2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
References
1. Investigation of the emotional component of mental readiness athletes to compete // access point
http://nsportal.ru
2. Psychological preparation // access point http://delovoymir.biz
3. Romanina E.V., Gritsaenko M.V. Emotional stability as a factor in the success of competitive activity //
access point http://lib.sportedu.ru
4. Psihomyshechnaya training // access point http://www.plam.ru
5. The system of emotional and volitional training athlete // access point http://www.shooting-ua.com
6. The system of emotional and volitional training athlete // access point http://www.shooting-ua.com
(Статья сдана в редакцию 13.02.2015)
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА
TO THE QUESTION ABOUT THE MECHANISM OF THE POSTSOCIALIST STATE
УДК 321
Ю.А. ИВАНОВА
кандидат юридических наук (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) e-mail: [email protected]
Y.A. №А№УА
candidate of jurisprudence (Moscow the University of the internal Affairs named
after V.J. Kikot)
Аннотация: необходимо учитывать при анализе данной проблематики исторически значимый факт того, что механизм советского государства базировался на объединении законодательной и исполнительной властей в рамках Советов народных депутатов, которые составляли политическую основу Союза Советских Социалистических Республик. Механизм же постсоциалистической России строится на принципиально иной основе. В основу организации власти в современной России положен принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, а наличие системы сдержек и противовесов препятствует узурпации власти какой-либо из данных ветвей власти.
Ключевые слова: механизм постсоциалистического государства, постсоциалистическое государство, современное государство, переходный период.
Abstract: must be considered when studying this issue historically significant fact that the mechanism of the Soviet state was based on the union of legislative and executive authorities in the framework of the councils of people’s deputies, which was the political basis of the Union of Soviet Socialist Republics. The mechanism of post-socialist Russia is based on a fundamentally different basis. The basis for the organization of power in modern Russia the principle of separation of powers, under which state power is divided into legislative, executive, judicial, and having a system of checks and balances to prevent the usurpation of power, any of the branches of government.
Keywords: the mechanism of the post-socialist state, the post-socialist state, the modern state, the transition period.
58
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
Россия - это государство с многовековыми традициями, со своими уникальными особенностями и опытом организации государственного механизма с постоянными, и порой зигзагообразными, переходами от восточного к западному пути развития и наоборот. Государственный механизм России на протяжении почти всего исторического развития строился по принципу единовластия с нечастыми попытками перехода к разделению властей. Форма ее правления характеризуется многовековой монархией с резким переходом в начале ХХ века к республиканской форме правления. Государственное устройство России представляет собой, особенно последние два столетия, переплетение унитаризма и федерализма с элементами автономии. Тоталитаризм, авторитаризм и борьба за демократию - вечные спутники России в сфере ее политического режима [1]. С изложенных позиций изучение механизма государства постсоциалистической России представляет собой очевидный интерес, поскольку позволяет выявить тенденции перехода от механизма социалистического государства, каковым наше государство было на протяжении нескольких десятилетий, к механизму демократического государства.
Деятельность государства осуществляется различными государственными органами, организациями, учреждениями. В экономической сфере действуют государственные предприятия - особый вид организации как хозяйствующего субъекта. Предприятие создается в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для осуществления управленческих, административно-политических или социально-культурных задач создаются государственные учреждения. Однако основную роль в управлении играют органы государства и должностные лица. Под их руководством выполняют свои задачи государственные предприятия и учреждения. Кадровой основой всех их являются государственные служащие. Государственные служащие - это основное звено государственного управления, они работают в органах государства, из них и состоит механизм государства.
Институциональный элемент государства (организация государственной власти) - это организация власти в узком смысле, или иерархическая организация, осуществляющая государственную власть. Для ее описания
используются понятия «государственный аппарат» («аппарат государственной власти») и «механизм государства» («механизм государственной власти»).
Аппарат государственной власти обычно определяют как систему органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи [2]. При этом иногда понятие «государственный аппарат» отождествляют с понятием «механизм государства» [3,4]. Однако существует точка зрения, согласно которой понятие «государственный механизм» более широкое, чем «государственный аппарат», а именно если субъективный состав государственного аппарата означает только систему органов государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную подсистемы), то механизм государства включает в себя не только государственные органы в данном понимании, но и так называемые силовые структуры аппарата принуждения, материальные средства государственной власти, государственные учреждения [5].
