кретных преобразований системы управления, что чрезвычайно важно для прогноза эффектов реформирования в современных условиях. При разработке и осуществлении реформы управления «представляется особенно ценным опыт сочетания правовых и социальных механизмов и четкое обозначение приоритетов социальной политики» [8, с. 203].
Литература
1. 2 ПСЗ Т. Х. № 8163.
2. 2 ПСЗ. Т. VII. № 15809.
3. ПСЗ. Т. ХХ. № 18739.
4. 3 ПСЗ. Т. V. № 3038.
5. 3 ПСЗ. Т. VIII. № 5076.
6. 3 ПСЗ. Т. XI. №7782.
7. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам за 1910 г. Т. 46. СПб., 1911.
8. Курдюк П.М. Местное самоуправление в традициях гражданского опыт стран Запада (опыт сравнительно-правового исследования). СПб., 2000.
Краснодарский университет МВД России 24 августа 2006 г.
© 2006 г. Л.А. Шкапин
К ВОПРОСУ О МЕРАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ РАБОТАЮЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Реализуемые в рамках системы специального предупреждения преступности мероприятия, как известно, отличаются от мероприятий общесоциального уровня своим специальным предназначением и целенаправленностью: решение профилактических задач составляет все их содержание. Первые настолько разнообразны по содержанию и масштабу, что их теоретический анализ невозможен без проведения классификации. В науке предложены различные варианты решения этой задачи. Так, М.М. Бабаев в зависимости от характера факторов, порождающих преступность и возможностей воздействия на них, подразделяет меры предупреждения преступности на четыре группы:
1) нейтрализующие действие объективных обстоятельств, которые неустранимы или неизбежны в данных исторических условиях;
2) компенсирующие, дающие молодому человеку, образно говоря, «второй шанс» в жизни;
3) предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
4) ликвидирующие уже возникшие обстоятельства, способствующие совершению преступных посягательств [1, с. 366].
Не оспаривая значимости такого подхода и профилактической сути выделенных мер, заметим, что первая группа, по большому счету, - есть меры общесоциального предупреждения, а вторая - социальной реабилитации. Таким образом, собственно профилактическими можно считать лишь меры третьей и четвертой групп, различающиеся моментом их применения. В рамках настоящей работы мы сосредоточим основное внимание именно на этих, превентивных мерах. Тем более, что, по мнению ряда юристов, «профилактика девиантного поведения становится чуть ли не единственным средством в борьбе с криминализацией общества, охране общественного порядка и обеспечении правопорядка» [2, с. 8-9].
Опрошенные нами в качестве экспертов сотрудники Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) (группа - 100 чел.) указали на несколько наиболее эффективных, с их точки зрения, форм профилактической работы с работающими несовершеннолетними правонарушителями. Следуя традиции, их можно классифицировать на несколько групп:
1) меры, направленные на самого несовершеннолетнего:
- закрепление наставника на предприятии (31 %);
- помощь в поиске более привлекательной работы (30 %);
- посещение несовершеннолетних по месту работы (26 %);
- проведение индивидуальных бесед с подростками (22 %);
2) меры, направленные на ближайшее социальное окружение:
- интенсивное воздействие на родителей и других членов семьи (27 %);
- профилактическое воздействие на социальное окружение подростка по месту работы (10 %);
3) организационно-методические меры
- анализ вопросов предупреждения преступности работающих несовершеннолетних на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (18 %).
Приведенные данные подтверждаются и результатами опроса самих несовершеннолетних преступников из числа работающих (100 чел.): 54 % из них указали, что основной формой профилактической работы с ними сотрудников ПДН были систематические беседы, еще 12 % назвали посещения по месту жительства.
Результаты опроса «высвечивают» и предпочтительность тех или иных мер. Как видим, наиболее значимы, по мнению специалистов, меры, ориентированные на оказание подростку помощи в трудоустройстве, овладении профессией и моральными нормами трудового коллектива, соблюдение трудовых прав несовершеннолетних.
Трудоустройство несовершеннолетних - одна из серьезных социально-экономических проблем современности. Основные трудности, по мнению экспертов, сводятся к уменьшению количества государственных предприятий (60 %) и отсутствию у руководителей предприятий заинтересованности в трудоустройстве несовершеннолетних (53 %).
