А. Волков, О.Юнусова
НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: Конституция РТ, семейный кодекс РТ, охрана и защита прав несовершеннолетних, реформа ювенальной юстиции в РТ
Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание равных и неотъемлемых прав, равного достоинства, присущего всем членам человеческой семьи с момента рождения (8).
Права человека являются естественной принадлежностью каждого члена общества с самого момента его рождения. По мнению Л.Глухарева, «права человека, как думается, представляют собой область научного знания и общественной практики, которые направлены на нахождение оптимальных способов всемерной поддержки человека, его развития и устранения многочисленных угроз существования. Следует отметить, что особенностью этой научной сферы является то, что её становление происходит не по предметной, а по проблемной ориентации» (4,43).
Говоря о научной проблемности института прав человека, стоит поддерживать мнение Р.Касена. Он формулирует данную проблемность «как особую ветвь общественных наук, предметом которой является изучение человеческих отношений и человеческого достоинства при определении прав и способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека» (9,15). Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина, декларированным ещё французскими просветителями
XVIII века. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом (2).
Следует отметить, что нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в национальном законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса Республики Таджикистан (далее РТ). При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс РТ отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода. Основы правового статуса личности в Республике Таджикистан закреплены в главе 2 Конституции РТ, а также в других законодательных актах Республики Таджикистан.
Конституция РТ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения религии, убеждений, принадлежности к общественным, организациям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В настоящее время проблеме совершенствования управления защитой прав и свобод несовершеннолетних в РТ на различных уровнях уделяется самое пристальное внимание. Так, в своих выступлениях глава государства. Президент РТ Э.Рахмон, неоднократно отмечал, что в целях реализации положений законодательства РТ в области прав и свобод несовершеннолетних в РТ принимаются меры по совершенствованию механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в сфере исполнения правового обеспечения законных интересов несовершеннолетних.
В этой области реализуются государственные целевые программы и действуют различные государственные органы (2).
В связи с принятием РТ Конвенции Организации Объединенных Наций, направленной против национальной организованной преступности, и двух дополняющих её протоколов относительно торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, её нормы были имплемен-тированы в уголовное законодательство РТ.
Практически во всех местах заключения для несовершеннолетних осужденных, и особенно подследственных, приняты все необходимые меры в доступе к своевременной врачебной помощи. При поддержке правительственных и неправительственных международных организаций (ЮНИСЕФ, КАРИТАС-ЛЮКСЕМБУРГ, Культурно-просветительный благотворительный центр) в единственном учреждении в РТ для содержания осужденных несовершеннолетних мальчиков проведены реконструкции, ремонтные работы по благоустройству мест их пребывания. Установлены современные кровати, выдаются постельные принадлежности, помещения прачечной оборудованы стиральными машинами, для процесса обучения оборудованы компьютерные классы, классы по обучению шитью. В воспитательной колонии и СИЗО созданы условия для осужденных несовершеннолетних с целью постоянного поддержания личной гигиены и достойного внешнего вида, имеются бани и душевые, обеспечиваемые бесперебойно горячей водой, а также несовершеннолетние снабжаются гигиеническими принадлежностями.
Правительство РТ при поддержке ЮНИСЕФ предпринимает шаги по улучшению условий содержания детей до 18 лет во всех закрытых учреждениях, а также обучению персонала для более эффективной работы с детьми. В целях реализации постановления Правительства РТ от 1 августа 2008 года за №377 «Об обеспечении защиты прав ребёнка» Комиссия по правам ребёнка при Правительстве РТ осуществляет защиту прав и интересов детей, содержащихся в учреждениях закрытого типа, направленную на защиту детей от насилия и жестокого обращения. Оно обязывает эти учреждения разработать процедуры по защите детей в целях выполнения названного постановления.
Не существует отдельного изолятора для временного содержания несовершеннолетних. Несовершеннолетние молодые люди содержатся в отдельных блоках на территории изолятора для
взрослых правонарушителей. За последние пять лет было приложено немало усилий для улучшения условий содержания детей и улучшения отношения к ним в подобных учреждениях. Мальчики проводят время до 22 часов в небольших камерах, в которых они питаются, принимают душ и ходят в туалет. В 2007 г. Министерство юстиции обратилось к ЮНИСЕФ с просьбой оказать помощь в реконструкции отдельного крыла здания, отведенного на содержание несовершеннолетних правонарушителей в следственном изоляторе временного содержания в столичном Душанбе. Детский правовой центр совместно с ЮНИСЕФ выделили средства на ремонт и переоборудование здания, отведенного для несовершеннолетних. ЮНИСЕФ также заключил Меморандум о взаимопонимании с Министерством юстиции для проведения более широкого процесса реформ в целях улучшения условий содержания и отношения к детям. СИЗО в настоящее время оказывает поддержку в разработке режима содержания подростков и обеспечивает несовершеннолетних более широким кругом структурированной деятельности. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, Минюст РТ также разрешил проведение программы оказания правовой помощи в столичном Душанбе для того, чтобы все дети имели доступ к юридической помощи, предоставляемой юристами, обученными в сфере рассмотрения дел несовершеннолетних.
