© В.В. Плясунов, 2018 УДК 342 ББК 67
К ВОПРОСУ О МЕРАХ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ СВОБОДОЙ СЛОВА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Владимир Васильевич Плясунов,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются перспективные меры воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ключевые слова: свобода слова, злоупотребление, Интернет, информационная система, информация. Для цитирования: Плясунов В.В. К вопросу о мерах воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):28-30.
TO THE QUESTION ABOUT MEASURES TO PREVENT THE ABUSE OF FREEDOM OF EXPRESSION IN THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION INTERNET NETWORK
Vladimir V. Plyasunov,
post graduate of the Chair of Constitutional and Municipal Law Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot
Abstract. The article is devoted to examination of potential measures to prevent the abuse of freedom of expression in the information-telecommunication network Internet.
Keywords: freedom of speech, abuse of, Internet, information system, information.
Сегодня каждое цивилизованное государство на законодательном уровне, начиная с текста основного закона, закрепляет свободу слову, ценность которой заключается в возможности представлять и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу не опасаясь претерпеть в связи с этим неблагоприятные последствия. Разделяя данный подход к свободе слова, закрепленной в ст. 29 Конституции Российской Федерации [1], создатели Конституции установили, что каждому гарантируется свобода слова [2].
Стоит отметить, что за последние годы все большее количество прав и свобод человека и гражданина реализуется посредством ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет). Не является исключением
и свобода слова, которая с помощью сети Интернет получает новые возможности для реализации. При этом реализация свободы слова в Интернете приобретает особое значение:
• во-первых, из-за многочисленности специальной аудитории сети Интернет — пользователей, которые могут находиться в разных государствах, в связи с чем высказанные пользователем идеи практически моментально могут стать известными по всему миру;
• во-вторых, ввиду возможности длительного, без заранее определенного периода времени, нахождения информации, размещенной пользователями на сайтах;
• в-третьих, в связи с возможностью анонимно, например, под вымышленным именем распро-
странять свои взгляды и убеждения, ввиду чего создается возможность для злоупотребления свободой слова, когда процесс установления фактического распространителя определенной информации затруднен.
Реализация свободы слова в сети Интернет должна быть сопряжена с соблюдением правил и рамок, нарушение которых означает злоупотребление данной свободой.
В сложившейся ситуации на государство возлагается особая обязанность по разработке действенных законодательных барьеров, создающих препятствия для злоупотребления свободой слова в сети Интернет [3].
Так, по мнению С.В. Кобзевой в современном мире существует несколько способов обеспечения безопасного доступа к Интернету: блокирование сайтов, фильтрация и классификация веб-сайтов, отслеживание активности интернет-пользователей (перлюстрация сообщений), контроль над пользователями Интернета (введение авторизации пользователей, контроль за 1Т-оборудованием) [4, с. 37—40].
Вместе с тем дополнительно, в контексте реализации свободы слова, можно разработать самостоятельные способы, препятствующие злоупотреблению данной свободой в сети Интернет. Подобные способы должны учитывать особенности реализации свободы слова в сети Интернет.
Следует отметить, что российский законодатель предпринимает попытки пресечения злоупотребления свободой слова в сети Интернет. Так ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона [5].
Положения данной статьи направлены на оперативное пресечение (то есть без судебного решения) распространения в сети Интернет информации содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности [6, с. 95—99], участию в массовых (публичных) мероприятиях [7], проводимых с нарушением установленного порядка, когда решение об ограничении доступа к сайту принимается Генеральным прокурором или его заместителями и соответствую-
щее требование направляется для исполнения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи [8].
В связи с большим количеством уведомлений о распространении такой информации, поступающих в Генеральную прокуратуру от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, необходимостью их регистрации, обработки, принятия по каждому отдельного решения, данная процедура фактически может растянуться от нескольких дней до нескольких месяцев. С целью регламентации данной процедуры Генеральной прокуратурой Российской Федерации была разработана даже отдельная инструкция, содержащая большое количество предварительных этапов, которые предшествуют фактическому удалению информации с сайта [9]. В этой ситуации нивелируются сама цель создания указанной нормы.
Более оптимальным представляется разработка средств автоматического контроля, то есть так называемой автоматической модерации информации размещаемой на сайтах. С этой целью полагаем необходимым создать государственную информационную систему, которая, по ключевым словам, будет искать информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации и автоматически блокировать доступ к ней. Установка этой системы должна стать обязательной для владельцев сайтов в сети Интернет, предоставляющих возможность для общения между пользователями, особенно на условиях анонимности (форумы, чаты, блоги и т.д.). К разработке данной информационной системы следует привлечь специалистов соответствующего профиля, так как необходимо будет проработать вопрос об установлении системой точного контекста сообщений пользователей, с точки зрения синтаксиса, семантики и т.д. Практическое внедрение указанной информационной системы должно быть подкреплено законодательно, то есть путем включения положений о ней в текст Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информа-
№ 2 / 2018
Вестник экономической безопасности
29
ции, информационных технологиях и о защите информации».
Несмотря на то что процесс создания подобной системы весьма трудоемкий и потребует привлечения значительного числа специалистов различного профиля, а также финансовых средств, без нее оперативно пресекать в сети Интернет случаи злоупотребления свободой слова в форме размещения запрещенной к распространению информации практически невозможно.
Специфика самой среды злоупотребления свободой слова (сеть Интернет) требует адекватных мер противодействия как на техническом уровне, так и на уровне законодательном. В этой связи А.Ю. Прохоров, говоря об информационных правах, подчеркивает «...если современные механизмы ограничений свободы получать, искать, производить, распространять данные вырабатывались не одно столетие, то в случае с киберпространством они либо вовсе неприменимы, либо их реализация крайне затруднена» [10].
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации. Монография / М., 2017.
3. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Бе-лоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Оса-велюкА.М., Чепурнова Н.М., Прудников А.С., Са-удаханов М.В., Чертова Н.А., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Варсеев В.В., Кальгина А.А. и др. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М., 2018.
4. Кобзева С.В. Обеспечение безопасного доступа к Интернету: обзор мирово-
го опыта // Информационное право. М., 2008. № 4.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.
6. Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6.
7. Эбзеев Б.С., Беленовский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.В., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А. Актуальные проблемы избирательного права. Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М., 2017.
8. Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. Для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / М., 2016.
9. Приказ Генпрокуратуры России от 08.09.2016 № 562 «Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию» // Законность. 2016. № 11.
10. Прохоров А.Ю. Политико-правовые технологии ограничения свободы слова в современных средствах массовой информации: на примере сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. 23.00.02. Ростов н/Д, 2007.