Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРАХ / УЧАСТКИ НЕДР / ГРАНИЦЫ УЧАСТКОВ НЕДР / ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ГОРНОЕ ПРАВО / SUBSOIL USE LEGISLATION / WATER LEGISLATION / SUBSOIL AREA / SURFACE WATER BODIES / BOUNDARIES OF SUBSOIL AREAS / BOUNDARIES OF SURFACE WATER BODIES / MINERAL RESERVES / MINING LAW / WATER LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ясинский Сергей Романович

В статье анализируется нормы законодательства Российской Федерации о недрах, а также нормы водного законодательства Российской Федерации в части формирования механизма особого вида отношений, связанных с пользованием недрами в пределах поверхностных водных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the mechanism of legal regulation of subsoil use within surface water bodies

The article contains an analysis the norms of the legislation of Russian Federation on subsoil as well as the norms of water legislation of the Russian Federation concerning regarding the formation of mechanism of special type of relations associated with the use of subsoil within the boundaries of surface water bodies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ЯСИНСКИЙ Сергей Романович,

аспирант отдела экологического и аграрного законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (г. Москва). E-mail: s.r.yasinskiy@gmail.com

Краткая аннотация: В статье анализируется нормы законодательства Российской Федерации о недрах, а также нормы водного законодательства Российской Федерации в части формирования механизма особого вида отношений, связанных с пользованием недрами в пределах поверхностных водных объектов.

Abstract: The article contains an analysis the norms of the legislation of Russian Federation on subsoil as well as the norms of water legislation of the Russian Federation concerning regarding the formation of mechanism of special type of relations associated with the use of subsoil within the boundaries of surface water bodies.

Ключевые слова: законодательство о недрах, участки недр, границы участков недр, запасы полезных ископаемых, горное право.

Keywords: subsoil use legislation, water legislation, subsoil area, surface water bodies, boundaries of subsoil areas, boundaries of surface water bodies, mineral reserves, mining law, water law.

Согласно данным государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2016 году»1 Россия, являясь крупнейшей по территории страной с протяженностью 60 тыс. км водного побережья, омывается водами 12 морей, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, а также внутри-материкового Каспийского моря, отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер.

Также, на территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2,7 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда.

Данные объекты обладают огромным экономическим потенциалом в части их использования как транспортных путей, источника водных ресурсов, среды обитания водных биоресурсов, а также в части освоения месторождений полезных ископаемых. При этом возможность выгодного и даже общественно полезного недропользования в пределах поверхностных водных объектов (подводного недропользования) не всегда осмысляется в общественном сознании.

Так, по данным официального сайта Феде-

1 Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2016 году». - М.: НИА-Природа, 2017. С 8.

рального государственного бюджетного учреждения «Федеральный фонд геологической информации» (ФГБУ «Росгеолфонд») на данный момент в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий Российской Федерации содержатся данные о более 200 лицензиях на пользование недрами, которое будет осуществляться, в том числе в пределах рек, и 1161 действующей лицензии, в соответствии с условиями которых будут задействоваться и ручьи. Всего же по данным Сводного государственного реестра к настоящему моменту было предоставлено более 8000 лицензий (в том числе и прекратившие действие), предусматривающих недропользование в пределах водотоков (рек и ручьев)2.

Кроме этого, согласно данным государственного доклада Минприроды России «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах» месторождения, разведанные в акваториях Охотского, Карского, Баренцева, Балтийского, Каспийского, Японского и Азовского морей, заключают около 18 % запасов свободного газа страны. Из 44 открытых на шельфах месторождений 13 являются уникальными по масштабу, 14 -крупными. В гигантском Штокмановском газоконден-сатном месторождении в Восточно-Баренцевоморском бассейне аккумулировано примерно 6 % запасов свободного газа страны. Кроме этого, крупные запасы

2 http://www.rfgf.ru/license/index.php (Сводный государственный реестр участков недр и лицензий Российской Федерации).

жидких углеводородов - 442,9 млн. т нефти и 62,4 млн. т конденсата - разведаны в акватории Баренцева моря, входящей в состав Восточно-Баренцевского нефтегазового бассейна, а также предполагается выявление новых перспективных объектов в Тимано-Печорском бассейне с ресурсами нефти 2,1 млрд. т1.

Вышеуказанные данные показывают насколько велика роль в воспроизводстве минерально-сырьевой базы страны играет процесс освоения месторождений расположенных в пределах поверхностных водных объектов, даже без учета данных по добыче специфических видов минерального сырья, таких как извлечение торфа в пределах болот, а также рапы лиманов и озер.

