Научная статья на тему 'Проблемы организации системы государственного геологического контроля'

Проблемы организации системы государственного геологического контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Банных Г. А., Вяткина А. В.

Государственный геологический контроль является важнейшим элементом системы государственного управления. Опыт России и наиболее развитых стран мира свидетельствует, что Государственный геологический контроль является одним из наиболее действенных институтов регулирования минерально-сырьевого сектора народного хозяйства. Разработка и обоснование путей совершенствования государственного геологического контроля представляет собой актуальную задачу. Вместе с тем, в организации государственного геологического контроля в Российской Федерации имеется ряд недостатков. К настоящему времени накопился целый ряд вопросов по совершенствованию государственного геологического контроля, требующих изучения, обсуждения и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Банных Г. А., Вяткина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации системы государственного геологического контроля»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

© Банных Г.А.*, Вяткина А.В.*

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Государственный геологический контроль является важнейшим элементом системы государственного управления. Опыт России и наиболее развитых стран мира свидетельствует, что Государственный геологический контроль является одним из наиболее действенных институтов регулирования минерально-сырьевого сектора народного хозяйства. Разработка и обоснование путей совершенствования государственного геологического контроля представляет собой актуальную задачу. Вместе с тем, в организации государственного геологического контроля в Российской Федерации имеется ряд недостатков. К настоящему времени накопился целый ряд вопросов по совершенствованию государственного геологического контроля, требующих изучения, обсуждения и реализации.

Экологическая (природоохранная) функция государства стала выделяться в качестве самостоятельной в последние десятилетия в связи с прогрессирующим ухудшением состояния окружающей природной среды на планете. Современное государство стремится к охране национальных природных ресурсов, их рациональному использованию, обеспечению для своих граждан приемлемых экологических условий. Для этого оно устанавливает правила использования различных природных объектов, соответствующие ограничения для промышленных предприятий, ответственность за их нарушения и т.п. [ 1].

Требование федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 28.04.2009) о проведении плановых проверок по истечении трех лет с момента регистрации предприятия оставляет без внимания основной период становления предприятия и не позволяет контролировать наиболее важный начальный этап деятельности по выполнению условий лицензионных соглашений и по вводу месторождений в эксплуатации в соответствии требований технических проектов [2].

Процедура досрочного прекращения права пользования участком недр оказалась «урезанной» в связи с принятием 294-ФЗ [2]. Уведомление о допущенных нарушениях в сфере недропользования в соответствии с 294-ФЗ [2] не является основанием для проведения внеплановой проверки выполнения требований уведомления о допущенных нарушениях. Таким образом,

* Доцент кафедры Социологии и психологии.

* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.

уведомления рассматриваются органами Роснедр без предварительной проверки, т.е. на доверительной основе.

Уже давно требует существенной доработки или новой редакции Положение о государственном геологическом контроле [3], которое даже на дату его принятия 12.05.2005 года не соответствовало наиболее важным задачам геологического контроля, а в последующем, в связи с внесением изменений в законодательные документы о недропользовании, стал ещё более несовершенным. Так наиболее существенными позициями, по которым необходимо прописать полномочия органов государственного геологического контроля, являются:

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами;

- контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на производство геологоразведочных работ;

- контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов федерации полномочий по управлению фондом недр в установленной сфере деятельности, в том числе по осуществлению государственного геологического контроля;

- осуществление полномочий органами власти субъектов Федерации в части предотвращения и пресечения самовольного пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

В настоящее время отсутствует разработанный и утвержденный Порядок определения размеров убытков (возмещение вреда) за безлицензионное пользование недрами, выборочной отработке богатых участков месторождения полезных ископаемых, а также иных действий, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами.

Определенные сложности возникают при работе с предприятиями, осуществляющими безлицензионное пользование недрами для добычи подземных вод. Информация о данных предприятиях поступает в том числе из Управлений Федеральной службы по налогам и сборам. Поскольку проведение внеплановых выездных проверок данных предприятий не представляется возможным в силу требований ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», единственным возможным вариантом представляется возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ [4]. Однако, поскольку из информации УФНС нельзя сделать однозначных выводов о наличии состава административного правонарушения, для составления протокола необходима информация от предприятия - нарушителя. Однако обязанность по предоставлению данной информации, равно как и по явке представителя нарушителя для составления протокола в КоАП РФ не закреплена. Процедуры

истребования сведений и принудительного привода предусмотрены КоАП РФ только для самого производства по делу об административном правонарушении, которое считается возбужденным с момента составления протокола. Таким образом, в случае неявки нарушителя для составления протокола и непредставления информации по факту пользования недрами, привлечение нарушителя к ответственности невозможно. Решение данной проблемы видится в закреплении законодательно возможности проведения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным ст. 7.3 КоАП РФ [4].

