Научная статья на тему 'Некоторые вопросы становления и развития института государственного регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних в Республике Таджикистан'

Некоторые вопросы становления и развития института государственного регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ АКТЫ / ADVOCACY OF THE UNDERAGED''S RIGHTS AND FREEDOMS IN RT / CONVENTION OF CHILD''S RIGHTS / NORMATIVE-LEGAL REGULATION / INTERNATIONAL LEGAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусова Онаой Махсудовна

В статье рассматриваются основные направления нормативно-правовых основ государственного регулирования защиты прав и законных интересов детей в Республике Таджикистан. Кроме того, в общем порядке определяются основные вопросы становления и совершенствования законодательной системы республики, регулирующей правовой статус детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусова Онаой Махсудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues of Formation and Development of the Institute of State Regulation in Regard to the Advocacy of the Underageds Rights and Freedoms in Tajikistan Republic

The article dwells on the major streamlines of normative-legal grounds of state regulation in regard to the advocacy of the underaged's rights and freedoms in Tajikistan Republic. Into the bargain, principal items concerned with the formation and perfection of the legislative system of the republic regulating children's legal status are determined in general terms.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы становления и развития института государственного регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних в Республике Таджикистан»

Юнусова Онаой Махсудовна,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ХГУ им. акад. Б. Гафурова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств.

Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине ХУП-ХУШ вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению. Права человека и гражданина-явление социально-историческое.

Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (ХУП-ХУШ вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в Античность.

Государственное управление в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних немыслимо без разработки и принятия соответствующей нормативно-правовой базы. Современное законодательство о защите прав несовершеннолетних представляет собой совокупность норм, регулирующих права, обязанности, гарантии и ответственность несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности [2, 26].

В регулировании вопросов, касающихся защиты прав несовершеннолетних в Республике Таджикистан, важную роль играет их нормативно-правовое регулирование. На этом основании для регулирования вопросов защиты прав этих субъектов в РТ создана система национального законодательства, которая представляет собой совокупность определенных норм, расположенных с учетом их единства и дифференциации.

Эти нормы находят свое выражение в различных правовых нормативных актах, которые в совокупности образуют действующее национальное законодательство о правах детей-несовершеннолетних.

В этом смысле под национальным законодательством нужно понимать не только законодательные акты, но и иные нормативные акты, содержащие нормы, так или

иначе регламентирующие правоотношения в сфере реализации механизма защиты прав несовершеннолетних.

Таким образом, все эти нормы могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы, в свою очередь, можно расположить в строго иерархическую структуру. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе действующего законодательства.

При исследовании вопроса нормативно-правового регулирования механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в РТ, появляется необходимость детально рассмотреть некоторые положения основных норм и источников, которые регулируют этот отрасль.

Как и другие страны, Республика Таджикистан как суверенное государство защищает права и обязанности своих граждан. Статьи 33 и 34 Конституции Республики Таджикистан определяют, что семья как основа общества находится под защитой государства. На основании п. 1 ст. 34 Конституции РТ государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании. Конституция РТ определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РТ как составную часть ее правовой системы, а также устанавливает приоритет применения этих норм международного права по отношению к национальному законодательству, позволяя в полной мере распространить на территории страны международные нормы защиты прав детей.

В первую очередь это нормы Конвенции о правах ребенка (принятой 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированной 26 июня 1993 г.) Этот международно-правовой акт, являясь универсальным стандартом, служит мерилом основных прав детей в мире [6,13].

Признавая ребенком человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, Конвенция рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права [7, 9]. Она охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Одновременно Конвенция подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям [2,66].

Вместе с тем, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, Конституция РТ не проводит различий между взрослыми и детьми. Каждый член человеческого сообщества в равной мере обладает достоинством, признание которого является основой всех неотъемлемых прав личности. Объективной формой

выражения уважения достоинства личности со стороны государства служит реализация возложенной на него ст. 5 Конституции РТ обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Практических во всех странах мира дети находятся в особом, привилегированном положении. Не является исключением и Республика Таджикистан, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами, относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.

В национальном праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

В международных актах используется термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

В то же время, если обратить внимание на российское право, в нём существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например в уголовном, семейном).

Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет - и «несовершеннолетний» - в возрасте от

14 до 18 лет. Аналогичным образом определяются данные понятия и в Уголовном кодексе РТ, часть 1 ст. 86 которого указывает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет [9].

Указанные законодательные трактовки обусловлены различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Семейный кодекс (далее СК РТ) уравнивает понятия «ребенок» и «несовершеннолетний». Так, в ст. 55 СК РТ определено, что «ребенком» признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РТ специальных правовых средств по защите ребенка [10].

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., наиболее важными

стратегическими задачами нашего государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях: детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для РТ доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Во исполнение указанных задач в последнее десятилетие в Таджикистане создается современная система правовой защиты интересов детей применительно к действующим социально-экономическим условиям.

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст.

15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РТ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РТ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить:

- Декларацию прав ребенка 1959 г.;

- Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г.;

- Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила), и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

- осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантии прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;

- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;

- демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

На современном этапе государственного строительства Республики Таджикистан права детей в Таджикистане осуществляются и защищаются Конституцией РТ, Семейным, Трудовым, Уголовным и Гражданским кодексами, законами РТ «Об образовании» [5], «О социальной защите инвалидов» [3], «О дополнительном образовании» [1], «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» и другими нормативно-правовыми документами.

Статья 34 Конституции РТ определяет, что «мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства. Родители ответственны за воспитание детей, а совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании». А на основании статьи 35 каждый имеет право на труд, выбор профессии, работы, охрану труда и социальную защиту от безработицы.

В регулировании вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних немаловажное значение имеет и закон РТ «Об образовании». Но следует отметить, что указанный закон имеет и свои явные недостатки. К примеру, несмотря на то, что телесные наказания рассматриваются Комитетами ООН как часть запрета на применение пыток и других жестоких и бесчеловечных видов обращения и наказания, оно напрямую не запрещено на законодательном уровне в Таджикистане. Закон об образовании допускает исключение учащегося, достигшего 15-ти лет, «за систематические противоправные действия и грубые нарушения устава образовательного учреждения», при этом закон не закрепляет исчерпывающий список случаев, когда такие наказания могут быть применены.

В Положении об общеобразовательной школе также единственный вид наказания - исключение, которое может быть произведено за «нежелание продолжать учебу, неоднократное нарушение порядка и правил деятельности

коллектива, допущение недостойных поступков, а также нанесение материального ущерба школе» [8].

Более того, уставами детских учреждений (детские дома, школы-интернаты) не запрещено иметь положения о применении других наказаний, помимо исключения из учреждения. Не имеется исчерпывающего списка случаев, в которых может быть применено наказание, и несмотря на то, что решение вопроса об исключении ребенка принимается советом учреждения, теоретически персонал учреждений имеет право на очень широкую интерпретацию при применении наказаний, даже в унижающей либо жестокой форме. Более того, дисциплинарные наказания не запрещены законодательством Таджикистана. В результате чего такие наказания применяются в качестве одного из видов наказания в закрытых учреждениях для детей и допускаются администрацией учреждения.

Особое место в этой сфере занимает закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» [4].

Основной целью указанного закона является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов детей.

Кроме этого, можно отметить указ Президента РТ от 23 февраля 1995 года № 178 «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», постановления Правительства РТ: от 11 марта 2000 № 98 «Положение об органах опеки и попечительства», от 1 августа 2008 года «Об обеспечении защиты прав ребенка», от 21 февраля 1996 года № 70 «Положение о школе-интернате РТ», от 28 декабря 2006 года № 608 «О комитете по делам женщин, семьи при Правительстве РТ», от 4 июля 2003 года № 309 «Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 годы» и др.

В Таджикистане исходя из общепринятых принципов - отсутствия дискриминации и наилучшего обеспечения интересов ребенка, обеспечения права на жизнь и здоровое развитие, уважения собственных взглядов ребенка - законнодательство РТ признает права ребенка. Конституция РТ гарантирует права и свободы каждого независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения (статья 17). Каждый имеет право на жизнь (статья 18).

