Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет'

Некоторые аспекты совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СЛОВА / FREEDOM OF SPEECH / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / USER / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ABUSE OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плясунов Владимир Васильевич

Исследуются перспективные пути совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плясунов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of improving information legislation in the context of preventing the abuse of freedom of expression in the information and telecommunication Internet network

The article investigates the promising ways of improving information legislation in the context of preventing the abuse of freedom of expression in the information-telecommunication network Internet.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.727

ББК 67.400.3 © В.В. Плясунов, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ СВОБОДОЙ СЛОВА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Владимир Васильевич Плясунов, адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Научный руководитель: профессор кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор В.И. Червонюк

Аннотация. Исследуются перспективные пути совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Ключевые слова: свобода слова, злоупотребление, Интернет, пользователь, информация.

SOME ASPECTS OF IMPROVING INFORMATION LEGISLATION IN THE CONTEXT OF PREVENTING THE ABUSE OF FREEDOM OF EXPRESSION IN THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION INTERNET NETWORK

Vladimir V. Plyasunov, adjunct of the chair of constitutional and municipal law

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Scientific adviser: professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of juridical science, professor V.I. Chervonyuk

Annotation. The article investigates the promising ways of improving information legislation in the context of preventing the abuse of freedom of expression in the information-telecommunication network Internet. Keywords: freedom of speech, abuse of, Internet, user, information.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Плясунов В.В. Некоторые аспекты совершенствования информационного законодательства в контексте воспрепятствования злоупотреблению свободой слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):34-36.

В качестве одной из фундаментальных свобод человека выступает свобода выражения мнения, получившая закрепление в ст. 29 Конституции Российской Федерации как свобода слова1.

Реализация свободы слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) является самостоятельным пространством для реализации данной свободы. Реализуя свободу слова в сети Интернет каждый субъект получает возможность передавать свои рассуждения неопределенному кругу лиц даже оставаясь анонимным, т.е. по сути выступать своеобразным средством массовой информации, при этом ему для этого не обязательно вступать в отношения с редакцией средства массовой информации или с государством2. Технические возможности сети Интернет расширяют сферу реализа-

ции свободы слова, что обусловливает необходимость дополнительного законодательного регулирования, которое, в первую очередь, должно закреплять базовые категории, свойственные данной сети.

В юридической науке единой точки зрения по поводу правовой природы сети Интернет и возникающих на его просторах общественных отношений до настоящего времени не сформировалось. Ранее некоторые ученые высказывали даже мнение, что отношения, возникающие в сети Интернет, не обладают

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России: Учебник. М., 2018.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

достаточной спецификой и связаны с традиционными объектами права3. Вместе с тем, сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что сеть Интернет — очень специфичная область и традиционное правовое регулирование к нему не всегда применимо, в том числе по вопросам свободы слова, в связи с чем признают сеть Интернет особым объектом права4.

Сеть Интернет (англ. Internet) — глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к емким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту5. Это далеко не единственное определение сети Интернет, в юридической литературе можно встретить и другие.

Так, И.М. Рассолов говорит: «Интернет есть наиболее важная инфраструктура развивающегося информационного общества, инфраструктура социального регулирования»6. По мнению Л.Г. Лапо: «... Интернет: общественно-коммуникационная телекоммуникационная сеть, позволяющая удовлетворить частные и групповые коммуникационные и информационные потребности»7. Несмотря на многообразие трактовок понятия Интернета для юридической науки имеет важное значение его законодательное закрепление.

Как показывает опыт развития зарубежного законодательства, в частности государств Евразийского экономического союза, законодатель, при регулировании отношений в сети Интернет, по-разному подходит к вопросу закрепления самого понятия Интернета.

Например, в законодательстве Республики Беларусь легальное определение сети Интернет отсутствует, хотя сам термин «глобальная компьютерная сеть Интернет» часто используется в нормативно-правовых актах8. В законодательстве Республики Армения и Кыргызской Республики нормативное определение сети Интернет отсутствует, а сам термин «Интернет» вообще практически не встречается. Так, в законе Республики Армения от 23 сентября 2003 г. № ЗР-11-Н «О свободе информации» данный термин встречается всего лишь три раза9, а в законе Кыргызской Республики от 19 июля 2017 г. № 127 «Об электронном управлении» — восемь раз10.