Принимая во внимание вышеизложенное, рассмотрение вопросов правового регулирования отношений, возникающих в процессе освоения данных месторождений полезных ископаемых и специфических видов минерального сырья заслуживает самостоятельной комплексной оценки.

В своей работе профессор С.С. Алексеев рассуждая о связи формы и содержания позитивного права приходит к выводу о том что «закон - казалось бы, нечто сугубо внешнее к праву - не просто фиксирует, документально закрепляет определенные нормы и принципы, т.е. играет не только фиксирующую (констатирующую, тоже весьма существенную) роль, но и выполняет по отношению к позитивному праву глубокую конституирующую функцию, т.е. функцию по конституированию - формированию, созданию, утверждению данного объекта»2.

При этом Д.Л. Никишин в работе, посвященной правовому механизму предоставления недр в пользование, подчеркивает важность рассмотрения органической связи закона (в широком смысле) и права как его нормативного содержания, их связи как формы и содержания, с наличием прямой и обратной связи между ними3.

С учетом вышеприведенных тезисов, логичным представляется обратиться к содержанию центральных актов, положениями которых регулируются отношения связанные с осуществлением права

1 Данные официального сайта Минприроды России / http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ispolzovanii_mineralno_s yrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsN/2017_doklad_o_sostoya№N_ i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/ (дата обращения: 20.02.2019).

Алексеев С. С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 6: Восхождение к праву. С. 102.

3 См.: Д.Л. Никишин. Правовой механизм предоставления недр в

пользование. дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2013 - С. 62,63.

пользования недрами и поверхностными водными объектами.

В соответствии с абз. 2 преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах»4 (далее - Закон РФ «О недрах») данный закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно ч. 1 ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации5 (далее также - ВК РФ, Водный кодекс) водное законодательство регулирует водные отношения. При этом согласно положениям ч. 2 ст. 2 Водного кодекса РФ к водным отношениями относятся отношения по использованию и охране водных объектов.

В соответствии с пп. 14, ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц

В свою очередь, в соответствии с пп. 17 ст. 1 ВК РФ под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Таким образом, отношения по использованию и охране недр, а также отношения по использованию и охране водных объектов, в том числе поверхностных становятся отношениями, урегулированными нормами права (правоотношениями).

Однако, по нашему мнению, отношения, связанные с пользованием недрами в пределах поверхностных водных объектов, имеют уникальную специфику, что позволяет выделить их в отдельную самостоятельную группу отношений, которые, будучи урегулированными нормами права, в свою очередь можно выделить в особый вид правоотношения.

4 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» / «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 823,

5 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / «Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381.

Данная специфика раскрывается в структурных элементах правоотношений, связанных с осуществлением права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов.

Объекты правоотношений. В данном исследовании важность определения объекта правоотношения проявляется в том, что сам объект во многом объясняет специфику, а также позволяет объяснить наличие правовой конструкции «осуществления права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов».

В соответствии с абз. 1 преамбулы Закона РФ «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

На основании ч. 3 ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 5 ВК РФ, порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством РФ. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения утверждены постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 3771 (далее в тексте параграфа - Правила).

Согласно положениям п. 10 Правил при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов:

- береговая линия (граница водного объекта) моря определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

- береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемного-летнему уровню вод в период, когда они не покрыты

1 Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» / «Собрание законодательства РФ», 09.05.2016, № 19, ст. 2699.

льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняю-щем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта;

- береговая линия (граница водного объекта) озера и обводненного карьера определяется по сред-немноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом морфологических особенностей водного объекта.

Таким образом, можно установить, что пределы поверхностного водного объекта ограничены: поверхностью водной толщи (водным зеркалом), дном и берегами до границ береговой линии.

Принимая во внимание вышеизложенное, в том числе определения, установленные в законодательстве, с точки зрения права, пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов осуществляться не может, так как недра будут расположены ниже дна и берегов водного объекта.

Однако, данный тезис будет противоречить положениями Закона РФ «О недрах» в части определения видов пользования недрами.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование в том числе для:

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Представляется целесообразным остановиться отдельно именно на данных видах пользования недрами, так как деятельность, связанная с проведением геологоразведочных работ, несет потенциальную угрозу для целостности поверхностных водных объектов, а осуществление добычных работ непосредственно оказывает вредное воздействие на поверхностные водные объекты при использовании любых видов техники и любых технологий разработки.