Колония для несовершеннолетних - это закрытое учреждение для содержания под стражей мальчиков в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших уголовное преступление. Данное учреждение является единственным местом заключения для несовершеннолетних в Таджикистане. Только суды имеют полномочия относительно размещения детей в этом учреждении. В течение последних пяти лет Минюст РТ сотрудничало с международными организациями с целью улучшения условий содержания подростков в Колонии для несовершеннолетних.
В 2007 году Минюст РТ подписало Меморандум о взаимопонимании с ЮНИСЕФ для оказания помощи Колонии для несовершеннолетних по улучшению условий содержания и ухода за молодыми людьми. В рамках данного Меморандума Минюст РТ согласилось осуществить пилотную программу по реинтеграции детей. Согласно Программе, социальный работник и юрист будут работать с молодыми людьми в течение месяца до их освобождения
в целях подготовки их к жизни вне колонии и для оказания им помощи в их дальнейшей реинтеграции в общество. Эта помощь включает в себя правовую, практическую и психологическую помощь. НПО, реализующая программу, продолжит оказывать поддержку молодым людям даже после освобождения их из колонии.
В соответствии с Законом РТ «Об амнистии» от 4 ноября 2009 года из мест лишения свободы освобождены 42 осужденных несовершеннолетних и в настоящее время в колониях остались около 50 осужденных несовершеннолетних.
Условия пребывания в женской колонии, где содержатся молодые девушки до 18 лет, также улучшились за последние несколько лет. Существенно сократилось количество девочек, помещенных в колонию. Следует отметить, что в настоящее время не существует отдельного учреждения для содержания несовершеннолетних девочек. В связи с этим, они содержатся в отдельном блоке при женской колонии.
За последние 5 лет в РТ, впервые со времен обретения независимости, рассматривались вопросы проведения реформы ювенальной юстиции и попытки организации системы, отвечающей требованиям Конвенции ООН о правах ребенка. Результатом проведенных реформ стало принятие Национального плана действий по реформированию системы ювенальной юстиции на период 2010-2015 годов, на очередном заседании Комиссии по правам ребенка при Правительстве РТ 9 октября 2009 года. В рамках данного Плана предусматриваются мероприятия по сокращению уровня использования тюремного и административного заключения, назначение судей по делам несовершеннолетних в отдельных районах республики, а также намерения Правительства относительно расширения инновационного опыта в области ювенальной юстиции, то есть вновь созданных альтернативных проектов и услуг вместо помещения детей в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Но тем самым нельзя скрывать, что в этой сфере в целях определения приоритетных направлений необходимо проведение мониторинга законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Требуют скорейшего решения вопросы создания межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, помещенных в детские
учреждения всех видов и находящихся в розыске. Кроме того, необходимы неотложные меры по расширению сети учреждений дополнительного образования и досуговых центров для несовершеннолетних.
Другой задачей совершенствования правовой защиты несовершеннолетних является необходимость создания в РТ работающей системы ювенальной юстиции. К сожалению, отсутствие системной согласованной политики привело к тому, что у ученых и практиков не сложилось единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Когда некоторые авторы считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики, другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию (5). Третьи вообще не озабочены определением границ ювенальной юстиции. По их мнению, она охватывает все органы и учреждения, включая уполномоченного по правам ребенка, которые так или иначе связаны с жизнью подростка. Некоторые отождествляют ювенальную юстицию с ювенальным судом, полагая, что ювенальная юстиция представляет собой судебную систему. Помимо этого, еще одной задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в Республике Таджикистан является создание ювенального суда и определение его функций в судебной системе.
Исходя из этого, отметим два аспекта. Во-первых, ювенальные суды, безусловно, - центральное звено ювенальной юстиции, но недостаточное. Чтобы оно эффективно работало, необходимо одновременно создать ювенальное следствие, ювенальную прокуратуру, ювенальную адвокатуру, а также специальную инфраструктуру. Во-вторых, недостаточно учредить эти институты. Важно подготовить следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все тонкости ювенального права (не ограничиваясь уголовным и уголовно-процессуальным), но и были бы знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний об особенностях детей.
