Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения в сфере использования поверхностных и подземных вод'

Административная ответственность за нарушения в сфере использования поверхностных и подземных вод Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Ю. Н., Жерелина И. В.

Рассмотрены виды административных нарушений в сфере использования поверхностных и подземных вод, порядок наложения и взыскания штрафов. Выполнен анализ механизма привлечения к административной ответственности в сфере водопользования на примере Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility for offences connected with the use of surface and ground waters

The mechanism of calling to administrative responsibility in the field of water use on the pattern of Altay Kray is analysed. Different types of administrative ofences and fines to be payed for such offences are discussed.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения в сфере использования поверхностных и подземных вод»

Административная ответственность за нарушения в сфере использования подземных и поверхностных вод

Ю.Н. Александрова, аспирантка, Института водных и экологических проблем СО РАН; И.В. Жерелина, к.г.н., доцент, начальник отдела ЗАО «Центр инженерных технологий», г. Барнаул

Финансово-экономический механизм регулирования водопользования является ведущим в системе государственного управления водохозяйственной деятельностью и охраной водных ресурсов. Он, прежде всего, базируется на принципе «платности водопользования», который реализуется через систему платежей, налогов и штрафов. Эти экономические механизмы призваны снижать водоемкость производства и объемы сброса загрязняющих веществ, что, с одной стороны, способствует рационализации использования водных ресурсов, с другой — охране водных объектов от загрязнения и истощения.

В статье анализируется только механизм привлечения к административной ответственности водопользователей и недропользователей посредством наложения штрафов, рассмотренный на примере Алтайского края. Основой анализа послужили статистические данные и фондовые материалы, предоставленные Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, Территориальным агентством по недропользованию по Алтайскому краю и ФГУ «Территориальный фонд информации по Алтайскому краю». Анализ других элементов механизма платности водопользования (платежи, налоги) был выполнен ранее [1, 2] и в данной статье не приводится.

Штрафы рассматриваются как денежные взыскания, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении водного законодательства, а также стандартов, норм, правил и нормативов водопользования. Размеры штрафных санкций в области водопользования определены главой 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В соответствии с данным законом они устанавливаются за конкретный вид нарушений и существенно варьируют в зависимости от вида нарушения и правового статуса виновного (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо). Порядок применения мер административной ответственности и ее размеров регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (2001), Водным кодексом РФ (2006), федеральными законами «Об охране окружающей среды» (2002) и «О недрах» (1992), Бюджетным кодексом РФ (1998) и рядом подзаконных актов.

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа по надзору в сфере природопользования в пределах компетенции, установленной законодательством РФ. На территории Алтайского края таким специально уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю, осуществляющее постоянный государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов края, а также геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В соответствии с утвержденными годовыми планами и дополнительно, вне плановых проверок, осуществляется регулярный контроль предприятий, организаций-водопользователей и недропользователей за соблюдением ими действующего водного, природоохранного законодательства РФ и законодательства о недрах.

По результатам проверок за выявленные нарушения инспекторами составляются протоколы об административных правонарушениях, выносятся постановления о назначении административных наказаний, выдаются соответствующие предписания и осуществляется контроль за их выполнением. По фактам безлицензионного использования поверхностных и подземных вод нарушители привлекаются к административной ответственности, а в некоторых случаях их деятельность приостанавливается. По невыплаченным штрафам материалы направляются в службу судебных приставов.

Взысканные штрафы в полном объеме поступают в бюджет городского округа или муниципального района по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Далее они распределяются по районам Алтайского края согласно численности населения.

Основными нарушениями в сфере использования подземных вод, как показал анализ результатов проверок недропользователей Алтайского края за период 2002—2006 гг., являются: а) безлицензионное пользование недрами; б) невыполнение условий лицензионных соглашений; в) нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; г) несоблюдение режима хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны; д) несоблюдение нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты и содержания в них загрязняющих веществ; е) отсутствие программы мониторинга

2500 у 2000 -1500 -1000 --

500 --

0 2002 2003 2004 2005 2006

^■наложено 39,8 189,9 294 985 2404,4

—♦—взыскано 11,2 42,2 95,5 481,5 1762,8

Рис. 1 - Штрафы за административные правонарушения в области использования и охраны подземных вод (тыс. руб.)