Термин «механизм» применительно к осуществлению государственной власти может нести особую смысловую нагрузку. «Механизм» - это всегда некая функциональная характеристика объекта. Поэтому термин «механизм» следует использовать не для структурного описания системы государственных органов, а для уяснения функциональной специфики различных частей и элементов государственного аппарата. В этом контексте можно говорить о механизме осуществления государственной власти, или о механизме функционирования государства.
Исторический анализ развития понятия механизма государства показывает, что в советский период механизм государства трактовался, как в широком, так и в узком смыслах. Если рассматривать в узком смысле, то под механизмом государства понималась система государственных органов - Верховных и местных Советов, органов государственного управления с разведкой и армией, органов суда, прокуратуры. Механизм государства в широком смысле определялся как механизм диктатуры рабочего класса, объединяющий в себе Коммунистическую партию, Советы с их многочисленными разветвлениями в центре и на местах в виде различных государственных организаций (административных,
59
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
хозяйственных, культурных); профсоюзы; ВЛКСМ и даже кооперацию. Из этого можно сделать вывод, что механизм государства в узком смысле представляет собой часть механизма государства в широком смысле. По мнению Л.А. Григоряна, такая позиция в определении механизма государства «... служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни» [6].
В отечественной юридической литературе понятие «механизм государства» или «государственный механизм» является широко распространенным и используется в работах ученых-государствоведов с начала 50-х годов [7].
В самом начале 60-х годов произошел пересмотр ранее ортодоксальных положений теории государства и права. Это непосредственно отразилось и на термине «государственный механизм».
Прежде всего, ученые отказались от понимания механизма государства в широком и узком смыслах, относя к нему теперь только совокупность государственных органов [8,9]. При этом сложным оказался вопрос о том, что относится к органам социалистического государства. Объем понятия механизма социалистического государства зависит от того, что включили в него те или иные авторы в качестве государственных органов.
Современное российское государство представляет собой сложную систему, и среди ее элементов важнейшее место занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований, происходящих в государстве.
Конституция Российской Федерации 1993 года заложила основы для формирования и развития новой российской государственности, построенной на испытанных историческим опытом развития современных демократических государств принципах организации и функционирования государственной власти. Это явилось важным показателем признания Россией общедемократических ценностей правовой государственности, юридической гарантией продолжения и углубления демократических преобразований.
В Конституции Российской Федерации 1993 года соответствующие принципы получили закрепление в качестве важнейших основ конституционного строя новой России. Уже статья 1 Основного Закона провозгла-
сила фундаментальные конституционные характеристики Российской Федерации как демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, которые в последующих статьях главы 1 Конституции Российской Федерации получили развитие в рамках отдельных институтов конституционного строя, включая институты народовластия (ст. 3), федерализма (ст.5), разделения властей (ст. 10), политического и идеологического многообразия (ст. 13) и т.д. Важное правовое значение приобретает и то обстоятельство, что все эти принципы находятся в системном единстве; они проявляют свое нормативное содержание в тесной взаимосвязи и взаимозависимости как институты единой по своим характеристикам категории конституционного строя России. В этом виде они имеют не только особую политическую значимость, но и повышенную юридическую силу: никакие другие положения не только текущего законодательства, но и самой Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции Российской Федерации). Основы конституционного строя - это своего рода мерило и главный критерий оценки не только текущего законодательства, но и самого текста Основного Закона России, конституций (уставов) субъектов Федерации. Их специфика выражает фундаментальное, обобщающее значение, нормативность и юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции, постоянность действия и особый порядок изменения.
После распада Союза ССР и кардинальных изменений, происходящих в государственном механизме современной России за последние годы, многие из принципов, действовавших в советское время, полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие принципы, общепринятые в сообществе современных демократических государств.
Механизм государства постсоциалистической России конституционно основывается на принципе разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации прямо указывает на то, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
В общем и целом виде механизм го-
60
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
сударства строится на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, выполняющие разные функции единой государственной власти.
Зарождение и развитие теории разделения властей представляет собой процесс формирования и утверждения политико-правовых ценностей,связанных с государством и обществом, осуществлением власти и соблюдением прав и свобод личности.
Историческое развитие теории разделения властей - это богатый арсенал идей, без знания которых невозможна серьезная современная теоретическая разработка проблем, связанных с осуществлением государственной власти. Именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью государственного механизма.
Каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением должна занимать свое место в общей системе государственно-организационной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами [10].