Совершенствование деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, в свою очередь, имеет свои особенности. Следует добавить, что специфической особенностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиальных органов
административной юрисдикции является то, что дела об административных правонарушениях они рассматривают на своих заседаниях, проводимых достаточно редко (как правило, заседания комиссии проводятся два раза в месяц и на каждое заседание выносится для рассмотрения порядка 40 дел). Это приводит к тому, что, по мнению исследователей, в работе комиссии наблюдается явление «вращающихся дверей», когда приблизительно одна и та же группа подростков и родителей периодически вызывается на заседания, по их поводу принимается решение, и они уходят, чтобы через некоторое время явиться по вызову опять (6,119).
Такая работа комиссий, рассмотрение дела в течение нескольких минут, не позволяет вникнуть в суть проблемы и оказать помощь подросткам и их родителям для выхода из сложившейся ситуации, а всего лишь создает видимость осуществления наказания (7,219). При этом деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должна стать действенной и более эффективной на практике, а в этих целях необходимо совершенствование методов и форм деятельности комиссии на основе создания прочной современной законодательной базы. С учетом сказанного предлагается:
- на основе имеющегося положительного опыта регионов разработать и принять закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в новых условиях, укрепляющий и поднимающий их статус, а также определяющий порядок исполнения комиссиями государственных полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики;
- приблизить работу комиссии к местному уровню, создав «нижнее» звено системы комиссий - общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских и сельских поселениях;
- учредить штатный аппарат комиссий всех уровней, позволяющий им функционировать на постоянной основе. Для решения этих задач необходимо разработать обновленный пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок образования, функционирования и кадрового обеспечения комиссии на республиканском, региональном и местном уровнях.
Таким образом, на наш взгляд, все это должно внести весомый вклад в совершенствование и реформирование комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, а также в становление нового института судебной власти - специализированных судов по делам несовершеннолетних, а, в конечном счете, повлиять на совершенствование государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в РТ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бойко С.С. Административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Дисс.... канд.юрид.наук. 12.00.14. Ростов-на-Дону, 2011
2.Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом/ О. Н. Ведерникова // Российская юстиция. - 2005
3. Всеобщая декларация прав человека. Принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. -Российская газета. 1995
4. Доклад НПО о соблюдении Таджикистаном Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения и наказания. 37-я сессия. HcT04HHK:http://wwwl. umn.edu/ humanrts/ russian/ cat / Rrprt_tajikistan201 l.html
5. Кудрявцева Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика ./Н.И. Кудрявцева - Курск., 2003
6. Национальный план действий по защите прав интересов ребенка был принят после рассмотрения первоначального национального доклада в Комитете ООН по правам ребенка в целях имплементации рекомендаций Комитета.
7. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. канд.юрид.наук,- Хабаровск, 2003
8. См.: Нутагиров Д.З. «Права и свободы человека».- Москва, 2006
9. Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. Источник: http://www. president.tj\ru
Направление совершенствования управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в Республике Таджикистан
А.Волков, О.Юнусова
Ключевые слова: Конституция РТ, семейный кодекс РТ, охрана и защита прав несовершеннолетних, реформа ювенальной юстиции в РТ
В статье рассматривается проблема охраны и защиты прав несовершеннолетних в Республике Таджикистан. Автор прослеживает предпринимаемые правительством Республики Таджикистан шаги по улучшению условий содержания детей до 18 лет в закрытых учреждениях. Особо отмечается сотрудничество Министерства юстиции республики с международными организациями с целью улучшения условий содержания подростков в колонии для несовершеннолетних, принятие национального плана действий по реформированию системы ювенальной юстиции на период 2010-2015 годов.
Streamlines of Improvements Aimed at Management in the Field of the Protection and Advocacy of the Underaged's Rights in the Republic of Tajikistan
A.Volkov, O. Yunusova
Key words: Republic Tajikistan Constitution, Republic Tajikistan family code, protection and advocacy of the underaged's rights, reform ofjuvenile justice in the Republic of Tajikistan
The article dwells on the problem of protection and advocacy of underaged's rights in the Republic of Tajikistan. The author follows the steps on an improvement measures aimed at the maintenance of children under 18 in closed establishments undertaken by the government of Tajikistan Republic. She lays an emphasis on the collaboration of the Ministry of Justice with international organizations aimed at an improvement of teenager's maintenance in the Colony for the underaged, adoption of national plan of actions on a reform of the system ofjuvenile justice for the period of 2010-015.