подземных вод на водозаборах; ж) отсутствие приборного учета водопотребления и водоотведения.

Ежегодно за эти нарушения налагается от 39,8 тыс. руб. (2002 г.) до 2404,4 тыс. руб. (2006 г.), а взыскивается от 11,2 тыс. руб. (2002 г.) до 1762,8 тыс.руб. (2006 г.) (в ценах 2006 г. с учетом инфляционной составляющей), что свидетельствует о неуклонном росте как налагаемых, так и взыскиваемых штрафов. В целом объем наложенных штрафов к 2006 г. возрос в 60 раз, а взысканных — в 157 раз. Однако следует отметить, что ни в один год не отмечалось 100% взыскания наложенных штрафов. Доля вырученных средств от наложенных штрафов колеблется от 22% в 2003 г. до 73% — в 2006 г. (рис. 1).

Наиболее распространенными нарушениями в области использования и охраны поверхностных водных объектов в Алтайском крае являются: а) несоблюдение порядка использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос; б) безлицензионное пользование водными объектами; в) несоблюдение правил водопользования (отсутствие лицензий или невыполнение условий лицензионных соглашений); г) несоблюдение нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты и содержания в них загрязняющих веществ; д) отсутствие приборного учета водопотребления и водоотведения, нерациональное использование водных ресурсов; е) нарушение правил охраны водных объектов.

Отмечаются нарушения и в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), а именно: несоблюдение норм и правил их использования, а также самовольное строительство перегораживающих ГТС. К основным проблемам безопасности ГТС можно отнести и отсутствие у большинства из них собственников, которая решается путем передачи результатов проверок в прокуратуру и направления писем главам муниципальных образований Алтайского края с требованием установить собственников бесхозных ГТС.

Динамика наложения и взыскания штрафов за использование поверхностных водных объектов

Рис. 2 - Штрафы за административные правонарушения в области использования и охраны поверхностных водных объектов, обеспечение безопасности ГТС (тыс. руб.)

аналогична данным по использованию подземных вод, за исключением незначительного снижения объемов в 2006 г. Ежегодно за нарушения в области использования поверхностных вод и эксплуатации ГТС собирается от 125,5 тыс. руб. (2002 г.) до 560,9 тыс. руб. (2005 г.), а взыскивается — от 41,5 тыс. руб. (2002 г.) до 362,7 (2005 г.). Рост объемов примененных штрафных санкций менее значителен, чем за нарушения при использовании подземных вод, и составляет для наложенных штрафов — 4 раза, а взысканных — 9 раз, а доля собираемости штрафов при этом во все годы существенно выше и изменяется от 33% в 2002 г. до 82% в 2006 г. (рис. 2).

Выполненный анализ применения штрафных санкций за нарушения в сфере водопользования показал, что в области использования и подземных, и поверхностных вод отмечается рост объемов как наложенных, так и взысканных штрафов. Небольшой сбор штрафов в период 2002—2004 гг. объясняется затруднением применения инспекторами новых требований, внесенных в КоАП РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). В целом рост налагаемых и взыскиваемых штрафов обусловлен увеличением числа проверок и выявленных нарушений при наработанном опыте привлечения к административной ответственности юридических лиц. Однако ни в один год не наблюдалось стопроцентного взыскания наложенных штрафов, что предопределено банкротством некоторых предприятий. Отчасти этот показатель зависит и от добросовестности исполнения своих обязанностей судебными приставами.

Литература

1. Александрова, Ю.Н. Развитие механизма платности водопользования (на примере Алтайского края) / Ю.Н. Александрова, И.В. Жерелина // Географические исследования в начале XXI века: мат. конф. Иркутск, 2007.

2. Александрова, Ю.Н. Развитие финансово-экономического механизма регулирования водопользования (на примере Алтайского края) // Научное творчество молодежи: мат. конф. Анжеро-Судженск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.