Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОСТЬ / СТРЕСС / ПОЭЗИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / ПАМЯТЬ / РЕЧЬ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дахаева Р.М.

В статье анализирються вопросы функционирования памяти памяти в пожилом возрасте. Память человека в старости ухудшаеться, но есть методы сохранетия и тренировки памяти, они и описываються в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

Р.М. Дахаева

ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

В статье анализирються вопросы функционирования памяти памяти в пожилом возрасте. Память человека в старости ухудшаеться, но есть методы сохранетия и тренировки памяти, они и описываються в статье.

Ключевые слова: старость, стресс, поэзия, энергетическая атмосфера, память, речь, эмоции.

Как придти к порогу зрелого возраста с ясной памятью, хорошим мышлением и духовно богатым человеком, чтобы не оказаться ненужным, лишним не только для других, а порой и для себя, чтобы все накопленное годами, было важно и нужно кому-то как назидание, как урок? Многие творческие натуры в период старения доверяют бумаге свои мысли, планы, а те, в ком творчество дремало до поры до времени, имея в запасе этот потенциал, берутся за перо и достигают успехов не только раскрывая себя, но и делясь опытом жизни с читателями, помножая жизненный опыт на психологию и философию бытия.

Светлую и радужную характеристику старости, мы находим у Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Он считал, что философствование омолаживает человека, продлевает его дни, приносит удовлетворение и дает силы. Однако, не только философствование, но и любая другая осмысленная деятельность, в отличие от «ничегонеделания» приносит подобные результаты. Мы находим подтверждение данной мысли на примере жизни известных людей, которые в зрелом возрасте достигали величайших достижений в литературе, искусстве, науке.

© Р.М. Дахаева, 2020.

Научный руководитель: Чертополох Александр Алексеевич - к.и.н, профессор, Московская академия управления и производства, Россия.

Цицерон противник «праздной», «ленивой» и «сонливой» старости. Он одобряет «...старика, в котором есть что-то молодое. Только деятельная старость не даст «духу» состариться». Отмечая одно из достоинств старости - наличие множества свободного времени, он считает необходимым разумно им распорядиться, найдя себя в обретение знаний, садоводстве, обработке земли, писании воспоминаний, занятии творчеством, общении. «Венец старости - авторитет, который могут завоевать те, кто прекрасно в нравственном отношении прожил собственную жизнь. Удовлетворение всех человеческих стремлений, приводит к удовлетворенности жизнью». [5]

К старости надо готовить себя с молодости, идя путём духовного совершенствования, тогда старость не будет так тягостна своей бездеятельностью. Энергия мысли всегда будет давать подзарядку телу.

Мудрость и мягкость приходят с годами. Даже в преклонном возрасте уместно умнеть. (По Канту)

Да. Умнеть надо всю свою сознательную жизнь. Я считаю, что, когда человек перестает стремиться к Познанию, вот тут и начинает ломаться внутренний стержень и ты прогибаешься, вглядываясь в сумрачное будущее. Для того, чтобы питать свой мозг, надо обратиться, в первую очередь, к своей памяти, активировать ее, тренировать.

Мне близка тема памяти человека в пожилом возрасте и, изучая ее, я пришла к выводу, что самые важные процессы памяти, которыми человек чаще всего пользуется и на которые приходится наибольшая нагрузка, это запоминание и припоминание (воспроизведение) материала и, что продуктивность памяти в период старения зависит от периодических тренировок памяти, освоения способов запоминания и воспроизведения информации.

При запоминании любого материала в нем выделяется то, что в данный момент представляет интерес для человека. И это интересное, соответствующее актуальным потребностям человека, запоминается. Конечно, доказано, что в процессе сохранения соответствующего материала, происходит его внутреннее переструктурирование, чтобы материал лучше запомнился и лучше сохранился.

Воспроизведение материала, не есть его буквальное повторение, пишет А.А. Смирнов.

Это скорее его активная мысленная реконструкция при воспроизведении, т.е., восстановление материала, сопровождаемое заметными закономерными и целесообразными изменениями в нем. Эти изменения нередко носят творческий характер, но, как правило, не изменяют значимого для человека основного содержания

Сами формы изменений такие, что в них выделяется главное, путем обобщения и сокращения. Материал конкретизируется и детализируется, чтобы самому понять и донести другому.

Воспроизведение - третий процесс памяти. Оно бывает двух видов: узнавание, которое не может быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный материал мысленно воспроизводится без использования каких-либо источников.

Различают следующие виды памяти: а) образная - память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная - память на движения; в) эмоциональная - память на переживания; г) словесно-логическая -память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.

В зависимости от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Качествами памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.

Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь - это процесс общения людей с помощью языка. Она тесно связана с мышлением, ибо является процессом обмена мыслями между людьми. Слово выступает компонентом речи, а как носитель понятия является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека. [7]

Люди во все времена активно искали способы совершенствования своей памяти, а слово с момента создания жизни на земле является связующим звеном времен и расстояний, мыслей и чувств, звуковым отображением всего сущего на земле, каркасом и фундаментом человеческих взаимоотношений.

Слово - связь; крепче всего на свете Слово: оно связывает века и тысячелетия, непредставимые расстояния, незнакомых людей...

Свет создавал нашу непохожесть, особенность, создавал нам богатство и неискаженность восприятия, а звук объединял нас, объединял время наше, создавал время человеческое.

Когда- то так написал о себе Некрасов «если долго сдержанные муки, накипев, под сердце подойдут, я пишу...» Просто и коротко, в рифме отображена глобальная мысль о том, как эмоциональная память способна направить человека к созданию искусства, творческих шедевров : мысли облекаются в слова, которые станут назидательными для будущих поколений, кисть художника одним мазком совершит чудо на холсте, которое запечатлеется на века, музыкант внедрит свою боль в музыкальный слог, который будет затем стучаться в сердца неравнодушных . Вырывается на волю крик души, который, если еще чуть-чуть задержится внутри, то победит, согнет человека. Крик вырвался и птицей полетел, давая миру новое понятие о том, что рождается в неравнодушных сердцах. А хозяин крика, освобожден от гнетущего, и свербящего его мозг и сердце, вопроса, и, теперь он свободен для новых озарений.

Так рождается духовность. Увеличивается духовная пища для пытливых умов... Ступенька за ступенькой пишущий человек идет к своему духовному восхождению.

И всю эту вселенскую гармонию творит память человека, без которой несопоставимы были бы прошлое, настоящее и не было бы прогнозов в неизвестное будущее. Мы говорим, что память- хранилище, дарованное нам природой. Но мы также знаем, что в ученом мире нет однозначного ответа о памяти и сознании человека. Обратившись к прошлому, мы узнаем, что память, еще в древнем мире считалась высоким Даром от Бога, (у древних греков и римлян, например, память считалась одной из важнейших «способностей души»), а искусство оратора ценилось в Древней Греции очень высоко и люди с хорошей памятью были в почете среди населения.

Для профилактики развития нарушений памяти в пожилом возрасте очень важна активная интеллектуальная деятельность в молодом возрасте и поддержание высокой интеллектуальной активности в среднем и более позднем возрасте, что приводит человека на определенных этапах жизненного пути к духовному самосовершенствованию, достижению определенных духовных ступеней, а следовательно к нужности и востребованности в обществе, в семье, близким людям.

«Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего мы тренируем память в то время, когда вспоминаем прочитанное! Полезно, во время чтения, отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное. После прочтения книги вспомните все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу.

Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте - заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте.» (*взято из интернета.)

Являясь членом «Литературной гостиной» и «Клуба читателей» Национальной библиотеки ЧР, я имею хорошую возможность наблюдать и делать выводы о положительном влиянии чтения книг, их обсуждения, выступления с обзором и анализом прочитанного, и т.д., на позитивную активную жизненную позицию людей, старше шестидесяти лет. Иногда, выходя из эйфории поэтических обсуждений, я вдруг, с трудом вспоминаю, что за стенами этого духовно-положительного объекта меня, да и всех нас, ждут бытовые вопросы, проблемы и т.д., которые, кстати, легче воспринимаются после пребывания в творческой лаборатории.

Вся сознательная жизнь человека, это стремление к Познанию мира, себя, окружающих. Только пытливый ум может заставить мозг работать.

«Если сердце станет чистым, то, может быть, ему предстанет Истина в наблюдаемой форме, если человек спит, или, если он бодрствует, - в рифмованном слоге, произносимом тайным голосом, слышание которого поражает. Это слова Абу Хамида аль Газали - мусульманского ученого-богослова, считавшего, что Путь к Познанию лежит через творение собственного Я».

«Гореть. Молчать. И снова думать.

Все отрицать. И вновь творить.

Десятки раз свой шаг обдумать,

Чем прежде как-то поступить.» Роза Дахаева сборник «Верю свету»

Через поэзию, человек, открывает новую сторону опыта, ранее неизвестного читателю. Переживая эмоции, вызываемые произведением, человек соотносит их со своим опытом, воспоминаниями, переживаниями, открывает себя заново или расширяет сферу своего собственного опыта. Он сталкивается с новыми гранями испытываемых другими чувств. [3, с. 56]. Стихи я пишу более двадцати лет. В 2006 году мной выпущен сборник стихов «Верю свету». Сейчас, по истечении долгого времени после издания этого поэтического сборника, нахожу в своих же творениях некую программу, которая ведет человека к познанию, познанию себя, мира, познанию и совершенствованию своего внутреннего Я. Когда стихи слагались в процессе мучительных откровений, сомнений, волнений, я, конечно, тогда не анализировала, что я описываю путь к восхождению в духовность.