Поскольку результаты приватизации в основной своей массе необратимы и общая линия государства состоит в сокращении своего присутствия в экономике в качестве хозяйствующего субъекта, выход из ситуации видится, во-первых, в экономическом стимулировании частных предприятий, предоставляющих рабочие места несовершеннолетним (например, посредством налоговых или иных льгот), а во-вторых, в организации, стимулировании и поощрении молодежного предпринимательства. Последнее может иметь различные формы, в том числе и форму ученического предприятия, под которым проект закона «О правовом статусе ученического предприятия» понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы или его филиалы, отделения, структурные подразделения, которое содействует организации профессиональной ориентации и занятости несовершеннолетних граждан и других возрастных групп детей, а также их социально-трудовой адаптации.
Однако не стоит полагать, что трудоустройство и труд сами по себе способны стихийно формировать личность молодого человека, его ценностные ориентации. Важную роль в процессе индивидуального профилактического воздействия играют трудовая и социально-психологическая адаптация подростков в трудовом коллективе. И здесь неоценима функция наставника. Наставничество - один из наиболее эффективных методов адаптации, это обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному. Проект закона «О правовом статусе ученического предприятия» определяет наставника как педагогического работника или физическое лицо, имеющее профессиональное образование, соответствующее направлениям деятельности ученического предприятия и получающее (получившее) педагогическое образование, привлекаемого учредителем ученического предприятия к организации работы органов детского самоуправления ученического предприятия и оказания помощи детским коллективам в организации уставной деятельности. Основными задачами наставничества являются: а) ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника задачи по занимаемой должности; б) адаптация к нормам поведения, традициям и ценностям трудового коллектива. Сегодня институт наставничества, широко распространенный в практике советской эпохи, возрождается. Именно наставничество и программы адаптации для новых сотрудников дают реальную возможность выявлять неприемлемые для корпоративной культуры предприятия поведенческие модели вновь пришедших сотрудников и корректировать их на начальном этапе.
Успешное решение вопросов, связанных с адаптацией несовершеннолетних работников, воспитательно-профилактической работой с ними, возможно только при надлежащей профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация является важным элементом социальной защи-
ты подростков, их психологической поддержки, социальной адаптации к условиям рынка труда. Рассматриваемая как комплекс информационно-воспитательных мер воздействия на подростков, профессиональная ориентация знакомит несовершеннолетнего с избираемой профессией: раскрывает характер работы, степень ее сложности, условия труда, возможности дальнейшего совершенствования и повышения квалификации по данной профессии. Подростки должны осознать, что, с одной стороны, делать выбор на рынке труда необходимо сообразно своим индивидуальным особенностям, с другой - рабочее место или источник дохода достается им в конкурентной борьбе. Сегодня эта проблема осложняется тем, что учебные заведения выпускают во многом специалистов без учета спроса на рабочую силу. Нет серьезного прогноза рынка профессий. Учебные программы в школах и профессиональных учебных заведениях недостаточно связаны с реальной жизнью. Не хватает специалистов, а соответственно и методики по профориентационной работе с учетом новых рыночных условий, хотя потребность молодежи в профессиональной консультации резко возросла. Нет и эффективно функционирующей системы профессиональной информации, содержащей сведения о работе профессиональных курсов и перспективах трудоустройства после них.
В этой связи для решения проблем профессиональной ориентации и занятости несовершеннолетних возможна реализация ряда мер. Во-первых, как отмечают эксперты, необходимо на законодательном уровне определить стратегию обучения, трудоустройства и организации труда несовершеннолетних (45 % опрошенных), во-вторых, расширять систему профессиональных училищ, учебных цехов для целенаправленной подготовки молодых рабочих под заказ частных предприятий и органов службы занятости (37 %). Можно предложить также: в целях профессиональной подготовки и содействия производственному ученичеству разрабатывать специальные программы, которые включали бы комплекс мер по профессиональному обучению (переобучению) и отработке навыков непосредственно на рабочем месте; создать специализированные предприятия по содействию трудоустройству молодежи, в частности, биржу с целью организации трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи, повышения качества и расширения спектра услуг, предоставляемых им на рынке труда и смягчения социальной напряженности в молодежной сфере.
