Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИФИКИ И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИФИКИ И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА / САМОВОЛЬНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ / УЧАСТКИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ / СРЕДНЯЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ ДОБЫТОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО / ACTIVITIES OF STATE GEOLOGICAL SUPERVISION / UNAUTHORIZED USE OF SUBSOIL / SUBSOIL AREAS OF LOCAL IMPORTANCE / CONDITIONS FOR THE USE OF SUBSOIL / AVERAGE MARKET PRICE FOR THE SALE OF EXTRACTED MINERALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходорович Константин Константинович

Автор анализирует основные правовые и организационные проблемы, возникающие при определении размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Приводит примеры выявления безлицензионного пользования недрами и расчета причиненного вреда. Поясняет специфику и практику взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Приходит к выводу о том, что в целом вопросы охраны недр можно считать урегулированными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF SPECIFICITY AND REGULATORY REGULATION OF ACTIVITIES OF STATE GEOLOGICAL SURVEILLANCE

The author analyzes the main legal and organizational problems that arise when determining the amount of damage caused to subsoil due to a violation of the legislation of the Russian Federation on subsoil. He gives examples of revealing the unlicensed use of subsoil and calculating the harm caused. Explains the specifics and practice of interaction between state authorities of the constituent entities of the Russian Federation and bodies of the Federal Service for Supervision of Natural Resources. He comes to the conclusion that, in general, the protection of mineral resources can be considered settled.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИФИКИ И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА»

 Некоторые вопросы специфики и нормативного регулирования деятельности государственного геологического надзора

К.К. Ходорович начальник отдела мониторинга и охраны недр Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, кандидат технических наук (г. Москва)

Константин Константинович Ходорович, hkk@mnr.gov.ru

Несмотря на некоторое снижение сырьевого экспорта в экономике России, его роль остается одной из ведущих, в связи с чем не утрачивает своей актуальности и тема рационального комплексного использования и охраны недр.

С точки зрения нормативного регулирования за период с конца 1990-х годов до настоящего времени происходили постоянные изменения, связанные как с перераспределением полномочий в указанной сфере между существующими органами исполнительной власти, так и с формированием новых федеральных органов, таких как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее также - Ро-сприроднадзор), Федеральное агентство по недропользованию и т. д.

С середины 2000-х годов на названные процессы стал накладываться и процесс увеличения полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере. В настоящее время полномочия и функции органов власти в сфере недропользования представляют собой достаточно сложную, зачастую переплетающуюся функциональную картину, что зачастую вызывает трудности в осуществлении контроля и надзора за комплексным рациональным использованием и охраной недр (далее - охрана недр).

Сложившаяся ситуация вызвана не только межведомственными противоречиями

или внутриведомственными интересами, но и комплексным характером процессов освоения недр - от геологического изучения до разработки и первичной переработки минерального сырья.

К примеру, вопросы разработки месторождений практически неотделимы от требований к промышленной безопасности, а показатели первичной переработки минерального сырья имеют прямую связь с технологией выемки полезного ископаемого в части разубоживания и качеством геологического изучения.

Однако в 2008 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в большей степени утратила полномочия в области охраны недр, которые перешли к Росприроднадзору.

Полномочия Росприроднадзора определены Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293 (далее - Постановление № 293).

Согласно пункту 2 Постановления № 293 задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской

Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Согласно пункту 4 Постановления № 293 Росприроднадзор осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

1) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

2) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

3) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

4) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

5) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

6) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

7) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторож-

дений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

8) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

9) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

10) предотвращение самовольного пользования недрами;

11) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

12) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 293 государственный геологический надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Росприроднадзором, являющимся органом государственного геологического надзора, Ростехнадзором, являющимся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Постановления № 293 органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический надзор по следующим вопросам:

1) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;

2) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

3) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации не уполномоче-

ны выявлять и предотвращать самовольное пользования недрами.

Распределение полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональными органами государственного геологического надзора) и Росприроднадзом показано на рисунке 1.