Профессор С.А. Боголюбов отмечал, что направление в сфере правовой охраны морской среды

от загрязнения морских вод при проведении буровых работ представляется достаточно сложным и требует специальной разработки.

Кроме этого, профессор С.А. Боголюбов указывал на то, что существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами1.

Кроме этого, следует учитывать, что в Водном кодексе предусмотрено предоставление поверхностного водного объекта лишь для разведки и добычи полезных ископаемых. При этом вопросы об использовании поверхностного водного объекта или его части для иных видов пользования недрами, предусмотренных ст. 6 Закона РФ «О недрах» в ВК РФ не рассматриваются.

Для подтверждения тезиса об осуществлении права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов следует рассмотреть несколько видов месторождений полезных ископаемых.

Первым и наиболее распространенным примером могут послужить россыпные месторождения полезных ископаемых, в том числе, расположенные в аллювиальных отложениях русел рек и ручьев.

Исходя из определения термина применяемого в геологии2, аллювий, аллювиальные отложения (от лат. аНыую - нанос, намыв) - отложения водных потоков (рек, ручьев), слагающие русла, поймы и террасы речных долин.

Вопрос о разработке аллювиальных россыпей имеет самостоятельное важное значение, поскольку большинство лицензий на пользование недрами с целевым назначением разведки и добычи полезных ископаемых на реках и ручьях предполагают разработку именно вышеуказанных россыпей. При этом аллювиальные россыпи могут быть как мономинеральными (например, аллювиальные россыпи золота, платины, олова, алмазов), так и полиминеральными (например, золото-платиновые, олово-вольфрамовые, титано-циркониевые, тантало-ниобиевые).

В соответствии с содержанием Методических рекомендаций по применению Классификации запа-

сов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденных распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р3, аллювий горных рек представлен преимущественно крупнообломочным материалом, предгорных рек - гравийно-галечным материалом, равнинных рек и дельт - песками и гра-вийно-песчаными смесями. Образующиеся в современных руслах и поймах рек залежи песка и песчано-гравийного материала нередко имеют временный характер, перемещаясь в пространстве, изменяя свои формы и размеры.

Таким образом, аллювий представляет собой совокупность горной породы и полезных ископаемых, расположенную на поверхности берегов рек, ручьев или озер.

Еще одним примером россыпных месторождений, расположенных в пределах поверхностных водных объектов могут служить россыпные месторождения полезных ископаемых, расположенные на дне морей.

Подтверждением может служить предоставление акционерному обществу закрыто распоряжения Правительства РФ от 19.09.1995 № 1315-р4 права пользования недрами для геологического изучения и добычи россыпей алмазов на дне Белого моря.

Применительно к месторождениям общераспространенных ископаемых примера можно привести месторождения нерудных строительных материалов, а именно речного песка и песчано-гравийной смеси.

Еще одним ярким примером месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах поверхностных водных объектов, будут являться месторождения особых видов минерального сырья: торфа, сапропеля и рапы.

Торф - это осадочная рыхлая горная порода, находящая применение как горючее полезное ископаемое, которая образована скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.

Сапропель представляет собой отложения, образующиеся на дне континентальных водоемов и

1 С.А. Боголюбов. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. («Юстицинформ», 1997) / СПС «Консультант плюс».

2. http://www.mining-enc.rU/a/allyuvij / Сайт электронная горная энциклопедия (дата обращения 16.09.2018).

3 Распоряжение МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» // СПС «Консультант Плюс».

4 Распоряжение Правительства РФ «О предоставлении акционерному обществу закрытого типа «Кольские минералы» права пользования недрами, как победителю конкурса на право пользования недрами для геологического изучения и добычи россыпей алмазов на дне Белого моря». / «Собрание законодательства РФ», 02.10.1995, № 40, ст. 3832.

состоящие из остатков растительных и животных организмов, смешанных с минеральными осадками, приносимыми водой и ветром, преобразованных в анаэробных условиях1.

Однако самым ярким примером будут являться месторождения рапы лиманов и озер, которая являясь соляным раствором будет расположена даже не в виде отложений на дне и берегах поверхностного водного объекта, а непосредственно в водной толще.

Кроме этого, следует рассмотреть месторождения углеводородного сырья, разработка которых происходит в акваториях морей и на континентальном шельфе.

В данном случае месторождение полезных ископаемых не будет расположено в пределах поверхностных водных объектов, однако изучение вопросов его освоения в рамках рассматриваемой темы является обоснованным по веским причинам.