Я не могу всего поведать,

Что чувствует в борьбе душа,

Но знаю, счастлив, кто изведал

Творенье собственного Я. [3] Роза Дахаева сборник «Верю свету»

В дни, когда жизнь казалась безысходной, во мне родились такие строки:

«Наконец, в этой гуще страстей,

Кто я? Где я? Зачем это я?» из стихотворения «Суета этот мир, суета»

Следом приходил ответ:

«Отбросить напрочь все сомненья, И знать, что истина проста: Пусть и полеты, и паденья,

Ведь жизнь на это и дана.» из стихотворения «Простая истина»

Потом уже шло осознание того, что Путь к Знаниям, Совершенству «не осыпан розами»,

«Ведь Путь к Совершенству, Его одолеть нелегко, Не будет мне петься, Но это еще ничего...»

Далее:

«Рассекая гранитную стену Царства Дьявола, Злобы и Тьмы, Окунаюсь в молочную пену Первозданной, как мир, чистоты»

И, наконец, озарение, каким Путем идти:

«Дай мне Разум для жизненной битвы Совершать на земле Добро»

И чем ты руководствуешься на своем Пути:

«Свет в душу вольется, И больше она не болит, Лишь хочется Солнце Незрячему сердцем дарить!» [3]

Вот так, страница за страницей, Всевышний ведет к Свету Знаний, раскрывая в тебе самом твой неиспользованный, нереализованный потенциал, и, внемля запросу твоей души, ответ бывает соответственным.

У многих психологов есть различные программы улучшения памяти, омоложения организма, программы, помогающие достойно встретить старость. Моя будущая «Программа восхождения к собственному Я» построена на собственном жизненном опыте, который, как оказалось, излагался поэтапно, в моих же поэтических произведениях, где я раскрывала свои душевные запросы, пытаясь мир согреть теплом своих стихотворных строк. «Не бойтесь дарить согревающих слов» - писал когда-то Омар Хайям.

Не бойтесь говорить хороших слов

Не бойтесь говорить хороших слов, От этого язык не обеднеет, Но чью-то душу, может быть, согреет Одно лишь слово, суть земных основ.

Не бойтесь говорить вы добрых слов, Их кто-то ждет, волнуясь и надеясь. Кого-то от беды спасет оно, А в ком-то безнадежие развеет.

А для чего душевные слова, Коль носите вы в сердце их годами. Слова из вас не могут выйти сами, Когда закрыли выход им уста.

Скажите вовремя красивые слова, Но что такое красота- вдруг спросят. А красота , она твоя душа,

Послушай, ведь душа того же просит... Не бойтесь говорить красивых слов,

Но бойтесь, чтоб не слушал пустослов. [3] Роза Дахаева. Сборник «Верю Свету»

Гораций дал нам следующее просветляющее определение поэтов: «Поэты - первые наставники человечества». Позвольте мне добавить: поэты - первые ценители Красоты Бога в сотворённой Богом Природе. Поэзия — это не то, что нужно понимать. Поэзия — это даже не то, что нужно чувствовать. Поэзия - это то, что раскрывает УниверсальнуюРеальность человека. Шри Чинмой «Поэзия-путь к восторгу»

Лечение стихотворным словом, это метод, идущий испокон и оказывающий самое сильное влияние на психику, энергетику и эмоции человека. Это метод, располагающий, раскрывающий внутреннее «Я» человека, пробуждающий в нем его творческое начало, окрыляющий и обнадеживающий, потому что Поэзия несет Свет.

Свет озарит окно, В доме станет теплей. Видеть душой мне дано Судьбы и беды людей.

Свет озарит мой дом, С ним и мой мир в душе, И голубым огнем Звезды зажгутся во мгле.

То благодать Любви Божеского огня, Чтобы его другим Я раздавать могла.

Жемчуга чистого нить Бисером в наших сердцах, Чтобы наш дух укрепить

Верой оставит Аллах!!! [3] (Роза Дахаева, сайт Стихи.Ру)

Библиографический список

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 356 с. 2 Даниленко А.В. Поэзия как психотерапевтическое средство: теоретическое обоснование // Философия науки. 2008. №6. С. 183-191.

3. Дахаева Р. Верю свету: сборник стихов. М., 2006.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.:ТЦ Сфера, 2017.

5. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина. 2009. 303с.

6. Фрейд 3. Забывание иностранных слов // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М., 2018.

7. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 2011. 192 с.

ДАХАЕВА РОЗА МОВТАЕВНА - магистрант, Московская кадемия управления и производства (Хасавюртовский филиал), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.