Как следует из рисунка федеральный орган управления государственным фондом недр (Росприроднадзор) согласовывает сформированные совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечни участков недр местного значения, предлагаемые в пользование, и в этом отношении до некоторой степени участвует в вопросах регулирования пользованием участками недр местного значения. Также Росприроднадзор осуществляет выявление и пресечение незаконного пользования недрами и по участкам недр местного значения, в том числе по недавно переданным субъектам Российской Федерации полномочиям в части добычи подземных вод с величиной суточного водоотбора менее 500 м3.

Рис. 1. Схема распределения полномочий в области государственного

геологического надзора

На практике распределение полномочий несколько видоизменяется и достаточно часто территориальные органы Росприрод-надзора, выявив факт незаконного пользования недрами и установив, что при этом осуществлялась добыча общераспростран-ненных полезных ископаемых (далее -ОПИ), передают информацию для последующего принятия мер уполномоченному органу власти соответствующего субъекта Российской Федерации, который и осуществляет дальнейшее пресечение незаконной добычи, выполняет расчет вреда, причиненного недрам в ходе такой добычи, ущерб земельным ресурсам и прочее.

В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Росприроднадзо-ром осуществляют внесение изменений в Постановление № 293, касающихся схемы, представленной на рисунке 1, с целью его нормативного закрепления.

Следует отметить, что в последние годы возможности в сфере проверки соблюдения условий пользования недрами значительно уменьшились в результате проведения в 2015-2016 годах так называемой актуализации в целях устранения из условий лицензий устаревших и излишне конкретизированных требований и норм, в том числе отсылочных. Однако в ходе актуализации из условий многих лицензий были исключены конкретные показатели объемов добычи, сроки освоения месторождений полезных ископаемых, а иногда и проведения геологоразведочных работ и последующей постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс.

В то же время следует отметить, что существенно возросла роль проектного документа, так как в условия лицензий включено соответствующее требование: объем добычи определяется техническим проектом разработки, что увеличивает внимание Росприроднадзора как к указанному документу, так и к иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

В связи с изложенным недропользователям следует уделять повышенное внимание к содержанию и показателям технических проектов разработки и к протоколам решений соответствующих комиссий (центральных или территориальных) по разработке месторождений полезных ископаемых, осуществляющих согласование проектной документации в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

В сложившейся ситуации наибольшее значение приобретают как календарный план отработки, так и показатели объемов добычи полезного ископаемого по годам освоения, так как именно это является предметом основного внимания Роспри-роднадзора при проведении как плановых, так и внеплановых проверок.

В отношении проведения проверок, осуществляемых органами Росприроднадзора, следует отметить два основных момента.

Во-первых, контрольно-надзорная деятельность Росприроднадзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым установлены как виды проверок (плановая, внеплановая, документарная), так и их периодичность и основные общие основания для их проведения.

Во-вторых, Росприроднадзор осуществляет государственный геологический надзор с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», а также в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению

федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июня 2010 года № 282 (далее - Ррегламент).

Согласно пунктам 40-42 Регламента ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных управлений Ро-сприроднадзора формируются в каждом территориальном управлении этого ведомства и утверждаются приказами Роспри-роднадзора. С учетом ежегодных планов проведения плановых проверок территориальных управлений в каждом департаменте Росприроднадзора по федеральным округам его приказами составляются и утверждаются ежегодные планы проведения плановых проверок по департаментам. И, наконец, с учетом ежегодных планов проведения плановых проверок департаментов составляется ежегодный план проведения плановых проверок Росприроднадзора.

Ежегодные планы проведения плановых проверок Росприроднадзора и его территориальных органов (управлений, департаментов) размещаются на официальном сайте Росприроднадзора и направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

В соответствии с пунктом 43 Регламента основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

• государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

• окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

• начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации

в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении внеплановых проверок пунктом 54 Регламентом определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Росприроднадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

• возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ руководителя (заместителя руководителя) органа государственного экологического контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно пункту 55 Регламента обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росприроднадзор или его территориальный орган, а также обращения и заявления, не содержащие

сведений о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 54 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Фактически редакция пункта 55 Регламента исключает рассмотрение анонимных обращений, что далеко не всегда учитывается заявителями.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки. Кроме того, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена Росприроднадзором или его территориальным органом после согласования ее проведения с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что органы прокуратуры достаточно часто исключают ряд юридических лиц из проекта планов проверок Росприроднадзора, а также отказывают в согласовании о проведении внеплановых проверок по причине недостаточных для их проведения оснований.