В отличие от разработки на суше, где почвенный слой может отсутствовать и преодоление других компонентов окружающей среды, за исключением недр, не требуется, разработка месторождений расположенных под поверхностью морского дна не представляется возможной без преодоления составных элементов поверхностного водного объекта, а именно водной толщи и морского дна.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует определение морского дна, а также, до каких глубин оно распространяется (не ставится вопрос о ее толщине).

Дополнительно, следует отметить, что в отдельных актах федерального законодательства, а также в международных актах сохранилась правовая конструкция «морское дно и его недра»2, которая хоть и не позволяет отнести недра морского дна к категории самостоятельного вида недр, но является вспомогательным фактором в обосновании целесообразности рассмотрения вопросов, связанных с разработкой месторождений углеводородного сырья в акваториях морей в рамках рассматриваемой темы.

При этом с точки зрения геологической науки

1 Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь-справочник. Москва Изд-во «Мысль», 1990 год. с. 469.

2 См.: положения ст.4 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации» / СЗ РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694; п. 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207; п. 3 ст. 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // «Бюллетень международных договоров», 1998, № 1, с. 3 - 168.

разработка полезных ископаемых дна рек, озер, морей и океанов квалифицируется как подводная добыча3.

Кроме этого, в геологи подводная добыча определяется как извлечение полезных ископаемых из подводного забоя на поверхность комплексом механизмов и оборудования, работающим в водной среде, с целью получения, переработки и использования основных и сопутствующих компонентов месторождения. При этом подводная добыча может осуществляться как открытым (драги и земснаряды), так и подземным (горные выработки под дном и буровые скважины) способами. Условно к подводной добыче относят извлечение полезных компонентов из морской воды (физико-химическое выделение солей и химических

\4

элементов) .

Принимая во внимание вышеизложенное, с точки зрения геологической науки освоение месторождений полезных ископаемых будет происходить либо непосредственно в пределах поверхностных водных объектов, либо с необходимостью преодоления составных компонентов составляющих поверхностный водный объект, в случае если вертикальная проекция контура геологического объекта, расположенного ниже дна поверхностного водного объекта, который подлежит освоению, будет расположена в пределах акватории поверхностного водного объекта.

Субъекты правоотношений. Следующим структурным элементом правоотношения, подлежащим рассмотрению, является субъекты правоотношения.

Профессор В.В. Лазарев указывает на то, что субъекты или стороны правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями5.

При этом многими отечественными теоретиками права отмечалось, что субъекты правоотношения должны обладать предусмотренной нормами права способностью (возможностью) быть участником правоотношений - правосубъектностью, которая включает в себя такие элементы как правоспособность (предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности), дееспособность (предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать

3 Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К. Основы горного дела. Учебник для ВУЗов. — М.: ООО «АртПРИНТ+», 2007. — с 427.

4 Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К. см. там же.

5 В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2001. — с. 131.

права и обязанности) и деликтоспособность (предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правона-рушение)1.

Для формирования понимания круга субъектов правоотношений, по осуществлению права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов необходимо прежде всего учитывать нормы ст. 1.2. Закона РФ «О недрах» и ст. 8 ВК РФ, положениями которых регулируются вопросы установления собственности на недра и водные объекты, в том числе поверхностные в пределах территории Российской Федерации.

Так, согласно положениями ч. 1 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, согласно положениям ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением, прудов и обводненных карьеров, которые могут находится в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, в случае указанные объекты расположенны в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу соответственно.

С учетом данных положений Закона РФ «О недрах» и Водного кодекса в рассматриваемых нами отношениях будут присутствовать две стороны: упра-вомоченная представлять публичные интересы государства как собственника, и сторона, представляющая частные интересы, в лице пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению рассмотрение субъектного состава целесообразно начать с той стороны правоотношения, которая в праве распоряжаться объектом правоотношения в полной мере

1 См: С.С. Алексеев. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Москва 1998. С 146; Бабаев В.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2003. - с. 421-423; В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2001. — с. 131; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2002. — с. 292, 293.

В настоящее время такой стороной может быть только Российская Федерация в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Также следует отметить, что, по нашему мнению, органы субъектов РФ в лице органов государственной власти субъектов РФ не могут быть полноправными участниками рассматриваемых нами правоотношений в связи с нижеследующими причинами.