В России также нет легального определения сети Интернет. В ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрываются такие понятия как «сайт в сети Ин-

тернет», «владелец сайта в сети Интернет», «доменное имя» и др.

Сайт в сети Интернет определяется совокупностью программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Есть даже общее понятие информационно-телекоммуникационной сети как технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники11. Однако само определение сети Интернет отсутствует, хотя оно является базовым по отношению к другим понятиям, связанным с данной сетью и содержащимся в законе и должно быть указано, как это сделано, например, в п. 44 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 г. № 418-У «Об информатизации», в котором сеть Интернет определяется как всемирная система объединенных сетей телекоммуникаций и вычислительных ресурсов для передачи электронных информационных ресурсов12.

В этой связи, с учетом уже имеющегося в российском законодательстве определения информационно-телекоммуникационной сети, в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,

3 Якушев М.А. Сеть Интернет и право // Законодательство. 1997. № 1. С. 66—79.

4 Гукетлова Д.М. Правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России: Дисс. ...канд. юрид. наук. Саратов. 2006.

5 Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь; 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2011.

6 Рассолов И.М. Право и Сеть Интернет. Теоретические проблемы. М.: Норма. 2003.

7 Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

8 Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З (ред. от 11 мая 2016 г.) «Об информации, информатизации и защите информации» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 279. 2/1552.

9 Закон Республики Армения от 23 сентября 2003 г. № ЗР-11-Н «О свободе информации» URL://http://www.arlis.am/

10 Закон Кыргызской Республики от 19 июля 2017 г. № 127 «Об электронном управлении» URL://http://cbd.mmjust.gov.kg

11 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 25 ноября 2017 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.

12 Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 г. № 418-У «Об информатизации» URL://http://online.zakon.kz

№ 3 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

35

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

информационных технологиях и о защите информации» предлагается включить следующее определение сети Интернет как глобальной информационно-телекоммуникационной сети, представляющей собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Данное нововведение, позволит ввести в сферу правового регулирования именно сеть Интернет, юридически отграничив ее от иных информационно-телекоммуникационных сетей по основному отличительному признаку — глобальности, так как другие сети ограничивают сферу своего распространения пределами территории какого-либо государства или предоставляют доступ ограниченному кругу субъектов (например, локальные сети организаций)13.

Кроме того, одной из основных трудностей, с которой сталкивается государство при создании правовой базы, регулирующей отношения в сети Интернет, является то, что Интернет не выступает в роли участника правоотношений, он не является ни юридическим лицом, ни публично-правовым образованием. Данное положение Интернета затрудняет установление юридических связей между ним и государством14. Однако, можно выделить таких субъектов правоотношений в сети Интернет, как владельцы сайтов, провайдеры, пользователи и др., на которых в полной мере распространяется действие законодательства.

В этой связи за последние годы были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», большая часть из которых направлена на урегулирование правового статуса отдельных участников отношений в сети Интернет.

Следует признать, что пользователи сети Интернет являются самым многочисленными субъектами

отношений, возникающих в сети Интернет. В тексте закона об Информации слово «пользователь» встречается 49 раз. Вместе с тем, несмотря на это до настоящего времени в Российской Федерации так и не определен их правовой статус. Однако, например, ст. 18 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 г. № 418-У «Об информатизации» содержит перечень прав и обязанностей пользователей. Анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что права и обязанности пользователей сформулированы в ней в самом общем виде. Но, представляется, что это только первый шаг на пути установления правового статуса пользователей. Сама попытка законодателя Республики Казахстан установить содержание правового статуса пользователей в сети Интернет заслуживает внимания и представляется перспективной. Тем более, что в законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве других государств Евразийского экономического союза подобные нормы вообще отсутствуют.

В связи с этим на основе имеющегося опыта Республики Казахстан предлагается в законе об Информации установить права и обязанности пользователей, в том числе в части недопустимости злоупотребления свободой слова.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация свободы слова в сети Интернет должна иметь надлежащее правовое регулирование, которое начинается с установления таких базовых категорий, как «сеть Интернет» и «права и обязанности пользователей». Поэтому, на наш взгляд, именно эти вопросы должны быть решены в первую очередь в процессе правотворческой деятельности в сфере функционирования сети Интернет.

13 ЭриашвилиН.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н. и др. Национальная безопасность. М., 2017.

14 Богданов А.В, Завьялов И.А., Ильинский И.И. и др. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.