Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старение / память / высшие психические функции / пожилой возраст. / aging / memory / higher mental functions / old age.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликов Павел Михайлович

в статье анализируются теоретические подходы к исследованию памяти как высшей психической функции в контексте старения. Обобщены определения понятия «старение», особое внимание уделяется характеристикам «нормального старения». Свойства памяти пожилых людей рассматриваются авторами как часть общей динамики интеллектуального развития в онтогенезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF MEMORY FUNCTIONING IN OLD AGE

the article analyzes theoretical approaches to the study of memory as a higher mental function in the context of aging. The definitions of the concept of "aging" are generalized, special attention is paid to the characteristics of "normal aging". The properties of the memory of older people are considered by the authors as part of the general dynamics of intellectual development in ontogeny.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Куликов П.М.

Куликов Павел Михайлович - магистрант, направление общая психология и история психологии, Открытый университет экономики, управления и права, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются теоретические подходы к исследованию памяти как высшей психической функции в контексте старения. Обобщены определения понятия «старение», особое внимание уделяется характеристикам «нормального старения». Свойства памяти пожилых людей рассматриваются авторами как часть общей динамики интеллектуального развития в онтогенезе. Ключевые слова: старение, память, высшие психические функции, пожилой возраст.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF MEMORY FUNCTIONING IN OLD AGE

^Hkov P. M.

Kulikov Pavel Mikchaylovich - Master's student, GENERAL PSYCHOLOGY AND HISTORY OF PSYCHOLOGY, OPEN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW, MOSCOW

Abstract: the article analyzes theoretical approaches to the study of memory as a higher mental function in the context of aging. The definitions of the concept of "aging" are generalized, special attention is paid to the characteristics of "normal aging". The properties of the memory of older people are considered by the authors as part of the general dynamics of intellectual development in ontogeny. Keywords: aging, memory, higher mental functions, old age.

УДК 159.953

Старение - это закономерно развивающийся процесс любого живого организма. Характеристикой данного процесса является момент окончания роста организма, а истоки берет еще намного ранее. Старение - это процесс возникновения и развития в органах и системах организма возрастных изменений, приводящих к нарушению его биологической и социальной адаптации.

Краснова О.В. и Лидере А.Г. дают следующее определение термину «старение». Старение - результат ограничения возможностей механизмов саморегуляции, проявляющихся в снижении возможностей компенсации первичных изменений в регулировании генетических процессов [1].

При изучении вопроса о механизмах психических функций в пожилом возрасте мы обратились к концепции А.Р. Лурии «О трех блоках мозга». Данная концепция рассматривает все психические процессы работой трех крупнейших морфофункциональных структур. Каждая из структур важна и вносит свой вклад. 1 блок мозга -занимается обеспечением энергетических параметров психической активности. 2 блок мозга - ответственен за актуализацию операционального состава психической активности. И, 3 блок мозга - осуществляет произвольную регуляцию. Стоит отметить, что, не смотря на изменения, которые претерпевает головной мозг в позднем возрасте, степень работы каждого из перечисленных блоков мозга специфична и неравномерна [2].

Нормальное (физиологическое) старение при прохождении всех этапов пожилого возраста охарактеризован изменениями, которые претерпевает первый блок мозга в своей работе. Проявляется это в первую очередь в том, что начинает происходить смещение баланса нейродинамических параметров психической активности человека. И в это время начинают преобладать тормозные процессы. Как правило, проявляется это в следующем: становится заметной общая замедленность в выполнении деятельности; снижается объем памяти, запоминаемого материала; отмечаются изменения в мнестических функциях (повышенная тормозимость следов в условиях интерференции); появляется общая замедленность и латентность при выполнении деятельности на начальных этапах.

Рассматривая динамику интеллектуальных способностей Т. Д. Марцинковской, в том числе особенностей функционирования памяти, было выявлено, что снижение корнями уходит в третье десятилетие жизненного пути и к 70 годам достигает примерно 70% первоначального уровня. При изучении данного вопроса были получены следующие результаты: чем выше отмечался первоначальный уровень интеллекта, тем гораздо меньшим был сад в пожилом возрасте. Так же отметим, что у людей, имеющих высокий уровень интеллекта в пожилом возрасте, может отмечаться не спад, а его подъем [3].