Согласно положениям ст. 4 Закона РФ «О недрах» у субъектов РФ есть полномочия по предоставлению права пользования участками недр местного значения и установлению порядка пользования такими участками.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, к которым, в силу части 2 ст. 8 ВК РФ относятся только пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что субъекты РФ могут в полной мере распоряжаться участками недр местного значения и акваториями только в пределах обводненных карьеров или прудов. Первые являются по сути отработанными месторождениями затопление которых может являться либо частью рекультивации, либо происходить в следствие нарушения технологических норм. А вторые, в силу искусственного характера своего происхождения, если и содержали месторождения общераспространенных полезных ископаемых, то только на стадии строительства данных водных объектов, и, следовательно, на момент появления данного водного объекта в его пределах отсутствуют.

Второй стороной в рассматриваемых правоотношениях являются пользователи, которые, исходя из специфики объекта правоотношений, будут иметь особый набор прав и обязанностей, сочетающий в себе комплекс прав и обязанностей как водопользователя, так и недропользователя, и, возможно, землепользователя, - в зависимости от того, как рассматривать объект разработки россыпных месторождений на ручьях, реках и в прибрежной зоне морей.

Водный кодекс дает четкое определение водопользователя. Согласно п. 8 ст. 1 ВК РФ водопользователь это физическое лицо или юридическое лицо,

которым предоставлено право пользования водным объектом.

При этом участники горных отношений в Законе РФ «О недрах» не поименованы, однако, закон дает определение одной из категорий участников горных отношений, а именно пользователей недр.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Содержание изучаемых правоотношений. Наиболее полно на наш взгляд специфика субъектов правоотношений по осуществлению права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов проявляется через крайний структурный элемент любого правоотношения, а именно его содержание.

Профессор С.С. Алексеев отмечает, что содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон1.

Следует отметить, что к правоотношениям по осуществлению права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов в части предоставления права пользования идеально подходит термин «лицензионно-разрешительная система».

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны, в том числе, содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ

1 Алексеев С.С. Теория государства и права. // Учебник для юридических вузов и факультетов. Москва. 1998 г. С. 144.

участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Кроме этого, следует отметить, что вне зависимости от основания возникновения права пользования недрами (по заявительному принципу или на торгах), к потенциальным пользователям недр всегда предъявляются ни требования о предоставлении данных о финансовых возможностях заявителя (участника конкурса/аукциона), необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, а также документы, подтверждающие наличие у заявителя (участника конкурса/аукциона) или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр2.

2 См. положения: приказа Минприроды России от 10.11.2016 № 583 (ред. от 12.10.2018) «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)» / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016; приказа Минприроды России от 22.12.2017 № 698 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами» / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2018; постановление Правительства РФ от 27.11.2008 № 897 (ред. от 25.02.2015) «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения» / СЗ РФ, 08.12.2008, № 49, ст. 5839; постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 4 (ред. от 06.05.2016) «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на

В свою очередь, согласно пп. 6 ч. 3 ст. 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается в целях разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

Кроме этого, согласно положениям п. 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 8441, заявители должны предоставить информацию о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии у заявителя контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте.

Таким образом, субъектам, осуществляющим права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов, фактически одновременно приходится соответствовать общим специфическим требованиям, установленным как для пользователей недр, так и для водопользователей.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует вернуться к рассмотрению вопроса о характеристике правоотношений по осуществлению права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов в качестве самостоятельного вида пра

предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ» / СЗ РФ, 19.01.2009, № 3, ст. 405; постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (ред. от 20.03.2018) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» / СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (2 ч.), ст. 295.

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (ред. от 20.03.2018) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» / СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (2 ч.), ст. 295.

воотношений.

При этом рассуждения в данном случае считаем целесообразным построить по обратному принципу, и рассмотреть вопрос о возможности отнесения данных правоотношений к водным или горным правоотношениям соответственно.

По мнению Д.О. Сивакова на основе имеющегося терминологического аппарата действующего Водного кодекса водные отношения можно определить как отношения в области изучения, использования, охраны и восстановления водных объектов.

Также, ученый отмечает, что водные правоотношения тесно связаны с правоотношениями по использованию и охране земель, лесов, животного мира, водных биоресурсов, недр. Связь эта проявляется при регулировании тех или иных видов правоотношений, объектами которых являются земельные и лесные участки, участки недр, фауна и водные биоресурсы2.

При этом А.Н. Костарева отмечает, что на основе проведенного анализа признаков горных правоотношений представляется возможным определить горные правоотношения как урегулированные нормами права общественные отношения по изучению, использованию и охране недр как природного ресурса, управлению государственным фондом недр, а также иные связанные с недропользованием («сопутствующие») общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей, гарантируемых и охраняемых государством3.