Немаловажную роль в вопросах охраны недр, осуществляемой Росприроднадзо-ром, играет оценка вреда, причиненного недрам.

Норма о возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, закреплена статьей 51 Закона Российской Федерации «О недрах». Согласно названной статье лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах,

утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 564 (далее - Постановление № 564).

Пунктом 2 Постановления № 564 вредом признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздо-ровительное и иное значение.

Следует отметить, что пунктами 3 и 4 действующей редакции Постановления № 564 установлено, что расчет размера вреда проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

й = I + Сл + С0,

з 0'

где й - размер вреда (в случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются), р.;

^ - стоимость запасов полезных ископа-

з

емых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, р.;

Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод, р.;

С0 - фактические расходы Росприрод-нгадзора или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда, р.

Размер вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, определяется в соответствии с пунктом 5 Постановления № 564 по формуле:

D = СЛ1 + ^

где D1 - размер вреда, р.;

Сл1 - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, р.;

Сл0 - фактические расходы Росприрод-надзора или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда, р.

Пунктом 6 Постановления № 564 установлено, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

L = N6 х р,

з бз '

где N63 - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вре-

да, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами (согласно Постановлению № 564 объем запасов может измеряться в тоннах, тысячах кубических метров, граммах, каратах, кубических метрах в сутки, тоннах в сутки);

Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения, р.

Согласно пункту 7 Постановления № 564 сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Росприроднадзора или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом вид добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае наличия на участке недр многокомпонентных комплексных руд применяется средняя рыночная цена единицы многокомпонентной комплексной руды, определяемая как сумма произведений количества компонента в руде и его цены.

В настоящее время разрабатываются изменения в пункт 7 Постановления № 564 с целью учета при расчете вреда не только запасов, но и прогнозных ресурсов. Также рассматривается возможность расчета вреда от незаконной добычи полезного ископаемого и вычета из суммы рассчитанного вреда налоговых отчислений на добычу полезного ископаемого.

Если проследить изменения, вносимые в Постановление № 564 и предлагаемые новеллы, то четко прослеживается закономерность ухода от его первоначально штрафного характера к некоему стоимост-

ному критерию затрат и полученных доходов. С учетом названной тенденции можно предположить, что при расчете вреда, полученного при добыче неутвержденных запасов, или прогнозных ресурсов у нарушителя возникнет объективная возможность оспаривать предъявляемый Росприроднад-зором расчет по следующим причинам.

В действующей редакции Постановления № 564 доказательством размера вреда служит утрата балансовых запасов, стоящих на государственном балансе. Если определять размер вреда по факту обнаруженного в бортах незаконной выработки полезного ископаемого, по величине приуроченных к данному участку недр прогнозных ресурсов (а также по факту обнаружения прогнозных ресурсов) Росприроднадзору фактически придется доказывать наличие полезного ископаемого там, где оно уже будет добыто. Такая возможная ситуация показана на рисунке 2.

Так, Росприроднадзору придется представить нарушителю или суду, куда нарушитель вправе обратиться, доказательства наличия полезного ископаемого на всей площади незаконных норных работ, хотя указанная площадь вполне может содержать и безрудные и иные площади, не содержащие полезное ископаемое.

В случае с прогнозными ресурсами такое на практике встречается довольно часто, что и определяет, к примеру, изменение границ участков недр, предоставленных в пользование, в сторону уменьшения их площади.

