Научная статья на тему 'К вопросу об административной ответственности за нарушение водного законодательства'

К вопросу об административной ответственности за нарушение водного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1479
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE WATER LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Юлия Александровна

Статья посвящена некоторым проблемам административной ответственности за нарушение водного законодательства. В работе обосновывается необходимость выделять «собственно водные нарушения» и «опосредованные водные правонарушения», квалификация которых имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on an administrative liability of infringement of the water legislation

Article is devoted some problems of an administrative liability of infringement of the water legislation. In work necessity to allocate is proved Actually water infringements and The mediated water offences, which qualification has the features.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности за нарушение водного законодательства»

11.9. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Пономарева Юлия Александровна, соискатель. Место учебы: РЮИ МВД России. Должность: ведущий специалист-эксперт отдела по надзору на море. Место работы: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО. lali26_84@mail.ru Аннотация: Статья посвящена некоторым проблемам административной ответственности за нарушение водного законодательства. В работе обосновывается необходимость выделять ««собственно водные нарушения»и «опосредованные водные правонарушения» квалификация которых имеет свои особенности.

Ключевые слова: административное право, административное правонарушение, административная ответственность, водное законодательство.

TO A QUESTION ON AN ADMINISTRATIVE LIABILITY OF INFRINGEMENT OF THE WATER LEGISLATION

Ponomareva Julia Alexandrovna, competitor. Place of study: Rostov Law Institute of the MIA of Russia. Position: the leading expert of department in supervision on the sea. Place of employment: Department of Federal Agency of supervision in wildlife management sphere on South Federal region. Email: lali26_84@mail.ru Annotation: Article is devoted some problems of an administrative liability of infringement of the water legislation. In work necessity to allocate is proved Actually water infringements and The mediated water offences, which qualification has the features.

Keywords: administrative law, administrative offence, administrative responsibility, the water legislation.

По оценкам специалистов службы по надзору в сфере природопользования уровень административных правонарушений в части соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации продолжает оставаться высоким. Однако, учет административных правонарушений в названной сфере осложняется тем, что из существующей структуры КоАП РФ сложно вычленить те из них, которые являются административными деликтами в части несоблюдения водного законодательства.

На наш взгляд, административные правонарушения в области водного законодательства включают «собственно водные нарушения», т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, «опосредованно водные нарушения», направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанных с водными правоотношениями.

Собственно водные правонарушения закреплены в главе 8 КоАП РФ и включают:

- ст. 8.9 - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

- ст. 8.12 - нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

- ст. 8.13 - нарушение правил охраны водных объектов;

- ст. 8.14 - нарушение правил водопользования;

- ст. 8.15 - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

- ст. 8.16 - невыполнение правил ведения судовых документов и др.

К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 - 8.20).

Наряду с этим, о водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.

Опосредованно водные отношения затрагивают следующие предусмотренные КоАП РФ правонарушения:

- ст. 8.2 - несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- ст. 8.3 - нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

- ст. 8.4 - нарушение законодательства об экологической экспертизе;

- ст. 8.5 - сокрытие или искажение экологической информации;

- ст. 8.6 - порча земель;

- ст. 8.10 - нарушение требований по рациональному использованию недр;

- ст. 8.11 - нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7 КоАП РФ, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др.1.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод и оказывающих на них вредное воздействие. Все это и приводит к учету и применению его в указанных слу-

1 См. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ.

НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Пономарева Ю.А.

чаях. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в данной сфере должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с ч. 1 ст. 68 Водного Кодекса РФ. Административной ответственности в этих случаях могут подлежать физические, должностные и юридические лица. Понятие «административная ответственность» и «административное наказание» неразрывно связаны, именно поэтому административное наказание необходимо понимать как меру административной ответственности, с учетом предела и средств ее осуществления. При этом установление государством данного предела является важным условием, элементом системы административно-правовых гарантий привлечения физических, должностных и юридических лиц в соответствии со статьями 2.3 - 2.6, 2.10 КоАП РФ к административной ответственности.

К лицам, нарушившим нормы законодательства в области водопользования и охраны водных объектов применяются следующие виды административных наказаний:

- предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;

- административный штраф - представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда;

- административное приостановление деятельности

- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Назначается судьей на срок до девяноста суток (8.12, 8.13, ч.1 ст. 8.14 и др.).

Привлечение к административной ответственности не всегда и не обязательно заканчивается применением наказания, а положение о неотвратимости наказания имеет исключения из правила. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов в Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400 осуществляются Федеральной служ-

бой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор). В Южном федеральном округе контрольнонадзорные функции принадлежат Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО и Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В соответствии со ст.23.29 КоАП РФ Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО уполномочен привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц за правонарушения в сфере водного законодательства РФ. Так, из общего количества нарушений соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выявленных государственными инспекторами Департамента Росприроднадзора по ЮФО за 9 месяцев 2009года, более 50% составляют правонарушения в области соблюдения требований конкретно водного законодательства. Чаще всего государственные инспектора привлекают к административной ответственности по ст.8.13, 7.6, 8.12, реже всего - 8.2, 7.7, 7.10. Из общего количества наложенных штрафов (порядка 11 млн рублей) за нарушение законодательства Российской Федерации в области водопользования и охраны вод за текущий период на юридическое лицо наложено около 8479000 рублей, соответственно на должностных лиц

- 2521000. В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций. Возможно, необходимо дополнить КоАП РФ санкциями с повышенными размерами штрафов за повторное неисполнение предписаний и представлений, выданных за нарушения законодательства в сфере охраны водопользования и водных объектов, а должностным лицам, осуществляющим административное производство, устанавливать сроки исполнения предписаний с четко указанной датой их исполнения. В дополнение к вопросу совершенствования института административной ответственности в части нарушений водного законодательства, считаю нужным озвучить тот факт, что отсутствие обоснованных методик расчета ущерба либо видимое несовершенство принятых, как в случае Методики по воде, приводит к тому, что многие нарушения остаются безнаказанными, а ущерб от них невосполнимым. В отсутствии таких документов государственные инспектора, осуществляющие контроль и надзор в данной сфере не могут провести расчет ущерба и обосновать его в суде, что позволяет нарушителям уйти от ответственности. Не может остаться без внимания тот факт, что на сегодняшний день основным вопросом при назначении наказания, расчете и взыскании ущерба и привлечения к административной ответственности виновных лиц остается вопрос доказательной базы в ходе досудебного и судебного производства, т.е. о наличии лабораторно-аналитического сопровождения контрольно-

надзорных мероприятий.

Итак, наличие пробелов, недоработок в части привлечения лиц за нарушение водного законодательства Российской Федерации к административной ответственности, безусловно, требует дальнейшего уточнения

и совершенствования, в том числе и на основе опыта правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.