О.М. Юнусова
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: Конституция РТ, административно-правовой механизм, права и свободы несовершеннолетних, защита прав детей
Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов (5,1).
К числу актуальных проблем современного развития человечества можно отнести защиту прав ребенка. Дети являются самым ценным капиталом любого общества, который требует особого к нему отношения. Дети - это будущий потенциал страны, от их развития -как интеллектуального, так и физического, зависит процветание или упадок нации. Мировое сообщество создало «универсальный свод законов» по правам ребенка, обеспечивающий гарантии соблюдения прав ребенка, включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Определены механизмы защиты этих прав и система помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечить соблюдение этих прав (7,34). Известно, что в международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к
данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее (1). Практически во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Таджикистан, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.
Несовершеннолетние, наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами, относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов. Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.
Как и другие страны. Республика Таджикистан как суверенное государство защищает права и обязанности своих граждан. Статьи 33 и 34 Конституции Республики Таджикистан определяют, что семья, как основа общества находится под защитой государства. На основании п. 1 ст. 34 Конституции РТ государство заботится о защите детей, сирот и инвалидов, их воспитании и образовании. Но здесь возникает вопрос о том, что хватит ли только такой государственной или конституционной гарантии для всесторонней защиты прав и свобод несовершеннолетних в Таджикистане?
На современном этапе государственного строительства Республики Таджикистан основу системы нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус несовершеннолетних, составляют в первую очередь Конституция РТ, Гражданский кодекс. Семейный Кодекс РТ, Уголовный Кодекс РТ, Кодекс РТ об административных правонарушениях и др. Но особое место в этой сфере занимает Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» (2). Основной целью указанного Закона является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов детей. Кроме этого, можно отметить Указ Президента РТ от 23 февраля 1995 года за № 178 «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», Постановления Правительства РТ: от 11 марта 2000, № 98 «Положение об органах опеки и попечительства», от 1 августа 2008 года «Об обеспечении защиты прав ребенка», от 21 февраля 1996 года, № 70
«Положение о школе-интернате РТ», от 28 декабря 2006 года, № 608 «О комитете по делам женщин, семьи при Правительстве РТ», от 4 июля 2003 года, № 309 «Национальный план действий по защшс прав и интересов ребенка на 2003 - 2010 годы» и др.
В Таджикистане, исходя из общепринятых принципов - недискриминации и наилучшего обеспечения интересов ребенка, обеспечения права на жизнь и здоровое развитие, уважения собственных взглядов ребенка, законодательство РТ признает права ребенка. Конституция РТ гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения (статья 17). Каждый имеет право на жизнь (статья 18).
В национальном праве Таджикистана несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией РТ и другими законами страны.
В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Гражданское законодательство Российской Федерации, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет - и «несовершеннолетний» - в возрасте от 14 до 18 лет.
Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами государствен-
ного строительства Таджикистана в сфере улучшения положения детей могут быть:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей,
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков; беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Следует особо подчеркнуть, что залогом процветания государства и общества является забота о детях. Такая забота, по нашему мнению, должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем проведения социальной политики в отношении семьи и детства способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Как отмечают некоторые авторы, «конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетнего, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- международно-правовой механизм защиты прав человека;
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд);
- судебная защита (суды общей и арбитражной юрисдикции);
- административные действия органов исполнительной власти;
- законная самозащита человеком своих прав» (11, 25).
Тем самым, юридические гарантии представляют собой
определенные правовые средства, которые обеспечивают реализацию прав и свобод человека и гражданин.
Но необходимо подчеркнуть, что для реализации защиты прав и интересов несовершеннолетних особое место занимают определенные
механизмы. Как отмечает О.Н. Двуреченская, «в юридической литературе категория «механизм» рассматривается с различных точек зрения: «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «юридический механизм управления», «механизм формирования правового государства» и т.д. Наше внимание привлекают такие термины, используемые в научном обороте, как «государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан», «механизм защиты субъективного права и законного интереса», «механизм социально-юридической защиты прав человека», «механизм правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина» (7). По мнению A.C. Мордовца, «механизм социально-юридической защиты прав человека - это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Главная цель функционирования механизма - это защита субъективных прав человека и гражданина. В задачи механизма входит охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения» (8,86). Среди основных механизмов важное место занимает административно-правовой механизм регулирования. Известно, что механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. Его характерные черты представляют собой:
• совокупность юридических средств;
• средства носят административно-правовой характер;
• объектом воздействия выступают управленческие отношения;
• направленность на решение задач общества и государства;
• активизация субъектов управленческих отношений;
• повышение уровня их правосознания, правовой культуры;
• обеспеченность путём применения принудительной силы государства.
По мнению авторов учебника, «механизм административно-правового регулирования - это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности и эффективности» (4,73).
Таким образом, механизм административно-правового регулиро-
вания позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия.
Необходимо подчеркнуть, что нормативные и индивидуальные акты являются важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования. Они соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Во-первых, уровень, составляющий общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования. Тем самым, установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в иных принципах социальной справедливости, является основной целью правового регулирования.