По мнению Л.Г. Навроцкой горные правоотношения могут быть поделены на две группы: отношения государственной исключительной собственности на единый фонд недр и отношения пользования не-драми4.

С учетом вышеизложенного автор возвращается к вопросу о наличии отдельного вида правоотношений, возникающих в процессе реализации права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов?

По мнению автора, ответ на данный вопрос может быть только положительным, поскольку вышеуказанные правоотношения возникнув на стыке правового регулирования множества отраслей права (эколо-

2 Д.О. Сиваков Водное право: Учебно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2007. 264 с. // СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: А.Н. Костарева Понятие и классификация горных правоотношений // Экологическое право. 2017. № 1. С. 3 - 8.

4 См.: Л.Г. Навроцкая. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 121-124.

гического, земельного, водного, административного, гражданского) и имеют самостоятельные компоненты своей структуры: уникальный объект, специфический субъектный состав и особые требования к субъектам таких правоотношений.

Вместе с тем, вышеприведенные тезисы могут служить доказательством того, что правоотношения, возникающие при осуществлении недропользования в пределах поверхностных водных объектов всего лишь носят смешанный характер правового регулирования и самостоятельного значения не имеют.

Следует отметить, что теоретиками водного права ранее рассматривались правоотношения, которые несмотря на смешанный характер правового регулирования выделялись в самостоятельный вид правоотношения.

Так, Д.О. Сиваков выделяет водно-земельные правоотношения которые имеют сложный характер, обоснованный особенностью самих водных объектов, представляющих совокупность водной массы и сопряженной с ней земли: берега, дна, ложа, склонов. По мнению Д.О. Сивакова водный объект не может существовать без определенной земельной площади. В связи с чем, ученый отмечает, что правовые отношения, связанные с предоставлением (приобретением) водного объекта, дальнейшим его использованием, и некоторые другие отношения понимаются как водно-земельные1.

Однако, водно-земельные отношения не позволяют охватить объект рассматриваемых в данной работе отношений, примером которого может быть аллювиальный слой, содержащий россыпные месторождения полезных, россыпные месторождения морского дна ископаемых, а также месторождения рапы лиманов и озер.

Кроме этого, профессор О.С. Колбасов отмечал еще в семидесятые годы прошлого столетия, «право пользования подземными водами находится во взаимной обусловленности не только с правом землепользования, но и с правом пользования недрами земли. Однако было бы неправильным считать, что при использовании подземных вод отношения водопользования не возникают, а имеют место лишь отношения пользования недрами земли. Неправильно также полагать, что отношения водопользования поглощаются, перекрываются отношениями поль-

зования недрами»2.

Данный тезис будет не менее справедлив применимо к отношениям, возникающим в процессе освоения месторождений полезных ископаемых в пределах поверхностных водных объектов.

Выводы профессора О.С. Колбасов также нашли отражение в законодательстве. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 52 ВК РФ использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.

В связи с этим автором предлагается введения нового термина, который позволит учесть все особенности структурных элементов рассматриваемых в работе правоотношений, а именно: водно-горные правоотношения.

Особая значимость в рассмотрении водно-горных (водно-недропользовательских) отношений проявляется в ситуациях с оказываемым негативным воздействием на компоненты окружающей среды при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Она заключена в высокой мобильности вод в водотоках и способности перенесения загрязняющих веществ на большие расстояния и в очень короткие сроки, не говоря уже о том, что вредные вещества.

Наличие особого специфического вида правоотношений, позволяет сделать предположение о наличие не менее специфического механизма правового регулирования.

Профессор С.С. Алексеев в своей работе, посвященной изучению механизма правового регулирования отмечал, что под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения3.

Кроме этого, профессор С.С. Алексеев отмечает, что юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, зна-

1 Д.О. Сиваков. О правовом регулировании водно-земельных отношений. «Журнал российского права», № 1, 2002. // СПС «КонсультантПлюс».

2 О.С. Колбасов Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972. С. 158.

3 С.С. Алексеев. «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве». Из-во «Юридическая литература», Москва, 1966.

чение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

В связи с дуализмом характера водно-горных отношений логичным представляется, что и механизм правового регулирования данных отношений будет иметь дуалистический характер.

Особо следует отметить тот факт, что дуализм водно-горных отношениях может проявляться в фактически разнонаправленном воздействии механизма правового регулирования.

Данный факт обусловлен различным и фактически противоположным подходом в формирование основных принципов и приоритетов горного и водного законодательства в части использования объектов отношений, регулируемых данными отраслями законодательства.

