслить и сохранять душевное равновесие, необходимо двигаться. Эта поговорка, помогающая запомнить порядок и название цветов радуги - хорошая иллюстрация еще одного способа запоминания длинных списков или номеров телефона.

Как отмечает Н. Ф. Шахматов, в любой интеллектуальной деятельности, как и в процессах запоминания, одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий -мотивационный компонент [3]. Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Для больных с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни, сохраняя его до глубокой старости. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга. Такая деятельность сопровождается получением и обработкой значительного количества информации, что в свою очередь способствует тренировке памяти и внимания.

Положительное влияние на мыслительные способности человека имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов, другие любимые занятия и хобби. Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти, развивая ее мотивационный компонент.

Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на работе и стрессовых ситуаций, коррекция психологической атмосферы на работе и в семье. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной норме, но не менее 7 - 8 часов в день.

Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего тренируется память в то время, когда вспоминается прочитанное. Полезно во время чтения отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное. После прочтения книги вспоминаются все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу.

Список литературы

1. Краснова О.В. Виды и методы исследований в психологии старения. Психология зрелости и старения / О.В.

Краснова. М.: Смысл, 1999. 212 с.

2. Греков Б.А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте / Б.А. Греков. М.:

Наука,1968. 245 с.

3. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное/ Н.Ф. Шахматов. М.: Медицина, 1996.

304с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.