По-прежнему остается актуальной проблема больших сумм административных штрафов, предусмотренных ст. 8.9 и 7.3 КоАП РФ [4]. Поскольку большинство предприятий - недропользователей, осуществляющих добычу подземных вод находятся в очень сложном финансовом положении, применение данных штрафных санкций вызывает большой общественный резонанс. Назначение административного наказания за пользование недрами без лицензии на юридическое лицо зачастую ведет к банкротству предприятий, многие из которых являются единственным предприятием, осуществляющим водоснабжение населения на территории того или иного населенного пункта.

Необходимо урегулировать вопросы лицензирования одиночных водозаборов на сельских территориях. Считаем целесообразным оформление лицензии на право пользования недрами осуществлять в целом на сельское поселение. Оформление лицензии на эксплуатирующие организации - процесс длительный и затратный, частая смена собственника приводит к серьезным нарушениям эксплуатации одиночных водозаборов. Администрация сельской территории получила бы возможность на правах аренды передавать лицензированную скважину.

При осуществлении полномочий в сфере государственного контроля инспектора Управлений Росприроднадзора сталкиваются с рядом проблем, вызванным несовершенством действующего законодательства. Так, например, п. 1 ст. 25 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что «... при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц» и даже в п. 2 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что «юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципаль-

ными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2].

Однако в настоящее время данная ответственность возможна только по ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» [4]. Наказание, предусмотренное данной статьей, - штраф на должностное лицо от одной до двух тысяч рублей. Ответственность юридического лица не предусмотрена вообще. Таким образом, предприятию выгодно препятствовать осуществлению контрольных мероприятий, избегая тем самым ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Представляется необходимым введение новых и ужесточение существующих санкций за препятствование государственному контролю.

Анализ результатов проверок и мониторинг выполнения лицензионных соглашений показывают наличие пробелов в деятельности контрольно-надзорных органов в сфере недропользования, недостаточное взаимодействие с администрациями субъектов Федерации и правоохранительными органами, отсутствие постоянного контроля и надзора за фондом ликвидированных и законсервированных скважин.

Предпосылки решения ряда проблем заложены в полномочиях Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, на который возложены координация и контроль деятельности Управлений Рос-природнадзора по субъектам Федерации в Уральском Федеральном округе.

В лицензионных соглашениях часто содержатся некорректные требования по срокам ввода месторождений в освоение, уровням добычи, объемам и видам геологоразведочных работ, подготовке проектных документов, что заранее предопределяет нарушение условий лицензионных соглашений, затрудняет контроль и в целом существенно снижает эффективность управления государственным фондом недр.

Нормативная база, регламентирующая процедуру привлечения нарушителей к административной ответственности, содержит значительное количество пробелов и внутренних противоречий. Размер санкций не способствует достижению цели наказания - предупреждению совершения новых правонарушений. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена статья, по которой можно привлечь недропользователя к административной ответственности за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией [4], но в Законе РФ «О недрах» [5] не предусмотрены статьи, которые точно определяют содержание лицензионного соглашения. Поэтому, судебные процессы проигрываются по формальным признакам.

Соблюдение установленного Законом РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [2] трехлетнего интервала между проверками зачастую приводит к несвоевременному выявлению и

пресечению органами госконтроля нарушений законодательства, в первую очередь нарушений, связанных с безлицензионным пользованием недрами.

Отсутствуют нормативно-правовые документы по возмещению вреда, причиненному при самовольном пользовании недрами.

Решить проблемы, связанные с выполнением требований органов власти, осуществляющих государственный контроль и надзор позволит законодательное усиление мер уголовной, административной ответственности предприятий - природопользователей и их должностных лиц, детальная регламентация процедуры привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба окружающей среде (имеется в виду разработка необходимых методик расчета ущерба окружающей среде и экономического ущерба государству), внедрение эффективных механизмов государственного управления в сфере природопользования.

Список литературы:

1. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М., 2009. - С. 48.

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 412.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011).

5. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 18.07.2011).

РОЛЬ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

© Зозуля Д.М.*, Сафронов А.Е.*

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

В работе рассматривается комплекс природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий проводимых промышленными предприятиями, а также критически анализируются и оцениваются законодательные инициативы, целевые программы, реализуемые в Ростовской области.

* Старший преподаватель кафедры «Инженерная экономика и маркетинг», кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Инженерная экономика и маркетинг», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.