Профессор С.С. Алексеев отмечал, что принципы права, не являясь самостоятельными элементами механизма правового регулирования, в то же время пронизывают собой как правотворчество, так и действие права, реализацию субъективных прав и

юридических обязанностей, выполняя «цементирую-

1

щую» роль в механизме правового регулирования .

Ранее нами было отмечено, что согласно положениям Водного кодекса к водным отношениями отнесены отношения по использованию и охране водных объектов. При этом, в соответствии с положениями п. 2 ст. 3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В свою очередь в соответствии с положениями Закона РФ «О недрах» к горные отношения представляют собой отношения по рациональному использованию и охране недр.

При этом, Закон РФ «О недрах» не содержит норм, содержащих основные принципы или приоритеты законодательства о недрах.

Вместе с тем по мнению Р.О. Халфиной нормы, закрепляющие основные положения и принципы, реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через другие нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности2.

Как справедливо отмечает А.И. Цуранова в работе, посвященной Правововому механизму обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых3, в современный период представителями отечественной юридической науки рациональное использование недр также нередко рассматривается в качестве самостоятельного принципа правового регулирования отношений недропользования4.

В соответствии с положениями ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются:

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из вышеуказанных положений следует вывод о том, что охрана недр, не ставится в приоритет к их использованию.

Кроме этого, в юридической литературе от-

1 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. С. 36.

2 Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М. : Юридическая литература. 1974. С. 56.

3 Цуранова А.И. «Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 29.

4 Указанный подход к определению термина «рациональное использование недр» в правовой науке отражен в трудах А. И. Перчика (см.: Перчик А. И. Горное право : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : МАКС Пресс, 2008. С. 302), О. М. Теплова (см.: Институт лицензирования пользования недрами в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 24-25), З. Х. Аиткулова (см.: Правовая охрана недр в СССР: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979. С. 76), Д. Г. Храмова (см.: Право пользования недрами в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004).

мечается, что в Законе РФ «О недрах» не приводится понятий «сохранение», «восстановление», а используется термин «воспроизводство минерально-сырьевой базы», имеющий иное по сравнению с водным законодательством содержание понятия «охра-ны»1. Фактически мероприятия по воспроизводству минерально-сырьевой базы направлены не на охрану недр как компонента природной среды, а на открытие и дальнейшее вовлечение новых участков недр в промышленное освоение и под термином «воспроизводство» понимаются геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах в целях воспроизводства запасов минерального сырья2. Кроме этого, в работе Е.Л. Мининой справедливо отмечено, что уместно снова озвучить вопрос, поставленный Г.А. Гад-жиевым: «пережив «войну суверенитетов», не стоим ли мы на пороге «войны приоритетов»?»3.

Согласно данным Федеральной налоговой службы консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году составлял 15 555,1 млрд. рублей, а в 2018 году - 19 277,2 млрд. рублей. При этом поступления от налога на добычу полезных ископаемых составляли в 2017 году 3 696,9млрд. рублей и 5 616,4 млрд. рублей в 2018 году4.

Согласно Докладу по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2017 год количество нарушений положений ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ, а именно: нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов составило более 40 за 2016-2017 годы5.

1 Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А. Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5. С. 221-235.

2 См.: там же.

3 Минина Е.Л. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе // Государство и право. 1997. № 3. С.37.

4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 24.02.2019).

5 Официальный сайт Росприроднадзора. URL: http://rpn.gov.ru/node/31719 (дата обращения 24.02.2019).

Такое положение дел, приводит к неутешительным выводам, о том, что к сожалению, в настоящее время приоритет в законодательстве о недрах будет отдан, пусть и рациональному, но все же использованию недр, направленному на максимально полное и комплексное извлечение из них полезных ископаемых. Данный приоритет будет превалировать и в правовом регулировании водно-горных отношений при осуществлении права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов.

Предварительные выводы. Подводя итог проведенного анализа, автор приходит к нижеследующим выводам.

1. Отношения по осуществлению права пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов имеют особый объект, специфический требования к субъектному составу и комплексное наполнение содержания данных отношений.

2. Специфика объекта, субъектного состава и содержания данных отношений, позволяет выделить их в отдельный вид комплексных водно-горных отношений.

3. В связи с урегулированием рассматриваемого особого вида общественных отношений нормами позитивного права, следует вывод о возможности выделения их в качестве водно-горных правоотношений.