Предложенные меры отражают специфику превенции преступности, отражающую социальный статус работающих подростков. Вместе с тем, организуя профилактическую работу в среде работающих несовершеннолетних, не стоит забывать, что большая часть совершенных ими преступлений не связана с производством и имела место в свободное от работы время. В этой связи не случайны ответы самих работающих несовершеннолетних преступников на вопрос «Что, по вашему мнению, надо предпринять, чтобы уменьшить количество преступников из числа работающих
несовершеннолетних?». Наиболее популярные ответы распределились следующим образом:
- организовать работу бесплатных спортивных и других секций и кружков около дома (30 %);
- улучшить работу школ и иных учебных заведений (22);
- оказывать воздействие на родителей, чтобы они лучше относились к своим детям (20);
- дать возможность родителям больше зарабатывать (20 %).
Только 6 % несовершеннолетних назвали в ряду эффективных профилактических мер предоставление детям возможности раньше устраиваться на работу с хорошими заработками.
Как видим, сами несовершеннолетние в большей степени нуждаются, во-первых, в нормализации внутрисемейной обстановки, во-вторых, в надлежащей организации учебно-воспитательного процесса и досуга.
Сопоставление результатов опросов сотрудников ПДН и несовершеннолетних в части оптимальных профилактических мер показывает их некоторое несовпадение. Данное обстоятельство не есть «минус» сотрудникам органов внутренних дел; скорее оно свидетельствует о том, что иные, кроме ПДН, субъекты профилактики (школы, общественные объединения, учреждения культуры и спорта и т.д.) в недостаточной степени удовлетворяют основные потребности несовершеннолетних в создании благоприятной социальной инфраструктуры. В ситуации же, когда именно ПДН выступают основным действующим субъектом профилактики, применяемые ими специфические (по большей мере, контролирующие, ограничительные, распорядительные, репрессивные и т.д.) меры воздействия, что называется «бьют мимо цели». Интересно заметить, что только 38 % опрошенных работающих несовершеннолетних преступников признались, что оказываемые сотрудниками ПДН профилактические меры помогают подросткам встать на правильный путь; тогда как 24 - считают их работу бесполезной, 6 - раздражительной, а 2 % - безразличной. В то же время 37 % сотрудников ПДН убеждены, что от других категорий несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, работающие несовершеннолетние отличаются тем, что лучше поддаются профилактическому воздействию, поскольку раньше «взрослеют».
Сказанное позволяет сделать вывод об определенной неадекватности предпринимаемых сегодня профилактических мер реальным потребностям профилактики преступности работающих несовершеннолетних, связанной, в первую очередь, с переоценкой роли органов внутренних дел и недостаточной активностью иных субъектов профилактики. В литературе справедливо отмечается, что «предупреждение преступности среди несовершеннолетних, в том числе и среди работающих подростков, не может и не должно сводиться только к специализированной деятельности органов внутренних дел, а охватывает многие функции других государственных органов, обществен-
ных организаций и трудовых коллективов» [3, с. 73]. Борьба с преступностью должна носить комплексный характер. Это дело не только милиции, прокуратуры или судебных органов, а также одних юристов. Уровень преступности несовершеннолетних зависит в первую очередь от общей социально-экономической, политической и нравственной обстановки в стране, качества функционирования всех звеньев системы субъектов профилактики преступности. Только при условии утверждения в общественном сознании понимания деятельности правоохранительных органов в качестве крайнего, «последнего» средства можно добиться ощутимых успехов профилактике подростковой преступности, которая является проблемой всего общества.
Литература
1. См.: Бабаев М.М. Криминологическая оценка социально-экономических и демографических факторов // Советское государство и право. 1972. № 6. С. 99; Бабаев М.М. Значение профилактики в борьбе с преступностью // Советская юстиция. 1973. №19. С. 24; Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М., 2006. С. 366.
2. Кожуханов Н.М. К вопросу о понятии предупреждения преступности // Преступность в России: причины и перспективы. М., 2004. С. 241; Герасимов С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М., 2000. С. 8-9.
3. Плешаков В.А. Преступность работающих несовершеннолетних и ее предупреждение органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 73.
Ростовский юридический институт 24 августа 2006 г.