Так же рядом американских психологов было проведено лонгитюдное исследование уровня интеллекта у лиц умственного труда. Исследование было проведено среди лиц в возрасте 20-30 лет, а затем - повторное исследование в той же самой группе по истечению 35-40 лет. Учеными были сделаны выводы, что снижение интеллектуальной деятельности в большей степени определено не процессом старения, а психологическими, социально экономическими, а так же следствием различного рода заболеваний. В. В. 3ахаров отмечает в свою

очередь, что на возрастном отрезке от 18 до 50 лет отмечаются непрерывные изменения в вербальном и невербальном интеллекте. Другими словами отмечена периодизация в протекании интеллектуальных процессов - подъемы и спады, затем снова подъемы [4].

Проведенные исследования Н.К. Корсаковой и Е.Ю. Балашовой показали, что в условиях нормального старения происходят изменения в нейродинамических параметрах активности головного мозга, так же изменяется «режим» работы нервной системы в целом. Проявляется это, как правило, в сужении психической деятельности пожилого человека. Это запускает механизм активности, которая направляется ими чтобы преодолеть возникшие дефекты пожилого возраста. Чтобы преодолеть когнитивный дефицит в пожилом возрасте, в систему вступает опосредующая деятельность как компенсаторный механизм саморегуляции [5].

Жалобы на снижение памяти в пожилом возрасте требуют, прежде всего, объективизации когнитивных нарушений. С этой целью используются нейропсихологические методы исследования. Наиболее просты в применении и весьма информативны следующие методики: краткое исследование психического статуса, тест рисования часов, методика Гробера и Бушке в различных модификациях, запоминание и пересказ короткого текста (например, «Галка и голуби» по методу А. Р. Лурия). Для оценки степени влияния когнитивных расстройств на повседневную жизнь необходима беседа с родственниками пациента или его сослуживцами. При наличии объективных свидетельств когнитивных нарушений и изменении вследствие последних повседневного образа жизни, правомерен диагноз деменции. Важно отметить, что при постановке диагноза деменции не следует дожидаться наступления тяжелой дезадаптации пациента. Согласно современным рекомендациям наличие клинически значимого ухудшения когнитивных функций, которое влияет на повседневную жизнь, является достаточным основанием для диагностики деменции [6, с. 20].

Таким образом, при нормальном старении когнитивные процессы снижаются, уступая место опосредованию, которое становится более самостоятельной формой активности человека. К нормальным возрастным изменениям следует отнести небольшое ослабление памяти, внимания и других когнитивных функций. Экспериментально-психологические исследования 60-70-х годов XX века свидетельствуют, что возрастное ухудшение когнитивных функций начинается достаточно рано, а именно с 30-40 лет. В наибольшей степени страдает быстрота реакции на внешние стимулы и способность длительное время концентрировать внимание. Поэтому мышление лиц пожилого возраста становится несколько замедленным. Пожилым лицам нужно больше времени для выполнения различных когнитивных заданий, они быстрее устают. С возрастом отмечается также уменьшение объема оперативной памяти, что снижает способность к обучению и усвоению новых знаний и навыков. Наконец, еще один типичный для пожилых лиц когнитивный симптом - трудности перехода с одного этапа когнитивной деятельности на следующий этап. В результате этого пожилые люди менее склонны менять стратегию своего поведения, и, следовательно, они становятся более консервативными.

Список литературы/References

1. Краснова О.В. Социальная психология старения / О. В. Краснова, А.Г. Лидере. М.: Изд. Академия, 2017. 241с.

2. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

3. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте. / Т. Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения . 2018. № 3. С. 13-17

4. ЗахаровВ.В. Нарушения памяти / В.В. Захаров, Н.Н. Яхно. М.: Академия, 2014. 435 с.

5. Корсакова Н.К. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при нормальном старении / Н. К. Корсакова, Е.Ю. Балашова, И.Ф. Рощина. // Журнал неврологии и психиатрии. 2017. № 2. С. 44-50

6. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное/ Н.Ф. Шахматов. М.: Медицина, 1996. -304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.