Вернемся обратно к основному вопросу. Условно, совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от нечеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т.е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должност-
ных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего данное право становится регулируемым законом, т.е. юридическим правом (3,17). Основной Закон Республики Таджикистан закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. У государства эта обязанность возникает с момента рождения его граждан или с момента возникновения правоспособности.
В практике реализации механизмов защиты прав несовершеннолетних особое место занимают нормы права. Нормы права являются главным, определяющим элементом механизма правовой защиты прав несовершеннолетних. В этом механизме они выполняют разнообразные функции. С их помощью устанавливается сам правовой статус несовершеннолетних как совокупность их законных прав и обязанностей. Это позволяет нормативно определить объект юридической защиты. Нормами права определяется и суверенизация прав несовершеннолетних, т.е. установление гарантий их соблюдения другими субъектами права (10).
Как отмечает С.С. Алексеев, «в механизме правовой защиты прав несовершеннолетних правоотношения приобретают преимущественно охранительный характер. В рамках охранительных отношений, подчеркивает он, осуществляется защита субъективных прав, проводятся в жизнь меры юридической ответственности» (3). А по мнению другого автора, права детей представляют и защищают, как правило, законные представители (родители, лица, их заменяющие, опекуны, попечители и др.). Они же вступают в различные правоотношения по поводу защиты детей, их прав, законных интересов, т.е. являются субъектами этих правоотношений (9,54).
Рассматривая вопрос механизмов защиты прав несовершеннолетних некоторые исследователи предлагают социальные механизмы. Под социальными механизмами защиты прав несовершеннолетних понимаются формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию их потенциала во всех сферах общественной жизни. Соответственно социальные механизмы защиты также включают в себя и правовые, то есть их нормативное правовое обеспечение.
В данном случае под социальным механизмом подразумевается вся система государственной поддержки, обеспечения детей, которая определяется, в первую очередь, уровнем социально-экономического развития страны (11,31).
Республика Таджикистан в числе первых ратифицировала в 1993 году Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. В аспекте реализации принятых обязательств были также ратифицированы:
• Факультативные протоколы к Конвенции ООН о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (июнь 2002 г.);
• Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (июнь2002 года);
• Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (июнь 2002 г.)
• Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (июнь 2002 года);
• Конвенция ООН о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей ( июль 2003 года).
• Конвенция МОТ № 182, 1999 года «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (июнь 2005 года).
В стране за последние годы принят достаточно широкий круг нормативных правовых актов, обеспечивающих права детей. Это нормативно-правовые документы общего характера, содержащие нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи и детей. Был принят Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 2003 - 2010 годы. На защиту прав ребенка направлены стратегические программы страны, в том числе Национальная стратегия развития на период до 2015 года, исходящая из нее Стратегия снижения бедности на 2007 - 2009 годы. Стратегический план Республики Таджикистан по репродуктивному здоровью населения на период до 2014 года и другие национальные и ведомственные программы.
— 266~( НОМАИ донишгох ■)
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.
2. Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». От 2 августа 2011.№ 762. Источник: http://mmk.tj/ru/legislation/ legisla tion-base/2011/.
3. Бипсова J1 .А Административно-правовая защита несовершеннолетних: понятие и содержание // Вопросы ювенальной юстиции, 2012, N1
4. Волков A.M., Дугенец A.C. Административное право: учебник. -М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М,. 2012
5. Гончарова Н. В. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации. Автореф. Дисс.... к.ю.н. 12.00.02. Белгород 2011.С.1.
6. Двуреченская О.Н Механизмы защиты прав несовершеннолетних в субъектах РФ. Источник: teoria-practica.ru>-8-2011/law/ dvurechenskaya.pdf Дата обращения 12.05.13.
7. Защита прав ребенка в Таджикистане: достоинства и недостатки системы. Международная общественная организация «Право и Благоденствие» Экспресс-исследование. -Душанбе, 2008
8. Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1996
9. Морозова Р.В. Правовые и организационные основы защиты прав несовершеннолетних в деятельности милиции общественной безопасности: Дис.... к.ю.н. М„ 2001
10. Николаева Ю.В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. 2011. № 7
11. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции, 2011, N 3.
К вопросу о механизме административно-правового регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних в Республике Таджикистан
О.М. Юнусова
Ключевые слова: Конституция РТ, административно-правовой механизм, права и свободы несовершеннолетних, защита прав детей
В статье рассматривается механизм административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних в Республике Таджикистан. Также предпринята попытка определить систему нормативных правовых актов республики, регулирующих правовой статус детей.
On the Issue of the Mechanism of Administrative-Legal Regulation
Concerned with the Advocacy of the Rights and Freedoms of the Underaged in Tajikistan Republic
O.M. Yunusova
Key words: RT Constitution, administrative-legal mechanism, rights and freedoms of the underaged, advocacy of children's rights
The article dwells on the mechanism of administrative-legal regulation concerned with the advocacy of the underaged in Tajikistan Republic, the author makes an endeavour to determine a system of normative law instruments of the republic regulating children's status of their rights.