4. В рамках рассмотрения вопросов осуществления пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов, следует рассматривать освоение месторождений полезных ископаемых как прямо расположенных в пределах поверхностных водных объектов, так и в случае, если вертикальная проекция пространственного контура месторождения, расположенного ниже дна поверхностного водного объекта, который подлежит освоению, будет расположена в пределах акватории поверхностного водного объекта.

5. Механизм правового регулирования водно-горных отношений при осуществлении пользования недрами в пределах поверхностных водных объектов, имеет уникальную специфику, так как сочетает в себе разнонаправленные по юридическим основам (нормам-принципам) нормы двух отдельных отраслей законодательства (водного и законодательства о недрах).

6. В настоящее время превалирующими в механизме правого регулирования водно-горных отношений остаются нормы, направленные на регулиро-

вание максимального вовлечения в освоение новых месторождений, а также наиболее полного и комплексного извлечения запасов полезных ископаемых из известных месторождений, в том числе расположенных в пределах поверхностных водных объектов.

7. В связи с вышеуказанным тезисом появляется необходимость в приведении к балансу в механизме правового регулирования норм водного и горного законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, уместно обратиться к опреде-Библиография:

1. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2016 году». - М.: НИА-Природа, 2017. С 8.

2. http://www.rfgf.ru/license/index.php (Сводный государственный реестр участков недр и лицензий Российской Федерации).

3. Данные официального сайта Минприроды России / http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/2017_doklad_o_sostoya№ii _i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/ (дата обращения: 20.02.2019).

4. Алексеев С. С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 6: Восхождение к праву. С. 102.

5. Д.Л. Никишин. Правовой механизм предоставления недр в пользование. дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2013 - С. 62,63.

6. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» / «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 823,

7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / «Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381.

8. Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» / «Собрание законодательства РФ», 09.05.2016, № 19, ст. 2699.

9. С.А. Боголюбов. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. («Юстицинформ», 1997) / СПС «Консультант плюс».

10. http://www.mining-enc.rU/a/allyuvij / Сайт электронная горная энциклопедия (дата обращения 16.09.2018).

11. Распоряжение МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» // СПС «Консультант Плюс».

12. Распоряжение Правительства РФ «О предоставлении акционерному обществу закрытого типа «Кольские минералы» права пользования недрами, как победителю конкурса на право пользования недрами для геологического изучения и добычи россыпей алмазов на дне Белого моря». / «Собрание законодательства РФ», 02.10.1995, № 40, ст. 3832.

13. Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь-справочник. Москва Изд-во «Мысль», 1990 год. с. 469.

14. Положения ст.4 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации» / СЗ РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694; п. 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207; п. 3 ст. 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // «Бюллетень международных договоров», 1998, № 1, с. 3-168.

15. Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К. Основы горного дела. Учебник для ВУЗов. М.: ООО «АртПРИНТ+», 2007. — с 427.

16. В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2001. — с. 131.

17. С.С. Алексеев. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Москва 1998. С 146; Бабаев В.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2003. - с. 421-423; В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2001. — с. 131; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2002. — с. 292, 293.

18. Алексеев С.С. Теория государства и права. // Учебник для юридических вузов и факультетов. Москва. 1998 г. С. 144.

19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (ред. от 20.03.2018) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» / СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (2 ч.), ст. 295.

20. Д.О. Сиваков Водное право: Учебно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2007. 264 с. // СПС «КонсультантПлюс».

21. А.Н. Костарева Понятие и классификация горных правоотношений // Экологическое право. 2017. № 1. С. 3 - 8.

22. Л.Г. Навроцкая. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 121-124.

23. Д.О. Сиваков. О правовом регулировании водно-земельных отношений. «Журнал российского права», № 1, 2002. // СПС «КонсультантПлюс».

24. О.С. Колбасов Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972. С. 158.

25. С.С. Алексеев. «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве». М.: Из-во «Юридическая литература», 1966.

26. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. С. 36.

27. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М. : Юридическая литература. 1974. С. 56.

28. Цуранова А.И. «Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 29.

29. Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А. Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5. С. 221 - 235.

30. Минина Е.Л. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе // Государство и право. 1997. № 3. С.37.

31. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 24.02.2019).

32. Официальный сайт Росприроднадзора. URL: http://rpn.gov.ru/node/31719 (дата обращения 24.02.2019).

33. Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь-справочник. Москва Изд-во «Мысль», 1990 год. с. 405.

лению рационального природопользования, которое дает в своем труде профессора Н.Ф. Реймерса, согласно которому под рациональным природопользованием следует понимать систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей (Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь-справочник. Москва Изд-во «Мысль», 1990 год. с. 405).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.