Равновесие властей сохраняется благодаря основной составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов. Эта система основана на том, что у органов одной ветви власти есть средства воздействия на органы других ветвей. Взаимное влияние приводит к тому, что различные органы государственной власти как бы уравновешивают друг друга при принятии того или иного решения. Для эффективности системы сдержек и противовесов важно, чтобы в государстве не существовало так называемого высшего органа власти, способного подменить все остальные. При установлении системы сдержек и противовесов надо исходить из того, что органы государственной власти должны обладать возможностями воздействия друг на друга, но не могут использовать их для того, чтобы поставить себя выше других и в результате поставить под угрозу осуществление в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.
Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты реализации
принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания механизма государства.
Теоретическое обоснование необходимости организации деятельности государственных органов на основе разделения властей подготовило почву для практического воплощения этого принципа. В настоящее время в конституциях большинства государств содержатся положения о разделении властей. Опыт реализации этих положений показал, что в различных государствах существуют свои особенности разделения властей, обусловленные направлением политического, экономического и социально-культурного развития, историческими традициями, национальной спецификой, складывающейся политической практикой и другими факторами. В каждой демократической стране создан свой механизм реализации принципа разделения властей.
В системе фундаментальных основ организации и развития новой российской федеративной государственности особая роль, как уже было сказано, принадлежит принципу разделения властей. Актуальность исследования данного принципа определяется, в конечном счете, не только уяснением на новом, постсоветском этапе нашего развития чисто прагматической ценности самого по себе разделения властей как организационной основы построения новой, более эффективной системы государственной власти [11]. Как показал опыт обновления российского федерализма и формирования новой политической системы, само по себе провозглашение и конституционное признание разделения властей (как и других основ конституционного строя новой России) не обязательно ведет автоматически к изменению сущностных характеристик и к повышению эффективности системы организации государственной власти. Более того, наша пока еще весьма небогатая конституционная практика реализации принципа разделения властей свидетельствует порой и о примерах противоположного характера - когда «разделение» властей трансформируется в их противостояние, а порой и в открытую конфронтацию.
Следует отметить, что все органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных
61
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
органов при сохранении конституционного принципа государственной власти.
Конкретное содержание принципа разделения властей Российской Федерации состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении - парламенту;
- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы и в пре-
делах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Конституция Российской Федерации 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг вопросов, относящихся к их ведению, их компетенцию.
Литература
1. Григонис Э.П. Механизм государства.- СПб., 2000. С.273.
2. Теория государства и права: курс лекций/ под ред. М.Н. Марченко. - М.,1999. С.113.
3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 1996. С. 66.
4. Серых В.М. Теория государства и права. - М., 1998. С. 40.
5. Общая теория права и государства: учебник/ под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001. С. 37.
6. Григорян ЛА. Теоретические и конституционные основы механизма советского государства: авто-
реф. дис. ...к.ю.н. - М., 1969. С. 7.
7. Ретизни З.М. Механизм советского социалистического государства: дис. ... к.ю.н. - М., 1952. С. 267.
8. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. - М., 1962. С. 112.
9. Недавний ЛА. Совершенствование государственного аппарата и усиление народного контроля.
Вопросы политической организации в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1962. С. 138-179.
10. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. - М., 1996. С. 53.
11. Николаев А.М. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 г. и текущем законодательстве: дис. к.ю.н. - М., 2000. С. 29.
References
1. Grigonis E.P. The Mechanism of the state. - SPb., 2000. P. 273.
2. Theory of state and law: a course of lectures/ edited by M.N. Marchenko. - M., 1999. P. 113.
3. Spiridonov L.I. Theory of state and law. - M., 1996. P. 66.
4. Serykh V.M. Theory of state and law. - M., 1998. P. 40.
5. General theory of state and law: textbook/ under the editorship V.V. Lazarev. - M., 2001. P. 37.
6. Grigoryan LA. Theoretical and constitutional framework of the Soviet state: author. dis. ..kand. jurid.
Sciences. - M., 1969. P. 7.
7. Retizni Z.M. The Mechanism of the Soviet socialist state: dis. ..kand. jurid. Sciences. - M., 1952. P. 267.
8. Mitscevich A.V Subjects of Soviet law. - M., 1962. P. 112.
9. Nedavniy L.A. Improvement of the state apparatus and the strengthening of people’s control. Questions
of political organization in the expanded period of building communism. - M., 1962. P. 138-179.
10. Nersesyants V.S. Right - mathematics of freedom. Past experience and future prospects. - M., 1996. P. 53.
11. Nikolaev A.M. The Principle of separation of powers and its implementation in the Russian Constitution of 1993 and the current legislation: dis. ..kand. jurid. Sciences. - M., 2000. P. 29.
(Статья сдана в редакцию 13.02.2015)
62