В практике Росприроднадзора встречаются различные варианты расчета вреда, связанные с различным периодом расчета вреда, причинявшегося недрам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предположим, что некий недропользователь, имеющий лицензию на пользование недрами, вышел за ее границы и осуществлял там незаконную добычу в границах уточненного горного отвода согласно горноотводному акту, выданному на основании проектного документа, согласованного Госгортехнадзором России в 1998 году, в период осуществления последним функции по согласованию проектной документации на разработку месторождений.

Таким образом, Росприроднадзором выполнено 2 расчета вреда: с 1998 и с 2013 годов, то есть на весь срок отработки и срок действия Постановления № 564. Причину такого подхода объяснить сложно, так как в Постановлении № 564 какая-либо ограничительная норма по срокам незаконной добычи отсутствует.

Рис. 2. Пример «избыточного» расчета вреда, причиненного недрам, при его расчете по площадям залегания прогнозных ресурсов

Вообще, расчет вреда, причиненного недрам, после вступления в силу Постановления № 564 сначала Росприроднадзором не проводился из-за неурегулированности вопросов финансирования оплаты услуг сторонних организаций по выполнению маркшейдерских замеров и иных работ. Как только указанные финансовые сложности были преодолены, в ряде случаев определение факта вреда, причиненного недрам, стало представлять иногда достаточно сложную процедуру, связанную не только с осуществлением маркшейдерского замера добычных работ и земельных или лесных участков, которым нанесен соответствующий ущерб, но и с буровыми работами.

Так, в Южном Кузбассе при попытке установления факта незаконной добычи вне границы лицензии на пользование недрами территориальный орган Росприрод-надзора в ходе проведения внеплановой

проверки столкнулся с тем, что на участке недр, который предположительно был незаконно отработан, размещен отвал вскрышных пород (см. рис. 3).

Расположение отвала соответствовало техническому проекту разработки и не позволяло оценить наличие факта незаконной добычи под его подошвенной частью.

Росприроднадзором было заказано проведение заверочных буровых работ, в ходе которых угольные пласты не были обнаружены на подотвальной площади, что подтвердило факт незаконной добычи каменного угля, признаки которой нарушитель пытался скрыть под отвалом вскрышных пород, заполнив ими и часть отработанной углепородной толщи вне границы ведения горных работ по проекту и вне границ лицензии на пользование недрами.

В заключение следует отметить, что в настоящее время в целом вопросы нор-

Внешний отвал (проектный)

Контур

проектного

карьера

1 Пласты полезного ископаемого

/\ ^контрольные скважины

»в*

Граница фактической отработки

Рис. 3. Заверочные буровые работы для определения границ незаконной добычи

полезного ископаемого

мативного регулирования деятельности Росприроднадзора можно считать урегулированными, хотя с учетом меняющихся требований нормативных актов это повлечет соответствующую гармонизацию с ныне действующими нормативными документами по охране недр, что может стать причиной появления дополнительных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр : постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О недрах : Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-!. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О федеральном государственном экологическом надзоре : постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 426. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля) : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июня 2010 года № 282. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах : постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 564. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

ФРЕЙТАК И СЫНОВЬЯ

БЮРО ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ

11 лет на рынке юридических услуг, членство в 6 российских и международных ассоциациях, выиграны судебные дела на сумму 4,5 млрд р., сопровождение сделок на

сумму 311 млн $

Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья», объединяя юристов и адвокатов, оказывает полный комплекс юридических услуг:

• сопровождение налоговых проверок и налоговых споров в суде

• юридическое и налоговое консультирование, налоговое планирование

• арбитражное и досудебное урегулирование споров

• юридический, корпоративный и налоговый Due Diligence компаний и активов

• сопровождение инвестиций в России и странах СНГ

• структурирование и закрытие сделок M&A, привлечения финансирования

• разработка корпоративных структур и оптимизация схемы товарно-денежных потоков

• защита владения от недобросовестных посягательств

• сопровождение процедур банкротства

• защита клиентов по административным и уголовным делам

121069, Москва, Малая Никитская улица, дом 29 url: freytakandsons.com, e-mail: office@freytakandsons.com +7 (495) 276-276-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.