Республика Таджикистан в числе первых ратифицировала в 1993 году Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. В аспекте реализации принятых обязательств были также ратифицированы:

□ Факультативные протоколы к Конвенции ООН о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (июнь 2002 г.);

□ Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (июнь2002 года);

□ Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно

женщинами и детьми (июнь 2002 г.)

□ Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (июнь 2002 года);

□ Конвенция ООН о защите всех трудящихся - мигрантов и членов их семей (июль 2003 года).

□ Конвенция МОТ № 182, 1999 года «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (июнь 2005 года).

В стране за последние годы принят достаточно широкий круг нормативных правовых актов, обеспечивающих права детей. Это нормативно-правовые документы общего характера, содержащие нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи и детей. Был принят Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 годы. На защиту прав ребенка направлены стратегические программы страны, в том числе Национальная стратегия развития на период до 2015 года, исходящая из нее Стратегия снижения бедности на 2007-2009 годы, Стратегический план Республики Таджикистан по репродуктивному здоровью населения на период до 2014 года и другие национальные и ведомственные программы.

Таким образом, следует придти к выводу, что права ребенка в Таджикистане стране отождествляются с правами человека и гражданина во второй главе Конституции РТ, несмотря на то, что ребенок - субъект специфический и в политическом, и в материальном, и в процессуальном плане, поэтому нужен специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав. Специально о детях речь идет лишь в ч. 1, 2 ст. 34 Конституции РТ, причем в самом общем плане. Поэтому необходимость закрепления специального правового статуса ребенка на конституционном уровне очевидна.

Более того, основным аспектом проводимого нами анализа является изучение законодательства об охране детства. В результате проведенного нами анализа сделан вывод о том, что законодательство об охране детства нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Формируемая в соответствии с современными реалиями законодательная база по большей мере декларативна. Необходимо определение путей ее развития, необходим детальный анализ существующей нормативной базы, а также практики применения законов, выполнения целевых программ, и приведение законов в соответствие с Конституцией РТ, а также нормами международного права.

Список использованной литературы:

1. Ахбор Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 19.05.09. -№53, 2009, № 5, ст.338.

2. Бойко С.С. Административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Дисс. ... к.ю.н. 12.00.14. -Ростов-на-Дону, 2011, с. 26.

3. Закон РТ «О социальной защите инвалидов» от 29.12.10, №657, АМО РТ 2010, № 12. 4.Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». От 2 августа 2011. № 762. Источник: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2011.

5.Закон РТ «Об образовании» от 17.05.04, №3, АМО РТ 2004., №5, ст.345.

6. Международное право в современном мире /Сб. статей, отв. ред. Ю. М. Колосов. -М., 1991, с. 13.

7. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. — Омск, 2000, с. 9.

8. Положение «О Министерстве образования Республики Таджикистан». От 29 июня 2001 года № 322.

9. Уголовный кодекс РТ от 21.05.98г, №574, АМО РТ, 1998., №9, ст. 68.

10. Семейный кодекс РТ. АМО РТ 1998 год, № 22, ст. 303; 2006, №4, ст. 196; 2008, №3, ст. 201.

О.М. Юнусова

Некоторые вопросы становления и развития института государственного регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних в Республике

Таджикистан

Ключевые слова: защиты прав и свобод несовершеннолетних Республики Таджикистан, нормативно-правовое регулирование, Конвенция о правах ребенка, международноправовые акты

В статье рассматриваются основные направления нормативно-правовых основ государственного регулирования защиты прав и законных интересов детей в Республике Таджикистан. Кроме того, в общем порядке определяются основные вопросы становления и совершенствования законодательной системы республики, регулирующей правовой статус детей.

O.M. Yunusova

Some Issues of Formation and Development of the Institute of State Regulation in Regard to the Advocacy of the Underaged's Rights and Freedoms in Tajikistan Republic

Key words: advocacy of the underaged's rights and freedoms in RT, normative-legal regulation, Convention of child's rights, international legal instruments

The article dwells on the major streamlines of normative-legal grounds of state regulation in regard to the advocacy of the underaged's rights and freedoms in Tajikistan Republic. Into the bargain, principal items concerned with the formation and perfection of the legislative system of the republic regulating children's legal status are determined in general terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.